На главную страницу
Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
REDS: REVOLUTION
UNDER SIEGE

на internetwars.ru

 

Игра вышла в 2011 г.

Официальный сайт

Официальный русскоязычный сайт


МОД

Fatal Years


СКРИНШОТЫ:

REDS: Revolution under Siege. Рецензия

REDS: Revolution under Siege. Рецензия

REDS: Revolution under Siege. Рецензия

 


НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы, "
и новинки игрового мира

 

ЗАБЫТАЯ ВОЙНА
REDS: Revolution under Siege, Герои Гражданской: Красные против Белых игра для PC на Internetwars.ruГражданская война в России. Подумайте, много ли игр, посвящённых этой войне, вы знаете? Не модов. Не «Викторий» от Paradox, куда случайно попадают годы 1917-1920-й. Я имею ввиду именно игры, созданные исключительно ради нашего кровавого конфликта. Не знаете? Вот-вот. То ли дело – Гражданская война в США. Даже только локализованных игр о ней море. При этом назвать наш конфликт мелким или малоизвестным язык не повернётся. Зайдите в книжный магазин и ужаснитесь обилию литературы о борьбе красных и белых.
В чём причина? В предельной ожесточённости, с которой велась Гражданская война? В массовом терроре, отталкивающем любого нормального человека? В политической подоплёке? Да нет, наверное. Во второй мировой людей истребляли ещё жёстче, а идеологии противостояли насмерть, но ведь играя в посвящённые ей игрушки, мы даже не вспоминаем Освенцим или Хатынь, не задумываемся над сутью нацизма. Либо просто бегаем с автоматом по окопам, либо передвигаем танковые фишки по глобусу. Игры вне политики. По крайней мере, должны быть. Можно же водить конницу в бой, не задумываясь, кто был прав – Карл Маркс или Адам Смит. Нам, геймерам, не всё ли равно? Лишь бы боеприпасы подвозили вовремя.
Дело наверное в том, что наш отечественный игропром во-первых, откровенно слаб, во-вторых, во многом ориентируется на Запад. Как на задаваемую западными разработчиками моду, так и на западного потребителя. Вот и проходят мимо такой богатой темы. Тем хуже, тем хуже. Придётся отдавать тему на откуп западному же разработчику.
Обретшая определённую популярность фирма AGEOD, созданная автором «Europe Universalis» Филиппом Тибо, обратилась, наконец, к Гражданской войне в России, выпустив игру «REDS: Revolution under Siege». Что ж, остаётся поблагодарить французов, сделавших за нас работу. Хорошо хоть не обошли российские издатели REDS стороной и локализовали этот занятный продукт. Правда, на мой вкус имя локализации подобрано на редкость тяжеловесно: «Герои Гражданской: Красные против Белых. 1917-1923». Караул да и только.

