БИТВА ЗА СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ
"Жора! Качни люстру - не могу жить без шторма!"
Старая одесская шутка.
До чего же все таки оригинальный народ - пиарщики. Не пойму я
их. Вот зашел я на официальный сайт игры "Морской охотник: Южный
гамбит". Той, что выпустила известная кампания "Акелла".
И знаете, что там написано? "Уникальный проект, симулятор торпедного катера с
элементами тактики и стратегического планирования".
Ну почему всегда - "Уникальный"? И почему "проект"? Игра-то уже давно в
продаже. Проект, это когда что-то задумывается, еще что-то планируется.
А тут - полноценный релиз, да еще второй - первый "Морской охотник"
вышел в 2009 году. Ну, наверное, проектируется еще и третий аддон.
Поэтому и "проект".
А в остальном, вы знаете, что удивительно - не соврали пиарщики.
Если слегка подкорректировать их слоган в сторону большей скромности, то
перед нами действительно "симулятор торпедного катера с элементами
тактики и стратегического планирования". И, забегая вперед, скажу, что
очень даже неплохой.
Хотя я бы написал так: "Тактическая морская стратегия в реальном
времени, на тему Второй Мировой войны". Симулятор тут стоит скорее на
втором плане, а стратегический элемент - на первом.
Причем, в этом, конкретно втором релизе, получившем название "Южный
гамбит", речь идет о еще ни разу не реализованном в военных играх театре
военных действий на море - Средиземноморском. А то от Мидуэя и
Пёрл-Харбора уже оскомина в зубах. И вот в этом "Морской Охотник: Южный
гамбит" - действительно уникален. А не какими-то особыми игровыми
находками, как можно подумать, почитав рекламный слоган "Аккеллы".
МАЛЬТИЙСКИЕ КОНВОИ
Война на Средиземном море велась не на жизнь, а на смерть, и все, кто
хоть немного осведомлен о ней, знают, что ключом, за который сражались
итальянский и британский флоты, была Мальта, срывавшая странам Оси
отправку войск и снаряжения в Северную Африку. Все это долгое, кровавое
и жестокое противоборство, длившееся несколько лет, свелось по сути к
конвойной войне. Британцы слали на Мальту продовольствие, снаряжение,
торпеды для базировавшихся там подлодок и бомбы для бомбардировщиков,
топивших, взлетая с острова, транспорты Оси. Итальянский флот, Реджиа
Марина, а также авиации, Реджиа Аэронавтика, иногда при поддержке
Люфтваффе и немецких подлодок, всеми силами пытались сорвать эти поставки. Британские конвои
обычно вначале, заходя в Средиземное море, следовали под прикрытием авианосцев и линкоров, но, при
подходе к Сицилии, которая принадлежала Дуче, с ее авиабазами и торпедными катерами, большие корабли сопровождения
поворачивали обратно в Гибралтар, а легкие сопровождали транспорты
далее, по самому опасному участку - к Мальте. Тут-то британцы и несли
самые большие потери, тут гибли корабли и люди и разыгрывались жестокие
морские схватки.
Простите мне это историческое отступление. Оно нужно лишь для того,
чтобы прояснить сюжет "Южного гамбита". Все наши морские бои и все мисси
в "Морском охотнике: Южный гамбит" будут проходить как раз на этом,
последнем участке, когда противостоят друг другу только легкие морские
силы, а "мастодонты" в виде линкоров и авианосцев здесь отсутствуют. В
этом историческая реальность соблюдена.
Политкорректность, как сейчас модно говорить - тоже соблюдена полностью:
игрок равен в правах, за кого играть, за Союзников, или за Ось. Впрочем.
Союзники и Ось в данном случае не совсем союзники и не совсем
Ось. В Средиземном море ( а в игре есть еще и Черноморский ТВД) одна игровая сторона представлена
исключительно Англией, ее Гранд Флитом (что, практически так и было на самом деле, хотя
США немного, но все же участвовали). А вот Ось - олицетворяет
итальянский флот - Реджиа Марина и итальянские же ВВС. Хотя немецкие ВМС
чуть-чуть, но засветились, они появляются в одной из миссий в виде
дивизиона торпедных катеров-асов "Дубовые листья". Но можно с ними и не
столкнуться. Провалив миссию в первый раз, именно из за этих самых
"Дубовых листьев", и переигрывая ее заново, я так осторожно маневрировал
по большой карте, что с ними просто разминулся, и даже не видел их, а
они - меня, в то время как вражеские эсминцы и
транспорты мы уничтожили.
