АТАКА ЧЕРНЫХ БУШЛАТОВ
Теплые волны Черного моря катились на берег, который затих в ожидании. На горизонте появились катера и баржи. Они шли к береговой полосе. Иногда среди них вздымался и тяжело опадал фонтан воды, поднятый разорвавшимся снарядом. Немецкая артиллерия не дремала, но наш десант быстро продвигался вперед. Полоса желтого песка все ближе. Еще секунда, и корабли уткнулись носом в отмель. И тотчас берег покрылся черными бушлатами - морская пехота высадилась на Керченском полуострове. Шел 1943-й год и первая минута моей игры в "Sudden Strike -3: Arms for Victory,". Задача - захватить Керченский плацдарм, преодолев глубоко эшелонированную оборону немцев.
Бой начинается сразу же. Полоска берегового песка под прицелом тяжелой артиллерии, надо быстро идти вперед. А впереди - деревня, опоясанная траншеями немцев. Справа - холм с дотами и пулеметными гнездами. Слева, поднимающиеся уступами позиции сильного немецкого узла обороны. Со всех сторон - жестокий огонь, и берег быстро покрывается трупами в черных матросских робах. Немногие смогли дойти до вражеских траншей. Но катера уже подвозят новые подкрепления, и новая волна атакующих, неся огромные потери, стремится в атаку.
Я хорошо помню старую "Sudden Strike" ( У нас известна также, как "Противостояние"). Казалось бы - все это уже было. И высадки десантов, и атаки на доты. И в то же время - не было. Не было массовости, той самой жестокой реальности Второй Мировой, когда позиции врага брали "живым валом", устилая подступы к ним бесчисленными телами солдат. Здесь это есть. Массированные волны атакующих моряков, двигаясь по трупам своих павших товарищей, захватили деревню и холм, находившийся справа. В какой-то момент мне даже показалось, что всю огромную карту миссии так и можно будет легко прибрать к рукам за какой-нибудь час, бросая без счета в убийственные атаки храбрых морячков и идущую за ними следом пехоту, поддержанную танками.
Но нет. Рванувшись было за деревню, я наткнулся на немецкую танковую контратаку, которую с трудом отбил. Пришлось отвести уцелевших в опустевшие немецкие траншеи у околицы, ведь против танков у нас пока были только пара трофейных легких орудий и противотанковые ружья. Своих танков пока не было. Флот продолжал слать подкрепления и я их уводил на холм вправо, потому что только это место и окопы у деревни, были относительно безопасны. Противник сюда не совался. На карте несколько таких "тихих" зон, которые надо постепенно вычислять, и там отсиживаться, ведя разведку и накапливая силы.
Теперь можно было осмотреться и оценить свои первые впечатления от игры.
ОТ КЕРЧИ ДО ИВОДЗИМЫ
Появление "Sudden Strike -3" фанаты серии ждали более 3-х лет. Срок большой, чтобы задаться вопросом, на что были потрачены студией Fireglow эти годы. Первое впечатление - вроде бы и не на что. Ну солдатики стали чуть побольше, и все равно - мелковаты. Что касается техники - в ней трудно найти что-то новое, разве что деталировка и анимация стали вровень со временем, полностью трехмерными. А в остальном все тот же принцип игры: воюем за обладание тактической картой. Только появились новые кампании и миссии.
Не удивительно, что первые отклики об игре, которые мне довелось читать, были достаточно скупы и довольно критичны. Но я бы не стал спешить с выводами.
Сами разработчики на тот же вопрос, что нового в "Sudden Strike -3", отвечают - совершенно новый движок, рассчитанный целиком на 3-х мерную войну. Поле боя просматривается под любым углом, можно послать своих в атаку на немецкие окопы и быстро заехать камерой в немецкую оборону, наблюдая, как на тебя идут твои же войска.
