На главную страницу
Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.

ЧЁРНЫЕ БУШЛАТЫ
На internetwars.ru

Игра вышла в 2009 г.

Официальный сайт


СКРИНШОТЫ:


"Бруно"


Десант


База итальянских субмарин


Перед боем


Эшелоны на станции


На испуг!


НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

Широкие лиманы, поникшие каштаны,
Красавица Одесса под вражеским огнем.
С горячим пулеметом на вахте неустанно
Молоденький парнишка в бушлатике морском.
"Мишка - одессит" - песня военных лет

В БОЙ ИДУТ ЧЕРНЫЕ БУШЛАТЫ
Для первой игры из серии «В тылу врага» компания-разработчик «Best Way» аддоны не выпускала, и зря. Этим занялись посторонние фирмы под патронажем издателя – «1С». В результате, мы получили «Диверсантов» за номерами один, два и три. Которые «официальными» аддонами не считались, но были просто «играми на движке…». Особым качеством «Диверсанты» не блистали и особой славы не снискали.
Создание аддонов к игре «В тылу врага 2» «Best Way» решили никому на откуп не отдавать, взялись делать сами. Итог – «Братья по оружию» и «Лис пустыни»
, которые отечественные игроки покупали по отдельности, как самостоятельные аддоны, а западные игрокам они достались в виде единого продукта.
И вот – возврат к старой практике. Игра «Чёрные бушлаты» «официально» к серии «В тылу врага» не относится. Но сделана на движке «Лиса пустыни». За разработку ответственна всё та же «1С». Но, внимание, автор игры (неоднократно подчеркивалось, что игра именно «авторская») – известный писатель А.Зорич, который, помимо прочего, является автором сценария к первой игре «В тылу врага», да и её продолжение не обошёл стороной.
О том, что предполагалось сделать в игре, можно прочитать в интервью, которое А.Зорич дал специально для нашего сайта. О том, что в итоге получилось, я сейчас расскажу.

ДЕСЯТЬ СТАЛИНСКИХ УДАРОВ
Место действия – побережье Чёрного моря. Время действия – 1941-1944 гг., от обороны Одессы до высадки в Констанце. Действующие лица – вооружённые силы СССР, Германии, Румынии и Италии. Воюем мы только за СССР, главным образом – за морскую пехоту, чёрные бушлаты которой и дали название игре. Однако не обделены вниманием и другие войска, особенно десантники-парашютисты и диверсанты-разведчики. Всего в игре двадцать три миссии, объединенные в шесть разновеликих кампании.
Скажу сразу, что это весьма немало. Некоторые миссии, конечно, попроще, проходятся побыстрее. Но попадаются и такие, на которые можно угрохать целый вечер. Только, значит, выполнишь задание или уничтожишь всех врагов, как бац! – открывается еще одна часть карты, и снова здорово. В общем, по «объёму» игра значительная, побольше Черные бушлаты- игра для PC На internetwars.ru«официальных аддонов». На быстрое прохождение не приходится рассчитывать, что только к лучшему.
По наследству от «Лиса пустыни» игре достались все особенности «физики и графики», останавливаться на них отдельно нет смысла. Игровая механика и общие принципы – те же. «В тылу врага» она и есть «В тылу врага», как ни назови. По прежнему под руководство игрока могут выделить и единичного бойца и несколько десятков, с приданной техникой и средствами усиления. Конечно, с поправкой на приморское место действия (в игре значительное количество плавсредств). По прежнему имеется «инвентарь» и «прямое управление» юнитом. Появившиеся в «Братьях по оружию» традиционные RTS-элементы: вызов подкрепления или артиллерийской/авиационной поддержки – присутствует. Но в гомеопатических дозах (что радует) и в красивом оформлении. Когда на каком-нибудь крейсере морячки в белых робах разворачивают главный калибр и начинают шарашить так, что от вражеской береговой обороны только клочья летят – это впечатляет.
Кое-что из наследства «Лиса пустыни» изменилось. Например, чувствуется, что снизилась дальность стрельбы у оружия. Во всех играх «ВТВ» эта дальность была не велика, игра – она на то и игра. Только безумным хардкорщикам подавай «реалистичности» без меры.
Но когда винтовка и противотанковая пушка стреляют на одни и те же 60-80 метров – это как-то не очень. Себя я к хардкорщикам отнюдь не причисляю, потому к факту, что нож можно прицельно метнуть на пятнадцать метров, но из миномёта стрельнуть только на сто двадцать отношусь спокойно. Разве что обращаю на него внимание.
Другое изменение, к которому я отношусь куда менее спокойно – снижение эффективности действия фугасных снарядов. После «Братьев по оружию», где, наконец-то, одного снаряда стало хватать больше, чем на одного пехотинца – явный шаг назад. Случаются и забавные казусы – жахнешь из гаубицы по дому, у того стена с половиной крыши рухнет, а пехотинцам, что за этой стеной прятались – хоть бы хны. Только пыль с мундиров отряхивают.

