НУМЕН (лат. numen) - в римской мифологии безличная
божественная сила, определяющая судьбу человека. В эпоху Империи синоним
понятия «бог»
(Большой Энциклопедический словарь)
ВЫБОР БОГОВ
Чешская компания Cinemax известна
своим нетривиальным подходом к разработке и изданию компьютерных игр.
Над ролевой игрой Inquisitor авторы трудились чуть ли не десять лет и
всё-таки не побоялись её выпустить - двумерную игру в эпоху тотального
господства 3D. Адвенчура Daemonica была необыкновенно стильным
детективом в средневековых декорациях, но стиль этот многие не оценили
из-за непрофессиональной пиар-кампании. Игра с необычным названием Numen
- новый проект чехов в жанре Action/RPG; на сей раз авторы отправляют
нас в Древнюю Грецию.
Завязка игры не блещет
оригинальностью - хотя, к чести разработчиков, они не стали цепляться к
классическим мифам (как до них уже не раз бывало), а придумали свою
историю "по мотивам". Если коротко, то - кто бы сомневался! - опять
неладно на Олимпе. Некий злоумышленник умудрился похитить не что-нибудь,
а Серп Крона... ТТХ артефакта и сложность операции знатоки мифологии
оценят. Олимпийцы перессорились, обвиняя в краже друг друга. Поскольку
никто так и не признался, приняли стандартное решение: раз так, то пусть
отдуваются простые люди.
Боги объявили конкурс: каждый из них берёт по одному смертному, делает
из него героя и посылает на поиски Серпа. Ясное дело, "останется только
один" - тогда и куратору его почёт, и сам герой внакладе не будет.
Первый приз - исполнение любого желания. Тут-то и подвернулся некий
паренёк с острова Лерос, у которого сестру убил гигантский скорпион...
Или то была девочка, потерявшая брата? Хотя неважно - отдуваться-то всё
равно вам.
Сама идея такого состязания,
которой разработчики явно гордятся - раз даже вынесли её в название игры
- тоже уже эксплуатировалась раньше: десять лет назад в стратегии
Invictus герои античных мифов уже разрешали пари между Афиной и
Посейдоном. Да и Аид как изолятор временного содержания (да-да,
родственника отпустят, если герой выполнит свою часть сделки) - придумка
небесспорная. Во-первых, мы это уже видели - в той же Rise of Argonauts:
ну сколько ж можно, царство мёртвых всё же режимный объект, оттуда так
просто не выходят. Во-вторых, наш герой только стартует подростком, а
затем взрослеет. А вот его-то родственник ребёнком останется или как? И
вообще, начало игры не обнаруживает такой уж неземной любви между братом
и сестрой, чтобы тратить ради неё заветное желание. Ну да ладно - что
есть, то и есть. Превзойти по части трэша Titan Quest всё равно
нереально.
ПОРТРЕТ
ГЕРОЯ
Итак,
при генерации персонажа в "Нумене" игрок выбирает не класс, а только пол
- причём начинает ребёнком. Мальчик или девочка (выбор сугубо
эстетический и на прохождение никак не влияющий; внешность тоже не
меняется) постепенно взрослеют. Игра отслеживает, чем именно - мечом,
стрелой или магией - они предпочитают расправляться с монстрами, и сама
присваивает нужный класс. Одновременно предлагается выбрать одного из
трёх богов, который покровительствует той или иной профессии. Для воина
это Арес, Гефест и Аид, для лучника - Гермес, Аполлон и Артемида, а для
мага - Зевс, Посейдон и Афина. Девять богов - рекорд для таких игр: в
Titan Quest их не было вообще, а в Loki и Rise of the Argonauts
ограничились тремя.
Остров Лерос, где начинается
игра, - своего рода tutorial: героя в буквальном смысле с малолетства
учат всему необходимому. Затем ему предстоит посетить гору Парнас, где
он получает откровение. После этого стартует основная сюжетная линия.