Первые же минуты игры в керченскую кампанию лично на меня произвели сильное зрительное впечатление. Деталировка всего: кораблей, ландшафта, техники, укреплений и бойцов выполнены под современный монитор. А возможность объемного, панорамного осмотра поля боя, приближая и удаляя нужный тебе участок, приятно радует глаз. Небольшие размеры пехотных юнитов вполне оправданы. Если их сделать больше, то это будет уже пожалуй совсем другая игра. Но тогда "железо" не выдержит и все сведется к горстке солдат на небольшой тактической карте. И мы получим "Company of Heroes". Здесь же на театре военных действий: сотни юнитов. Козырь новой игры - массовость. И этого эффекта добиться удалось.
Карты стали не просто большие. Огромные. Это усиливает стратегическую направленность "Sudden Strike -3". Карта, словно составлена из нескольких отдельных карт. Она отвоевывается по кускам, которые "склеиваются", как мозаика, пока не добавишь к ней последний недостающий элемент. И тогда - победа! Это уже не совсем тактическая стратегия. Есть в ней что -то от глобальной. Масштаб, массовость и визуальный реализм - так бы я определил главные достоинства "Sudden Srtike -3".
А в остальном - это действительно не что иное, как римейк ее двухмерной прародительницы. Разработчики этого и не отрицают, утверждая, что они старались, чтобы игра была узнаваема, и следовала своим традициям, ориентируясь прежде всего на своих фанов.
Единственное, что принципиально отличает "Sudden Srtike -3" - появление военно-морских сил. Масштабные размеры карты позволили ввести пропорциональные по отношению к сухопутным юнитам, корабли. Не только транспорты, но и крейсера, эсминцы, линкоры, даже авианосцы и субмарины. Последние, как я понял из интервью с разработчиками на зарубежных игровых ресурсах, доступны в битве за Гуадалканал (Кампания в Тихом Океане). В той версии игры, которая пришла в Россию еще до Нового Года, этой кампании нет, так что мне не довелось опробовать авианосцы и флоты в сражении. Есть только штурм острова Иводзима (можно играть за обе стороны).
Американцев здесь тоже поддерживают тяжелые корабли, которые ведут огонь на поддержку своего десанта. А японская авиация пытается их атаковать. Управлять флотом, однако, сами в битве за Иводзиму, вы не можете. Вы по-прежнему были и остаетесь полководцем, которому подвластны только сухопутные войска. Но тут уж полный их спектр: танки, пехота, артиллерия, грузовой транспорт и бензозаправщики. Плюс можно захватывать любые виды подбитой вражеской техники, которая усеивает поле боя.
Еще один новый элемент в Sudden Srtike -3 - снабжение. Поскольку большая часть из заявленных кампаний так или иначе связаны с массированными морскими десантными операциями (Керч, Иво-Дзима, Нормандия, Сицилия, Гуадалканал), то армия на суше оказывается оторвана от источников снабжения. Оно подвозится по морю. Баржи доставляют не только войска, но и грузовики с боеприпасами, бензин. И то, и другое часто оказывается в дефиците. Образуется морская линия снабжения, конечно условная.
Но транспортные суда подвергаются атакам авиации, дальнобойной артиллерии и подлодок. Если им удастся перерезать подвоз, вашим танкам и солдатам попросту станет нечем стрелять. Возможно, в Тихоокеанской кампании эти линии снабжения реализованы в полной мере. Мне это проверить, увы, не удалось.
В первой, назовем ее так, "российской" версии "Sudden Srtike -3", несколько кампаний и одна отдельная миссия- Сицилия , где играть можно только за союзников. Кампании это "Керченская операция" (доступна игра за СССР). Иводзима (доступна игра за обе стороны). Высадка союзников в Европе (доступны союзники). И немецкая, оборонительная кампания. Гуадалканала нет. Возможно он будет доступен, когда появиться локализованная версия.
