На главную страницу

Великие битвы:
битва за Тобрук

На internetwars.ru

   

 

 


 

Сайт разработчика


СКРИНШОТЫ:

Битва за Тобрук - игра для PC на internetwars.ru

Битва за Тобрук - игра для PC на internetwars.ru

Битва за Тобрук - игра для PC на internetwars.ru



НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы, 
и новинки игрового мира



 

 

ВЕЛИКИЕ БИТВЫ: БИТВА ЗА ТОБРУК
Несколько лет назад прилавки магазинов захлестнула волна стратегических игр, основанных на движке первого «Блицкрига». Прошло немало времени, и похоже, что нас ждет вторая волна с осовремененной графикой и оригинальным игровым процессом. Одной из первых ласточек стала «Битва за Тобрук». На страницах журнала мы уже рассказывали о бета-версии игры. Наконец пришла пора взглянуть на окончательный результат труда разработчиков.

«Великие битвы: битва за Тобрук» — вторая игра в серии стратегий от студии Arise, целиком и полностью посвященных особо известным сражениям Второй мировой войны. Расположившись где-то между первым и вторым «Блицкригами» по игровому процессу, игра предлагает окунуться в события Черного континента, взяв под свое командование войска немецкого африканского корпуса либо же союзнические экспедиционные силы. Театр военных действий выбран не случайно — рядовой игрок слабо представляет себе сражения, происходившие вне пределов Восточного фронта и Нормандии. То и дело проскакивали эпизоды с африканской тематикой в разнообразных стратегиях и боевиках, посвященных Второй мировой войне, но в целом барханы африканских пустынь не пользуются популярностью у разработчиков. Долгое время никто не брался рассказать всю историю событий от начала и до конца. Наконец данный пробел был восполнен.
Студия Arise, до этого известная своей игрой «Койоты. Закон пустыни» и дополнением «Блицкриг II: возмездие», взялась перебросить нас в прошлое. В ходе разработки использовались настоящие карты военных лет. Забегая вперед, скажу, что экскурс в военную историю удался: белых пятен в событиях более чем полувековой давности практически не осталось.

СТРАТЕГИЯ ПРО ТАНКИ?
Все стратегии и военные игры на internetwars.ruЗа основу игры взят движок другой отечественной стратегии — «Блицкриг 2». С одной стороны — это хорошо, так как позволяет нам не тратить много времени
на привыкание к новому интерфейсу и механике игры. С другой — мы получили фирменный букет недоработок. Графика так же не блещет современными красотами, хотя все еще выглядит достойно. Главное, что на экране можно четко разобрать текущую ситуацию и принять адекватные решения. Ничто не мешает игроку воспринимать полную картину событий, а не это ли главное в стратегиях? Впрочем, монотонность пейзажей может утомлять — в игре нам практически не встретится растительность. Желтый песок, желтый камуфляж, желтые строения в городах. Спустя несколько заданий одинокой пальме радуешься, как ребенок. К сожалению, существующая растительность недолго живет под колесами бронетехники.
Игровой процесс напоминает «Блицкриг» за первым номером и серию стратегических игр «Противостояние». Больше мы не способны самостоятельно выбирать подкрепления — они присылаются старшим командованием для помощи на особо важных участках фронта перед решающим наступлением противника либо после выполнения сюжетных заданий и поддержки атаки. Выбор также остается не за нами — что пришлют, тем и будем воевать. Справедливости ради надо отметить, что на подкрепления жаловаться не приходится — их выдают именно тогда, когда нужно, и именно то, что и требуется. На вас наседают танки противника, а боезапас уже на исходе? Держитесь — вполне возможно, что вскоре нам пришлют несколько машин снабжения и противотанковую артиллерию. Главное — не потерять позицию и успеть подвести подкрепления. Если же это уже произошло, быстро образовать новый оборонительный рубеж. Также наши подразделения с самого начала обладают специальными навыками, которые обязательно нужно использовать. Связка гранат позволяет пехоте стать грозным оружием против танков. Стрельба на ходу дает технике больше шансов на выживание.
Обидно, правда, что биноклей так и не завезли, без них играть гораздо сложнее.
В стратегии присутствуют две кампании с десятком заданий в каждой. Их прохождение весьма увлекательно. «Битва за Тобрук» — это сложная игра. Для завершения игры с опробованием разнообразных тактик и решением нетривиальных задач может потребоваться неделя, а то и больше. Вообще, со сложностью творятся какие то странные вещи — сложность в заданиях в кампании за союзников идет по нарастающей, а вот немецкая сторона таким благом обделена, и уже вторая карта может стать камнем преткновения для многих игроков. Впоследствии крайне трудные и весьма простые уровни будут чередоваться, вводя нас в заблуждение.
Задания на миссию достаточно разнообразны и воспроизведены в соответствии с историческими реалиями. К примеру, после сравнительно легкого захвата аэродрома следует мощная контратака. На подготовку обороны практически не дается времени. Но самое интересное только начинается. После успешного отражения атаки к нам с тыла заходят «запоздавшие» танки неприятеля. Необходимо в ускоренном темпе создать новую линию обороны и удержать позицию. При отсутствии снабжения боеприпасами сделать это весьма непросто. Или же другой пример. Немецкие войска прижаты спиной к минным полям. Англичане, уже радуясь скорой победе, посылают в атаку все свои войска. Нам необходимо продержаться до тех пор, пока саперы не проложат безопасный коридор, по которому сможет подойти подкрепление. На словах все просто, но выполнить задуманное в условиях постоянных авианалетов весьма проблематично.
Решений задач превеликое множество. Можно сровнять все постройки на карте с землей, хватило бы боеприпасов. Можно атаковать «в лоб» и надеяться на лучшее, а можно зайти с фланга или тыла, где вас никто не ждет.
Оппоненты ведут себя довольно разумно. Больше пехота не бросается вдогонку за нашими танками, если шансы разобрать их на запчасти невелики. Вместо этого солдаты предпочитают занимать доты с тяжелым вооружением либо использовать противотанковые пушки, одновременно проводя отвлекающую атаку. Искусственный интеллект может и удивить, на ходу перестроив оборону и оставив нас с носом. Хотя встречаются такие изыски крайне редко, что наводит на мысли о некоторой «сырости» игры. Но об этом чуть позже.
Атмосфера игры держит в постоянном напряжении. Часто, казалось бы, простое задание превращается в сущий кошмар, атака сменяется необходимостью обороняться в совершенно неподходящих для этого условиях. Некоторые задания, особенно на высоких уровнях сложности, завершаются, когда у нас уже нет сил отразить еще одну волну. Именно поэтому потеря даже одного миномета может стать фатальной для выигрыша.