БОЛЬШИЕ ПУШКИ МАНШТЕЙНА
Что поменялось в лучшую сторону, так это интерфейс. Нет, функционально он остался прежним, но наконец-то его оформление смогли как следует стилизовать. Получилось неплохо. И даже хорошо. Особенно мне понравились «иконки-картинки» юнитов, стилизованные под старые фотографии, заменившие страхолюдные рисунки из «ВТВ-2».
Причём у «героев» (термин мой, каким пользовались разработчики не знаю), реальных личностей, имеющихся в миссиях, «фотографии» свои, персональные, неповторимые. За портретное сходство всех не поручусь, но «дорогого нашего Леонида Ильича» можно узнать и без подписи.
Черные бушлаты«Герои» - это своеобразный декоративный элемент в игре, явным образом не видный. Историческая персона, принимавшая то или иное участие в событиях, показанных в миссии игры. Иногда, вполне традиционно для игр, одно из условий победы – «такой-то такойтович, герой, не должен погибнуть». Например, в компании «Большие пушки Манштейна» разведчик капитан Фёдоров – центральная фигура, проходит через все миссии кампании, потерять его никак нельзя. Полковник Брежнев мелькает всего в одной миссии, там он скорее для мебели и придания колорита, но допустить его гибель игрок, понятное дело, не должен. Но иногда на «героя» натыкаешься совершенно случайно, и никаких особых условий на его счёт не выдвигается. А с миссией, посвященной штурму Владиславовки (Керченско-Феодосийская операция) связан вовсе анекдотичный случай – изначально игроку выданы четыре отделения морских пехотинцев, и каждым (!) из них командует некто В.Чупов. Четыре «героя» на миссию – это ладно. Но четыре одинаковых «героя» заставляют задуматься о приоритете советских учёных в деле клонирования человека.

ТЕРМИНАТОРЫ В ТЫЛУ ВРАГА
Миссии поставлены по двум классическим для игры схемам – либо «стенка на стенку» (как оборонительные, так и наступательные), либо «терминаторы в тылу врага». Но это – расклад в общем случае. В конкретном приложении миссии разнообразны и довольно необычны. В глухой обороне, с окопами «от края до края» мы почти никогда не сидим. Всё больше наступаем сами. И в лоб, на пулемёты и пушки, и с парашютом с неба на землю, в глубокие тылы. Но чаще – с моря. Десант под Одессой, высадка в Феодосии, Новороссийск, и т. д., мы наступаем, бьём врага, освобождаем территорию… После таких побед как-то обидно знать, чем кончились оборона Одессы и Севастополя, Керченско-Феодосийская операция…
Как я уже сказал, миссии довольно разнообразны, и один морской десант не похож на другой. Диверсионные действия в тылу врага – тем более. Вот уж где дали вволю пострелять из снайперской винтовки и покидать ножи. Честно признаюсь, миссии такого толка – с минимумом бойцов и хитро-диверсионными заданиями, но без навязчивого «стэлса» и бегущего секундомера – мне наиболее по душе. И в «Чёрных бушлатах» их достаточно.
Миссии «масштабные» тоже не так просты и прямолинейны, как могло бы показаться. Игрока регулярно «развлекают» тем или иным заданием, подсовывают особо упорного врага, заставляют изворачиваться и шевелить мозгами. В общем, за спланированность и Черные бушлаты- игра для PC На internetwars.ruоформление миссий – «пятерка» без вопросов. Реализация кое-где кое-когда хромает – то триггер не сработает и скрипт не пойдёт, то игрок окажется хитрее, чем предполагалось и, если позволят, начнёт проходить миссию задом наперёд, заранее подстилая соломку на танкоопасных направлениях. Нелинейности прохождения миссий, как таковой, нет, но всё же цели часто можно достичь больше, чем одним методом.
Отдельно можно отметить «художественное оформление» карты в миссии «Капитан Мимбелли наносит удар». Кто играл, тот поймет, а для остальных скажу, что игра игрой, но война – штука, мягко говоря, страшная.
Можно сказать, что «проходных» миссий в игре нет. Каждая хоть чем-то, да украшена. Если не с функционально-геймплейной стороны, то со стороны эстетической.