КРЫМ В ОГНЕ - ПРОХОЖДЕНИЕ КЕРЧЕНСКОЙ КАМПАНИИ
Достоинства и недостатки "Sudden Srtike -3" лучше всего просматриваются в процессе прохождения кампании. Легкую Сицилийскую я прошел за пару часов, а вот Керченская операция, причем только первый этап, заняла несколько вечеров.
Высадка и атака в лоб
Итак, войска погружены на транспорты и десант черноморских моряков высаживается на желтую полосу прибрежного песка.
Участок высадки с трех сторон окружен немецкими позициями. Прямо впереди - деревня, опоясанная траншей с блиндажом. Справа - высокий горбатый холм, похожий на Медведь-гору. Оттуда нас поливают фланкирующим огнем пулеметы. Слева, полого уходящая вверх длинная возвышенность в виде пирога. Я так и прозвал ее - "Пирог-гора".Это большой узел обороны, состоящий из нескольких отдельных оборонительных позиций. В целях миссии он обозначен, как одна из важнейших ключевых точек. Захват всех таких точек, дает победу. Захват одной точки - бонусы в виде возможности вызвать дополнительный артобстрел или авиационную поддержку, а также - новые подкрепления.
Первым желанием, конечно, было взять эту позицию, но даже безумная храбрость моих черноморцев и их великое множество не помогли. Взять удавалось первые две линии обороны и дойти до ее центра, затем следовала контратака немецких танков и бронетранспортеров, и нас с потерями отбрасывали на исходные. Хотя флот беспрерывно подвозит подкрепления, взамен павших, они не беспредельны. Алгоритм игры настроен так, что массовые безрезультатные жертвы ограничивают подвоз вам резервов. Но если вы положили кучу солдат, но при этом наколошматили больше фрицев и продвинулись по карте, то и подкрепления будут, и артподдержка, и авиация.
Поэтому оставляем (и надолго) "пирог" в покое, загружаем сэйв и атакуем сначала деревню, которая прямо перед нами. Первая атака - это чистой воды "пушечное мясо". Идем вперед , не считаясь с потерями. Строчим на ходу из автоматов и по нам строчат. Справа, с "Медведь-горы"бьют пулеметы, но мы вызываем по ним огонь морской артиллерии (артподдержка), и они замолкают.
Вскоре деревня - наша вместе с двумя малокалиберными пушками и станковым пулеметом - наши первые трофеи. В дальнейшем их будет так много, что мы не все станем подбирать, но сейчас жадно хватаем и торопливо пускаем в ход немецкую легкую пушку и пулемет.
Идти дальше, за деревню, вперед не стоит, это вызовет ответную агрессивную реакции ИИ. Сажаем наших морячков в траншеи, где они и будут сидеть почти всю кампанию. На усиление даем им стрелков с пэтээр. Когда нам на поддержку прибудут танки, парочку можно оставить здесь же. После чего про деревню можно забыть. Редкие и слабые контратаки врага на этот пункт ваш гарнизон будет отбивать сам.
Теперь атакуем холм справа. "Медведь-гора" хорошо укреплена. В центре ее целая бетонная крепость. Но у нас есть артподдержка. Вызываем морскую артиллерию и гора содрогается от разрывов тяжелых снарядов. Затем на холм врывается морская пехота и остается только зачистить окопы.
В старой Sudden Strike окопов не было. Пушки, минометы и танки воевали прямой наводкой, а пехота оборонялась исключительно в зданиях.
В Sudden Srtike -3 - окопы стали главной системой обороны. Самим их рыть нельзя. Но этого и не требуется. Карта разделена на зоны обороны, которые причудливо окружены линями траншей, главным образом на холмах. Захватив такой опорный пункт, сам получаешь в свои руки оборонительный участок, и можешь на нем закрепиться, подтянув артиллерию и поставив за окопами танки на поддержку. Вражеские орудия больше не стоят на отрытых позициях. Даже одиночный пулемет и тот окружен мешками с песком. Из оборонительных сооружений остались в том же виде - блиндажи с бревенчатым накатом, и бетонные бункеры, вооруженные артиллерией. Единственное новшество, бетонный пулеметный бункер, похожий на стоящую торчком катушку из под ниток.