ГРАНД ФЛИТ ПРОТИВ РЕДЖИА МАРИНА
Всего миссий для Средиземноморской кампании - 6 (не считая трех вводных, обучающих). Причем нет
разницы, играем мы за Ось или Реджия Марина. Если в миссии за Союзников
вам надо провести свой конвой на Мальту, потопив вражеские подлодки и
(как правило) все возможные надводные корабли), то в той же миссии за Ось
вам потребуется сделать все с точностью до наоборот - уничтожить
английский конвой и соответственно, все английские надводные корабли.
Не совсем понятно, почему в миссию нельзя играть по выбору, а только по
очереди, по мере выполнения. Никаких очков нам за успешное прохождение
не дадут, апгрейдить корабли и получать какие-то бонусы (вызов авиации,
например, вспомогательных кораблей и т.п.) тоже нельзя. Может это где-то в глубине
игры и запланировано, или опять таки в том самом "уникальном проекте",
про который поют пиарщики, но, пройдя все 6 миссий за Британию, я
никаких бонусов так и не заслужил. Даже военно-морского креста не дали. Только
открылась возможность новой кампании - уже в Черном море, где уже другие
противники: СССР и все та же "Ось". Но мне хватило и британской. Хотя
вид наших морячков, катеров и пароходиков со звездой на трубе просто
растрогал. Может еще и сыграю.
Хотя название "Морской охотник", да еще с приставкой "симулятор"
подразумевает, что командовать мы будем неким одним, конкретным
кораблем, это не совсем точно.
Симулятор, конечно, присутствует, но, как бы это сказать, очень
упрощенный. Вы можете полностью управлять малым военным кораблем, а
именно - тем самым "Морским охотником", то есть -торпедным катером. Можете им
маневрировать, пускать торпеды (их всего 4), сбрасывать глубинные
бомбы на подлодки (бомб только две), давать команды на огонь из зенитки или
маломерной бортовой артиллерии. Можете сами и пострелять от первого
лица, "сев" за один из пулеметов или малокалиберное орудие.
Это уже
элемент шутера. Можно еще делать ремонт своему кораблю, нажимая кнопочки,
решая, что в первую очередь латать: дырки в борту (тонем!), винт (не
управляемы!), или гасить пожар на борту. Но это - все. Никаких сложных
приборов, показания которых надо учитывать, никаких "сторонних
факторов", вроде силы ветра, тумана или волнения, которые надо
принимать во внимание.
И штормов, кстати нет.
Так что, как в той одесской шутке: "Жора! Качни люстру...".
ЭСКАДРА ПОД ОГНЕМ
Но, заметьте, я не сказал, что это плохо. С моей непредвзятой точки
зрения это в принципе очень даже хорошо. Именно эта простота придает игре
динамичность. Не надо забивать мозги лишней информацией, а тем более
что-то там считать, глядя на непонятные корабельные циферблаты. Все просто: есть
противник, есть четыре волшебные клавиши: WADS,
"вправо -влево - вперед -стоп машина- задний ход".
Есть "
spase", с помощью которой пускаем в ход наше главное оружие -
торпеды. Ну и есть несколько клавишей для других целей. Жмем одну - стреляем
из зенитки, жмем другую - из корабельной пушки. Можно еще в бинокль
посмотреть - чтобы опознать, кто там впереди из тумана нарисовался: свой
или чужой.
Так что симулятор из "Морской охотник" не ахти какой. А вот тактическая
стратегия тут гораздо более выражена.
Каждая
миссия - это довольно большая карта. И мы никогда (кроме обучалки) не
командуем одним кораблем. Как минимум - тремя, а вообще гораздо больше.
Обычно в нашем распоряжении целая эскадра, включающая тяжелые корабли
(крейсеры и эсминцы) и легкие - собственно, морские охотники. А также
уязвимые, неповоротливые калоши- транспорты. Некоторые из них слабо, но
тоже вооружены, а есть еще и рейдеры - гражданские пароходы,
переделанные под вспомогательные военные.