Как в первой части Diablo,
классов персонажа всего три - боец-"танк", лучник и колдун. Можно
риторически спросить, насколько примитивная фэнтези-магия в стиле "кастануть
фаербол" (а в "Нумене", как, впрочем, и в Titan Quest, она именно такая)
уместна в древнегреческом сеттинге. Молниями - да в стандартном фэнтези
ими любой гаррипоттер швыряется! - там владел только Зевс, царь богов.
Хотя... эстеты за колдуна могут просто не играть.
Возможности персонажа
определяются его базовыми атрибутами и навыками. Атрибуты - их шесть -
герой поднимает сам, повышаясь в уровне; у каждого класса два параметра
будут приоритетными. Для воина это сила и выносливость, для лучника -
ловкость и реакция, для колдуна - интеллект и концентрация. Навыки
зависят от выбранного класса, хотя есть и общие. Им герой обучается в
храме выбранного божества. Одним навыкам учит жрец за плату, а другие -
самые сильные - дарует само божество в знак своей милости. Изученную
спецвозможность можно "повесить" на горячую клавишу для последующего
использования.
Общение с богами - одна из главных изюминок игры, реализованная весьма
изящно. Рядом со шкалой опыта на основном экране имеется шкала божьей
милости, и именно она расходуется на уникальные навыки-благословения.
Показатель можно увеличить, совершая в честь своего бога подвиги -
например, убивая чудовищ уровнем выше себя или побеждая
героев-конкурентов в поединке. Но проще и быстрее это сделать, если
принести в храме жертву - курицу, барана или быка. Правда, тут
разработчики пошли на известное упрощение: бога нельзя разгневать, и его
расположение не может упасть ниже нуля.
Каждый бог предлагает всего три дара, но они достаточно сильно влияют на
геймплей. Так, служитель Аида с воплем "Врёшь, не возьмёшь!" может
воскреснуть из мёртвых прямо посреди жаркой битвы. Служитель Ареса
добрым выражением лица пугает как врагов, так и уличных торговцев - и те
сами торопятся дать ему скидку. Посейдон даёт своему подопечному бонусы,
когда тот заходит в воду. Поэтому даже в рамках одного класса, но с
другим богом, повторное прохождение игры будет совсем другим. Иногда в
зависимости от выбранного бога даже появляются новые диалоговые ветки.
ПО
ДОРОГАМ ЭЛЛАДЫ
В
отличие от Titan Quest и Rise of the Argonauts, "Нумен" может
похвастаться определённой нелинейностью. Получив профессию и выбрав
небесного покровителя, мы прибываем в город Махатар, который и будет
нашей главной базой. Там стоят храмы всех богов, там находится арена,
где герои-конкуренты меряются силой. Встретившись с нужным жрецом и
узнав базовую информацию, наш персонаж может отправляться куда угодно -
если смелости хватит. Ему предстоит вволю поплавать по Эгейскому морю,
побывать на живописных островах, в Африке, самой Греции, даже в
знаменитом Лабиринте (правда, в "Нумене" он почему-то находится не на
Крите - с ним связана другая история - а в Аркадии). Герой встречается с
интересными людьми и нелюдьми, перекидывается с ними парой слов (это же
всё-таки Action/RPG, а не какой-нибудь Planescape: Torment) и ищет Серп
Крона дальше, сражаясь с монстрами и повышаясь в уровне. Приключений
хватает - однажды, например, героя превратят в паука, чтобы он сам
осознал, каково быть чудовищем.
Бои непохожи на сумасшедшую
беготню Diablo-подобных игр. Враги туповаты, так что ничего не стоит
выманить на себя одного-двух и спокойно прирезать - герой сам машет
оружием, поэтому знай нажимай себе на горячие клавиши спецударов и
спецзащит. Однако именно уровень самого героя и его противников -
решающий фактор в драке. Не столь важно, какое у вас оружие и доспехи:
если враг ощутимо "старше" в уровне, вы просто не сможете нанести ему
урон. Придётся выходить из схватки, отправляться куда-нибудь ещё и
тренироваться на монстрах послабее - за исключением нескольких особо
важных боссов, они быстро появляются снова. Враги особым разнообразием
не блещут, но "фирменные" гарпии, амазонки, Минотавр, двуглавый пёс Орф
- на месте.