КАРТОЧКИ НА КАРТЕ
Герои Гражданской: Красные против Белых. 1917-1923«Все счастливые семьи похожи друг на друга»… как стратегии от AGEOD. Так могли бы мы продолжить фразу Льва Толстого. Действительно, в концепции, в основных чертах, в оформлении, в отдельных элементах все стратегии от AGEOD выглядят совершенно одинаково. Более того, они не просто выглядят одинаково, они и есть одинаковые. Освоив одну из них, вы с лёгкостью сможете браться за любую другую.
Каждая из игр посвящена тому или иному этапу истории. Чуть большему (порядка века) или чуть меньшему (несколько лет). Игровой экран представляет карту региона или даже всего мира – в зависимости от выбранной темы. По нему перемещаются карточки-фишки, изображающие армии. Экономика и политика сокрыта во внутриигровых экранах, открывающихся щелчком мыши или горячими клавишами. Экранов этих, как правило, множество. Заведомо свыше десятка. Все стратегии от AGEOD походовые.
Общей чертой игры является графическая невзрачность. Карта статична, карточки армий стилизованы неважно, объекты намечены схематически. Нет даже нормальной анимации сражения, только мигающие цифры, отмечающие ход событий. На мой взгляд, у AGEOD проблемы не только с художником, но и с программистом. Их игры очень ресурсоёмки, обсчёт хода занимает много времени.
Всё вышесказанное полностью относится и к игре «REDS: Revolution under Siege». Тема игры – Гражданская война в России. Время действия 1917-1923 гг. На выбор игроку предлагаются, собственно, красные – представлены одной фракцией. Потом белые – это уже две фракции: условно говоря, колчаковцы и деникинцы, белые Юга и белые Сибири. В дополнительных мини-сценариях есть ещё поляки, финны. Всего сценариев 7, не считая трёх обучающих. Три больших кампании (60-80 ходов) и четыре маленькие (10-20 ходов).
Большие кампании различаются временем старта. Самая длинная начинается в июне 1918 года – восстание Комуча, Чехословацкого корпуса на Волге и в Сибири. Дон восстал ещё весной. Добровольческая армия начинает 2-й Кубанский поход. Запад страны находится под немецкой оккупацией. Правда, не за горами поражение немцев во второй мировой и их уход из России. Красная Армия фактически ещё не сформирована, её корпуса и дивизии больше напоминают казацкие ватаги. Сумеете устоять и обратить белых вспять? Или наоборот, въехать в Москву на белом коне? На всё про всё у вас 86 ходов. Каждый ход включает 2 недели, то есть год – это 24 хода.
Старт двух других больших кампаний игры отнесён на ноябрь 1918-го и на лето 1919-го. Первая дата – конец Первой мировой и приход к власти в Сибири Колчака. Вторая дата – «Московская директива» Деникина, начало мощного наступления Вооружённых сил Юга России на Москву. Соответственно, «Все на борьбу с Колчаком» или «С Деникиным». Эти кампании чуть меньше – порядка 70 ходов. Игра идёт до 1923-го года.
К малым сценариям относятся «Ледяной поход» Корнилова, Гражданская война в Финляндии, Сражение под Варшавой (Советско-польская война) и Дальневосточный поход Красной Армии. Для обучения авторы рекомендуют «Ледяной поход». Мне же кажется, что гораздо интереснее и полезнее Гражданская война в Финляндии. Я советую выбрать именно её. Здесь не так разителен дисбаланс сил. В «Ледяном походе» задача игрока за белых – элементарно выжить, зайцем бегая от огромных красных армий. В Финляндии же можно вести полноценную войну.

REDS: Revolution under Siege

ТЯЖЕЛО В УЧЕНЬЕ

Вообще игры от AGEOD довольно сложны в освоении. Если вы не играли ни в одну из них, вам придётся тяжело в ученье. Да и в бою не легко. К игре прилагается три обучающих сценария. Их нужно пройти обязательно. А новичку не один раз. Но и в них нет множества необходимых для успешной войны тонкостей. Где же их взять? О, в 100-страничном руководстве!
Игра действительно проработана глубоко. Заметно глубже, чем даже стратегии от Paradox. Авторы попытались учесть множество факторов, которыми пренебрегают другие. Это и пропускная способность дорог, и сложная система снабжения, и децентрализованное производство припасов, и количество боеприпасов при каждой части, и так далее и тому подобное. Если не владеть всеми тонкостями, победы не достичь даже на самых лёгких настройках. Пересказывать руководство мы тут, разумеется, не будем, но основные черты игры для общего представления отметим.
Начинается всё с организационной структуры армии. Самая маленькая боевая единица в игре – рота, батальон, батарея у белых, либо бригада, полк у красных. Армии красных банально многочисленнее, поэтому и нарезаны чуть крупнее. Отсюда и некоторая двойственность в терминологии. Батальоны (полки) сводятся в полки (дивизии), которые для успешного действия необходимо объединять в дивизии (корпуса) под руководством 1-звёздного генерала. В противном случае на их боевые показатели накладывается серьёзный штраф. 2-звёздные генералы уже могут объединять дивизии (корпуса) в корпуса (армии) – штраф снижается до нуля, если эти части подчинены 3-звёздному генералу – командарму (комфронта). Довольно простая и понятная военная иерархия.
Со старта игры, как правило, каждая сторона имеет уже готовый набор генералов. Впрочем, по ходу дела можно получать новых. Генералы вполне исторические: Деникин, Марков, Лукомский, Краснов, Мамонтов и так далее у белых. Ворошилов, Тухачевский, Фрунзе, Чапаев и много других у красных. Кстати, самый сильный красный командир, как это ни странно, Троцкий. Судя по показателям, в AGEOD его стратегический талант ценится особенно высоко.

Гражданская война в России. Красные и белые.

Виды войск здесь типовые – пехота (ополченческая, линейная), кавалерия, артиллерия различных калибров, бронепоезда, авиация, броневики, танки. Есть такие отдельные особые части, как отряд моряков, комиссаров, рота связи, обоз. Кроме того, вводится понятие региональных частей. В основном казаков. На территории своего Войска (Донского, Кубанского и других) казакам даётся бонус. За пределами Войска – штраф. Естественно, по хорошим дорогам войска перемещаются быстрее. По железным дорогам ещё быстрее. Бронепоезда могут передвигаться только по железной дороге. Тут всё понятно и разумно. Кстати, в связи с этим и с особенностями снабжения, о которых чуть ниже, приобретают колоссальное значение узловые железнодорожные станции. Борьба за них будет нешуточная.
Так, организовались. Теперь надо учесть, что войска требуют непрерывно снабжения (портянки, самогон, консервы, пуговицы и прочий хозяйственный хлам). Для ведения боя им, естественно, ещё нужны боеприпасы. Всё это производится находящимися под вашим контролем городами и автоматически распределяется в войсках. Но нужно помнить, что во-первых, армия, оторвавшаяся от ближайшей базы снабжения, перестаёт снабжаться, а во-вторых, базы имеют ограниченную пропускную способность. Это логично. Миллион солдат какой-нибудь Козельск прокормить не в состоянии. Для дальних походов или для вторжения на территорию врага армии могут возить с собой обозы снабжения или закладывать на оперативной линии дополнительные склады. Кроме того, вдоль железных дорог снабжение идёт гораздо лучше, и значит, более крупные формирования могут вдоль них уходить значительно дальше от баз.
Ей-богу, я больше ни в каких стратегиях не сталкивался с такой продуманной системой логистики, которая зачастую значит для победы больше, чем самое современное оружие и «большие батальоны». Кому они страшны, если солдаты голодны, а к орудиям нет снарядов?
Походовка тут тоже не такая, как, скажем, в Total War. Перед нажатием на «конец хода» игрок отдаёт приказы на перемещение войскам. ИИ или другой игрок делает то же самое. После нажатия на «конец хода» все армии начинают перемещаться одновременно, где-то ускользая из-под удара, где-то сталкиваясь друг с другом, мешая выполнить отданные распоряжения. К этому тоже надо привыкнуть. Надо научиться предвидеть и предугадывать действия противника.
За что же идёт борьба? Ну, за Советскую власть или за Единую Неделимую – это само собой. А фактически? Фактически в игре борьба идёт за владение ключевыми городами. За это начисляются очки и бонусы к производству, к боевым показателям войск, к боевому духу. Игра выигрывается либо по очкам, если нет очевидного победителя. Либо капитуляцией упавшего духом противника.



КАКОВО В БОЮ?
Малые сценарии для настоящего стратега – это несерьёзно. Ну что такое 14 ходов? Если формирование новой дивизии может занять 4 хода, то что можно успеть за 14? Поэтому я после того, как счёл себя обучившимся, засел за Гранд-кампанию, стартующую с июня 1918 года. Двинул красные войска… и немедленно был разбит белыми. Удачно начать вышло только раза с третьего.
Надо сказать, что с непривычки от первого знакомства с диспозицией в игре REDS: Revolution under Siege становится жутковато. На территории от Петрограда до Владивостока разбросаны десятки гарнизонов, отдельные армии, корпуса, дивизии. При этом иерархия ещё не выстроена. Не знаешь, с чего начать. Присмотревшись, понимаешь, что не всё так плохо: девять десятых всех красных сил на старте имеют статус прикреплённых. То есть с ними вообще ничего нельзя делать. А раскрепощаются они постепенно, давая возможность игроку адаптироваться. Плюс к этому на Сибирь можете вообще не обращать внимания – восставшие чехи да всякие атаманы вроде Семёнова всё равно не оставляют шансов сибирским красным частям. Там остаётся лишь партизанить.
Обращают на себя внимание три особых прикреплённых юнита – Ленин (Совнарком) в Москве, поезд с золотым запасом в Казани и Николай II в Екатеринбурге. Перемещать их нельзя вообще. При приближении белых к Уралу Николая II расстреляют. Впрочем, никаких последствий это не вызовет. Зачем его вообще ввели в игру, непонятно. Владеющий золотым запасом игрок получает денежный бонус, что очень важно и нужно для формирования новых дивизий. Поэтому крайне важно не отдать его в руки белых. Армия Муравьёва из Симбирска оттягивается на оборону Казани. К ней же спешит и армия Берзина с Урала.
На юге главный узел сопротивления – «Красный Верден», Царицын. Важнейший железнодорожный узел. Донские казаки будут наступать на него так, что мало не покажется. Не поддавайтесь искушению, не выводите оттуда 10-ю армию Сталина и Ворошилова. Более того, перебросьте сюда же Кирова из Астрахани. Кубань прикрывает Северо-Кавказская армия Сорокина. Сделать тут вы ничего не сможете, белые её сметут, прорываясь к Екатеринодару. Так как в среднем их части имеют лучшие боевые показатели. А вот стоящую на самой Кубани армию Калнина ещё можно попытаться вывести в направлении на Астрахань. Хотя и разбитого Сорокина ещё можно спасти, если задействовать железную дорогу на Царицын.
Вот практически и всё. Латышские стрелки в Москве пригодятся для подавления эсерского мятежа. Остальные места пока не имеют никакого значения, так как нашествия оттуда не ожидается. Начинайте формировать дивизии. Здесь, как я уже говорил, для красных основным дефицитом станут деньги. Людей, артиллерии полно, а вот денег крайне мало. За ход их прибывает примерно на одну среднюю дивизию. Поэтому ещё раз: удерживайте Казань! Здесь золотого запаса (вернее, бонуса от него) почти на десяток дивизий хватит.
Добавить денег в этой игре можно лишь повысив налоги. Однако это приведёт к снижению национального духа – параметр, критичный для капитуляции и вообще сказывающийся на эффективности производства в REDS: Revolution under Siege. Изначально он равняется 100 единицам. И может падать при крупных поражениях, при потере городов, при непопулярных законах. Если он достигает критической отметки (для каждого сценария своя), вы автоматически капитулируете. Повышается национальный дух с занятием крупных городов, с большими победами.

REDS: Revolution under Siege, Герои Гражданской: Красные против Белых игра для PC на Internetwars.ruREDS: Revolution under Siege, Герои Гражданской: Красные против Белых игра для PC на Internetwars.ru

В ОГНЕННОМ КОЛЬЦЕ
Сначала давайте кратко вспомним историческую хронику событий, чтобы сравнить с ней наши успехи или неуспехи. Июнь 1918 года. Средняя Волга занята Русской армией Комуча. Восстают белочехи, захватывая всю транссибирскую железную дорогу. И также начинают движение к Волге. Эсерский мятеж во внутренних городах быстро подавлен. Мятежником оказывается и командующий 2 Красной армией Муравьёв. Деникин начинает наступать от Дона в направлении Кавказского хребта. К осени ситуация на Волге красными стабилизируется, белые отброшены в направлении Урала. Деникин очищает Кубань и дожимает красных в предгорьях Кавказа. Донские казаки неудачно подступают к Царицыну.
К концу 1918 года донские казаки выдыхаются и начинают отступать под натиском красных. Деникин срочно перебрасывает им на помощь Добровольческую армию. Присланный им Врангель и сменивший того Май-Маевский с большим трудом удерживают Донецкий угольный бассейн. Колчак начинает наступление к Волге.
Весна-лето 1919 года. Колчак отброшен и отступает в Сибирь. Но час от часу не легче. На красных на фронте от Днепра до Волги начинает наступать Деникин. Красные дивизии из Сибири срочно перебрасываются на Южный фронт. Не касаемся относительно слабых усилий Юденича на западе или Миллера на севере. Кризис наступает в октябре 1919 года. В сражении под Орлом белые остановлены и отброшены назад. Армии Колчака стремительно откатываются к Байкалу. Этот момент можно считать переломным во всей войне. Никогда больше красные не попадут в такую трудную ситуацию.
Окончательному разгрому белых на юге мешает вторжение весной 1920 года польской армии на Украину и Белоруссию. Летом происходит Варшавская битва, с треском проигранная Тухачевским. Ноябрь 1920 года – ликвидация крымской группировки белых. Завершение основной фазы войны.
Сразу скажу, что повторить эти достижения в игре REDS: Revolution under Siege у меня не получилось. Как сидел я в 1918 году в огненном кольце, так и остался в нём до 1921 года. Хотя начиналось всё неплохо. Эсерский мятеж был быстро подавлен латышскими стрелками, за что Вацетис, кстати, получил повышений с одной звёздочки до двух. На это обиделся имевший большее старшинство Зиновьев, и мы потеряли одно очко национального духа. Вообще генералы в игре довольно капризны и ревнивы. Повысь кого-нибудь вне очереди или назначь командармом – те, кто считаются старше, страшно обижаются. Командарм-2 Муравьёв ивентом тоже был объявлен мятежником, но совершенно без каких-либо последствий. Я его даже с командования не снял. Как позже и Сорокина.
Но ближе к боевым событиям. Казань я удержал, деньги получил, дивизии сформировал, благодаря чему усилил свои фронты. Осенью 1918 года Донская армия Краснова вышла к Волге. Не решившись штурмовать Царицын, казаки прорвались за Волгу. И совершенно зря. Во-первых, я их смог отрезать от баз снабжения. Во-вторых, казаки вне Донской области получают штраф. Зимой 1919 года Донская армия была ликвидирована доблестными войсками армии товарища Сталина. А кто-то сомневался, что он – большой стратег.



На Волге же всё пошло не так. Сильны оказались белочехи и русские корпуса Каппеля сотоварищи. Никак не мог я выкурить их с правобережья. Больше того, они наступали, захватив важный железнодорожный узел Пензу. Тут я конечно по неопытности допустил серьёзную ошибку, напирая на врага зимой. Во-первых, в зимнее время в открытом поле войска несут огромные потери от обморожения и повального дезертирства. Во-вторых, атаковать по снегу – чистое самоубийство. Даже двух-, трёхкратного перевеса не хватает. Кроме того, я недооценил возможности совершать рейды по тылам врага с погромом железных дорог и баз снабжения. А вот ИИ это дело оценил как надо. В итоге я ещё полгода пробегал за его рейдерами да латал порушенные железные дороги.
«Все на борьбу с Колчаком!» Начал ослаблять Южный фронт, перебрасывая войска на восток. В итоге кое-как летом 1919 года выдавил белых с правого берега Волги. Кстати, отмечу, что в любом месте в этой игре такую реку как Волга не перескочить. Существует ограниченное число переправ, за которые и стоит бороться. И что? А то, что опоздал! К осени 1919 года Деникин начинает наступление с линии Дона, а у меня тут войск кот чихнул.
Так и промотался между этими двумя фронтами с трудом удерживая позиции, но ни на сантиметр не продвигаясь вперёд. Пару раз вторгался в Донецкий бассейн и на Украину (там против нас дрались петлюровцы), но из-за сложностей со снабжением приходилось отступать даже без давления со стороны противника. Хорошо хоть Юденич всю кампанию смирно просидел в Пскове. Да и поляки не смогли напасть на Советскую Украину хотя бы потому, что она отнюдь не была советской. Никудышный из меня на первый раз получился красный стратег.
Остался не охваченным вопрос о партизанстве зелёных, о махновщине. Это в игре тоже есть. Зелёные могут восстать в глубоком тылу хоть белых, хоть красных. Это чревато захватом наших баз или прерыванием линий снабжения. В бою они не крепки, но страшны именно своей внезапностью. Реализовано достаточно хорошо.
***
Вот такая у французов получилась игра о нашей истории. В целом хорошо. Конечно, она непроста в освоении, невзрачна на вид. Это значительно снижает потенциальную аудиторию. Зато, как говорится, про войну. Про очень редкую войну в геймерском мире.
Глубина проработки стратегического режима настолько велика, что создаётся впечатление: пройди кампанию – и готов идти работать в Генштаб… хотя бы уборщиком. В общем, если хотите причислить себя к стратегической элите геймеров, сыграйте хоть разок. Несмотря на кажущуюся перегруженность игры сложными элементами, кампания не отнимет много времени. Даже самый длинный Гранд проходится за два-три вечера. Кроме того, гарантировано погружение в атмосферу эпохи. Чему немало способствует уникальный саундтрек из кучи военных маршей и революционных песен.*

© Обзор подготовил Владимир Полковников, специально для Internetwars.ru.
© Любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru запрещается.