НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы, и новинки игрового мира
ЭПОХА ЗАВОЕВАНИЙ: ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ (Tin Soldiers: Julius Caesar )
Первый блин Koios Works получился комом. Историческая стратегия с «оловянными солдатиками» — прекрасная задумка, но как только игрок переставал умиляться раскрашенными миниатюрами, Tin Soldiers: Alexander the Great становилась заурядным воргеймом.
В Tin Soldiers: Julius Caesar умудренный опытом коллектив вылечил почти все болячки и… споткнулся там, где этого никто не ожидал.
Veni!
Заметнее всего изменилась графика (видимо, доходы от первой части ушли на трехмерный движок). Фигурки воинов выглядят намного лучше. Похоже, авторы фотографировали настоящих солдатиков с разных сторон. С учетом того, что камера свободно вращается и наклоняется, объем проделанной работы внушает уважение, пусть даже моделям еще не хватает четкости, а подставки нарисованы очень грубо.
С ландшафтом в Tin Soldiers: Julius Caesar не все так однозначно. В отличие от Alexander the Great, разработчики не пытались изобразить выкрашенные в зеленый цвет пенопластовые холмы. Отголоски настольных воргеймов видны разве что в игрушечных деревьях. «Компьютерные» поля лишились былого шарма, зато картина боя стала куда яснее. Особенно наглядны границы тумана войны, показанные пунктирными линиями. Если выбирать из двух зол меньшее, можно сказать, что природа похорошела, хотя мутные текстуры травы и дурные «задники» навевают мысли о Dominions 2.
Vidi…
Правила остались прежними: командующий планирует весь ход целиком, после чего корректирует свои решения в «фазе реакции» и «резервной фазе». Сохранился и интерфейс, щеголяющий удобной картой высот, записями расчетов и окошком, напоминающим о юнитах без поручений (в точности как в Massive Assault).
Руководство армией в Tin Soldiers: Julius Caesar — приятное занятие. Единственное, что мешает получать удовольствие, — удручающая неспешность. Пропустить или ускорить служебные анимации не выйдет. Виртуальный оператор неохотно меняет ракурсы, и это сильно раздражает в затяжных битвах, когда хребет неприятеля уже сломан, а игрок методично громит бегущих. Порой счет потерянному времени идет на часы.
Неожиданно возникли перебои в отлаженном механизме, который учитывает рельеф, тип оружия и брони, мораль и особенности атаки (с разбега или с места, с фронта, тыла или фланга). Будь вторая Tin Soldiers посвящена средневековым баталиям, эта система работала бы безупречно. Однако римское военное дело — штука сложная, и в рамках существующих условностей его не смоделировать.
Koios Works пошла путем упрощений. Легионы состоят ровно из двух видов бойцов — пехоты и кавалерии. Тактический перевес жителей Апеннин выражен в том, что их «царица полей» сбивается в кучки не по 4, а по 6 человечков. Несмотря на численное преимущество галлов, на каждом отдельном участке воины Вечного города почти всегда сильнее. Кроме того, все легионеры вооружены пилумами. В Alexander the Great лучники использовались от случая к случаю — слишком мал был урон от стрельбы. Здесь же метание дротиков — дополнительная возможность измотать противника перед рукопашной.
То, что в распоряжение игрока иногда попадают осадные машины или германские наемники, слабо влияет на общий расклад. Военная мысль эпохи Александра Македонского представлена в Tin Soldiers гораздо богаче и разнообразнее, чем достижения римлян. Тут не нужно придумывать хитрые маневры и держать темп наступления. Лучший метод нападения — медленно сминающий врага сомкнутый строй и боковые удары конницей. У ИИ нет ни единого шанса, если вы закрепитесь за рекой или стеной. Вздумаете сыграть с приятелем, мой вам совет — выбирайте варваров.
Vici?
Правда, и Tin Soldiers: Alexander the Great не была пиршеством полководческого духа — жалкие 8 эпизодов давили на грудь. Обедневшая тактически Tin Soldiers: Julius Caesar берет реванш в стратегии.
Кампания организована совершенно иначе. Вместо цепочки миссий — 6 масштабных заварушек Цезаря в Западной Европе. Их можно проходить в любом порядке, и вовсе не обязательно постоянно выигрывать. Успехи военачальника оцениваются по специальной шкале. Крупная победа дает два очка, незначительная — одно. Набрав пять баллов, вы сразитесь с самим вождем Верцингеториксом, а после разгрома мятежников при Алезии грядет гражданская война — еще 7 побоищ, в которых нужно аналогичным образом «завоевать доверие народа».
Эта идея полезна для тех, кто готовится к повторному походу или способен смириться с неудачей и продолжить играть по-честному. Оборотная сторона медали — несуразицы из разряда «назад в будущее». Сегодня вы боретесь с Птолемеем XIII, убившим Помпея, а завтра обрушиваете гнев на «покойного» консула где-нибудь в Греции. Исторический режим пришелся бы очень кстати. Впрочем, набор одиночных сценариев тоже ничего.
С технической точки зрения кампания обставлена здорово. Наем и пополнение проводятся на уровне легионов. Если оставить часть воителей «на базе», то они залижут раны бесплатно. Покупка лечащих, ободряющих, ядовитых и пр. «коллекционных карт» ничем не отличается от Tin Soldiers: Alexander the Great, т.е. не больше трех одинаковых в руки. Брифинги дают исчерпывающие сведения о будущих целях. Недостает лишь разведки перед расстановкой воинов.
* * *
Стойкие оловянные солдатики сделали два шага вперед… и один назад.*