"ТЕТРАРХИ", "ВАЛЕНТАЙНЫ" И ПРОЧИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ МОНСТРЫ
Для новых миссий новой игры, посвященной не типичному для прежних игр серии месту и времени действия потребовалось обновить игровой «парк техники». Тут я могу только рукоплескать разработчикам.
Отказ от мультиплеера пошёл только на пользу. Убеждён, что мультиплеер – не для такой игры, как «В тылу врага». В мультиплеере теряется половина особенностей и прелести «ВТВ», он хорош для «Company of Heroes». Сделав упор на сетевой игре «Best Way» пошли по порочному пути. Когда под баланс «рисуется» техника и в сингл-миссии тыкается то, что имеется, а не то, что надо бы – получается ужасно. До сих пор с содроганием вспоминаю миссию из «Братьев по оружию», в которой десятки Т-34-57 и ЗСУ-37 штурмовали Зееловские высоты. Замечательно в этом смысле оправдание разработчиков по поводу претензий на дефицит итальянской бронетехники в «Лисе пустыни» - в мультиплеере-де никто ей пользоваться не будет, так что и делать её незачем.
Спасибо Зоричу («авторская игра»!) – в «Чёрных бушлатах» во главу угла поставлен сюжет, сингл-миссии, их проработанность и достоверность.
«Солдатики» ладно, мятый мундир, каска и обмотки. Но разнообразие и необычность техники – это что-то! Дело не только в том, что появилась ранее никем не охваченная румынская армия, со всем своим подробно сделанным вооружением. Театр военных действий был такой, что воевало всё, что под руку попадало, и это прекрасно отражено в игре. Ну а кое-что особо экзотическое было вставлено специально для сюжетных поворотов миссий. Например – немецкий транспортный самолёт «Гигант» или итальянские сверхмалые подводные лодки. А вокруг уничтожения дальнобойного железнодорожного орудия «Бруно» вообще вертится половина одной из кампаний.
Не рассчитывайте покататься на Т-34, в лучшем случае дадут Т-26. А то и вовсе приедет на поле боя чудо инженерной мысли – созданный кустарным способом, от большого «безрыбья», бронетрактор под говорящим названием «На испуг!».
«Бэтэшки», плавающие Т-38, лендлизовские пехотные «Валентайны» и авиадесантные «Тетрархи» - всё в дело сгодится.
У наших противников техника не менее разношёрстая. Много устаревших лёгких танков, много танков чешского производства. Тут и разнообразные французские трофеи (вплоть до автобронедрезины), тут и трофеи советские. Загадкой остаётся только, когда и зачем румыны успели в первой кампании (22 сентября 1941 г.) перекрасить все советские трофейные танки и бронемашины из зелёного цвета в серый.
Черные бушлаты- игра для PC На internetwars.ruПушки, зенитные автоматы, станковые пулемёты всех и всяческих калибров – в ассортименте. Не понимаю, как раньше обходились без немецкой легкой пехотной гаубицы – очень эффективная штука, если удастся захватить и неприятный противник, пока не уничтожена.
Без экзотики не обошлось даже стрелковое оружие. Чего стоит один карабин Мосина с глушителем. Вообще-то, из-за резкого снижения дальнобойности, советские снайперы подобную конструкцию невзлюбили, в игре же карабин и вовсе без оптического прицела. Так что его можно отнести скорее к экзотике бесполезно-декоративной.

ИГРАЕМ В КОРАБЛИКИ
Само собой, раз есть море, значит есть то, что по морю ходит. «Морские охотники», торпедные и ракетные катера, десантные баржи всех мастей. Крейсера. Досталось и авиации. К довольно ограниченному игровому набору самолётов добавились истребители И-16 и гидросамолёты МБР-2, и даже бомбардировщик ТБ-3. Впрочем, авиация в игре, традиционно, без багов не обходится.
Почему «ишачки» И-16, «горбатые» Ил-2 и «худые» Bf.109 летают с выпущенными шасси? Понять трудно. Но это не смертельно, это так, эстетство. Гораздо хуже, когда в миссии прямо говорится – «Летят «Юнкерсы»!, но прилетают «мессершмиты» и принимаются бомбить советские войска. Понятно, почему наши в качестве штурмовиков использовали И-16 и МБР-2 – других, более подходящих, самолётов просто не хватало. Но у немцев-то дефицита в пикировщиках тогда не наблюдалось. Тем более что модель Ju-87 в игре имеется и кое-где летает, бомбит.
А уж сбить из зенитки самолёт – это нечто. «Автоматически», даже если разрешена стрельба по всему, что движется, зенитки стрелять не желают. Если указать цель специально – тоже стреляют не всегда. Приходится переходить на «ручное управление», а стрелять при таком раскладе в небо – очень неудобно.

