"...Кто с кольтом, кто с кинжалом, кто в слезах -
Мы покидали тонущий корабль"
- В. Высоцкий, "Ещё не вечер"
КОРСАРЫ, ДА НЕ ТЕ
В 2007 году военно-морских дел мастера из компании "Акелла"
выпустили очередной проект на любимую тему. Задача перед ними стояла
непростая - с одной стороны, не изменять традициям Sid
Meier`s Pirates! и собственной серии "Корсары",
а с другой, внести некоторое разнообразие. Выход нашли такой: место
действия игры оставили прежним, а вот время действия перенесли лет на
двести позже.
Перед нами всё то же до боли знакомое Карибское море, только
на дворе уже XIX век. В США идёт гражданская война, эра парусников заканчивается,
им на смену приходят пароходы и броненосцы с новейшим, невиданным доселе
оружием (от пулемётов Гетлинга до первых торпедных аппаратов). Но суть,
по мнению авторов, не изменилась - карибское пиратство осталось, и именно
сейчас оно переживает свой последний расцвет.
Вот тут авторы, мягко говоря, заблуждаются. Но не будем спорить,
игра есть игра. Коль скоро "Головорезы" продолжают дело мейеровских
"Пиратов", претензии к реализму предъявлять бесполезно. Жанр
такой. Вообще, общая несерьёзность происходящего - визитная карточка
игры, начиная от мультяшной графики и заканчивая фирменным юмором уровня
телеканала ТНТ. По большому счёту, "Головорезы" - это такая
самопародия "Акеллы". Автошарж, если угодно.
МОРЯК В СЕДЛЕ? НЕТ, КОВБОЙ НА ПАЛУБЕ
Итак, игра посвящена войне Севера и Юга, но мы не найдём
здесь "морских рыцарей Конфедерации" и рейдеров Рафаэля Семмса.
В главной роли вместо них - разудалой контрабандист Абрахам Грей. Поскольку
он вольная птица и вообще рыцарь удачи, то и спасать отечество не собирается
- ни северное, ни южное. Ему бы самому в люди выйти, корабль получше,
денег побольше... Как и положено по законам жанра, Абрахаму предстоит
много бегать, плавать, торговать, драться, ходить на абордаж... правда,
стать красой и грозой всего Карибского моря тут не получится.
Вот так выглядит наш герой...
Геймплей
в "Головорезах" делится на две части. С одной стороны, у игры
есть сюжет с единственной концовкой - правда, идти к ней можно двумя
путями. С другой, никто при этом не заставляет торопиться. Правда, свобода
здесь имеет известные ограничения - прежде всего потому, что города
с сотней головорезов теперь брать нельзя. Несовременно это, да и нереально
в новых условиях. Так что придётся удовольствоваться "обычным"
морским промыслом - торговлей и корсарством.
Зато в игре имеется какая-никакая ролевая система, которая позволит
Абрахаму проявить личный героизм. Выполняя задания и совершая разные
сомнительные подвиги, наш герой растёт в уровне и увеличивает свои параметры.
Правда, их всего три - навык рукопашного боя, навык стрельбы и умение
защищаться. Ещё два параметра (здоровье и энергия, отвечающая за реализацию
спецприёмов) растут без нашего участия. С каждым новым уровнем Абрахам
получает "перки" (в игре они именно так и названы) - разработчики
явно вдохновлялись Fallout и даже оформили их забавными рисунками а-ля
Pip-Boy. "Перки" сильно облегчают герою жизнь в самых разных
ситуациях, открывая дополнительный приём в бою, упрощая кораблевождение,
и т.п.
Линейка заданий в игре хитрая: они делятся на сюжетные и дополнительные
(условно говоря, подработку), причём обязательно должны чередоваться.
Иначе говоря, вам не дадут одну за другой сразу две сюжетных миссии
- между ними нужно выполнить какую-нибудь стороннюю. Проще всего взять
подряд на перевозку грузов. Сам по себе он много денег не принесёт,
но вы объездите весь регион и быстро усвоите, как и где лучше подзаработать
в свободное время.
Зарабатывать лучше именно честной торговлей, поскольку пиратство
и продажа трофеев не принесут вам таких барышей. Разумеется, спрос и
предложение для разных портов и стран заметно отличаются. Простейший
пример: конфедераты отчаянно нуждаются в оружии и готовы платить за
него хорошие деньги. Зато у них много хлопка, который можно взять по
бросовой цене и сбыть англичанам. Правда, чтобы попасть в южный порт,
нужно сначала прорвать блокаду, захватив или потопив федеральный сторожевик.
Сюжетные задания выдают два человека - капитан ВМФ США Рэтт Батлер
(это, значит, тоже шутка такая), окопавшийся в нейтральной Гаване, и
Шарп, губернатор столь же нейтрального английского острова Нассау. Какое-то
время можно работать и на северян, и на конфедератов, но потом нас заставят
сделать однозначный выбор. Если в начале игры мы гордо плаваем под "Весёлым
Роджером", затем нас зачислят во флот США или КША.
