СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ
Случайности, как ни крути, играют в нашей жизни значительную роль, ведь
всего не распланируешь, не предусмотришь. Мое знакомство с игрой «В тылу
врага», вышедшей в 2004 году, – чистая случайность, и, несомненно,
случайность счастливая. Зашел как то в магазин, случайно обратил
внимание на коробку с новой игрой безвестной тогда компании
Best Way. Посмотрел скриншоты на обложке,
почитал текст… Приобрел – и не пожалел.
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ
НАЧИНАЛОСЬ?..
Что из себя представляет «В тылу врага»? Это тактическая стратегия на
тему Второй Мировой войны, в которой игроку придется управлять маленькой
группой в пять-десять человек или парой единиц бронетехники, выполнять
различные тактические и сюжетные задания и воевать против значительно
превосходящих сил противника. Основа, которая была заложена в этой игре,
видоизменяясь и эволюционируя, осталась в последующих играх серии – «В
тылу врага: Диверсанты» и «В тылу врага: Диверсанты 2», «В тылу врага 2»
и «В тылу врага 2: Братья по оружию».
Четыре
игровые стороны – СССР, Германия, США и Великобритания (в дальнейших
играх их объединили в «Союзников»). Миссии, отдельные либо сюжетно
связанные в кампании, свобода выбора тактических решений (иногда полная,
иногда – относительная), удачный баланс между реалистичностью
происходящего и удобством игры.
Масса разнообразных видов бронетехники, артиллерии и стрелкового
вооружения. Снаряды различаются по калибрам и по назначению (бронебойные
и фугасно-осколочные). Патроны к стрелковому оружию тоже делятся на
классы – винтовочные, пулеметные, пистолетные. Есть разные типы
противопехотных и противотанковых гранат. И всем этим игрок может
свободно распоряжаться сам – загружать в рюкзак-инвентарь каждого бойца
или технической единицы необходимое, выбрасывать ненужное, использовать
по усмотрению. Подбирать на поле боя боеприпасы и оружие, снимать с
подбитой техники пулеметы и сливать бензин, обезвреживать вражеские
минные заграждения, захватывать технику и тяжелое вооружение –
заниматься подобным «микроменеджментом» при прохождении миссий игры не
только можно, но и должно.
К сожалению, в играх «В тылу врага 2» и «В тылу врага 2: Братья по
оружию» в связи со значительным увеличением масштаба происходящего в
игре, и изменения ее характера от «в тылы врага» до «на переднем крае»,
надобность подобного «микроменеджмента» отпала. Да и невозможно за всем
уследить, если под твоим началом не пять солдат, а пятьдесят, а то и
больше.
Естественно, надо сказать о замечательной особенности игры – способности
брать на «ручное управление» любого юнита. При этом управление
осуществляется как в шутере от третьего лица – клавиатурными «стрелками»
двигаемся, «мышью» целимся и стреляем.
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА
Несмотря на то, что игра вышла в 2004 году, до сих пор ее физический
движок и графика смотрятся на уровне. На момент же выхода, игра в этих
компонентах просто не имела себе равных. Полная интерактивность
окружения, красота и сочность изображения – все это было в игре. В
дальнейшем, в продолжении игры – «В тылу врага 2» – эти аспекты были
доведены до совершенства.
Игровой ИИ не отличался какой-то особенной изысканностью, но на помощь
«своим» приходило «ручное управление», а на помощь «чужим» – скрипты.
Правда, иногда (весьма редко) скрипты в миссиях срабатывали некорректно
– если игрок предпримет какой-нибудь очень неожиданный шаг. Но во всех
играх серии, «В тылу врага» в этом отношении самая благополучная. В
играх-продолжениях ИИ заметно не поумнел, а вот положение со скриптами
резко ухудшилось – разработчики усиленно загоняют игрока на стальные
скриптовые рельсы, а попытки игрока поступать «по-своему» стала грозить
сбоями и ошибками.