"Мана" в привычном виде здесь есть только у колдуна. Воин и лучник
оплачивают использование навыков за счёт особой энергии, которая у
лучника тратится, а у воина, наоборот, набирается за счёт успешных атак.
Здоровье вне боя восстанавливается автоматически, если персонаж не
слишком устал - если устал, нужно искать место для отдыха или пить
целебные эликсиры.
Кстати, об отдыхе. В типичных
играх жанра сохраняться можно было или автоматически в том месте, где
персонаж находился (Diablo, Torchlight), или у чекпойнтов (Diablo 2,
Titan Quest). В "Нумене" сделали нечто среднее, причём не сказать, чтобы
удачно. Сохраняться можно в местах, отмеченных кострами: само по себе
это не проблема, поскольку локации в игре сравнительно маленькие. Однако
при сохранении вас сначала спросят, не хотите ли отдохнуть до утра/ночи
(время суток в игре меняется по желанию, но некоторые квесты можно
решить только ночью), затем - не хотите ли сохраниться, и, наконец, не
хотите ли перезаписать игру. Превращать элементарный процесс в какую-то
непонятную анкету - сомнительная идея.
ЛЮДИ
ГИБНУТ ЗА МЕТАЛЛ
А
вот за что же мы, собственно, воюем? В таких играх один из главных
элементов геймплея - коллекционирование всевозможных предметов. Здесь же
разработчики отнеслись к личному имуществу весьма странно. Прежде всего,
предметов просто мало, и в этом отношении "Нумен" сильно проигрывает
тому же Titan Quest. Допустим, из оружия в игре нет копий, пращей и
прочих антуражных вещей, зато есть двуручные мечи, которым в Древней
Греции делать вроде и нечего. У того же, что есть, очень мало
разновидностей - две-три палицы, три-четыре лука... С доспехами получше,
но прилично (т.е. как подобает античному герою) выглядит только
персонаж-воин. Лучник же и колдун щеголяют в каких-то папуасских нарядах
- со шкурами, звериными масками, амулетами и черепами. В выбранном
оружии (мечи, топоры и т.п.) можно специализироваться, но ничего
особенного это не даёт - герой просто получает возможность на время
увеличить силу атаки.
Правда, в игре есть привычная для жанра градация на обычные, хорошие,
очень хорошие и уникальные предметы, различающиеся количеством и силой
волшебных свойств. Однако уникальные предметы являются "квестовыми",
просто так их не добыть. Казалось бы, уж по части волшебных манипуляций
с оружием в греческой мифологии как раз всё нормально - было же откуда
черпать вдохновение. Но увы.
Разнообразить скудный товарообмен призвана игра в кости. Играть можно с
любым торговцем на любую вещь, были бы деньги. Однако разработчики
непонятно зачем изменили правила, сделав нечто вроде рулетки. Имеется
шесть кубиков трёх цветов с разными рисунками; игроки делают ставки,
бросают кубик и стараются угадать если не рисунок (два очка), то хотя бы
цвет (одно очко). Нечто похожее было в польском "Ведьмаке" - только не с
рулеткой, а с покером - но, как говорится, что позволено Юпитеру... С
другой стороны, в том же "Фоллауте" были обычные правила - и ничего,
людям нравилось.
Хотя, возможно, разработчики хотели подвести нас к мысли о том, что
материальные блага в "Нумене" не главное. Герой выполняет задания не
ради результата, т.е. награды, а ради самого процесса - путешествий и
приключений. В конце концов, главная награда определена сюжетом: хоть он
сам по себе и непритязательный, авторы постарались, чтобы двигать его
было интересно.
Так выглядит игра в кости.
А так - пиратская пещера
ДОЛЯ ГЛАДИАТОРА
Идею сделать своего рода MMORPG, только для одного игрока, нельзя не
признать оригинальной; к сожалению, её не удалось реализовать в полной
мере. Поначалу "Нумен" действительно многим напоминает World of Warcraft.