ФАСЕТЧАТЫЕ ГЛАЗА БАГА
К сожалению, многие ошибки и недоработки, существовавшие в бета-версии «Битвы за Тобрук», пробрались и на конечный диск, да еще и прихватили с собой своих друзей. Ничего заставляющего рвать на голове волосы в них нет, но понервничать игрока они заставляют. Все начинается с вводной на задание, которая не влезает в экран, и ее конец скрывается где то за его пределом. Игра с периодичностью раз в два часа вылетает с сообщением об ошибке и предложением запустить отладчик. Пугаться этого не стоит — скорей всего, произошла ошибка в обработке скриптов на карте. Ничего страшного в этом нет, и для того, чтобы продолжить прохождение, достаточно нажать на заветную кнопочку Ignore или Continue. Уровень от этого непроходимым не станет. Гораздо хуже, когда задания на миссию не хотят выполняться, хотя, казалось бы, на карте не осталось ни одного живого противника. Здесь уже приходится методично прочесывать уровень в поисках неактивной (с серыми полосками жизни) техники и уничтожать таковую. Бывает, что нам своевременно не передают командование подкреплением, и оно простаивает на краю карты. Это вызывает некоторое раздражение, но со временем привыкаешь и начинаешь рассматривать такие ошибки как своеобразную изюминку игры — мы приучаемся экономить каждый танк и роту пехоты, не разбрасываясь бойцами во все стороны. Из-за этой же ошибки одинаково пройти одну и ту же миссию не всегда удается. И классическая ошибка с обработкой высот, куда ж без нее? Почему-то никаких особых преимуществ занятие высоты обороняющимся не дает.
Вызывает некоторое непонимание и искусственный интеллект. Прекрасно перестраивая оборону внутри города, компьютер не способен развернуть окопанные противотанковые пушки на его окраине, что ведет к их легкому уничтожению. Собственные войска удивляют излишней своенравностью и в поисках приключений способны самостоятельно проехать половину карты, пока их не остановит минное поле. Никуда не делась и ошибка с игнорированием приказов об атаке. Видимо, в голове у наших войск прописаны приоритетные цели для атаки, и совладать с «магическим» списком поначалу не просто.
Иногда наши танки скапливаются в одном месте и не могут разъехаться. Можно, конечно, развести их вручную, но на это требуется время, а задания порой весьма динамичны и не терпят задержек в исполнении. Бывает, что пушки не могут развернуть орудия в сторону, из-за чего и гибнут. За время прохождения такие недоработки встретились всего пару раз, но уже само их наличие настораживает.
Скорей всего, все существующие проблемы будут исправлены в патчах, но на данный момент в сети еще не появлялось ни одного, поэтому на многие ошибки приходится либо закрывать глаза, либо пытаться использовать себе во благо.

ЛЮДИ, АУ!
Многопользовательский сервер от Nival порадовал своей пустынностью. Безрезультатно выждав около двух часов и не увидев ни одного желающего сразиться на просторах интернета, я вынужден констатировать, что мультиплеер в игре скорее мертв, чем жив. К сожалению, не лучшим образом дела обстоят и с отдельными сценариями. Никаких дополнительных карт или даже редактора на диске с игрой обнаружено не было, поэтому творческим людям, которые хотят разнообразить игру, можно порекомендовать воспользоваться редактором для «Блицкрига 2». Несомненно, это недостатки игры, из-за которых желание еще раз устанавливать игру может и не возникнуть.
Игровые компании, несомненно, захватывают, но когда-нибудь они будут пройдены, и диск отправится на дальнюю полку. «Битва за Тобрук» не стимулирует игрока к повторному прохождению. Все разнообразие тактических приемов мы опробуем сразу же, к этому нас так или иначе подталкивают сами разработчики.
***
Противостояние в Африке закончилось более 60 лет назад. Возможно, вскоре разработчики устанут штамповать игры про высадку в Нормандии и открытие второго фронта и обратят свой взор в более южные широты. В тех местах велась рыцарская война, и по большей части и англичане, и немцы сражались с пустыней, а не друг с другом. Солдаты не забывали значения слова «милосердие», а к пленным относились с уважением. «Великие битвы: битва за Тобрук» отлично передает атмосферу тех сражений. Две интересные и сложные кампании, а также весьма обширное разнообразие выигрышных тактик подпорчены многочисленными ошибками. Игра вышла шероховатой в деталях, но достоинства полностью перекрывают недочеты. Игра не привнесла в жанр чего-то нового и не развила старых идей. Перед вами добротное приключение, но только на один раз. Как результат — рейтинг 70% и награда «Медаль» журнала "Лучшие компьютерные игры".
 
©Публикуется с разрешения редакции журнала «Лучшие компьютерные игры» 
Автор обзора Дмитрий Мартынов.