Между опорными пунктами - обширные ничейные пространства, где либо совсем нет вражеских войск, либо движутся резервы. Это пространства для маневров. В целом "Sudden Srtike -3" игра достаточно маневренная. Войскам в ходе боев приходится преодолевать большие расстояния, поэтому колесный транспорт, такой как грузовики и трофейные бронетранспортеры обретает свое "природное" значение.
Фланговый прорыв
Командование оценило ваш успех по захвату "Медведь-горы" и вам подвозят новые подкрепления. Появляются наши танки. Но наступательный пыл моих морячков еще не угас, и они, спустившись с правого склона "Медведь-горы", оказываются в самом углу карты, где находятся позиции немецких гаубиц и с клады немецкой амуниции. Захватили и кое-какую трофейную технику. В руки нам попался целехонький танк без экипажа, бронетранспортер с зениткой на прицепе и очень ценное приобретение - тяжелая пулеметная установка на гусеничном ходу - "Вирбельвинд". Но фрицы неожиданно накрывают участок огнем тяжелой артиллерии, и часть этой ценной добычи превращается в металлом. Отбив трофейными зенитками попытку немцев контатаковать этот участок, мы оказываемся полными хозяевами правого подножия нашей большой карты. "Медведь-гору" немцы не атакуют и мы делаем ее нашей базой.
В это время открывается еще один участок высадки. Командование начинает высаживать войска на новом плацдарме, левее ключевой точки - "Пирог-горы". В дальнейшем подкрепления так и будут поступать в эти две отдельные зоны высадки.
Для нас этот участок превращается в настоящую Омаху. Вправо дороги нет, там - "Пирог-гора", причем атаковать ее в лоб нельзя, та сторона, что обращена к берегу - сплошной обрыв, который заворачивает далеко в глубь вражеской территории.
Если идти вдоль обрыва, то слева оказывается деревня, окруженная траншеями, где засели гитлеровцы. Остервенело атакуем ее (а что еще остается), невзирая на потери.
Немецкая контратака
Единственное, чем я могу помочь этому, отрезанному от моих главных сил десанту - обстрелять деревню и "Пирог-Гору" из трофейных гаубиц.
Но они жрут так много боезапаса и дают такой сильный разброс, что вскоре я отказался от их применения.
После атаки мы овладеваем деревней и закрепляемся в ней. Но это какая-то роковая точка на карте. Немцы любой ценой стремятся ее отбить. Даже укрепив деревню танками, мы ее теряем. Сколько бы я не брал этот населенный пункт вновь, рано или поздно фрицы себе его возвращали. Очень скоро я понял, что непрерывная битва за эту, как я ее прозвал, "Чертову деревню" только перемалывает мои войска в пустую, я загрузил сэйв и все войска, высаживающиеся на "Омахе", направил влево по берегу, в обход. Там оборона оказалась слабенькой. Прибрежная высотка, которую мы взяли лобовой атакой танков и пехоты, пала под нашим натиском и мы прорвались немцам в тыл. Попавшийся на пути "Вирбельвинд" легко уничтожили и вышли к заводу, где фашисты ремонтировали свои тяжелые танки. Нам достались 3 почти новехоньких "тигра". Отбив контратаку немцев на завод, ремонтируем "тигры" и приводим себя в порядок. Заодно "зачищаем" пару соседних высоток, выбив оттуда противника. Немцы их не пытаются отбить. Теперь мы хозяева левого и правого флангов стратегической карты. Плацдарм захвачен. Правда посередине на берегу все еще торчит как заноза "Пирог-гора", но мы постепенно, окоп за окопом захватываем ее атаками с правого плацдарма. При этом массированно бомбим авиацией и морской артиллерией. Вызов артподдержки, замечу, сильный ход, но число артударов очень ограничено, поэтому их надо приберегать на действительно важный случай.
