На главную страницу
13-Й ПОЛК TAKE
COMMAND 2nd Manassas На internetwars.ru
Официальный сайт
СКРИНШОТЫ:
НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира
НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира
ПРИНИМАЙ КОМАНДОВАНИЕ - БИТВА НАЧАЛАСЬ
"Как
красиво
они
шли.
Их
начищенные
штыки
ярко
сверкали
в
лучах
солнца,
делая
линию
похожей
на
огромную
сине-стальную
змею.
Мы
видели,
как
наши
снаряды
разрывались
в
из
рядах,
проделывая
там
огромные
бреши,
но
они
шли
и
шли
вперед,
как
будто
хотели
пройти
через
нас
и
по
нам".
Дома
у
меня
лежит
книга
Кирилла
Маля
"Гражданская
война
в
США
1861-1865",
откуда
я
и
взял
эту
цитату.
Если
вы
хотите
знать,
как
выглядят
сражения
в
игре
"Take
Command:
2nd
Manassas",
перечитайте
это
маленький,
но
впечатляющий
отрывок.
Он
взят
из
воспоминаний артиллериста
1-го
корпуса
конфедератов,
правда
описывает
другое
сражение,
при
Фредериксберге,
а "Take
Command
-2"
-
посвящено
целиком
и
полностью
битве
при
Манассасе,
или
как
ее
еще
называют
-
второму
сражению
за
Булл-Ран.
Но
суть
от
этого
не
изменится
- более
яркой,
более
масштабной
(60
000
солдат
на
поле
боя)
военной
игры,
чем
эта,
я
пока
не
встречал.Если
бы
Сид
Мейер
вздумал
воссоздать
на
современном
движке
свой
знаменитый
"Геттисбург",
вряд
ли
он
сделал
бы
лучше.
Перед
нами
-
хит.
Не
без
минусов
(и
больших
минусов),
и
не
бесспорный,
но
все
же
хит,
от
которого
невозможно
оторваться
много
часов,
что,
собственно
и
затормозило
появление
этого
обзора.
Мой
мушкет
еще
дымится,
в
комнате
пахнет
порохом,
а
жена
ворчит,
что
ей
снился
солдат
в
серой
шляпе,
который
гнался
за
ней,
после
того,
как
я
показал
ей
на
мониторе
"кусочек
Манассаса".
Все
гениальное
просто.
Хорошие
игры
делаются
на
вспышке
вдохновения
и
оригинальных
решений.
Отыграв
несколько
битв
в
"Take
Command",
я
не
удержался
от
соблазна
заглянуть
в
раздел,
который
мы
редко
посещаем
:
"Credits".
Он
-
об
авторах.
Их
всего
двое,
Adam
Bryant
(дизайнер)
и
R.
Norb
Timko
(программист).
"Однажды
два
парня
встретились
и
решили,
вместо
того,
чтобы
тратить
время
на
телевизор
и
прочие
соблазны,
делать
компьютерные
игры,
-
говорят
они
сами
о
себе.
-
И
мы
работали
все
вечера,
все
уик-энды,
все
наши
отпуска,
чтобы
сделать
игровой
движок".
Так
родился
сначала
"Take
Command:
Civil
War
Bull
Run"
(январь
2005),
а
теперь
-
"Take
Command
-
2".
Не
располагая
мощностями
и
финансами
крупной
студии,
разработчики
нашли
простое
и
оригинально
решение
-
поместили
2-хмерных
солдат
на
трехмерное
поле
битвы.
Результат
-
игра
идет
даже
на
средних
по
силе
компьютерах
(в
опциях
предусмотрено
много
вариантов,
как
выставить
изображение),
а
реализм
-
практически
полный.
Можно
шнырять
камерой
по
всему
игровому
пространству,
под
любым
углом,
как
в
Total
War,
въехать
в
стрелковую
цепь
или
осмотреть
сражающиеся
войска
с
высоты
птичьего
полета.
Будь
я
профессором,
принимающим
экзамены
в
университете,
готовящем
разработчиков
игр
(и
если
бы
был
такой
университет),
я
бы
сказал:
"За
анимацию
-
4
с
+,
за
воплощение
и
идеи
-
золотую
медаль".
НЕТ,
ЭТО
НЕ
TOTAL
WAR
-
ЭТО
-
MANАSSAS
Упомянул
я
Total
War
намеренно.
"Take
Command"
не
столько
стратегия,
и
тем
более
-
не
пошаговая,
хотя
командовать
и
воевать
придется
вволю
-
а
детальный
симулятор
сражения
в
риэл-тайм
режиме.
Настолько
детальный,что
создавшие
его
мистеры
Bryant
и
Timko
малость
перестарались.
У
них
-
все
по
часам.
