НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира
ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ. К СОЖАЛЕНИЮ, НЕНАДОЛГО
Взяв в первые в руки диск с No Man's Land ("Ничья земля"), когда она была еще новорожденной (2003 г.), я первое время часами не мог от нее оторваться. Мой любимый жанр. А-ля "Казаки" на тему завоевания Америки. Индейцы, испанцы, англичане. Колонизация в реальном времени. Сражаемся на земле и воюем на море. Пашем поля, рубим лес, добываем золото и строим нашу колонию, на которую кладут глаз алчные соседи. Глазом не успел моргнуть, как они уже прут к тебе в гости, вооруженные до зубов. От этой игры в памяти осталось много впечатляющих картинок. Рабочие кладут рельсы через прерию, по которой скачут индейцы. Салун, из окон которого палят засевшие в нем ковбои. Крутой чувак, в черной шляпе с двумя револьверами на бедрах, вразвалочку подходит к лошади, садится на нее и рычит "Callme "Desperado"! (Зови меня "Отчаянный"!). И все это в яркой, как подарочная открытка, 3D упаковке.
Игру сделала немецкая студия Related Designs, приложив максимум усилий, чтобы угнаться за технологическим прогрессом в столь капризном игровом мире. Все в трехмерном режиме: строительство колониальной экономики, солдатики, война, природа. Причем с любовью к мелким графическим деталям. Так что можно было пересчитать пуговицы на мундире солдата и перья на голове индейского вождя.
Это было здорово. Герои No Man's Land были первыми - они покоряли Америку и вы вместе с ними. А Related Designs стала первой, которая преподала это в 3D измерении, утерев нос украинской GSC, которая в это время представляла на рынке свое двухмерное "Зовоевание Америки".
В России игра была локализована довольно быстро, под названием "Колонизация. Битва за новые земли", но торжество ее продолжалось года два-три. Вообще сегодня игра не живет активной жизнью более 3-х лет, так стремительно совершенствуется техника и изобразительное искусство в компьютерных играх. Когда недавно я вновь поставил No Man's Land и увидел, как непропорционально и криво смотрятся ее юниты на современном широком ж/кмониторе, как из пейзажей и юнитов поперло зерно, то играть расхотелось.
И все же игра оставила истинный след в памяти любителей жанра. До сих пор ее успех никто не смог повторить. А поскольку она идет и на новых видеокартах, то почему бы не рассказать о ней поподробнее.
ДЕЛИМ АМЕРИКАНСКИЙ ПИРОГ No Man's Land запомнилась не только современной для своего времени графикой, но и как "интересная маленькая война". Во-первых она была динамичной. Ограничение на 150 юнитов, вызванное техническими возможностями тогдашнего "железа" (и расчетом на игру в он-лайн) компенсировалось тем, что сражения происходили быстро и можно было управлять практически каждым солдатом и каждым крестьянином. А это важно, потому что юниты в процессе боев "прокачивались" и вовремя увести с поля боя раненого ветерана - значит сохранить его для будущих сражений. Во-вторых в ней воплотилось много возможностей, которые любят любители стратегий.
В зданиях, например, можно сажать гарнизон. Не во всех, но в центральных (городской центр или салун) можно было отсидеться во время вражеского набега. А еще лучше - построить форт, и заложить основу колониальной экономики, укрывшись за его крепкими стенами. В дележе американского пирога участвовали 6 наций. Это классические колонизаторы:испанцы и англичане, американцы (патриоты), американцы (поселенцы) и 2 индейские нации: лесные и равнинные. Первые воюют исключительно пешком и могут превосходно плавать, подныривая под корабли, вторые - большие поклонники конного спорта и стрельбы по живым мишеням.У европейцев и американцев (обоего типа)армия имеет все виды войск того времени: пехоту, кавалерию и артиллерию. Национальный антураж был очень неплохо проработан: испанцы щеголяли в своих высоких шлемах и кирасах, англичане - в знаменитых красных мундирах, американцы, в любимой синей форме и со своим звездно-полосатым знаменем.