Вывод: играете вы, таким образом, в
первую очередь, в морскую тактическую стратегию на уровне
командира сводной группы кораблей. А уже во вторую - в симулятор. Нет
только линкоров и авианосцев, что исторически хотя и правдоподобно, но,
откровенно говоря, очень жаль, что их нет. И есть авиация, которая, хотя
и действует с двух сторон довольно активно, вам не подвластна. И почему-то
в игре за Гранд Флит мне не дали и ни одной подлодки. А вот
вражеские появлялись с завидной регулярностью.
КАКИЕ БУДУТ ПРИКАЗЫ, КАПИТАН!?
Обычно миссия выглядит так. Наша сводная боевая группа должна
пройти из пункта
"А" (начало карты) в пункт "Б" (серый круг, обозначающий безопасную
зону) на другом конце карты, обходя минные
поля. Минные поля в "Южном гамбите" заявлены как новинка, но на
карте это просто большие синие круги - их просто обходишь и все.
По ходу миссии мы постоянно будем переключаться из реального трехмерного режима
со всеми его красотами, в
режим карты, потому что появление противника сначала будет отмечено там,
и уже потом мы увидим отдаленные силуэты вражеских кораблей на морской
поверхности, идущие нам навстречу.
Ну а далее начинаются маневры и сами бои. Как я уже говорил, вашим
командам подчиняются все корабли эскадры, но только торпедными катерами
вы можете управлять всецело. Поясню - эсминцу вы можете дать приказ
завязать артиллерийскую дуэль с вражеским эсминцем. Даже указать, какое
оружие использовать: главный калибр башенных орудий, среднюю артиллерию,
зенитки или торпеды. Но не можете лично
командовать расчетом орудийной башни, наводить ее на цель и торпедную
атаку лично тоже произвести вам не дадут. Вы отдаете кораблю только
общие приказы, все остальное берет на себя дружественный ИИ-капитан.
А вот торпедные катера - совершенно послушная игрушка в ваших руках.
Пока ваш "Морской охотник" не начал тонуть, вы на нем полный хозяин. И
самое интересное, из всей игры, что вынес я на своих впечатлениях от
этих боев - это торпедная атака. Вот тут адреналин реально играет.
Ваш маленький корабль очень уязвим, хрупок и нужно все время лавировать,
чтобы, сбивая врагу прицел, выти на дистанцию торпедного выстрела по
эсминцу, или еще более лакомой мишени - крейсеру!
Хуже с подводными лодками врага. У вас всего две глубинные бомбы и один
заход.
Не знаю как вы, а я все время промахивался. Но если отдать катеру
приказ атаковать подлодку в ИИ-режиме, то он всегда ее топит. Чем,
собственно, и советую пользоваться.
ЮЖНЫЙ ГАМБИТ ИЛИ КИНГЧЕС?
В процессе игры меня вдруг осенило - я ведь не знаю, что такое "гамбит".
Понятно, что это шахматный термин, но что он означает - запамятовал? А вот что,
оказалось - это начало шахматной партии, когда. жертвуют фигурой или пешкой ради
получения скорейшей возможности перейти в атаку.
Хм. А знаете, ведь для такой игры, как "Морской охотник", название не
подходящее. Хотя и эффектное. Мы ведь не хотим ничем жертвовать, нам надо врага топить.
Каждая боевая единица на счету. Порывшись в словаре шахматных терминов, нашел, что представленный нам Акеллой "Морской Оохотник: Южный гамбит"
скорее - кингчес. Это особая разновидность шахмат, основанная на
пустой доске в начале партии.
В процессе партии соперники постепенно
выставляют свои фигуры на доску. Вот это ближе к истине - мы постепенно
разворачиваем свои корабли, в то время, как вражеские поначалу вообще не
видны - они явятся к нам обычно на середине карты, за исключением
авиации, которая может атаковать вас уже на старте.
Но это всего лишь мое небольшое отступление, чтобы от описания механики
игры перейти к выводам - удалась она или нет. Хороша или плоха.
