ГОД БУЛЬБЫ
Мы как то все привыкли жить по восточному гороскопу. По этому
гороскопу получается, что 2009 год был (уже можно сказать что и был)
годом быка. А по нашему, по российскому "гороскопу", это год Бульбы;
Потому что вышел, вызвавший столь острую полемику, фильм "Тарас Бульба".
И сразу две игры практически под одинаковым названием. Первая - "Тарас
Бульба". Вторая - "Тарас Бульба: Запорожская сечь".
Так они мне и попались рядышком, в магазинчике, где я обычно покупаю
диски. Пройти мимо и удержаться от соблазна было трудно. Не так уж часто
балуют нас разработчики играми на тему российской (или, если угодно,
российско-украинской) истории. А во всем виноват один человек - Николай
Васильевич Гоголь. Потому что в 2009 году был юбилей - 200-летие со дня
его рождения. Отсюда и фильм, и обе игры.
Сразу поясню: та игра, которая просто "Тарас Бульба", созданная
кампанией Russobit, - это своего рода "аддон"
к одноименному фильму, а вторая, от кампании "Акелла" - сама по себе, к
200-летию великого писателя.
Сюжетно обе схожи, ибо придерживаются романа Гоголя, но по жанру сильно
отличаются. "Тарас Бульба: Запорожская сечь" - это чистый "слэш" в стиле
"Принца Персии". Непрерывная рубка с множащимися врагами. Давать ей
оценку не стану. Потому что после первой же пробы выбор мой пал на игру,
просто "Тарас Бульба".
Ту, которая по фильму сделана. Потому что в ней больше разнообразия, да
и фильм в целом мне понравился.
Игровая критика, замечу, игру восприняла плохо. Мол, чего можно ждать от
"дешевки", заказанной и оплаченной, как рекламная добавка к фильму. Но
вот стоит запустить "Тараса", и сразу видно что это отнюдь не "дешевка".
И что наши разработчики умеют делать игры. И наши дизайнеры -
профессионалы. И если не было бы фильма, а игра вышла бы год или два
назад, она однозначно была бы замечена и получила бы более лестные
отзывы. Правда и критики она заслуживает вполне, но обоснованной, а не
предвзятой.
Итак, у нас сегодня в творческом меню "Тарас Бульба" от
Russobit.
КАК ПОЛКОВНИК ТАРАС ЗА РЫБОЙ ХОДИЛ
Знакомимся
мы с Тарсом Бульбой точно по Гоголю. Перед нами зажиточное, яркое,
развеселое украинское село, в котором живут гарны дивчины, дюжие
парубки, чубатые дородные казаки и казаки, стриженные в кружок. Здесь
ходят сытые, в
черно белых пятнах, коровы, свиньи, куры, петухи и прочая живность,
включая кота. Причем каждая поименована. Если навести курсор на кота -
всплывет надпись - "кот". И так - на все движется. Казацкое село сделано
с любовью, красиво и даже можно сказать - очень красиво. За графику и
анимацию "Тарасу Бульбе" сразу можно ставить "пять с плюсом".
По крайней
мере, с этой стороны игра вызывает только положительные эмоции.
Но графика, это всегда только часть дела. Сумеет ли она завлечь самим
игровым процессом, динамикой, наконец - боевой своей частью, ведь роман
Гоголя помниться нам по лихим кавалерийским атакам, осадам и поединкам,
так сочно описанным пером великого романиста. Вот и посмотрим, что
получилось.
Поселок Тараса - это первая игровая локация, поле действия (всего в игре
их семь) и нам придется провести здесь довольно много времени. Слишком,
на мой взгляд, много. Хотя интерфейс прост, поселок - красив, но
заблудиться в нем с непривычки легче легкого.
Тарас, как положено, встречает сыновей: Остапа и Андрия. Закатывает в их
честь пир, затем начинается этап сборов на Сечь. И Остап как уж на
сковородке бегает по поселку. То к кузнецу - за саблей, то к конюху - за
конями. То разбирает разные сельские споры. Набрел на плачущую
хуторянку. Она жалуется - пекарь не печет хлеба и ей нечем кормить
детей. Тарас бежит к пекарю. Тот тоже жалуется, что муж хуторянки,
рыбак, не хочет угостить его рыбой. Тарас к рыбаку - за рыбой, потом к
пекарю - за хлебом.
А как же война, походы и битвы? Этого и в первой и во второй "локациях"
нет. Разве что выйти за околицу, где бродят серые волки и злые клыкастые
кабаны. На них тоже можно охотиться с сабелькой. Кроме того, можно
снять с них шкуры и отнести к шинкарю на продажу. Деньги в игре имеют
значение: на них покупаешь оружие, броню и амуницию.