ЧЕТЫРЕ ГОДА РЫСКАЛ В МОРЕ НАШ КОРСАР
Морские бои в "Головорезах" ещё более аркадные,
чем в классических пиратских играх - теперь все без исключения суда
оснащены паровыми машинами и не зависят от погодных условий. Паровая
машина может увеличить скорость судна (выглядит как нитроускорение в
автомобильных аркадах), но быстро перегревается и может вообще взорваться.
Сами корабли можно переоборудовать на верфях, купив новые двигатели
и дополнительное вооружение (у пулемётов и мортир боеприпасы, в отличие
от обычных бортовых орудий, кончаются).
...а так он выглядел на стадии разработки. Как по мне, раньше
было лучше.
Типов
судов довольно много, и с течением игры появляются новые. При этом они
совсем не обязательно будут лучше того, на чём вы плаваете сейчас. Скажем,
"прорыватели блокады" появляются позже канонерок, но если
канонерка со всеми усовершенствованиями - универсальное судно, то "прорыватель"
- это легкий и быстрый рейдерский катер. Парусов и обычных пушек больше,
чем у канонерки, зато трюм меньше, дополнительных "суперорудий"
влезает меньше. На любителя.
Чтобы взять врага на абордаж, сначала нужно как следует попортить ему
корабль. Только тогда на экране появится соответствующий значок. В абордаже
мы участвуем в гордом одиночестве и постепенно зачищаем от всего живого
палубы обоих кораблей. Количество и жизнестойкость всего живого зависят
от типов кораблей и соотношения команд. Личное оружие делится на холодное
и огнестрельное, выбрать есть из чего (хотите - вообще возьмите в дело
снайперскую винтовку Уитворта), но сами бои быстро надоедают. Фехтовальная
механика взята из ранних "Корсаров" - блок даёт стопроцентную
защиту от удара даже когда вас взяли в плотное кольцо. Проиграть сложно
- рано или поздно вы всё равно всех порубите.
Разработчики попытались оживить процесс за счёт литров кетчупной крови
- руки-ноги-головы летят так, что только успевай уворачиваться. Поначалу
весело, но на N-дцатый раз тоже приедается: лучше уж достать из широких
штанин пару кольтов и устроить массовый показательный расстрел. Так
быстрее будет. Правда, в финале ещё предстоит сабельный поединок с вражеским
капитаном... К концу игры Грей лично уничтожит не меньше народу, чем
американцы потеряли за всю свою военно-морскую историю.
Захватив судно, нужно решить, пересаживаться на него или продать, предварительно
забрав всё ценное. Так что водить за собой целую армаду не получится.
Трофей идёт на аукцион, и деньги вы получаете спустя некоторое время.
РИФЫ И МЕЛИ
К сожалению, мало заменить фрегаты на броненосцы, а шпаги
на драгунские сабли, чтобы получился настоящий хит. Формат "Пиратов"
для войны Севера с Югом годится только в том случае, если у игры есть
глубокий, захватывающий сценарий, за который можно простить все издевательства
над реальной историей. Можно было бы придумать герою сколь угодно романтическую
биографию. Можно было бы добавить ему личную жизнь, усложнить игровую
ситуацию, вставить дипломатическую игру между разными странами (которых,
кстати, в "Головорезах" пять, включая почему-то независимую
Ямайку)... но ничего похожего в игре нет. Там вообще непонятно, что
идёт война - корабли северян и южан свободно плавают бок о бок, даже
не пытаясь вступить в бой.
Игроку просто нечем себя занять в перерывах между челночными
заплывами из порта в порт и периодическими морскими сражениями. Из мини-игр
имеются только боксёрские матчи, но они опять-таки неинтересные - на
этом много не заработаешь, а впустую махать кулаками надоедает. Развлечений
мало, некуда сходить, не с кем поговорить. Причём ладно бы игра - коль
скоро это самопародия - получилась действительно смешной хотя бы за
счёт остроумных текстов. Так ведь снова нет: по-настоящему удачных шуток
буквально одна-две.
И это не говоря уже о чисто технической стороне дела, начиная
с оформления игры. Например, необъяснимое пристрастие дизайнеров к шрифту
Сomic Sans MS, или сам текст, порой сильно напоминающий перевод с русского
на русский. Все эти "перки", "слоты" и прочий сленг
режут глаз и ещё сильнее вредят игровой атмосфере. Графика приятная,
но не более того. Перемещения по суше оформлены в виде сверху - даже
в первых "Корсарах" они выглядели эффектнее. Города невыразительны
и отличаются друг от друга разве что планировкой, а ролики на входе-выходе
в здания (верфь, магазины, кабинет шерифа - сохраняться, кстати, можно
только там) везде одинаковы. Управление тоже не назвать удобным - оно
привязано к раскладке WASD, хотя двигать корабль мышью разрешалось даже
в Pirates! Gold.
Показательно и отношение самих разработчиков к своему проекту.
Выпустив всего один патч, они не стали работать над шлифовкой игры и
тем более анонсировать продолжение. Сейчас даже официальный сайт "Головорезов"
- и тот закрыт.
Для "Акеллы" эта игра так и осталась "первым блином".
Попытка освоить новое направление военно-морских игр не удалась, а жаль:
она имела хорошие шансы на успех. По части тематики "Головорезы"
до сих пор остаются единственными в своём роде, но заинтересовать ею
массового игрока у авторов не получилось.
|
|