Герои-конкуренты регулярно попадаются на глаза, говорят в наш адрес
колкости (а то и гадости), пытаются обогнать... Однако уже скоро
понимаешь, что всё это - постановка, соперники лишь имитируют бурную
деятельность. У "Нумена" нет альтернативной концовки, проиграть игру
нельзя, так что на других героев можно просто не отвлекаться.
Единственное место, где с ними придётся встречаться, - арена Махатара,
где регулярно проходят турниры между всеми героями. Вестница богов Ирида
обожает вызывать на турнир в самый неподходящий момент, причём требует
поспешить и грозит санкциями.
Бои на арене - ещё одна "игра в игре". Турнир длится на раунды, в каждом
из которых участвуют три-четыре человека, а два победителя переходят в
следующий. Участники сражаются своим оружием и в своих доспехах, но их
спецприёмы ограничиваются двумя базовыми плюс двумя заклинаниями -
защитой от огня и мороза (арену то и дело бросает то в жар, то в холод;
надо успеть активировать нужную защиту). Иногда зрители бросают с трибун
амфоры, где может оказаться и лекарство, и яд. Правда, соперники ведут
себя честно - могут и яд выпить, и с защитой ошибиться. Некоторых из них
по ходу игры можно коварно устранить, чтобы облегчить себе жизнь -
участников турнира будет меньше.
Кроме обязательных турниров, есть ещё поединки между двумя героями.
Можно сказать, это дело сугубо добровольное (за победу повышают опыт и
божью милость). Наконец, можно обратиться к распорядителю боёв и вызвать
на арену профессиональных гладиаторов - одного, двоих или троих. На
последнее стоит идти только под самый конец игры, поскольку отбиться от
всей троицы очень сложно - если на обычных турнирах другие компьютерные
бойцы могут драться и друг с другом, здесь все атакуют именно вас.
ХОРОШИЙ? ПЛОХОЙ? СТРАННЫЙ...
"Нумен" действительно
вызывает смешанные чувства. Свежих находок хватает, но недоработок и
спорных моментов гораздо больше. Вместе с тем они отнюдь не мешают
играть. Разумеется, "Нумен" не может конкурировать с Diablo и её
многочисленными клонами (тем же Titan Quest) - в первую очередь потому,
что несравнимы выделенные на эти игры средства. Бессмысленно упрекать
бюджетный проект от небольшой компании за невыразительную графику и
маленькие локации. Бессмысленно было ждать от Сinemax коммерчески
успешного блокбастера - это просто не их стиль; с самого начала было
очевидно, что чехи подойдут к жанру Action/RPG по-своему. При желании в
некоторых кажущихся минусах "Нумена" можно увидеть плюсы - "маленькие
локации", "невыразительная графика", "невысокая сложность" в сумме
создают ни на что не похожий камерный, по-домашнему уютный мир.
Атмосфера античной сказки в игре вполне выдержана.
Правда, возвращаться в этот мир захочется немногим; "Нумен" - продукт не
для массового игрока. Продавался он неважно, поэтому у Cinemax просто
нет денег на разработку аддона или второй части. Сейчас разработчики
делают ставку на Steam и поддерживают только ту версию игры, которая
распространяется через эту систему. Уже вышли патчи 1.20 и 1.30, которые
исправили кое-какие технические проблемы, добавили новые опции и даже
новый большой квест: чтобы победить гигантского краба Каркиноса,
потребуется изъездить чуть ли не всю Элладу и набрать уровень не ниже
семидесятого. Однако будут ли эти патчи портированы для русской версии
от "Акеллы", неизвестно.
P.S. На форуме Steam
разработчики
выложили "пасхальное яйцо" - работая
над игрой, они в разных местах запрятали клады, а теперь дали указания
по поиску. Добыча может оказаться богатой и ощутимо помочь на старте
игры.
P.P.S. Уровень
сложности игры влияет исключительно на бои. Выбор тяжёлого уровня не
даёт никаких бонусов, так что можно спокойно играть на лёгком или
среднем. * |
|