"Я подам руку даже Диабло, если в ад вторгнется Гитлер"
Уинстон Черчилль. Из ненаписанного.
Творение воронежской компании Paradigm в каком-то смысле
уникально. Жанр ролевого боевика (он же Action/RPG, он же Hack-n-Slash)
известен с незапамятных времён. Идея нехитрая - бей всё, что движется,
хватай всё, что не движется, набирай опыт, получай уровни, становись
большим и сильным. Симуляторы чистильщика лабиринтов выходят - страшно
сказать - аж с 1980 года, когда появилась игра Rogue. Но по-настоящему
популярным жанр стал после выхода серии Diablo, и все последующие
проекты равнялись уже на неё.
Обычно авторы игр "по мотивам" посвящали их фэнтезийно-мистической
тематике, реже космической. И никому раньше не приходило в голову перенести
действие... во вторую мировую войну. Додуматься до такого могли только
русские.
ПАРТИЗАНЕН, ПУФ-ПУФ
Итак,
теперь мы сражаемся не с готическими монстрами, а с вполне реальным
гитлеровцами. Изменилась форма, содержание же осталось прежним - супергерой,
море оружия, толпы врагов, боссы... Правда, вместо минимум трёх доступных
для выбора героев в "Партизане" остался только один. Нет-нет,
его фамилия не Маклауд. У него вообще нет фамилии, и даже имени нет.
Есть только звание - капитан Красной Армии. Правда, уже бывший: ну,
знаете, репрессии, штрафбат, окружение, партизанский отряд... дело обычное.
Хотя для этого жанра сюжет не так и важен. Главное - игровой процесс.
Как оказалось, испытанная временем схема работает и в новых условиях.
Вместо чертей и вампиров - немецкие солдаты из разных подразделений,
отличающиеся униформой, вооружением и выучкой; тут и обычные пехотинцы,
и панцергренадеры, и спецназовцы абвера. В роли босса выступает особо
живучий, меткий или ловкий офицер. Из брони, что логично, остались только
каски и бронежилеты, а вот оружия действительно много - от всевозможных
ножей и кинжалов для ближнего боя до ручных пулемётов и гранат. Правда,
для простоты боеприпасы в игре сделаны стандартными: скажем, пистолетные
патроны подходят и к нагану, и к ТТ.
Как и в Diablo, найденное оружие бывает разного качества - вещи делятся
на "серые", "белые", "жёлтые" и "зелёные".
Чем качество хуже, тем меньше параметры (урон, объём магазина), зато
использовать проще. Словом, есть из чего выбрать.
КОЛИ-РУБИ ФАШИСТСКОГО БРОДЯГУ
Хорошо стрелять и драться в игре помогает ролевая система.
У нашего героя есть пять основных параметров - сила, ловкость, выносливость,
восприятие и удача. Всё знакомо и понятно, исключая разве что удачу
- она влияет только на шанс критического попадания и нужна в первую
очередь снайперам.
Набирая уровни, герой не только прокачивает эти параметры, но и овладевает
различными навыками. Они разбиты на группы - четыре для оружейных дисциплин
и пятая для всех прочих (правда, именно там оказалось умение метать
гранаты). Система получилась гибкая: при желании можно стать как универсалом
- терминатором с ножом в зубах и ручным пулемётом наперевес - так и
узким профи. Причём специализация возможна и внутри каждого класса.
Так, стрелок из пистолета может стать как "ковбоем", так и
"снайпером".
Тренируя
определённые навыки, герой получает доступ к так называемым "стилям
боя". Это альтернативные атаки с разным соотношением урона/меткости
и скорости. Одно повышается за счёт другого. Тем не менее, при правильном
развитии персонажа с минусами можно бороться, а то и ликвидировать их
полностью.
Самое, пожалуй, странное наследие Diablo в "Партизане" - это
деньги, торговцы и магазины. Представьте себе картинку: сорок третий
год, оккупированная территория, а герой идёт в лавку и экипируется за
полновесные червонцы. Каково? Экономическую модель явно следовало переделать
или отказаться от неё совсем - тем более, что одних трофеев хватает
с лихвой. Трофеи в лучших традициях оригинала выпадают совершенно случайно
- так, из убитого танкиста, только что бойко строчившего из MP40, может
выпасть какой-нибудь английский "стэн". А имущество, валяющееся
на земле, подсвечивается по клавише Alt.
РАЗВЕДКА СООБЩАЕТ...
Эксперимент воронежцев был действительно смелым, однако играющая
публика встретила его в лучшем случае прохладно. Дело прежде всего в
том, что визуально игра очень уж напоминает тактическую стратегию типа
"Операции Silent Storm" или "Бригады E5". Поэтому
некоторые ожидали увидеть настоящий симулятор партизана и почувствовали
себя обманутыми. Герой игры действительно не умеет красться, ползать
и маскироваться. Вместо прицельных атак и реалистичных ран - стандартная
"полоска здоровья". Камера подвешена слишком близко к герою,
и снайперу тяжело выбрать удачную позицию. Паузы, естественно, нет -
какая в таких играх пауза? Но важно иметь в виду, что это просто другое
семейство игр. У него свои ориентиры, традиции и условности.
Хотя у игры хватает и собственных минусов. Те же бои, став теперь преимущественно
дистанционными, во многом утратили свою зрелищность. Больше всего они
напоминают дуэль ковбоев на Диком Западе: враги встают друг против друга
и хладнокровно перестреливаются, не пытаясь искать укрытие и перезаряжая
оружие прямо под огнём. Есть претензии и к управлению - прежде всего
к тому, что нельзя свободно вращать камеру мышью. Приходится зажимать
правую кнопку или использовать клавиатуру, а в разгар боя, когда на
нас бежит взвод автоматчиков и кто-то ещё стреляет из лесу, это чревато.
От выстрелов и взрывов фашисты разлетаются во все стороны, как герои
восточных боевиков - эффектно, но слишком комично, да и крови нет...
Выискивать огрехи можно долго.
Однако "Партизан" унаследовал от Diablo главное - фирменный
драйв, прилив адреналина от каждого нового уровня, убитого босса, хорошего
оружия. На новое слово в жанре Action/RPG разработчики не претендуют,
но к его канонам подошли весьма оригинально. Так что поклонников жанра
игре есть чем увлечь, а вот любители ролевых стратегий и исторического
реализма могут спокойно проходить мимо.
|
|