НЕСОСТОЯВШАЯСЯ СЕНСАЦИЯ
Сенсации не получилось. Игра "Первая Мировая" (World War I-La Grande Guerre 1914-1918)выпущенная фирмой AGEOD в конце 2008 г., вряд ли принесет разработчиками лавры, на которые они рассчитывали. Дело не в выбранной теме, а в том, как она реализована: от интерфейса, до непосредственно боевых действий.
Прежде всего напомним, что AGEOD за последние годы выпустила несколько пошаговых стратегий, основанных на одном движке, первой из которых была " Birth of America". Все они были достаточно успешны. Причин, думается, тому несколько. До сих пор эпохи, которые выбирала AGEOD для своих проектов, были посвящены колониальным войнам времен покорения Америки, так называемым "войнам в кружевах" или Наполеонике. Даже при минимуме анимации юниты радовали разноцветием мундиров, а кампании были динамичны и не длились более нескольких часов. Карты были экзотические и включали (за исключением наполеоники) малоизвестные театры военных действий. За вечер-два можно было пройти всю игру и узнать кое-что о неизвестных ранее войнах .
С каждой новой игрой движок AGEOD совершенствовался, добавлялись новые опции, и можно было надеется, что новая игра станет прорывом в новое, более качественное измерение. Из лаборатории разработчиком доносились намеки, что это будет чуть ли не конкурент знаменитого шедевра двухмерной игровой эпохи : "Виктория". То есть, нечто большее, чем симулятор какой-то одной войны. Но все оказалось проще. Тема предельно узкая и оттого достаточно предсказуемая - Первая Мировая. Нового движка нет, а есть старый, хотя и очень сильно усложненный. Настолько, что играть стало трудно, а порой просто скучно, несмотря на многочисленные новации.ЕВРОПА ВОЮЕТ ПО ПЛАНУ
Итак, что мы имеем. Карту, конечно. Причем огромную карту Европы периода Первой Мировой войны. Настолько большую, что подробно изучать все свои провинции не имеет смысла - их так много, что потеря одной мало что значит, а то вы и вовсе того не заметите. Войска заранее размещены и представлены на карте 3-хмерными спрайтами, каждый из которых означает армию или корпус с обязательной штаб-квартирой, где сидит генерал. Причем, отдадим должное исторической достоверности, униформа юнитов меняется в зависимости от периода войны. Например солдаты кайзера 1914 года носят шлемы с шишаками, а к концу войны выглядят уже иначе. Но это мелочи. Анимации на карте вообще крайне мало - только юниты: пехота и кораблики в портах. В остальном поле действия абсолютно плоское, неживое, к тому же выдержано в тяжелых, мрачных, желто-коричневых тонах. В этом смысле игра тяготеет не к современному вэргейму, а к настольным играм, как собственно, и все игры от AGEOD, но прежде они не были такими неприветливыми .
Игра начинает не сразу, а с выбора военного плана. Для каждой из воюющих сторон он свой. Россия, например, может выбрать классический вариант - вторжение в Восточную Пруссию армиями Самсонова и Ренненкампфа. Или альтернативный, псевдо исторический план, тогда и начальное расположение армий на карте будет иное. Если Германия предпочтет план Шлиффена, то ее главные силы сосредоточатся для вторжения в Бельгию, если план Мольтке, то германское наступление будет направлено на восток. Таких альтернативных планов может быть 5-6.
Также выбираем исторические события. Например, можно "заказать" себе Ленина, чтобы он начал подрывать изнутри национальную волю российского народа. Или Мату Хари, которая откроет вам большой кусок "тумана войны". Или новейшие военные коды. Или даже "джихад", хотя ценность последнего весьма сомнительна.
ВСЕ НОВОЕ- ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Абсолютно новое в движке: дипломатия и научные исследования. Нельзя заключить мир между АНТАНТОЙ и Центральными Державами, но можно плести политические козни с нейтралами, типа шведов, Швейцарии, США и т.п., получая от этого различные политические или экономические бонусы. Действовать на дипломатическом фронте надо активно, толкая локтями конкурентов. Засылать всех своих свободных дипломатов куда только пустят. В игре это выглядит примерно так, как рассылка торговцев в торговые центры в " Europe Universalis". Выпихнул чужака, поставил своего - получил бонус.
Окно научных исследований открывает доступ к новым типам юнитов: пулеметам, танкам, горчичным газам, усовершенствованным аэропланам, артиллерии нового поколения.
Ничего подобного, ни дипломатии, ни технологического дерева, в прежних играх AGEOD не было.
