"ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ" ИЛИ ВОЗВРАЩЕНИЕ МАКСИМА КАМЕРЕРА
Роман братьев Стругацких "Обитаемый остров" был в советское время абсолютным хитом. Достать его было так же трудно, как и "Мастера и Маргариту". Уж больно не советским был сюжет: его главный герой, космонавт Максим Камерер, случайно свалившись на планету Саракш, пережившую ядерную войну, с увлечением погрузился в ее жестокую и смертельно опасную жизнь. Воевал, взрывал, участвовал в подполье, испытал массу военных приключений и даже устроил государственный заговор. Но вот сделать игру по роману, хм... это надо иметь большую смелость. Мне "Обитаемый остров" всегда казался идеальной базой под РПГ. Лихо закрученный сюжет книги прямо напрашивался на "ходилку", с засадами, лабиринтами, переходом из зоны в зону, с их минами, ловушками, военной техникой, которая живет собственной жизнью, утратив своих хозяев. И в промежутках между этими блужданиями - сражения. Как в Дюне-1, была такая превосходная игра для своего времени. И конечно должна была быть карта этого фантастического мира Стругацких, разбитая на секторы и страны планеты Саракш.
Но разработчики из Wargaming.net (издатель - "Акелла") решили, что это будет тактическая стратегия. До выхода игры меня все мучил вопрос, как это возможно? Рекламные постеры, публикуемые в журналах, выглядели ярко и заманчиво. Как большой поклонник Стругацких, я с нетерпением ждал.
И вот игра вышла, она продается. И стоит у меня на компьютере. Играть не скучно, но есть разочарование - постеры оказались ярче, чем игровая реальность. Получили мы намного меньше, чем могли ожидать.ВОЙНА НА ПЛАНЕТЕ САРАКШ
Сюжет игры заложен в ее названии "Обитаемый остров. Послесловие". То есть, это игровое продолжение романа, который заканчивался уничтожением излучателя "Благонадежности", под действие которого обитатели планеты всегда были послушными как овечки. Излучатель уничтожил, конечно же, Максим Камерер. Из благих побуждений. Но получилось черте что. Страна Отцов впала в хаос непослушания, чем тотчас воспользовались злые соседи: Островная Империя, Хонтийцы, Южные варвары и внутренняя контрреволюция. Перед Максимом, то есть перед вами, игроком, ставиться новая задача - защитить республику Отцов от этих вторжений. Защитить ее можно двумя способами: играя по сети, в одиночной миссии на одной из предлагаемых карт. Или пройти кампанию.
Игра на случайной карте ничем не отличается от других подобных фантастических стратегий тактического уровня. Есть база, где производятся войска нескольких типов: пехота, танки, артиллерия и специфические для каждой из выбранных наций. Например, боевые упыри, передвигающиеся как лягушки и плюющиеся огнем. Или всадники пустыни верхом на жутких, бульдогоподобных монстрах. Но все же главную роль играют не они, а всевозможная футуристическая техника и обычные пехотинцы, только в бронежилетах и с лазерными автоматами.
База по дизайну у всех воюющих сторон одинаковая. К ней пристраиваются разные блоки, откуда и появляется техника: танковое депо, пехотная казарма и т.п. Никаких других строений нет. Не надо собирать ресурсы или вспахивать поля, чтобы кормить и содержать войска. Тактическая составляющая упрощена до минимума. И у нее есть одно существенное отличие - она пошаговая. Не риэлтайм, как принято в играх такого рода. Юниты в "Обитаемом острове" передвигаются по очереди за время боевой фазы и продолжают движение, когда начинается следующая фаза. В промежутках между ними производится техника. Ее лимит определяется числом очков, количество которых зависит от того, сколько вражеских единиц вы уничтожили. Чем больше вражеской техники вы наколошматили, тем больше можете произвести своей.
А ГДЕ ЖЕ СТРУГАЦКИЕ?
Ну вот, собственно говоря, и вся игра. Немногое, как видим, сюда попало от Стругацких. Даже вопрос возникает, а при чем здесь знаменитый роман? Ну, это просто. Надо же было как-то назвать игру и воюющие стороны. А в романе все названия уже есть, это все те же Страна Отцов, Южные Варвары и Островная империя. Из книжки же взяты название поселков, вокруг которых идут бои: Грамена, Вариобобу и проч. Хотя, если мне память не изменяет, Варибобу звали там какого-то капрала, а не населенный пункт. Да и Грамена - тоже был живой персонаж. Только эти имена и отличают "Обитаемый остров" от самой стандартной фантастической стратегии тактического уровня. Измените названия поселков и игровых фракций, назовите игру, например, "Апокалипсис" - сойдет. На сюжет никак не повлияет.
При всем при том играть в нее, повторюсь, не скучно. В самой классической схеме "База-юниты-война", если она грамотно реализована, уже заложен игровой успех. С этой стороны "Обитаемый остров" не подкачал. Интерфейс прост, как дважды два, управление боем - тоже. Можно воевать, практически не обучаясь. Вот только с непривычки трудно привыкнуть к пошаговому режиму, из за чего бои неоправданно затягиваются. Неплохие спецэффекты и пиротехника. Поврежденные юниты деформируются, там, где их поражают снаряды. Хотя и сами юниты, и пейзажи намного бледнее, чем они заявлены на красочных постерах. Наверное так задумано. В романе планета Саракш обрисована в мрачных красках, и в игре тоже все пейзажи в ржаво-багровых тонах.