Реализм
и игровые условности во «В тылу врага» были смешаны в пропорции, близкой
к идеальной. Пусть танки стреляли на расстояние не более ста метров, но
я не могу себе представить, как бы выглядела танковая дуэль в этой игре
на расстоянии полутора километров, при таком уровне графики и физики. Да
еще – при тогдашнем уровне компьютерного «железа». В данном случае,
реализм принесен в жертву геймплею совершенно оправдано. С другой
стороны, сама техника показана достаточно реалистично: и модель
повреждений (никаких вам лайфбаров!, физика и еще раз физика), и общее
оформление – возможность мелкого полевого ремонта (при наличии
ремкомплекта), и невозможность исправить серьезные повреждения; наличие
экипажа, каждый член которого выполняет свои функции; требуемый для
движения бензин и необходимые для вооружения различные боеприпасы…
Еще одна черта, которая во «В тылу врага» была на высшем уровне –
игровой интерфейс и удобство управления. Никаких лишних кнопок, никаких
вкладок и особых настроек – только самое необходимое, приятно
оформленное, радующее глаз и удобное в использовании. В игре «В тылу
врага 2» разработчики, словно решив поиздеваться над игроками, все
усложнили и запутали (хотя намеревались, конечно, упростить). Вот
пример. Во «В тылу врага 2» для каждого из действий – установить мину,
заложить динамит, установить маскировочную «зелень», начать ремонт
техники и т. п. – имеются свои отдельные, самостоятельные кнопки,
распиханные по трем вкладкам. А вот в первой «В тылу врага» было
достаточно нажать на единственную кнопку «использовать», чтобы боец
выполнял действия, соответствующие тому предмету (мине, динамитной шашке
и т. д.), который он держал в руках.
Удобная миникарта из «В тылу врага», во «В тылу врага 2» превратилась в
чудовищную «микрокарту» (ситуацию немного выправил патч, введший еще
одну, дополнительную, миникарту). И лишь в аддоне «В тылу врага 2:
Братья по оружию» с миникартой снова стало удобно работать.
Во «В тылу врага» (равно как и в «Диверсантах», сделанных на том же
движке) в отношении игровой индикации свято проповедовался принцип
минимализма – никаких лишних иконок, подписей и надписей, фигурных
курсоров и пиктограмм. Никакие аркадные элементы индикационного
оформления не портили реалистичную картинку.
Однако, в следующих играх серии: «В тылу врага 2» и особенно аддонах к
ней, с увеличением реалистичности и качества графики и физики, резко
увеличилось количество условной индикации. Дошло до того, что в игре «В
тылу врага 2: Братья по оружию» при повреждении гусеницы танка всплывает
огромная цветная надпись «трак поврежден», тогда как в первой «В тылу
врага» подобные повреждения можно было оценить только «на глаз».
Различные индикации, подсказки и надписи, поселившиеся во «В тылу врага
2» и обильно размножившиеся во «В тылу врага 2: Братья по оружию»
уместно смотрятся в рассчитанной под мультиплеер игрe
с классическими лайфбарами, пример тому – отличная игра
Company Of Heroes. В реалистической тактической
стратегии подобное только портит картину.
УРОЖАЙ С ПОЛЕЙ СРАЖЕНИЙ
«В тылу врага» включает в себя четыре кампании – за СССР, Америку,
Великобританию и Германию. И еще семь одиночных миссий. Всего – двадцать
восемь миссий, больше, чем в любой из последующих игр серии.
В кампании за СССР («Катюша», 1942 г.) советские танкисты, оставшиеся
«безлошадными» и попавшие в окружение после налета немецкой авиации на
танковую колонну, и парашютисты, неудачно сброшенные в немецкий тыл,
объединяют свои усилия, чтобы выполнить стоявшие перед ними задачи –
уничтожить захваченный немцами реактивный миномет БМ-13 «Катюша» и
уничтожить разгружающуюся на железнодорожной станции немецкую
бронетехнику до прибытия ее экипажей.
Американская кампания («Дорога на Берлин», 1944 г.) посвящена операции «Маркет-Гарден»,
высадке воздушно-десантных войск, танковых атаках и последовавших боях у
города Неймеген.
Кампания
за Великобританию («Проект Америка»,1944 г.) несколько фантастична по
сюжету – британские коммандос проникают в немецкие тылы, чтобы выкрасть
систему наведения упавшей где-то кололо Дюнкерка экспериментальной
немецкой ракеты Фау-3, которую коварные немцы собирались запустить по
Нью-Йорку. Пусть сценаристы игры погрешили против истины – подобной
ракеты в природе не существовало вовсе, - испытания, выпавшие на долю
отважных британцев были весьма нешуточными.