ЧТО ТАКОЕ "ХОРОШО" ПО-КАЗАЦКИ
Только
потом, пройдя первую "зону действия" - поселок, соображаешь, что всю эту
погоню за рыбаками и рыбками, все эти квесты можно было и не проходить.
Правда их выполнение приносит очки, а на очки можно "прокачивать" вашего Бульбу.
Но выполнять их скучно. Да и к сюжету они отношения не имеют. Одну
безутешную вдову мне так и пришлось оставить безутешной. Ей, понимаешь,
вепрь досаждал, огород портил. Но вепря этого Тарас еще в самом начале
замочил, так что квест оказался запоздавшим, но на будущем нашего героя
это никак не сказалось. Прокачивается же Бульба куда лучше и быстрее в
боях, когда придет их время.
Разве что участие в казачьих состязаниях имеет смысл - тут хоть можно
попрактиковаться, как действовать саблей и как управлять конем.
Поэтому страшно рад был, когда наконец, выбрался из красивенького
поселка и поехал
со своим Тарасом на Сечь. А с ним, само собой, отправились Андрий и
Остап. Вот только на этом мы с ними почти и распрощаемся. Потому что
больше и игре они никого участия принимать не будут. Только с Андрием мы
однажды встретимся - когда придет время сказать Тарасу: "Я тебя породил,
я тебя и убью". Так что игра в в этом смысле очень вольное трактовка
Гоголя, да и фильма тоже.
Из поселка мы переносимся в Сечь, где Тарас мутит воду, чтобы сместить
кошевого атамана и поставить на его место своего приятеля Кукубенко. Все
квесты на это и направлены. Кого уговором, кого - кулаками, наш Бульба
убеждает казаков, что такое хорошо, а что такое плохо. А казаку "хорошо"
- это война, "плохо" - сидеть в теплой и сытной хате.
Ну вот, порешили сечевеки, что война - это "хорошо". И мы идем в
новую локацию - к стенам польского города Дубно. Осаждать его. Но не как
в романе. В романе Гоголя, мы помним, были лихие массовые конные
схватки, гром пушек и клубящийся пороховой дым. Да и в кино - на поле
боя несколько сот статистов исполняли роль ляхов и казаков.
Здесь же нас встречает самое большое разочарование. Нет в игре
"масштабных конных сражений", о чем написано к рекламе к ней, да и на
официальном сайте. Больше 10-15 ляхов сразу ни в одном бою вы не
встретите. А обычно 3-5, не больше. При этом, и польские воины, и,
конечно, знаменитые крылатые гусары графически выполнены великолепно. Но
мало их, ой мало. Поэтому все дальнейшее действие "Тараса Бульбы" будет
проходить как цепь небольших поединков, когда бьется либо он один, либо
в сопровождении 2-5 сечевиков. И так - до самого финала. Андрий с
Тарасом тоже на поле боя не появляются. Как увел их Тарас со своего
хутора на Сечь, так мы с ними и распрощались. Только в титрах нам
говорят, что де здоровы они оба, с ляхами бьются. Особенно Остап. А
Андрий вскоре "загадочно" исчезает. Польская панна, которая его
соблазнила, в игре тоже не фигурирует. А жаль, ведь в кино она была
"дюже гарна"! Ведь можно было бы сделать квесты и Андрию, и Остапу,
чтобы показать, как один попал в лагерь врага, а другой - в плен. Но
таких квестов нет.
И города Дубно тоже, кстати нет. Только стена, за которой
подразумевается сам город, но штурмовать ее не придется. Будем крутиться
вокруг него, понемногу рубая ляхов.
КАК КАЗАКИ С ЛЯХАМИ ВОЕВАЛИ
Кроме
отсутствия "массированных конных атак" нет в игре и пушек. В смысле,
чтобы из них пострелять. В одном квесте они встречаются, но просто как
часть "пейзажа" и ключевая цель миссии. И тоже не стреляют. Стоят себе,
как на витрине.
Ну а уж коли мы заговорили о пушках, поговорим об оружии и собственно о
том, как выглядит сама война. Тарас, как и положено квестовому
персонажу, имеет "гардероб" - окно, где хранит оружие, доспехи и
провизию. Игровая оружейная - типичная для казачьего времени: от вил и
серпа, до нормального оружия. Оно тут 5-и видов: одноручное (сабли,
шашки), двуручное (топор и секира, тяжелая булава), древковое (копье) и
огнестрельное, самое дорогое.
