К ВОПРОСУ ОБ УВАЖЕНИИ
Вы знаете, как сказал об уважении Блез Паскаль? Притворяться шибко
умным не буду, сам узнал только что, но не процитировать не могу. Он
сказал: «Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают».
Ведь каждому хочется ощутить себя счастливым. Наверняка отсюда берёт
начало и сакраментальный вопрос: «Ты меня уважаешь?» Ответы на него
могут быть различными. От клятвенных заверений в искреннем уважении
до приложения кулака к лицу. Собственно, к чему я всё это? А к тому,
дорогие друзья, что чувствую, не уважают меня как игрока (если
угодно, геймера) в студии Magitech Corporation, выпустившей игру «Strength
& Honour 2» (в локализованном варианте «Честь и доблесть 2»).
Есть два основных пути изложения. Можно сначала описать ситуацию,
подводя читателя к выводу, а уж потом сформулировать и сам вывод.
Возможен и обратный вариант: выдвигается сильный тезис, утверждение,
а уж затем обоснование оного. Позволю себе здесь выбрать именно
второй путь.
Итак, тезис: выпустить стратегию, подобную «Strength & Honour 2», в
2009 году – это, по меньшей мере, неуважение к игровому сообществу в
целом и к каждому игроку в отдельности. Далее последует обоснование.
Извините, не очень развёрнутое и обстоятельное. Ибо насколько
уважают меня, настолько и я в ответ готов затратить сил.
«Strength & Honour 2» посвящена эпохе античности и представляет
собой пошаговую глобальную стратегию с тактическими RTS-боями.
Казалось бы: ну как не сравнить с Rome: Total War? Нет, с Римом мы
сравнивать эту игру не будем, чтобы не оскорбить достойный продукт
от Creative Assembly. И хватит уже отклоняться от основной темы
обзора.
СКУДНАЯ АНТИЧНОСТЬ
Итак, время действия – античность, начало кампании 232 год до н.
э. Место действия – весь цивилизованный на тот момент мир от
Пиренейского полуострова и Британии до Индии и Китая. На старте
можно выбрать любую из двух с половиной десятков фракций. Это и
традиционные римляне или карфагеняне, и дикие галлы или германцы, и
фракции Среднего Востока, такие как парфяне или бактрийцы, индусы
или сразу семь китайских государств. Звучит заманчиво, не правда ли?
Да не всё то золото, что блестит, господа, да-с. Подавляющее
большинство фракций имеют в своём распоряжении 1-2 города, имеющий 3
считается мега-монстром. И нет по соседству чего-нибудь вроде
мятежных городов, с которых можно начать расширение державы. Таким
образом, весь подлунный мир (между прочим, термин принадлежит
Аристотелю, если кто не знал) оказывается чрезвычайно бедно населён,
что весьма и весьма удручает, причём с самого начала кампании.
Представьте себе: один город на Сицилии, один город в Италии, один
город на южном побережье Франции, пара поселений в Галлии, пара в
Испании, лишь один Карфаген в Северной Африке… Довольно скудно.
Дальше.
Здания, доступные для возведения. Визуально они будут выглядеть как
дополнительные постройки вокруг главного города. Типов их совсем
немного: фермы, казармы, дворец наместника, библиотека и ещё пара
чего-нибудь в том же роде. На строительство тратится золото,
собираемое в городе в виде налогов или же получаемое от торговли.
Возводятся они не сразу, а за определённое число ходов. Дают
стандартные бонусы: увеличение производства товаров, повышение
лояльности или более высокий темп набора войск.
Кстати, о войсках. Здесь их не нужно нанимать или строить. Каждый
город имеет свой ресурс ополчения, который растёт естественным
образом. Щёлкнув по определенному пункту меню, можно сформировать из
этого городского ополчения полевую армию, которая может
передвигаться по стратегической карте. Типы отрядов классические. То
есть лучники, лёгкая и тяжёлая пехота, кавалерия. Каждым отрядом в
армии, если угодно, каждой когортой, командует персонаж с
определёнными характеристиками и навыками. И в дальнейшем когорта в
армии будет представлена портретом именно этого персонажа, своего
командира. Кто-то из персонажей лучше руководит тяжёлой пехотой,
кто-то имеет призвание служить в коннице, кому-то по душе лук и
стрелы – важно верно подобрать место всем.