Немецкая кампания («Ярость тигра», 1944 г.) напротив, повествует о
вполне реальной исторической личности – лучшем немецком танковом асе
гауптштурмфюрере CC Михаэле Виттмане и
знаменитом бое у Виллер-Бокаж 13 июня 1944 г., где его рота разгромила
английскую 22-ю танковую бригаду.
К игре был выпущен патч, исправлявший
различные ошибки. Изначально мультиплеер в игре был представлен только
совместным прохождением миссий. Но затем было выпущено
Многопользовательское дополнение, которое
вводило полноценные сетевые сражения между игроками и, заодно, добавляло
кое-какие новые возможности в синглплеер, являясь по сути большим вторым
патчем к игре.
На мой взгляд, появление сетевого режима сыграло для «В тылу врага»
плохую службу. Оригинальная игра предполагала более-менее скрытное,
неспешное прохождение, когда каждый боец – на вес золота, когда для
выполнения заданий требовалось нечто большее, чем просто умение быстро
кликать «мышью». Продолжения игры выходили с все более явным креном в
сторону мультиплеера, разработчики все больше заботятся о «балансе»,
«стабильности серверов» и прочем, постепенно забывая о внятном сюжете и
продуманности и дизайне миссий в кампаниях. Увеличение масштабности
происходящего от единичных юнитов («В тылу врага»), к десяткам («В тылу
врага 2») и сотням («В тылу врага 2: Братья по оружию») также не идет
игре на пользу. Оставшиеся почти без изменений основы игры («микроменеджмент»,
«ручное управление») стали просто не нужны. Так что от них и вовсе можно
отказаться.
Если убрать все эти особенности – что останется от игры? Красивая
картинка и хороший физический движок. Пустышка для сетевых баталий, в
которых все равно что – но чтоб стреляло.
ДИВЕРСАНТЫ
Пока программисты из Best Way трудились над
созданием «В тылу врага 2», компания Dark Fox выпустила в 2005 году игру
«В тылу врага: Диверсанты» - самостоятельное дополнение к игре «В тылу
врага». В игре была представлена только одна кампания – 10 слабо
связанных между собой миссий за советских диверсантов, пакостящих
потихоньку в немецком тылу. Хотя почему – «потихоньку»? Пусть задания
для миссий вполне камерные – уничтожить склад или самоходные гаубицы,
захватить или провезти через линию фронта языка – но превращаются они в
истинное побоище. Немцев на карте не просто много, а очень много. Как
пехоты, так и техники. Так что на задание, собственно, можно почти не
обращать внимания – все равно в большинстве случаев для его выполнения
придется медленно и изматывающее очищать карту от противника. Когда
диверсанты решили отомстить за гибель своей снайперши Маши Боровицкой,
вместе с десятком немецких снайперов им пришлось уничтожить батальон
пехоты полтора десятка единиц техники – от легких бронеавтомобилей до
тяжелых танков. Большинство тактических приемов сводится к банальному «hit
and run», выстрелил – беги, заводи преследователей в засаду.
Перестрелял
– снова выдвигайся вперед, снова стреляй и беги…
Логическую связь между миссиями поддерживают весьма симпатичные ролики,
вопреки традиции сделанные не на движке игры, а вполне достойной «компьютерно-мультипликационной»
графикой.
В игре нет такого разнообразия, как у «В тылу врага», но играть, в
принципе, более-менее интересно, если не обращать на нелогичность игры
(не диверсанты а терминаторы какие-то!). Забавно решать тактические
задачки вроде – как эффективнее устроить засаду, как выманить в лес
только пехоту, не потревожив танк (или наоборот). Или – как убить одним
выстрелом двух зайцев (а точнее – одной гранатой двух «тигров»).
По сравнению с «В тылу врага» движок не претерпел никаких изменений,
разве что камера стала более свободной. Добавилось несколько образцов
техники, доступных ранее во «В тылу врага» только в мультиплеере. В
одной из миссий диверсанты нашли у одного из немцев японскую винтовку «Арисака».
Каким ветром занесло ее в части вермахта на Украине – одним
разработчикам известно.