И, разумеется, есть флот - фрегаты, шхуны и галеоны украшенные резьбой и красиво горящие после прямых попаданий.
Индейцы, конечно, такими силами не располагали, но на их стороне была магия, огненные стрелы, умение скрытно, почти невидимками, пробираться по лесу, излечиваться на ходу и проходить сквозь чащу, где белый человек пройти не может. Индейцы равнин, помимо всего прочего, могут сворачивать любое из сооружений своего лагеря и перебраться на другое, более безопасное место. Игра подкупала легкостью освоения. Любой знаток RTS, любитель "Казаков" или более ранней "Age of Empires" за пять минут постигал интерфейс и геймплей No Man's Land.
КИЛЛЕР ДЛЯ ГЕРОЯ
Следуя моде, разработчики придумали 5 кампаний, практически для каждой из наций. К примеру испанцы в серии миссий пытаются покончить с пиратами Дрейка, за которым гоняется специально для того посланный в Новый Свет капитан Карвинес(вы). Ирокезы во главе с вождем Магуа, стремятся отстоять свободу от англичан (хотя в реальной истории они были верными союзниками). Индейцы равнин (по сценарию - навахо) ведут борьбу с коварными колонизаторами-поселенцами, которых возглавляет магнат Генри Старр.
Свои кампании разработаны для англичан и "патриотов". Они достаточно длинные, неплохо продуманы (редкий случай, когда хорошо потрудился сценарист) и, если есть терпение - пройти их стоит. Или стоило, поскольку мы говорим об игре уже почти в прошедшем времени.
Но главный интерес конечно - в войне на отдельных картах. Естественно, каждая из игровых сторон в No Man's Land имела свои уникальные особенности и преимущества и неповторимые юниты. У испанцев, например, есть дешевый солдат с мечом, очень полезный на начальном этапе, когда мало ресурсов, сильный конный конкистадор и панцирный пикинер. Кроме того у них самый мощный и разнообразный флот. У англичан - отличные драгуны и пешие "красные мундиры", которые хорошо управляются со штыком, церкви, позволяющие лечить юнитов, дешевое ополчение.
У "патриотов" - самые лучшие пушки, полевой врач, который лечит прямо на поле боя, знаменосец, поднимающий боевой дух. У поселенцев - стреляющий с обеих рук бандит "десперадо", шериф, ковбои и регулярная американская армия времен покорения Дикого Запада.
Каждая нация имеет своего "героя", или "лидера", он намного сильнее, у него больше хит-пойнтов, и есть уникальная способность. Например, снайперская стрельба у лидера "патриотов". Убить "героя" трудно обычными методами, но легко, если нанять убийцу. Киллеры очень дороги (3000$), но эффективны. Если он добрался до "героя" - то тому конец. Спасти его можно.. перекупив охотника за головами. Если хватит золота. Особняком стоят американцы-поселенцы. Они из более поздней эпохи и война за них тожеотличается. Они единственные, кто строит железную дорогу. Из поезда, кстати, можно отлично отстреливаться. Это одна из задач в игре за поселенцев - проложить рельсы через всю карту. Когда строительство дороги закончено и по ней прошел паровоз - вам засчитают победу.
Практически все нации, кроме лесных индейцев имеют кавалерию. Причем No Man's Land одна из немногих игр, где лошадь в всадник разделены. В бою могут убить или лошадь, или всадника. Мертвой лошади уже все равно, а вот всадник продолжает сражаться уже на своих двоих. Не обошлось без технологической лестницы. Правда очень скромной. Доступ к новым войскам и повышение их боевых качеств достигается через апгрейды.
Словом, есть все элементы крепкой RTS и собственные новации, которые позволили No Man's Land завоевать популярность у сторонников жанра. С ее критиками я не согласен. Игра была не без недостатков, но живая, яркая и запоминающаяся. Жаль что время ее прошло или почти прошло. Непохоже, что фирма Related Designs собирается сделать римейк под новые видеокарты и компьютеры последнего поколения.Из сети исчез даже фирменный сайт No Man's Land, на его месте появилась реклама порнографии и объявление, что этот домен - продается.