К слову, о постерах. Художник, делавший их, на мой непредвзятый взгляд намного больше сумел воспроизвести апокалиптическую атмосферу романа, чем дает сама игра. Вот где действительно ощущается дух прекрасной книги, достаточно взглянуть например на плакат с белыми субмаринами.
ЗАПИСКИ С ХОНТИЙСКОГО ФРОНТА
Единственное, где "Обитаемый остров" все еще следует сюжету своего книжного близнеца, это кампания. Поэтому она меня привлекла больше, чем тактические бои на отдельно взятых картах. В кампании, к сожалению, нет стратегической карты, где разместились бы враждебные государства Саракаша, но есть хоть какая-то осмысленная связь с первоисточником. Кампания состоит из четырех больших частей, в каждой - около десятка миссий. Вот например, первая, война со злобными Хонтийцами. Они решили воспользоваться временной слабостью Страны Отцов, утратившей свой Излучатель Благонадежности и сразу превратившейся в демократическую республику. Максим Камерер, то есть вы, немедленно понадобился, чтобы защитить демократические завовевания. Вас назначают командиром отделения на хонтийский фронт. Первые бои - обучающие. Вам придется отражать атаки пехоты и танков хонтийцев на свою базу. Затем, в следующей миссии, вам уже придется атаковать хонтийские позиции. Есть миссия, старая, как игровой мир, без которой не обходится ни одна тактическая стратегия - провести колонну с ценным грузом через карту, кишащую вражескими войсками. Конечно - ночью.
В перерывах между этими боями, в ходе которых вы набираетесь опыта, вам будут читать "кусочки из романа" (без видеороликов). Обычно команды Максиму отдает Странник, агент службы галактической безопасности, другой популярный персонаж романа. Суть всех этих реплик всегда сводится к одному: хонтийцы затевают новое наступление, и вам надо им помешать. И вы попадаете на очередную карту, никак не связанную с предыдущей, только набор войск становится разнообразнее. В финальной миссии, где вам надо захватить шахты с хонтийскими ядерными ракетами, нацеленными на вашу столицу, участвуют практически все доступные хонтийские и ваши юниты. Самая мощная из них - ракетная установка большой дальности. Она просто сметала мои отряды. Но техника не все решает. Много приходится действовать обычной пехотой. Только она способна захватывать вражеские базы. Пехота и техника появляются отрядами, по нескольку фигурок в пехотном подразделении, по две-три в артбатарее. И только самые крупные юниты: танки или особые военные машины действуют поодиночке. Массовых сражений нет. С каждой стороны действует на более 2-х - 3-х десятков юнитов.
Миссия по захвату ракетных шахт была очень трудная. В ней ограниченное число ходов и к последнему я все еще топтался на дальних подступах к вражеской базе. Пять раз переигрывал, пока победил. После чего Максима, то есть меня, отправили подавлять мятеж в Стране Отцов, поднятый политическими отщепенцами. Следующий после этого этап Кампании - война с Пустынными Варварами, а после нее - отражение нашествия Островной Империи, самой загадочной нации, про которую в книге не известно почти ничего, кроме того, что у нее есть белые субмарины.
ЭПИЛОГ: НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАКСИМА
Поделюсь некоторыми зрелищными наблюдениями. В "Обитаемом острове" можно регулировать масштаб, в котором идет бой. Для этого просто крутишь колесо скроллинга. Только при максимальном приближении, самом крупном, видны все детали юнитов и техники и смотрится все это неплохо. Но проблема в том, что при таком ракурсе невозможно управлять сражением и практически все время приходится вести бой с "высоты птичьего полета". Юниты при этом ничтожно мельчают, красота игры пропадает, пехота так и вовсе превращается в букашек. Слишком велики "лайфбары" - показатели жизни юнитов. Ночью только они и видны и поле боя становится похоже на рождественский базар.
Но есть и плюс: при особенно эффектном выстреле, например, когда орудие уничтожает вражеский танк или наносит большой ущерб пехоте, камера обзора сама въезжает в это место сражения и показывает его вам крупным планом. В одной из миссий против хонтийцев появляется особый юнит - имперский бомбовоз "Повелитель Бурь". Он атакует очень эффектно, и камера следует за бомбой до той точки, когда она поражает цель. Красиво стартует и маневрирует хонтийская авиация. Так что в игре есть что посмотреть, хотя в целом, если бы мне пришлось ставить ей оценку по пятибальной системе, я бы с трудом выставил "четверочку". И то - с большим минусом.
Что еще добавить? Думаю, мне удалось достаточно подробно обрисовать, что из себя представляет игра. Играть или нет - решать вам.
Разве что вот еще любопытная новость. В интеренете нашел, что делается еще одна игра: "Обитаемый остров: Землянин". Это уже РПГ. Может она будет лучше? Хотя дата выхода смущает - 2007 год. А он уж закончился.
И еще: снимается сериал "Обитаемый остров", режиссера Федора Бондарчука. Нас ждут новые приключения Максима Камерера и мир братьтев Стругацких. Может этим сжетам повезет больше.
* |
|