Клещи
Теперь мы хозяева всего побережья, исключая "Чертову деревню" (ну и фиг с ней, это какой-то баг, ведь она не ключевая точка). Разведка показывает что в центре карты у немцев очень обширная оборонительная позиция, идущая по хребту длинной горы. Решаем обойти ее и начинаем наступление по правому флангу, благо теперь мы можем направлять подкрепления с обоих плацдармов в нужную нам точку, поскольку мы владеем берегом. На правом фланге у немцев нет таких мощных крепостей, типа "Медведь-горы", и преодолев пару мелких узлов сопротивления мы выходим на позиции немецкой сверхтяжелой артиллерии. С ходу уничтожаем эти чудовищные мортиры (что является одной из задач в этой миссии).
Нам понадобится сильный танковый кулак, чтобы сдержать ответную контратаку фашистов. Перебив их танки и подтянув резервы, продолжаем наступление, и выходим в верхний правый угол карты, где расположена большая деревня, склады и брошенная вражеская техника. Сама деревня укреплена не слишком сильно, но это одна из точек на карте (вроде наших береговых плацдармов), откуда к врагу подходят виртуальные резервы. Вторгнувшись в деревню, мы активируем игровое событие, которое как раз и вызывает появление в этом месте крупных сил противника с "тиграми" и прочей тяжелой техникой. Вот на такой случай и нужно припасти вызов артподдержки. Вызываем сразу три залпа, и резервная немецкая группировка прекращает свое существование. Деревня -наша и больше враг нас тут не побеспокоит. Здесь мы находим целый клад: горы ящиков с дефицитными боеприпасами, бензин, много трофейной техники, которую забираем себе.
В "Sudden Strike -3" не так много типов пехотных юнитов. У русских это: краснофлотец, солдат с винтовкой, автоматчик, стрелок из противотанкового ружья, стрелок с ручным пулеметом Дегтярева, морской и флотский офицеры. Еще есть санитар и снайпер.
Ценность снайпера в "Sudden Strike -3" заметно снизилась. При таком количестве сражающихся войск и техники снайперская винтовка мало чем может вам помочь. Зато сильно возросла ценность водителей и механиков-водителей. Это еще два особых юнита. Водители берутся из экипажей погибших танков (если успели вылезти) или забираем из грузовиков. Поскольку на поле боя остается много подбитой техники, ее можно использовать. Чинить ее могут только механики-водители, они же могут и составить экипаж. Простые водители чинить ничего не могут, а только способны водит трофейную технику.
Очень скоро я понял, что механиков-водителей и экипажи подбитых танков стоит беречь, а не использовать как обычную пехоту. Например, чтобы вывести с захваченного завода 3 трофейных "тигра", мне понадобилось как минимум полтора десятка водителей и механиков. А где их сразу взять? Я их поначалу не берег и они гибли вместе с простой пехотой. Пришлось бросать грузовики и бензовозы, снимая с них шоферов, а солдатам идти полкарты своим ходом. В среднем нужно 5 человек на трофейный танк. Несмотря на то, что подкрепления продолжали поступать, по мере приближения к финалу кампании свои танки оказываются в дефиците. И мне активно приходилось использовать трофейные, а также подбирать и ремонтировать свои подбитые "тридцатьчетверки" и "КВ", то тут, то там одиноко торчавшие на месте бывших боев, когда мы наступали, не считаясь с потерями. Так что берегите ваших водителей, они будут очень нужны.
Дальнейшее наше наступление развивалось с флангов на центр, как большие клещи. Длинную гору мы брали одновременно наступлением с двух сторон, но частями, поскольку каждый участок давался ценой многих жертв. Обнаружился и баг. Когда гора была уже в наших руках, ИИ продолжал кидать сюда немецкие подкрепления. Оно регулярно появлялось на склоне уже нашей горы в виде большого отряда танков и мотопехоты. Просто из ниткуда. Мне пришлось расставить вокруг этой точки несколько танков и пару трофейных "Вирбельвиндов", чтобы мочить виртуальных фрицев на корню, едва они появлялись из "зазеркалья". Надеюсь, в последующих патчах этот баг будет исправлен.