Загрузив
один
из
эпизодов
(или
миссию),
я
оказался
у
кладбища,
без
единого
солдата.
Представьте,
на
экране
ничего
-
кроме
могильных
крестиков.
И
только
через
полчаса,
а
то
и
больше
(!)
из-
за
края
карты
начали
выходить
колоннами
бравые
конфедераты.
Ведь
предупреждал
меня
генерал
в
начале,
что
моя
часть
подойдет
лишь
в
16-30,
а
он
сам
-
с
главными
силами
-
в
18-00.
Так
вот
все
и
получается
в
сценарии.
К
счастью,
есть
опция
-
ускорить/замедлить
игру
(кнопки
+/-).
Время
можно
"сжать"
и
это
ускорение
прекратиться
само
-
собой,
когда
прозвучит
первый
выстрел.
Есть
еще
одна
возможность,
как
ускорить
начало
военных
действий.
В
игре
несколько
режимов:
главный
(Battle),
где
подразделения,
участвовавшие
в
первой
миссии
переходят
во
вторую,
из
второй
-
в
третью
и
т.д.
Есть
режим
Open
Play
(свободная
игра),
когда
выбрав
параметр
Meeting
Engagement(вступить
в
сражение
сразу),
вы
оказываетесь
перед
боевыми
линиями
противника.
Чтобы
разобраться
в
"Take
Command
-
2",
не
обойтись
без
"обучалки",
пробных
сражений,
даже
пришлось
разыскать
и
скачать
на
их
официальном
форуме
полное
"Руководство
пользователя"
(правда
на
английском).
Вы
его
найдете
в
левой
колонке. Генералы
тоже
гибнут
Игрушка
этим
стремлением
к
абсолютному
историческому
реализму
изрядно
напрягает.
Простой
пример.
Проиграв
в
пух
и
прах
(так
запланировано
в
любом
случае),
свою
первую
миссию
в
битве
на
пшеничном
поле,
я
со
своей
5-й
вирджинской
бригадой,
перебрался
во
вторую.
В
первой
я
стоял
в
центре
и
вовремя
слинял
оттуда
(играл,
наверное,
уже
пятый
раз),
зная,
что
синие
все
равно
нас
"вынесут"
на
этом
участке,
и
тем
самым
спас
подразделение.
Теперь
меня
поставили
на
левом
фланге.
Все
осталось
почти
так,
как
закончилось
в
предыдущем
бою
-
даже
трупы
лежали
там,
где
бились
насмерть
наши
поверженные
линии
(есть
опция
-
оставлять
на
поле
боя
погибших).
Но
прорвавшись
в
центр,
федералы
столкнулись
с
подходившими
резервами
"серых",
которые
стали
их
теснить
обратно.
На
нашем
фланге
поначалу
было
все
тихо.
Но
настал
и
наш
черед
-
из
леса
появились
три
крупные
бригады
синих
и
затеяли
с
нами
перестрелку.
Мы
держались
стойко
(мою
бригаду
поддерживали
еще
две),
но
патроны
кончались.
А
между
тем
из
тыла
все
подходили
и
строились
за
нами
резервы.
Они
стояли
крупными
массами
совсем
недалеко
за
моей
редеющей
бригадой,
но
и
шагу
не
сделали,
чтобы
нас
поддержать.
Я
пытался
отобрать
командование
у
AI
и
ввести
в
бой
пару
батальонов,
но
AI
не
позволил,
сколько
я
не
жал
на
волшебную
кнопку.
Не
в
том
я
ранге,
видите
ли!
А
когда,
наконец,
"серые"
начали
свое
общее
наступление,
у
моих
солдат
остался
всего
1
выстрел
на
мушкет.
Некоторые
миссии
можно
вовсе
не
проходить.
Достаточно,
запустить
и
тут
же
выключить,
не
сделав
ни
единого
выстрела,
но
на
экране
выскочит
сообщение
"Победа!!".
Или
"Поражение!".
Такая
эта
веселая
игрушка:
"Take
Command:
2nd
Manassas".
КОЛИ
ИХ,
РУБИ
ИХ,
ГОНИ
ИХ!
Не
знаю
под
каким
названием
она
будет
локализована,
но
по
смыслу
и
буквально
переводится
так:
"Принимай
командование!".
Перед
началом
каждой
миссии
курьер
приносит
вам
ваш
приказ,
кратко
обрисовывающий
вашу
диспозицию
и
завершающийся
словами
"Take
Command
-
"Принимай
командование!".
И
вы
принимаете:
бригадой,
дивизией,
корпусом,
армией,
в
зависимости
от
вашего
ранга
и
целей
самой
миссии.