В «Диверсантах» появилась такая особенность, как «навык» владением
оружия – теперь имеет смысл раздавать пехотинцам оружие не как попало, а
в соответствии с их «навыками». Один великолепно владеет пулеметом, но
снайперскую винтовку лучше ему не доверять. Другой одинаково хорошо
владеет винтовкой и автоматом, а третьему оружия в руки вообще лучше не
давать. В оригинальную игру «навыки» были привнесены
Многопользовательским дополнением.
Снова навыки всплыли в игре «В тылу врага 2: Братья по оружию». Однако,
если в «Диверсантах» с их отрядом в пять – шесть человек имело смысл
следить за оружием, в «Братьях по оружию» с их многочисленными юнитами
на поле боя эта «фишка» стала пятым колесом – вроде ехать не мешает, но
и пользы никакой.
В целом, «Диверсанты» получились игрой специально для ветеранов «В тылу
врага». Причем, больший упор был сделан на «скорость клика», нежели на
«вольтаж в нейронах». Новичку играть в «Диверсантов» было бы тяжело – и
обучения нет, и сложность миссий для «свежего» человека излишняя.
Вот если бы еще «В тылу врага: Диверсанты» шли бы как дополнение к «В
тылу врага», а не как самостоятельный аддон и стоили бы в два раза
дешевле – тогда и вовсе было бы замечательно.
ДИВЕРСАНТЫ 2
В 2006 году все та же компания Dark Fox выпустила второй самостоятельный
аддон – «В тылу врага: Диверсанты 2». Причем – практически сразу после
того, как Best Way выпустили «В тылу врага 2».
Не иначе «темные лисы» надеялись что «головной» бренд магическим
словосочетанием «В тылу врага» и «2» раскрутит заодно и их продукт, и
запутает наивного покупателя.
Движок новой игры все тот же, оставшийся в наследство от «В тылу врага».
И если первых «Диверсантов» сравнивать было не с чем, то «Диверсанты 2»
всухую проигрывают «В тылу врага 2», да оно и понятно.
Если первые «Диверсанты», при всех их недостатках, были сделаны
«серьезно и ответственно», к созданию «Диверсантов 2» разработчики
подошли спустя рукава, в явной надежде заработать на раскрученном
продукте, не пытаясь при этом сделать нечто достойное. В «Диверсантах 2»
опять только одна кампания на десять миссий. Главная героиня – снайперша
Катя Стрельникова. То ли разработчикам стало жалко невинно убиенную ими
снайпершу Машу Боровицкую из первых «Диверсантов» и они решили
реабилитироваться, то ли сказалась общая мода на советских
женщин-снайперов времен Великой Отечественной.
Пугать
игра начинает еще задолго до собственно игры – своими видеороликами.
Такое ощущение, что коллективы провинциального краеведческого музея и
третьестепенного драматического театра скооперировались, пригласили
оператора, снимающего обычно свадьбы и юбилеи, и решили снять фильм «про
войну». Если разработчикам было лень тратить деньги на приличные
заставки, зачем вообще надо было снимать то, что они сняли? Лучше бы эти
финансовые крохи вложили в саму игру.
Впрочем, помогло бы это – неизвестно. «Диверсанты 2» получились
откровенно вторичным (если не третичным) продуктом. Нововведения
отсутствуют, оригинальные ходы - тоже. Задания банальны – выкрасть то,
взорвать это, уничтожить то, удержать сё. Толпы не блещущих интеллектом
немцев и пресловутая «скорость клика». Даже не знаю, что добавить еще.
…ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Что же мы имеем в сухом остатке? Уступая с точки зрения совершенства
графики и физики «В тылу врага 2: Братья по оружию», первая «В тылу
врага» по общей совокупности игровых особенностей, по так называемому
геймплею, остается лучшей игрой серии.
«В тылу врага 2» с аддонами – игры неплохие, вот только содержимое их,
мягко говоря, не соответствует названию. По сути дела, это совсем другие
игры.
Если бы разработчики из Best Way оставили свой
порочный аркадно-мультиплеерно-масштабный путь и вернулись бы к истокам…
Если бы вышла игра на движке, подобном «В тылу врага 2: Братья по
оружию», но с геймплеем, подобным «В тылу врага»… Если бы… |
|