IMPERIUM ROMANUM
Болгарская студия Haemimont Games очень правильно подходит к разработке игр. В то время как другие не самые богатые и именитые команды постоянно мечутся, как флюгер на ветру, в поисках золотоносной жилы, эти вот уже шесть лет кряду упорно осваивают стратегический жанр. Tzar, Celtic Kings, Punic Wars, Rising Kingdoms — все они хоть и не становились лидерами мировых чартов, но радовали глубокой проработкой, обилием возможностей и завидной увлекательностью. А две последние игры студии наконец принесли желанную славу и деньги. Glory of the Roman Empire продалась миллионным тиражом, а ее свеженький сиквел Imperium Romanum стал лучшим симулятором крепкого римского хозяйственника, по крайней мере до выхода Caesar4.
И ВСЕ ЖЕ ХЛЕБА. И ЗРЕЛИЩ
Caesar3, на который изначально ориентировалась Glory of the Roman Empire (этого, кстати, никто особенно не скрывал), был достаточно хардкорной игрой с очень глубокой экономической моделью. Свою вариацию болгары упростили, наделив игрока исключительно доступными, очевидными инструментами, позволявшими сосредоточиться не на скрупулезном копании в бухгалтерии и амбарных книгах, а на самом процессе строительства и планирования. Упор был сделан на эстетику, на созерцание того, как под вашим мудрым руководством разбросанные по всей Европе римские поселения наливаются зеленью садов, богатеют и разрастаются.
Imperium Romanum, вопреки ожиданиям, не стала углублением темы. Игровой процесс, интерфейс и набор инструментов практически не изменился. Схема проста: располагая базовым набором чернорабочих (основная движущая сила местной стройиндустрии), мы возводим дома, чтобы в будущий город-сад соизволили заехать собственно горожане, затем строим основные сооружения, обеспечивающие стабильное поступление ресурсов (дерево, камень, золото, глина и мрамор). По мере увеличения населения и роста объемов добычи на первый план выходят потребности жителей вашего города: им подавай хлеба да зрелищ. «Хлеб» обеспечивают продовольственные лавки, пекарня, различные фермы и угодья (тут выращивают пшеницу, оливки, разводят свиней, ловят рыбу, делают вино), а за «зрелища» отвечают всевозможные бани, театры, Колизей, гладиаторские школы. И, конечно, нужно помнить о духовной жизни: отсутствие алтаря, у которого можно молиться и задавать вопросы богу, вызывает нервную реакцию горожан. Это, впрочем, далеко не все. В игре доступно множество различных построек, которые так или иначе влияют на настроение жителей, на статус поселения, его возможности, экономический и военный потенциал.
Если «хлеба и зрелищ» мало, начинаются бунты и восстания с поджогами строений и массовыми акциями протеста. Сгладить ситуацию удается как прямой финансовой помощью недовольным, так и оперативным латанием дыр в хозяйстве. Если же жители сыты и довольны, то они постепенно богатеют, перестраивают свои халупы в виллы, что постепенно расширяет статус самого поселения, превращая его в настоящий мегаполис с новыми возможностями и горизонтами городской политики. Один из краеугольных камней местного градостроительства — грамотное планирование расположения зданий. Дома должны быть рядом с производственными сооружениями, лавками и фермами, чтобы последние не пустовали.НА КОНЕ
Столь же важно обнести город надежными стенами — коварные соседи не дремлют и частенько пытаются атаковать римские поселения. Военное искусство в Glory of the Roman Empire было делом весьма нехитрым: заведя в городе тех, кто будет снабжать вояк оружием и одеждой, мы строили бараки, где без нашего участия тренировались и формировались боевые подразделения. Эти отряды были единственными, кому мы могли отдавать прямые указания: задавать направление передвижения, указывать цель атаки, менять формации. Imperium Romanum, оставив нетронутой базовую основу, дополнила боевые действия парочкой приятных нововведений. Например, разные отряды теперь можно перемещать независимо друг от друга, планируя хитроумные маневры. Увеличилась роль специализации юнитов: лучники, деморализирующие вражескую пехоту на расстоянии, отныне стали действительно грозной силой. Наконец, появились римская конница и осадные машины.
Что касается градостроительства, то реальные, практические изменения по сравнению с Glory of the Roman Empire минимальны: новая валюта, свежая возможность объявить особенно богатую семью врагом Рима, выслать ее куда-нибудь подальше и «прихватизировать» чужое добро. Кроме того, теперь можно самостоятельно определять для себя набор заданий по ходу развития сценария.
Ну и, естественно, изменились режимы игры. Прежним остался лишь скирмиш — набор сценариев предлагает взять в свои крепкие хозяйственные руки более дюжины провинций, в том числе Геную, Александрию, Помпеи, Спарту, Венецию, Верону, Мемфис. Стартовые условия и конечные цели везде разные: где-то город изначально окружают враждебные варвары (основные наши соперники в игре), где-то предлагают своеобразную «русскую рулетку», случайно определяя тип, время и место вражеского поселения, где-то все сводится к строительству эффективной системы мостов, где-то нужно обеспечить земли водными ресурсами и т.д. Одни сценарии предполагают больший упор на военные действия, другие — на строительство и планирование.
Место одиночной кампании, где мы должны были последовательно отстроить множество поселений по всей Европе, заняли два режима. В Rome mode мы берем под управление знаменитую столицу Римской империи, постепенно выполняя спущенные сверху поручения. Но подлинное раздолье нас ждет в Historical mode, который стал основной изюминкой Imperium Romanum. Здесь можно опробовать свои силы в 15 сценариях, охватывающих различные периоды истории Римской империи: от самого основания Рима и до его заката. Сценарии открываются постепенно и предлагают взять под контроль один из городов в тот или иной исторический момент.
* * *
И все же главное достижение Imperium Romanum кроется в графике — это один из самых красивых (пожалуй, наряду с TheGuild 2) градостроительных симуляторов. Обновленный движок демонстрирует такие манящие пасторали, что хочется не только раздавать указания, но и лично работать на этих фермах, сновать между аккуратными домиками, сидеть в театре или глазеть на колесницы в Circus Maximus. Здесь полно милых деталей: мы видим, как валяются в грязи свиньи, как запускает невод рыбак, отвешивают поклоны у алтаря жители или отмеривает ткань мануфактурщик. Плюс совершенно шикарная (и заметно улучшенная по сравнению с Glory of the Roman Empire) смена времени суток и погодных условий. Все это дополняется продвинутыми дизайнерскими возможностями: в общую городскую композицию мы добавляем по вкусу сады, арки и скульптуры. Одним словом, Imperium Romanum— это на сегодня не самый глубокий, но определенно самый приятный градостроительный симулятор.* |
|