Проблема пожалуй в том, что все это так или иначе было в других играх других фирм и намного раньше, в "Дне победы", в старенькой "Виктории", в недавней российской трехмерной и богато анимированной "Агрессии", так что и удивить этим некого. Без подобных элементов глобальная стратегия, а "Первая Мировая" принадлежит именно к такому жанру, просто не состоится. Так что удачей эти новации считать не приходится. Это так сказать, требования жанра. Они здесь соблюдены и только. Прорыва не получилось.
ПАСЬЯНС ДЛЯ ГЕНЕРАЛА САМСОНОВА
Играем мы по сценариям, выбирая либо Большую Кампанию, либо разные локальные фронты, вроде Капоретто, Галлипли и прочих. В Большой Кампании тоже есть выбор - либо воевать за каждую из 4-х главных сторон конфликта (Германия, Франция, Англия, Россия), либо за блоки: АНТАНТА и Австро-германский союз. В последнем случае вы управляете всеми армиями своей коалиции.
Армии формируются по принципу всех прежних игр от AGEOD - генерал вдет за собой "ленту" из различных юнитов. В начале войны это преимущественно пехота. Резервы "заказываются" в особом окне управления империей. "Первая Мировая" - стратегия пошаговая, причем "шаги" разделены еще на различные фазы (военную, дипломатическую).
Но вот начались сражения. Бои происходят при сближении на карте вражеских юнитов.
А дальше нас ждет сюрприз, новинка, который в прежних играх от этой фирмы мы не встречали. Раньше исход столкновения юнитов подсчитывался автоматически - калькулятором. Сейчас подсчет военных потерь тоже ведется автоматически, но все же появилось некое подобие тактического режима. Причем очень своеобразное.
Когда начинается бой мы попадаем в особое окно, где нужно, как карты на столе, разложить иконки своих юнитов (см. скриншот). Из исходной позиции (нижняя горизонтальная ячейка) их нужно выдвинуть на передовую (следующая ячейка). Противник делает то же самое, но его юниты не видны, они появятся только после того, как вы дадите сигнал к бою. Можно выдвинуть на передовую только один отряд - он скорее всего погибнет, но вы увидите, какие "козыри", на руках у врага. А можно двинуть в атаку все ваши полки, и тогда исход сражения будет зависеть от того, как разложится этот пасьянс. Если противник поставит напротив вашего пехотного полка пулеметы, для вас это кончится плохо. А если у вас есть артиллерия, то плохо придется ему, если у него ее нет.
Есть еще и резерв. Его выделяют перед началом боя - изымают из обшей ленты и передают в распоряжение штаба. В нужный момент резерв можно бросить на поле боя, или пополнить за его счет потери полков.
Морские сражения развиваются по тому же сценарию. Если напротив вашего крейсера оказался линкор - пиши пропало.
Вот так и воюем. Вербуем резервы, передвигаем фишки юнитов, исследуем новые вооружения, гоняем в хвост и в гриву своих дипломатов и крепим национальную волю к победе.
ГОРЕ ПОБЕЖДЕННЫМ
Подведем итог. Он будет не слишком утешительным. Складывается впечатление, что "Первая Мировая" (World War I-La Grande Guerre 1914-1918) родилась между прошлым и будущим. Ее игровые схемы, графика, карта - из глубокого прошлого. Будущее (трехмерность, анимация, зрелищные эффекты) едва просматриваются. Единственная оригинальная находка - "пасьянс" вместо тактических сражений. Но большинство игроков, безусловно, предпочло бы живые анимированные юниты, а не военные игральные "карты".
Игра сделана с большим вниманием к историческим аспектам, она масштабна и детально проработана. Особенно в вопросах униформы. Даже сербские, болгарские войска и прочие "миноры"- и те прорисованы как надо. Но вдохновения и желания сражаться до победного конца все же не возникает. Кроме того, несмотря на свою двухмерность, "Первая Мировая" оказалась весьма требовательна к "железу". Даже если у вас компьютер успешно поддерживает такого колосса, как Mediewal-2: Total War, то здесь он начнет тормозить, а паузы между ходами растянутся в минуты вынужденной скуки.
Интерфейс тоже мягко говоря недружественный. Приготовьтесь терпеливо корпеть над обучающими кампаниями, но и этого порой мало. По ходу игры много раз будут возникать ситуации, когда, нажав кнопку "конец хода", вы получите сообщение, что это невозможно, потому что вы что-то сделали неправильно. Послали два отряда в один квадрат или что -то еще. И вам придется проверять все свои ходы, каждый юнит, чтобы найти ошибку.
Первая Мировая война - как объект для разработки новой игры, безусловно, была и остается интересной темой. К ней разработчики будут обращаться еще не раз. World War I-La Grande Guerre 1914-1918 - одна из таких попыток. К сожалению, не слишком удачная.
|
|