PARADOX'АЛЬНАЯ КУЛИНАРИЯ
В наше время игра без адд-она что обед без десерта. Хотя в случае игр от Paradox правильнее говорить: без второго. После выхода игры складывается впечатление, что подали первое и попросили из-за стола. При этом, чтобы получить на второе котлетку с гарниром, надо отдельно заплатить да ещё подождать полгода-год.
«EU:Rome» оставил гурманов неудовлетворёнными. После вкушения блюда остался острый привкус чего-то знакомого, всё того же «ЕУшного». А разве могло быть иначе, когда «EU:Rome» практически все свои основные черты унаследовал от третьей «Европы» с редким вкраплением отдельных ингредиентов от «Крестоносцев»? Это был ненастоящий, неримский, «Рим». Не пережевав как следует эту стряпню, гурманы-игроманы торопливо её проглотили и замерли в ожидании второго. Надеяться они имели полное право – обычно «парадоксовским» адд-онам удаётся залатать огрехи оригинала. Как-то выйдет на этот раз?
Прозвучал гонг – кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста. На наших рабочих столах дымится горячее блюдо – «Europa Universalis: Rome — Vae Victis» или в локализованном варианте «Европа. Древний Рим: Золотой век». Вообще изменение названий блюд в меню от локализаторов студии Snowball для меня всегда оставалось загадкой. И ладно бы предложенные ими варианты были более удачными, так ведь нет, ни по сути, ни по звучанию они не выигрывают перед оригинальными. Скорее, даже проигрывают. Ну да дело хозяйское, знать, не постичь мне всех премудростей маркетинговой политики.
НОВОЕ БЛЮДО СО СТАРЫМ ДУШКОМ
Итак, чем же приправили адд-он? Приобрёл ли он специфические вкус, цвет и запах, достойные выделения его в отдельный класс блюд от Paradox? Не затягивая интригу, отвечу просто: нет. К сожалению, адд-он не пошёл на пользу репутации игры.
Все изменения, внесённые в «Рим», можно разделить на три категории: изменения в интерфейсе, усиление влияния персонажей, заимствования из ЕУ3 и «Крестоносцев». Декларируется, что изменения интерфейса должны привести к большей информативности игровых окошек и к уменьшению роли микроменеджмента. Действительно, появились новые окна (Правительство, Задания и решения, Персонажи), окно династии/персонажа увеличилось, вобрав в себя новую информацию (партийность, место рождения, титулы и др.). Упрощение микроменеджмента фактически свелось к замене понятия «губернатор провинции» на «губернатор региона». То есть теперь провинции сгруппированы по нескольку штук в регионы, и назначенный губернатор будет управлять всей областью сразу. Количество необходимых кандидатов и кликаний мышью резко сокращается, что хорошо.
Но на одно «хорошо» нам предлагается несколько… не то чтобы «плохо», но скажем так «не хорошо». Это как раз и есть усиление ролевой системы. И прежде всего стоит сказать о появлении в игре Сената (Совета) – правительственного органа. Мол, в оригинальной игре Сенат был обойдён вниманием, и теперь эта недоработка исправлена. Согласен, исправлена. Вопрос только в том, как именно. Следить за партийной принадлежностью ВСЕХ персонажей в игре – дело, мягко говоря, неблагодарное, хлопотное и сводящее на нет весь выигрыш от замены провинций на регионы. Отследить, что, как и почему влияет на расстановку сил в Сенате, на кандидатуру следующего консула, на выборы (а они, такие-сякие, происходят едва ли не ежегодно, то есть едва ли не ежеминутно в игре) – дело не для слабонервных или нетерпеливых. Всё это настолько захламляет игровой процесс, что не оставляет места получению удовольствия.
Кроме того, все персонажи приобрели новые черты. Они имеют свои амбиции, свои жизненные цели, свои пристрастия. Они с готовностью склоняются к бунту, с удовольствием эмигрируют и конечно не отличаются особой благодарностью к благодеяниям. То есть их постарались сделать чуть более живыми, приблизить к персонажам «Крестоносцев». Но там игрок отождествлялся с конкретным правителем, у него был Главный Герой и, соответственно, его окружение. И всё это не покидало поля зрения по крайней мере игровые часы, за которые можно и привыкнуть к персонажам, начать хотя бы различать их – что и требуется от ролевой системы. В «Риме» всё гораздо хуже. Главного героя нет, персонажей много и ничем они не выделяются, стремительно мелькают, сменяют друг друга в окошке правителя, не успев даже зафиксироваться в памяти. Следить за этим неудобоваримым калейдоскопом сомнительное удовольствие. Здесь же ещё раз посетую на бесцветную уродливость физиономий персонажей в игре.
На редкость неудачная реализация.
Из европейской «Византии» в «Золотой век» перекочевала система принятия решений. Условия их выполнения теперь доступны для обозрения, запустить или нет реформу тоже отдаётся на откуп играющему. Ничего нового, специфического этим не привнесено. Зато выбор фракций и, соответственно, реиграбельность значительно уступают остальным своим сёстрам в славной семье глобальных стратегий. И это, пожалуй, одна из самых ярких отличительных черт «Рима». Хотя надо добавить, крайне негативная черта.
В целом игра «Europa Universalis: Rome» с первым адд-оном не приобрела римской специфики, и как была всего лишь клоном ЕУ3, так им и осталась. На стол нам подали всё тот же неудобоваримый компот, пусть и в другой кастрюле. В чём здесь причина, в нерадивости, не изобретательности ли разработчиков, в трудности реализации на «парадоксовских» движках античности или даже в принципиальной неудачности для глобальных стратегий этой эпохи – сказать трудно. Но игра так и остаётся аутсайдером в славной линейке стратегий от Paradox, и думается мне, положения не изменят ни следующие патчи, ни новые адд-оны.
|
|