Если
вы
взялись
проходить
главный
сценарий,
тот,
где
уцелевшие
части
попадают
в
следующий,
надо
иметь
ввиду,
что
он
построен
по
типу
дерева
технологий
в
Цивилизации
-
не
пройдешь
одну
(или
минимум
несколько)
из
малых
миссий,
не
наберешь
соответствующий
ранг,
не
попадешь
в
следующую,
более
масштабную.
Недоступные
миссии
закрашены
серым
цветом.
Постепенно,
по
мере
набора
вами
военного
опыта,
они
будет
открываться.
В
игре
очень
разветвленная
система
управления
войсками
и
сражением,
позволяющая
активно
манипулировать
вашими
солдатами
в
разных
ситуациях.
Есть
например,
очень
удобная
команда
для
бригады
-
"отходить,
продолжая
вести
огонь",
или
"наступать,
продолжая
вести
огонь".
В
обоих
случаях
огонь
ваших
стрелков
несколько
ослабевает,
но
они
могут
в
боевом
порядке
перемещаться
по
карте,
нанося
урон
противнику.
У
командующих
дивизиями
и
корпусами
широкий
выбор
построения
своих
войск.
Буква
П,
когда
войска
стоят
с
загнутыми
(прикрытыми)
флангами,
или
строятся
в
двойную
линию
(оборона).
Или
-
смешанный
порядок:
три
бригады
-
в
плотных
шеренгах,
одна
-
выдвинута
вперед
в
рассыпном
(skirmish)
строю.
Еще
формация:
шесть
бригад,
построенных
в
три
линии
-
массированное
наступление.
Две
бригады,
стоящих
в
линии
и
одна
позади,
построенная
в
колонну
(резерв).
Многочисленные
бонусы
в
зависимости
от
местности,
тоже
играют
роль.
Кукурузное
поле
снижает
эффективность
вражеского
огня
на
10%,
лес
-
на
25%,
каменные
стены
и
частокол
-
и
того
больше.
Ноги
солдат
вязнут
в
болотах,
путаются
к
кустарнике
-
все,
как
и
было
в
реальности. Рукопашная
С
таким
богатым
инструментарием
и
с
такими
природными
условностями
вести
сражение
-
все
равно
что
разыгрывать
сложную
шахматную
партию.
Ну
и,
конечно,
доступна
славная
рукопашная,
когда
пуля
-
дура,
а
штык
молодец.
"Take
Command:
2nd
Manassas"
-
игра
долгоиграющая.
И
чем
то
напоминает
театр
под
открытым
небом.
Покупаешь
билет
(диск),
садишься
в
тени
на
пригорке
и
видишь,
как
перед
тобой
неспешно
разворачивается
панорама
сражения.
Пока
еще
не
дошло
до
столкновения
главных
сил,
с
обеих
сторон
лениво
постреливает
артиллерия
и
разрывы
шрапнели,
как
клочья
ваты,
то
тут,
то
там
повисают
над
полем.
Редкая
цепь
застрельщиков
засела
в
рощице
напротив,
клубится
дымок
на
кончиках
стволов
их
ружей.
Главные
силы
врага
еще
далеко,
они
пока
выглядят
как
темно-синие
длинные
черточки.
Но
вот
эти
линии
все
ближе,
уже
видны
солдаты,
шагающие
в
ногу.
Развеваются
разноцветные
знамена
полков.
Слышен,
сначала
едва-едва,
а
затем
все
громче,
звук
шагов
пехоты,
звяканье
амуниции.
Тут
к
тебе
подходит
интендант
в
сером
сюртуке,
застегнутом
на
все
пуговицы,
протягивая
мушкет,
и
говорит:
"У
нас
есть
вакантная
бригада,
не
хотите
покомандовать?".
Вам
конечно,
хочется,
вы
хватаете
мушкет
и
туда
-
где
вот
вот
начнется
кровопролитие,
такое
жестокое,
и
такое
захватывающее.
ВАЖНЫЕ
КЛАВИШИ
В
ИГРЕ
Все
эти
клавиши
отражены
в
руководстве
пользователя,
но
некоторые,
самые
важные,
приведу
здесь. Двойной
левый
клик
мыши
на
подразделении
-
принять
командование
над
ним
Q-круговое
вращение
(обзор)
камерой
влево,
Е
-
вправо.
Вращение
колесика
мыши
-
уменьшить,
увеличить
масштаб
поля
битвы.
Мышь
-
вправо-влево:
передвигать
камеру
по
полю
вправо-влево.
Нажимая
и
удерживая
правую
кнопку
мыши
и
вращая
мышь,
выбрать
удобный
угол
обзора. +/-
компрессия
скорости
в
игре
(работает,
только
если
еще
нет
боевых
действий)
U
-
убрать/вернуть
нижний
бар
управления