Мой выбор определился быстро - сабля. Секира и топор хороши, но отнимают
слишком много "запаса выносливости". У нашего героя есть две "жизненные
линии", которые уменьшаются по мере того, как враг наносит удар.
Красная - линия жизни и синяя - линия выносливости. Выносливость в игре
реализована, кстати, очень натурально. Запыхавшийся Тарас не просто
останавливается, он тяжело дышит, сгибается чуть ли не по полам,
кашляет, словом - ведет себя как настоящий уже немолодой и чрезвычайно
уставший человек. В таком состоянии он беспомощен, и вражеские удары
беспощадно укорачивают его красную линию, то есть - жизнь.
В такой ситуации поможет "походная аптечка". Если у Тараса в "гардеробе"
достаточно провизии, можно мгновенно восстановить и жизнь и
выносливость. Практический любая снедь в той или иной степени возмещает
красную и синюю линии. Картошка, кулеш, чеснок, ягоды - все сгодится. И,
конечно же, горилка. Схрумкает наш Бульба пяток головок чесноку за раз,
выдует пару бутылок горилки, дыхнет всем этим на ляхов - они и с ног
долой. А сам свеж, как огурчик.
И снова об оружии. Сабля, как оказалось, самая практичная. Бьет сильно,
а выносливости требует немного. Начинает игру Тарас со "ржавой саблей"
(хорош атаман!).Но потом, по мере того, как он обзаводится деньгами
(обшаривайте трупы ляхов), можно купить казачью шашку и атаманскую
саблю. Вот с ней то я и воевал главным образом. Копье мало практично.
Анимация, как Тарас вынимает его из за спины и берет на изготовку,
выглядит великолепно. Но вот биться с ним неудобно - очень уж часто
попадает мимо цели.
Долгое время я игнорировал дорогую "старую пищаль". Почему-то новой у
оружейника никогда не бывает. Но вот купил, опробовал в бою - оказалось,
настоящее чудо-оружие. Даже при невысоких навыках прокачки героя на
стрельбу, мимо цели не бьет никогда. Урон наносит чудовищный - 200
хитов. И перезаряжается довольно быстро. А еще обнаружился такой игровой
глюк. Вот попался тебе отряд поляков, как обычно 5-6 "перьев". Далеко не
всегда они нападают сразу. Если это полевой отряд - он кинется в атаку.
А если гарнизонный (охраняет деревню), то стоит на месте. Подходишь к
нему с пищалью, и когда первый лях оказывается в зоне выстрела (вокруг
него возникает красный ореол) - стреляешь. Он валится, а его соратники -
ноль внимания. Можно перестрелять весь гарнизон - остальные даже не
сдвинуться с места.
ПРОЩАЙ БАТЬКО, ХАЙ ЖИВЕ СЕЧЬ ЗАПОРОЖСКАЯ
После
"осады" Дубно Тарас попадает в Варшаву, где с ним происходят разные
приключения (квесты), но сына своего спасти не может. Зато мы видим
анимационную картинку, как парня колесуют на эшафоте (что ни говори, а
графика - самая сильная сторона игры). С Андрием Бульба к тому времени
"разобрался". Порешил его, как вы понимаете. Игра все таки по книге (и
фильму, ролики из которого периодически показывают по ходу действия) и
нам тоже приходится следовать сюжету.
Но вот поляки просят мира, в казачий лагерь на переговоры приходит
гетман Потоцкий.
Но непримиримый Бульба, как мы помним, начинает личную войну.
И будут еще две локации - рейд на польские деревни и последний бой
Тараса в старой крепости, которую будет осаждать гетман Мазовецкий.
Осады, как вы понимаете, тоже как таковой ждать не приходится, а
предстоит серия стычек с мелкими польскими отрядами. В финале Тарасу
придется биться с самим Мазовецким, которого охраняют примерно 15
крылатых гусар. С помощью сабли, чеснока и горилки побить эту кучу
перьев и железа можно. Но...
Тарас все равно погибает. От судьбы (сюжета) не уйдешь. Как Бульба
встретил свою смерть, мы не видим, а видим опять таки ролик из фильма и
финальную заставку. Все.
Общее впечатления от игры: четверка с минусом. Может быть даже троечка,
от силы. Интересны, главным образом, прокачка и экипировка героя,
некоторые квесты и прекрасная анимация. Идея - хороша, графика -
великолепна, реализация - средненько. Ужасна озвучка - за всех
персонажей говорит один и тот же человек, невыразительным голосом,
лишенным каких бы то ни было эмоций. Как будто его одного из всей
команды горилкой обделили. Надо было налить, чтоб вдохновился.
Пожалели...
Вот такая она игра, "Тарас Бульба". |
|