Есть ещё пара интересных моментов в армейской системе «Strength &
Honour 2». Отряды-когорты в большинстве своём имеют смешанный
характер. То есть если имеется когорта тяжёлой пехоты, то это не
означает, что она состоит исключительно из закованных в броню
дуболомов. Нет, в ней присутствуют и вспомогательные лучники. Просто
их значительно меньше, чем тяжеловооружённых бойцов. В когорте же
лучников есть небольшая доля бойцов рукопашного боя, задача которых
во время сражения прикрывать массу стрелков. Кроме того, армия в
походе должна тащить с собой обоз с припасами, иначе её боевой дух
подвергнется серьёзному испытанию.
Ну что ж, сформировали армию, выступили в поход. Допустим, нам
повезло, и мы встретили врага. Далее либо рассчитываем результат
автобоя, либо переходим в тактический режим и громим противника
вручную. Естественно, выбираем второе. Что мы, таблиц с исходом боёв
что ли не видели? И тут первая неприятность: нельзя выставить в поле
всю армию. Поле, видите ли, вмещает лишь ограниченное число отрядов.
Поэтому даже если армия у нас вдвое больше вражеской, на поле
задавить противника числом не получится. Хорошо, мы привыкли бить
его уменьем. Но и тут не всё хорошо. Оказывается, нельзя разместить
на поле войска так, как считает нужным полководец. Разработчики
«заботливо» выделили на поле квадраты под каждый отряд, равномерно
размазав их по фронту. Так что не выйдет из нас Эпаминонда с
концентрацией сил на одном из флангов. Мало неприятных новостей?
Сейчас ещё одну подкину. Размер поля тактического сражения не просто
мал, он мизерен. Границы земли резко обрываются и уходят в бездну. В
прямом соответствии с представлениями древних об устройстве Земли.
Если бы камера могла поворачиваться так, чтобы заглянуть в эту
бездну, бьюсь о заклад, мы могли бы увидеть там слонов, стоящих на
черепахе. Фронт из шести-семи отрядов перекрывает всё поле с края до
края. Начало боя противников застаёт почти лицом к лицу, не оставляя
времени на какую либо перестановку сил. Стенка на стенку – вот и вся
тактика. Разбитый отряд так быстро оказывается за пределами
активного поля, что его не удаётся как следует проредить
преследующей кавалерией. После такого убогого зрелища возникает
особая необходимость в кнопке «Автобой». Во-первых, быстро и
мучиться не надо, во-вторых, хоть не видишь этой убогости и не
чувствуешь, что тебя лишний раз не уважают.
Пришла пора
поговорить о стратегических и ролевых аспектах игры. В частности, о
дипломатии и уже упоминавшихся персонажах. Дипломатия выглядит
довольно просто. Заходим в специальный экран, выбираем страну,
персонажа, который будет вести переговоры от имени нашего
государства, и выбираем из скудного списка возможных договоров:
торговля, союз, война или мир. Что самое неприятное, запрос-ответ в
Китай из Рима сделать так же легко, как в Грецию или Карфаген. Нет
эффекта расстояния. Не говоря уже о том, что в третьем веке до нашей
эры римляне имели более чем смутные представления о том, что это за
страна такая к востоку от Индии.
Персонажи. Это как раз те самые товарищи, которые назначались
командирами
подразделений. Они же могут быть дипломатами,
губернаторами – и вообще всем. Один из них главный, вроде главы
государства. С губернаторами кстати надо быть осторожней, они имеют
порочную привычку объявлять о своей независимости. Это, как я
понимаю, тот самый фактор, сдерживающий ускоренную экспансию игрока.
В противном случае при столь малом количестве городов на карте, вся
она завоёвывалась бы в считанные часы игрового времени. Отмечу ещё
одну нелепость от разработчиков «Strength & Honour 2» -
женщины-губернаторы или матери-командирши когорт. Хотя нет спору,
нарисованы они красиво, смотреть на них приятно, но!.. Господа из
Magitech Corporation, неужели вы меня настолько не уважаете, что
предлагаете поверить в то, что когортой тяжёлой пехоты может
командовать какая-нибудь Семпрония или Корнелия? Между прочим, с
венком из ромашек на голове вместо шлема.
Наконец, позвольте нанести последний сокрушительный удар по
вашему чувству самоуважения. Впрочем, меня винить за этот удар
нельзя. Не я, знаете ли, рисовал графику к этой игре… если ЭТО в
2009 году можно называть графикой. Расписывать этот кошмар – только
место в обзоре занимать. Всё видно на скриншотах. Имеющие глаза да
увидят. Имеющие самоуважение да не купят эту игру. В конце концов,
уж если нас не уважают в Magitech Corporation, то по крайней мере
это мы способны сделать сами. |
|