ПОЛУНДРА!
Раз уж речь пошла о неудобствах замечу такое – расчеты (пушек, пулемётов, миномётов) очень не любят стрелять по врагу с предельных дистанций, всё чего-то ждут, приходится их «тыкать мордой» в цель. Зато, если враг подойдёт поближе и начнёт постреливать рядом, расчёты бросают свой миномёт или пулемёт и отстреливаться из личного оружия. Я замучался таких нерадивых солдат загонять обратно.
А уж огнемётчики! В некоторых миссиях их столько, что диву даешься. Причём, вреда от них гораздо больше, чем пользы. Взрыва баллона от попадания пули я лично не видел, но после «выстрела» огнемётчика начинает гореть всё вокруг, в том числе союзные солдаты и сам огнемётчик.
Я своих морпехов с огнемётом от греха подальше оставлял в тылу или сажал в трофейную технику, а румыны благополучно поджигали сами себя.
Вот что ещё в игре мне действительно не понравилось – так это озвучка. Нет, к выстрелам и прочим взрывам претензий не имеется, хотя и жаль, что нет появившихся в «Братьях по оружию» настоящих звуков настоящего оружия. Под «озвучкой» я имею ввиду человеческую речь – сюжетные сообщения и случайные «выкрики с мест». Такое ощущение, что для озвучивания пригласили не профессионалов, а первых попавшихся Черные бушлаты- игра для PC На internetwars.ruлюдей. (А ведь как минимум один человек уже озвучивал как минимум одну игру – в игре «S.T.A.L.K.E.R. Чистое Небо» этим голосом говорит добрая треть персонажей. Впрочем, от тамошнего звучания я тоже совсем не в восторге). И вот эти «первые попавшиеся» люди зачитывают сюжетные диалоги, пытаясь изобразить эмоции. Получается, мягко говоря, не ахти как. То, что «выкрикам» юнитов попытались придать некий толи украинский, толи южнорусский окрас, конечно, забавно. Но то, что этим же голосом «говорят» румыны… Я не знаток румынского, но всю игру не покидало впечатление, что румыны говорят с акцентом.

БРАТИШКИ, Я ВАМ ТАК СКАЖУ...
При желании, можно еще вспомнить разные мелочи. Но нужно ли? «Чёрные бушлаты» тот случай, когда мелкие огрехи не мешают главному. А главное – в игру «Чёрные бушлаты» интересно играть. Именно интересно. Масштабы происходящего в игре практически соответствуют отображаемым реальным событиям, не сравнить с миссиями по обороне Москвы и Севастополя из «Братьев по оружию». Читая брифинг чувствуешь, что ты делаешь именно то, что там написано, без скидок на игровые условности, благодаря которым пятьдесят человек изображают дивизию.
Для «интересующихся» в игре имеется «Энциклопедия». Не из тех, что любят вставлять в игры по Второй Мировой – с перечислением ТТХ разных железяк. Чего нет, того нет. В «Чёрных бушлатах» энциклопедия - это описание исторических событий, имеющих отношение к игре и в той или иной степени в игре представленных. И, кроме того, – воспоминания ветеранов, непосредственных участников событий. (Из той же оперы, что и книжная серия А.Драбкина «Я дрался…». Наверное, следует ждать появления на прилавках книги «Я дрался в морской пехоте»).
Подбивая итоги, можно сказать – игра однозначно удалась. Играть интересно, тема морского десанта достаточно необычна и не заезжена. Миссии интересны и разнообразны, одна не похожа на другую. Если вы никогда не играли во «В тылу врага», но хотите познакомиться с серией, - можете смело начинать с «Чёрных бушлатов». Если вы давно знаете и любите «В тылу врага» - тем более приобретайте, не пожалеете.

©Андрей Гузенко (Erofey), сентябрь 2009 г. Специально для Internetwars.ru
©Запрещается любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru