Официальный сайт
СКРИНШОТЫ:
Pirates 2004
г
(ремейк)
Pirates 1993 г
(DOS)
НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира
|
|
Пира́ты — морские (или речные) разбойники. Слово «пират» (лат. pirata)
происходит, в свою очередь, от греч. πειρατής, однокоренного со словом
πειράω («пробовать, испытывать»). Таким образом, смысл слова будет
«пытающий счастья», джентльмен удачи, игрок. Этимология свидетельствует,
насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями
мореплавателя и пирата.
Жизнь,
полная опасностей и приключений, блеск золота и реки рома, кровавые
абордажные схватки и поиски легендарных сокровищ – лихое пиратское
существование. Конечно, в реальности все было, скорее всего, более
прозаично, но за столетия, минувшие со времени пиратства в Карибском
море, писатели и художники романтизировали образ морского разбойника,
превратив бандитов в героев. «Остров сокровищ», «Одиссея капитана Блада»
- кто не зачитывался в школьные годы этими книгами, мечтая и сам ступить
на палубу фрегата и бороздить морские просторы в поисках добычи и славы.
Не отстал от литературы и кинематограф – все тот же Питер Блад на экране
появлялся не единожды. Про популярный ныне киносериал «Пираты Карибского
моря» можно и не упоминать.
Но где книги и фильмы, там, рано или поздно, просто обязаны появиться
компьютерные игры. Они, игры, и появились. Легендарные российские
"Корсары", их менее успешные продолжения, всякие разные зарубежные "Тортуги"
и "Порт-Рояли". И капитана Блада не обошли вниманием, правда я не знаю,
увидела ли Age of Pirates: Captain Blood свет или нет. Cтоит сразу
сказать, что за исключением первых "Корсаров", выпущенных в 2000-м году,
большинство игр про морских разбойников унылы и весьма однообразны. И уж
точно ни одна из них не дотягивает до появившейся в далеком 1993-м году Pirates!* за авторством самого Сида Мейера. Разве что "Pirates" 2004-го,
ремейк легенды с амбициозным, но полностью себя оправдывающим слоганом
“Live the life” ("прожить жизнь"). И свой юбилейный, десятый обзор на internetwars.ru, я
хочу посвятить этим шедеврам, подарившим мне не одно увлекательное
приключение. Понеслось!
Hey ho ho
It's one for all for one
And we'll share and share alike with you and love you like a son
We're gentlemen of fotune and that's what we're proud to be
And when your a professional pirate
You'll be honest brave and free
The soul of decency
You'll be loyal and fair and on the square
And most importantly
When you're a professional pirate
You're always in the best of company!
(The Muppets – Professional pirate)
Так как рассматривать Пиратов 93-го года и их ремейк по отдельности –
дело весьма бессмысленное, то воспользуемся методом сравнительного
анализа и рассмотрим все элементы игры по порядку, выясняя, что
изменилось за десятилетие, разделяющее ремейк и оригинал.
Перво-наперво, "Пираты" предлагают игроку выбрать страну, под флагом
которой бороздить моря, специализацию, уровень сложности и время старта.
Стран в игре четыре: Франция, Англия, Голландия и Испания. Выбор
государства ни к чему не обязывает - обычно же, какую нацию не возьми,
все равно будешь грабить испанцев.
Со специализациями ситуация обстоит уже несколько иначе. Их пять и
каждая, что логично, дает определенный бонус. Выбирать предстоит
единожды, никакой прокачки в дальнейшем не предусмотрено. Игрок может
отдать предпочтение фехтованию, навигации, медицине, стрельбе (из пушек)
или обаянию. Для новичков в игре предпочтительно сфокусироваться на
фехтовании, сердцеедам отдать предпочтение обаянию, любителям поиграть
подольше – медицине. Ни разу не встречал игроков, выбиравших навигацию и
стрельбу – слишком уж незначительны плюсы.
Особо отмечу медицину. Игра охватывает не одно десятилетие жизни нашего
капитана,
а он не молодеет, и вот в какой-то момент танцевать становится труднее,
выпад в бою не такой длинный, да и шпага потеряла былую прыть. Сразу
видно, что капитану уже не восемнадцать и пора на покой. А для того,
чтобы осознание это пришло как можно позже и нужна медицина.
Когда со специализацией определились, выбираем уровень сложности:
ученик, подмастерье, искатель приключений, жулик и головорез. В
оригинале 93-го уровней сложности меньше, ученик отсутствует. Логично,
что чем выше уровень, тем больше требований к навыкам игрока. Дуэли
сложнее, враги умнее, зато и доля от дележки добычи выше.
В ремейке предусмотрена возможность последовательного усложнения игры.
Причем при первом старте игрок по умолчанию начинает с «ученика»,
специализирующегося на фехтовании. Поэтому желающим сделать выбор
самостоятельно необходимо сразу же начать новую игру.
И, наконец, надо определить эпоху игры:
1560 – Серебряная империя (только в версии 1993 года)
1600 – Купцы и контрабандисты.
1620 – Новые колонисты.
1640 – Война ради выгоды.
1660 – Пиратские герои.
1680 – Закат пиратов.
Первые две даты – время испанского владычества, начиная с «Новых
колонистов» наблюдается усиление других держав, рост городов и,
соответственно, пространства для грабежа и разбоя. В «Закате пиратов»
уже не забалуешь – корсаров целенаправленно отлавливают и истребляют. По
моему мнению, для игры оптимальные точки старта 1640 и 1660 – городов
много, золото возят килотоннами, а море прям таки кишит кораблями всех
стран. Для морского разбойника просто праздник какой-то. В ремейке игра
по умолчанию начинается в 1660-м.
Процедура выбора завершена, а значит добро пожаловать в Карибское море,
где игрок волен делать все, чего его пиратской душе заблагорассудится. В
игре 93-го года сюжета нет по определению – приплыл в Новый Свет –
воруй, убивай, ищи сокровища. ремейк же предлагает игроку некое подобие
главного квеста – давным-давно в старушке Европе некую семью,
выплатившую долг коварному Маркизу, подло обманули и продали в рабство.
Сбежать удалось лишь маленькому мальчику, который вырос и отправился в
Новый Свет на поиски родных. Думаю, излишне будет говорить, что игрок
этот самый мальчик и есть. Поиск семьи дело совершенно необязательное,
про родню можно со спокойной совестью забыть, учитывая, что дело это
весьма муторное: родня запрятана на разных островах, чтобы узнать
местоположение дядюшки, или, скажем, сестры, надо добыть четыре куска
карты (на высоком уровне сложности), а значит, четыре раза выследить
маркиза и победить в дуэли. Не так уж и сложно, но чересчур однообразно
и утомительно, учитывая, что злодей на месте не сидит. При должном
навыке, конечно, можно искать пропавших и по куску карты, но для этого
надо хорошо изучить береговую линию и получить фрагмент с необходимым
ориентиром – приметной скалой или указанием ближайшего населенного
пункта.
Если же отвлечься от квестов и прочей шелухи, то в сухом остатке
получаем свободноживущий мир Карибского моря образца семнадцатого века.
Досовская игра-старушка 19913 г. не отрисовывает чужие корабли – встречи
в море выполнены в виде эвентов, игрок последовательно получает
информацию о водоизмещении и национальной принадлежности судна, а затем
решает, напасть или разойтись миром.
А вот ремейк 2004-года радует глаз лазурью глади морской, сотнями
разнообразных кораблей, от бригов до галеонов и фрегатов, снующих
туда-сюда по своим делам, сражающихся друг с другом и береговыми
батареями. Населенные пункты, представлены, помимо укрепленных городов,
деревеньками, пиратскими убежищами, поселениями индейцев и миссиями
иезуитов. Баланс сил постоянно меняется, города переходят из рук в руки,
военные альянсы создаются и распадаются, проще говоря, молодой и
амбициозный капитан найдет себе достойное занятие. Свободноживущий мир –
это воплощение слогана «Live the life». Ни в одной больше игре про
морских разбойников, будь это Корсары или новый Assasin’s Creed Black
Flag подобная технология реализована не была.
Разберем игровой процесс. Наш герой, счастливый обладатель шлюпа и
отряда из сорока головорезов оказывается поблизости от города,
принадлежащего стране, выбранной на старте. Заплываем, видим: в
поселении есть порт, таверна, лавка и вилла губернатора. Кликаем по
нужному зданию (в оригинале) или пункту меню (ремейк) и оказываемся в
помещении. Прогулок по городу, как в "Корсарах", нет. Исключение – сеговская версия игры, да и там не прогулка, а короткая пробежка.
В апартаментах губернатора нам вручают корсарский патент и сообщают, с
кем война.
Все, дальше полная свобода. Сражаемся с врагами определенной
короны, получаем новые звания, сулящие ништяки, навроде бесплатного
ремонта, земельку на старость, и знакомимся с юными губернаторскими
дочками, присматриваем спутницу жизни. Хочу отметить, что служить только
одному монарху совсем не обязательно, можно стать герцогом во всех
странах. Доходит до курьезов: за меня, испанского герцога, испанцы же
давали награду в триста тысяч золотых, когда я топил суда их
католического величества, чтобы выслужиться перед голландцами.
В таверне можно нанять команду, поболтать с официанткой и барменом,
почерпнуть ценную информацию, на каком судне хороший канонир, на каком
золотишко в трюмах. Официантка и бармен предоставляют информацию о
местоположении боссов, их судах и навыках.
Иногда можно подраться на дуэли с местным капитаном стражи, не умеющем
держать свой язык за зубами. Победа вдохновляет потенциальных матросов и
в команду записывается больше народу. Правда, дуэли в таверне я видел
только в новой версии игры.
В темном углу кабака притаился торговец, за звонкую монету предлагающий
то клочок карты, то информацию о семье, а то и кирасу да шелковые
сорочки. Покупать предметы жизненно необходимо для успешной игры –
кираса лучше защищает, пара пистолетов сокращает необходимое количество
ударов шпагой для успешного исхода поединка, навигационные приборы
позволяют успешнее плыть против ветра и маневрировать в бою.
В лавке происходит торг, добычу продали, едой затарились и - в новый путь.
За количеством провианта надо следить – голодная команда бунтует,
дезертирует и требует передела добычи. Повесить на рее, правда, не
повесят, как в "Корсарах", но все равно неприятно.
В порту чиним корабль, улучшаем, если есть возможность (например,
тройные гамаки для увеличения максимума команды, новые паруса для
скорости и т.д.). Трофейные суда так же продаем в порту.
Больше в городе делать нечего. В пиратских и индейских поселениях можно
подбить местных совершить набег на кого-либо, и таким образом влиять на
баланс сил в мире. Иезуиты иногда бескорыстно делятся информацией о
пропавшей родне.
Но вот город остался за кормой, а значит пришло время для разбоя.
Перемещаясь по карте, ищем подходящую цель, подплываем и нажимаем
«атаковать». В старой версии все это происходит случайно. Начинается
мини-игра. Корабли сходятся один на один в аркадной артиллерийской
дуэли. Стрельба с разных бортов и поворот-оверштаг – забудьте. Все сорок
орудий фрегата садят с одного борта по врагу. Ветер тоже штука
достаточно условная. Суть мини-игры – вынудить врага сдаться, или же
ослабить перед абордажной схваткой, при этом получить минимум урона
самому. Если враги не сдались, то при сближении начинается абордаж.
Абордаж – очередная мини-игра. Дуэль капитанов, где здоровьем выступает
количество команды. Подобное было в первых Корсарах с боевой системой,
отдаленно напоминающей таковую в M&B. В "Pirates!" все не так сурово.
Для начала выбираем оружие: быстрая рапира (штраф к защите), медленный
палаш/сабля (к защите бонус) и сбалансированная шпага. Капитаны
благородны донельзя, сражаются один на один в полном соответствии
дуэльному кодексу. Управление осуществляется «калькулятором» на
клавиатуре. В нашем распоряжении три удара – рубящий вверх, колющий в
грудь с выпадом, рубящий в ногу. В старой версии все это уколы.
Соответственно три парирования. Старые "Пираты" могут пощеголять еще
защитой с шагом назад.
В ремейке от этого отказались, заменив на насмешку – выводит врага из
себя, провоцирует на опрометчивые действия. С точки зрения реализма
фехтование в оригинальных "Pirates!" на высшем уровне – безупречно
правильные стойки и выпады, уколы и защиты. А вот играбельности больше у
дуэлей ремейка, несмотря на то, что наш герой лихо рубит врага рапирой с
граненым клинком.
Объясняю почему. В оригинале движения непонятны и неочевидны, что когда
парировать –неясно, поэтому все сводится к тыканию шпагой наугад, пока
не закончатся матросы у одной из сторон. В ремейке важны реакция и
правильность действий, но боевка намного проще для освоения. Основную
сложность представляет реагирование, особенно на высокой сложности и с
уже пожилым персонажем.
В форме дуэли происходят и сухопутные поединки с офицерами стражи и
ухажерами возлюбленной. Боссов, кровожадных испанских дворян и десяток
известных пиратов, так же надо одолеть один на один.
Pirates! 1993-го были строги к плохому фехтовальщику – проиграл -
гамовер. В ремейке неудача заканчивается постыдным бегством или тюремным
заключением. Все гуманно и по-доброму.
Война на море, конечно, основное занятие пирата, но нападение на
портовые города никто не отменял. Вслед за уже ни раз упоминаемым мною
капитаном Бладом, можно разграбить Маракайбо, разорить Барбадос или
Порт-Рояль. И вот тут ремейк преподносит игроку сюрприз. Если раньше
надо было играть артиллерийскую дуэль корабль-форт, то теперь необходимо
сражаться на суше в самой настоящей пошаговой стратегии. Количество
наших войск определяется, разумеется, числом членов экипажа, о
количестве солдат можно предположить по размеру берегового форта: чем
больше бастионов, тем больше бойцов. Причем противники весьма
разнообразны – от простых мушкетеров до кавалерии и индейцев-наемников.
В распоряжении игрока два типа отрядов – буканьеры-стрелки и
пираты-рукопашники. Один отряд – офицеры – элитные бойцы ближнего боя.
Захват городов иногда увлекает сильнее, чем вся остальная игра. Еще бы,
в мини-стратегии реализованы юниты разной специализации, учтены такие
факторы, как фланговая атака, высота, наличие укрытия. Так, отряды,
идущие по лесу, перемещаются в два раза медленнее, но и от вражеского
огня получают половинный урон. Побитые полки, разумеется, наносят
меньший урон и менее стойко отбиваются.
Победа приносит солидный куш, а если разграбить город несколько раз –
можно назначить туда губернатора другой национальности, с немалой
выгодой для себя. А уж совершать рейды по испанским портам в
Мексиканском заливе – добычи хватит правнукам. Главное ноги унести –
испанцы не любят, когда их грабят, и посылают охотников, отбиваться от
которых после долго похода весьма трудно. А убежать еще сложнее – ветер
в Мексиканском заливе стабильно западный.
Киль режет воду, не спеша,
Веселый Роджер реет.
Поет пиратская душа
И ром нутро нам греет.
А золотишка полный трюм,
Позвякивает колко.
Украден бархатный костюм,
Кинжал и треуголка.
Корвет нам родина и дом,
Мы из такого теста.
За свой корабль мы все умрем,
Он стоит королевства.
(Garlic Kings «Абордаж»)
Ни одна команда не может плавать вечно. Рано или поздно, даже если еды в
трюмах достаточно, а золото исчисляется шестизначными числами,
необходимо провести дележку добычи. Приплываем в город, выбираем нужный
пункт меню и наблюдаем, как из кучи дублонов нам достается лишь какая-то
часть. Вся добыча продается, все трофейные корабли, лишняя еда – все
переводят в звонкую монету и делят. Лишние матросы распускаются, команда
составляет 40 человек и через пару месяцев можно отправляться на новые
подвиги. В ремейке посредством дележки добычи можно повышать уровень
сложности. На самом высоком уровне капитану уходит половина добычи.
Дележ имеет и долгосрочную пользу – часть доли игрока откладывается «на
черный день», формируя капитал на старость, определяя конечный результат
приключений.
В сорок лет делить доходы лучше в самых крупных и богатых городах, где
больше всего земельных владений – игра может принудительно завершиться,
а осесть где-нибудь на краю мира – перспектива неприятная.
Золото в Pirates! можно добывать и бескровным путем – искать сокровища.
Покупаем карту (ее куски), понимаем, где искать и вперед! Высаживаемся
на берег, ориентируемся на местности и копаем. Все как в старых
приключенческих романах: «На север от Череп-скалы, в десяти шагах от
одинокого сухого дерева в три часа пополудни ». Родственники ищутся
аналогично, только вместо холмика с крестом высматриваем сарайчик. Поиск
сокровищ присутствует и в старой и в новой версии игры, но в ремейке, за
счет 3D графики, это занятие интереснее и сложнее.
У каждого моряка на берегу должен быть кто-то, кто ждет и любит. А
значит надо жениться. Многие губернаторы имеют взрослых дочерей,
обычных, привлекательных и красивых (именно так юные леди
классифицируются в игре). Привлекательность жены определяет конечный
статус, так что выбираем себе красавицу, жгучую испанку-брюнетку или
рыжулю-голландку и на полных парусах устремляемся покорять девичье
сердце. О, это весьма долгая и сложная процедура. Для начала надо иметь
звание повыше капитана. Полковник будет в самый раз. Тогда девушка
попросит сопроводить ее на бал. Но абы в чем на бал не пойдешь – нужна
красивая шляпа (помните, выше я писал про торговца разными вещами).
Допустим шляпа есть, можно и потанцевать. И вот тут начинается испытание
похлеще абордажной схватки в шторм с десятикратно превосходящими силами
противника. Новичок в мире Pirates! обычно пляшет как корова на льду,
постоянно спотыкается и ничего, кроме жалости, у девушки не вызывает.
Если купить балетные туфли – дело пойдет лучше, многие ошибки останутся
незамеченными.
Юная леди подает нашему капитану жесты-подсказки, игроку надо нажимать
соответствующие кнопки на «калькуляторе». Со временем танцы
запоминаются, и матерый морской волк в вальсе кружит девушку чуть ли не
увереннее, чем обращается с собственным кораблем.
Когда мазелька очарована, неплохо преподнести ей подарок – кольцо или
ожерелье. Мы ведь помним, кто лучшие друзья девушек. Естественно,
подарок влюбляет даму в нас еще сильнее. Но тут объявляется предыдущий
ухажер, стали ему две пяди в бок и дело в шляпе. Однако, не все так
просто. Пока мы решаем вопросы чести, девушку похищают. Полковник
Мендоза, коварный распутник, увел невесту из-под носа. Ищем,
выслеживаем, побеждаем. Вот тут и свадьба, земельный подарок от
тестя-губернатора… Pirates! – игра для расчетливых парней.
Кстати, крутить романы в других портах никто не запрещает. Только
жениться не выйдет, зато от девушек можно получать информацию, карты или
вещи. И похищает все полковник Мендоза, неугомонный испанец.
По прошествии двадцати с лишним игровых лет наш герой, заметно
постаревший и переживший немало приключений, завершает свою карьеру.
Все, что заработано непосильным трудом, все достижения и свершения
влияют на конечную оценку. Например, в первый раз я очень мало делил
добычу и играл на низком уровне сложности, в итоге, собрав всю семью,
победив всех известных пиратов и получив уйму земли, окончил путь в
мексиканском захолустье «Фехтовальщиком», обитая в халупе возле порта с
серой мышкой женой.
В конце обзора я обычно взвешиваю все минусы и плюсы игры. Но не в этот
раз – минусов нет. Pirates! достойно смотрятся даже на фоне самых
современных игр. Ремейк 2004 года можно назвать настоящей реставрацией
легендарной игры, где ничего хорошего не потеряли, а новое, весьма
достойное, добавили.
Для любителей ретро на сайте old-games.ru доступна ДОСовская версия
игры, прекрасно работающая через эмулятор даже на 7-й винде. В свое
время выходили версии и для приставок: Сеги и Денди. На мой взгляд,
Сеговская версия пиратов наиболее играбельна за счет удобства управления
джойстиком и более очевидного фехтования.
Какую бы версию вы не выбрали, старую ли, новую, Pirates! подарят вам
много незабываемых часов.
--------------------------------
*Первые
Pirates! Сида Мейера
вышли еще в 1987 г. В 1993 году с появлением цветных мониторов была
выпущена версия Pirates! Gold, скриншоты из
которой мы и проводим в обзоре. - ред. |
|
|