ЗАМЕТКИ ШТАБНОГО ОФИЦЕРА
Когда 2/3 карты у вас в руках, понятно, что вы захватите и последний кусок - левый верхний угол, где в деревне окопались элитные немецкие бронетанковые части. Здесь "мясом" уже не возьмешь, атаковать придется буквально пошагово, сберегая каждую единицу бронетехники и каждого солдата. Обязательно приберегите побольше вызовов "артподдержки", поскольку в последний момент к немцам из "зазеркалья" хлынет подкрепление, и сдержать его вашими танками-калеками не получится. Только массированным артударом. После этого последнего акта агонии Керченская операция завершится.
Но еще предстоит взять город.
Бои за город - это уже вторая часть кампании. Захватив первую карту вы получите доступ ко второй. Но описывать ее не стану. Ограничусь очень кратким резюме. На старте второй части битвы за Керчь вы занимает сплошной фронт наступления в виде прямой линии. Перед вами - передовая немецкой обороны из окопов, дотов и артпозиций. За нею сам город. До боев в городе вам надо прорвать передовую, а это настоящая мясорубка. У вас много всего: и пехоты, и танков, и впервые появились "катюши". Но ИИ так много бросает фрицам подкреплений, что иной раз непонятно, то ли вы атакуете, то ли вас атакуют. Это называется "хардкор" и такое начало мне не понравилось. Первая часть кампании (морской десант), которую я описал выше, в этом плане выгодно отличалась. У вас было и время и место для маневра, и враг не стоял стеной, защищая лишь узлы сопротивления.
Словом, второй этап керченской кампании я так и не прошел, оставшись под впечатлением, что "Sudden Strike -3: Arms for Victory " - игра неоднозначная. Здесь кампания кампании - рознь и какая придется вам по вкусу - это ваш личный выбор.
Несколько слов о юнитах. Рулят всем конечно танки, хотя от панцерфаустников и базук горят как свечки. Поэтому и пехота важна, благо что ее много. Артиллерия - второстепенный элемент, трофейные немецкие пушки, даже если они мне и попадались, я не использовал, за исключением разве что зениток. Если нужно было защитить позицию, то за линией окопов лучше поставить пару "тридцатьчетверок". Дальнобойная артиллерия неэффективна и потребляет слишком много боезапаса.
Из доступных средств поддержки: бомбовый удар и артобстрел. Последний намного эффективнее. Бомбардировщики наносят слишком незначительный урон, но зато позволяют заглянут в "туман войны". Это скорее воздушная разведка, чем средство подавления. Кроме того их часто сбивают.
Как и в старой "Sudden Strike" противника чаще всего надо брать ювелирными маневрами, понемногу уничтожая его огневые точки. Но иногда, что откровенно радует, возможен и живой вал: десяток танков при массовой поддержке пехоты способны взять даже сильную позицию с ее дотами и врытыми в землю пушками. В этом случае можно расслабиться, бой начнется и завершится сам по себе.
В игре очень хорошо реализована система локальных повреждений техники. Практически все, что не уничтожено полностью и в горячке боя было брошено, можно потом отремонтировать и пустить в дело, хотя качество восстановленного танка с его дырявой броней, будет намного ниже.
Ожидать чего-то сверхъестественного, сверхнового от "Sudden Strike -3: Arms for Victory " не стоит. Более того скажу, что это было бы неправильно. Игра плавно перешла в трехмерное пространство, добавив всего несколько новшеств. Но может это и к лучшему? Именно к такой "Sudden Strike" привыкли ее многочисленные поклонники. |
|