И тут выясниться, что никакими однозначными ярлыками, черными или
белыми, "Морской охотник: Южный гамбит" не заклеить. Прежде, чем писать
этот обзор, я не поленился почитать рецензии на первого "Охотника" и
принципиально не согласен с их чрезмерной критикой игры. Рецензенты вообще
часто склоны больше к критике и самолюбованию собственным слогом, нежели
вниканию в игровой процесс - например, ни в одной из рецензий я так и не
нашел ни описания миссий, ни сюжета, ни даже, где происходит действие
первого "Охотника":
на Балтике? Северном море? Черном?...
Мои впечатления от "Южного гамбита" начались с простого - когда, увидев
рассекающие волны великолепные модели модели кораблей, дымки над
вереницей конвоя, столбы воды от взорвавшихся снарядов - понял, что
чисто внешне игра хороша. Не то слово! Графика в ней - просто
великолепна. Да, не все проработано, как говориться до пуговицы на кителе капитана, но видно, как с тонущего корабля матросы в панике
бросаются в воду. Как при попадании снаряда, а тем более торпеды - на
борту появляются рваные пробоины. Картинно, красиво, оставляя дымный
шлейф падают в воду сбитые самолеты.
Один раз, атакованная мною вражеская подводная лодка, вдруг выскочила, выброшенная взрывом, из воды, как смертельно
раненная акула. Это был редкий сюрприз!
Что ни говори, а в морской войне, и в играх, посвященных ей, есть некая
поэзия. Эту поэзию, воплощенную прежде всего в реалистичной графике,
баллистике и пиротехнических эффектах создатели "Южного гамбита" сумели
достойно передать и за это им выставим большой плюс.
К ИИ претензий тоже нет - враг топил меня не меньше, чем я его. Минус
тут в другом. Провалив миссию с первого раза и уже зная, откуда
появиться противник - нетрудно поставить ему мат в три хода. Нет в игре случайной
расстановки кораблей в начале боя, как своих так и чужих, что и приводит
к предсказуемости, а предсказуемость - первый признак скуки.
Непонятно также, зачем разработчики дали возможность нам смотреть на
корабли не только на поверхности, но и под водой. Из под воды не видно
ничего, кроме днища и работающих винтов. Тонущий корабль, уходя под
воду, превращается в плоский серый силуэт - с ним ничего не происходит:
он не разваливается, не взрывается, не пускает пар, из него не пытаются
выбраться люди. Словом, "вид снизу" - тут совершенно не нужная
возможность. Хуже того - она очень мешает. Когда происходит налет
авиации и ты начинаешь задирать камеру вверх, чтобы увидеть высоко
летящий самолет, то при этом невольно теряешь контроль и "ныряешь"
вместе с камерой под воду, где вообще ничего не видишь. Верхний обзор из
за этого сильно затруднен, мы видим только часть воздушного
пространства, не намного выше корабельных труб. А вот в небо посмотреть,
просто с низу вверх - невозможно.
Следовало бы хоть немного, "малой кровью" поработать над тактической
картой. Ну хотя бы нарисовать на ней силуэт той же Мальты, добавить
береговую линию Сицилии - это же совсем не трудоемкое дополнение. Но
наша тактическая карта - это просто зеленый квадрат с координатами, серыми кругами
безопасных зон и синими кругами минных полей.
Хотя в анонсах заявлено, что в "Южном гамбите" добавились новые типы
самолетов, все они с палубы вашего корабля выглядят стремительно
проносящимися над вами "крестиками" и разобрать, прежде чем этот
"крестик" взорвется или скроется за горизонтом, что это было - Хейнкель
He-111 H6, "летающая лодка" или Ju-88 - просто невозможно. И нападают
самолеты по одному - реже парами. Нет массированных авиационных налетов.
Но может и к лучшему - эдак потопят вас как котят.
Других замечаний к "Южному гамбиту" не нашлось. Да я их особо и не
старался выискивать. Просто отыграл Средиземноморскую компанию и остался
доволен. Как наверное, в целом будут довольны и другие любители морских
стратегий. Игра, хотя и не без упомянутых изъянов, но в целом удалась.
Тем более, что
подобных ей раз-два и обчелся. |
|