Как-то
вечером, когда делать было нечего, захотелось мне поиграть в
стратеги.
Что бы строиться можно было, ресурсы добывать. Магия что бы
была и сюжет интересный. Из новинок сейчас все больше с
наворотами делают – крутая графика, куча различных опций и
под-опций. А хотелось чего-то простенького, уютного. И
вспомнил, что есть у меня парочка игр, которые в далеком
2001г. выпустила компания Бука. Игра называется
"Орда: Северный Ветер"
и ее прямое продолжение - "Орда 2:
Цитадель". Некогда она оставила
после себя очень хорошие впечатления и я решил вновь отправиться
в мир Семиречья.
НА КНЯЖЕСКОМ ПРЕСТОЛЕ
В игре игроку предстоит перевоплотиться в одного из
исторических героев, властителей древней Руси: князей Игоря,
Олега или Эйрика. Впрочем, выбор не столь важен. Кроме цвета
и начальной локации, никакого отличия, за кого играть нет.
Выбрав князя, отправляемся на приключения. Попав на карту,
видим огромные леса, пересеченные реками и полями.
Выбрав замок и
зайдя в его меню, обнаруживаем список того, что можно
сделать: построить здание или нанять крестьянина. Здания в
игре строятся автоматически, без участия рабочей силы, так
что ставим на постройку шахту и, пока она строится, вербуем
крестьян.
Пока жду – осматриваю окрестности. Рядом с замком стоит
рыцарь – по цвету мой. Выбираю – оказывается, это - я!
Собственной персоной князь Олег. На карте он не просто
так. Во-первых, в случае, если замок будет разрушен, князь
может отстроить его заново. Кроме того, только князь имеет
доступ к добытым артефактам, ну и наконец, если он гибнет,
игра заканчивается.
Пока осматривался – возле замка появилось несколько
человечков-крестьян. Отправил их добывать золото и решил
построить казарму. Не успел отдать приказ – слышу крики и
рычание. Оказывается, леса в игре обитаемы. Живут в них
дикие звери: волки и медведи, которые не прочь полакомиться
человечиной. При этом хищники вполне справляются и с воином.
И они влияют на дальнейшее развитие игры - если волки
бесполезны, то убить медведя крайне желательно, потому что
после этого становится доступна для строительства баллиста.
На зачистку лесов нужно отправлять целый отряд. Хотя,
отправлял я пятнадцать мечников, только трое вернулось.
КАК НЫНЕ СБИРАЕТСЯ ВЕЩИЙ ОЛЕГ...
Итак, расширяет Олег свое поселение – построена уже
мастерская, производящая осадные орудия,есть мосты через
реку, фермы, с которых налог собирается, лаборатория, где
ученые трудятся над новыми изобретениями. Словом, развитие
идет полным ходом.
Пока не забрел в наш город какой-то воин в зеленых доспехах
– осмотрелся, подумал и говорит: «Князь Всеслав, вам шлет
привет».
Ну, Олег князь воспитанный – на приветствие ответил. Но
Всеслав вежливости не оценил и пришел вновь, с войском. Тут-то
открылась во всей красе игровая дипломатия, пусть и в
зачаточном виде - поспешил Олег капитулировать перед
грозным врагом и стать его данником. Всеслав успокоился и
войска увел.
Тогда начал город всерьез к обороне готовится: стены возвели, башни
с лучниками построили, войско наняли. И, как все готово –
отправляем гонца к нашему обидчику:
«Не будем больше дань платить!».
Снова в видимой зоне появились полки воинственного князя,
однако не многие из них дошли до стен. Лучники на башнях
пусть и не очень точны - ветер свою роль играл, сбивая
стрелы с верного пути, но врагов отбили совершенно без
потерь. Пришла пора отправится в ответную атаку: выдвинулось
из олегова града войско в десять мечников и десять лучников.
Глупы правда солдаты там были, не расторопные. В тупиках
застревали, ворота найти не могли. Но с горем по полам, под
проклятья князя, все же вышли за городские стены и
направились город Всеслава искать.
Пока шли, нескольких хищники убили, но остальные в целом
счастливо добрались. Однако уперлись прямо во вражеские
стены. Ворота заперты, с башен в нас стреляют. Погибла
княжеская дружина. Те кто успел в лесу спрятаться еще
уцелели – с башен не видать их было, а остальные все
полегли. Только ферму одну разорить успели, и только- то.
НАШЕСТВИЕ ОРДЫ И РАЗГРОМ ВСЕСЛАВА
Надо новую дружину собирать. Пришел Олег в казарму – глядь,
а тут уже не только мечников, но и лучников набирать можно!
Грозных рыцарей, закованных в броню, а так же поджигателей
мог в войско князь призвать. Система проста: построив десять
мечников, открываем рыцарей, а построив десять лучников,
открываем для найма поджигателей. Поджигатель – тот же
лучник, но стреляет горящими стрелами. Может выжечь лес,
спалить здание или даже вражеского солдата.
Пока дружина набиралась, пришли на карту татары, во главе со
своим ханом Теймуром, и с ходу объявили всем войну. К Олегу
в город они, однако, не прорвались – башни и тут выручили.
Так что война затягивалась.
Отсиживаясь в пассивной обороне, Олег копил ресурсы: золото,
железо и дерево. Войск не нанимал почти, опираясь лишь на
башни. А Теймур между тем громил Всеслава.
Через некоторое время тот не выдержал натиска кочевников, и
сдался. Может быть, ресурсы у него закончились – что,
кстати, вполне вероятно, потому, что воинов он потерял не
мало. А вот у кочевников, у меня сложилось такое
впечатление, что ресурсов вовсе неиссякаемый запас.
Когда стало ясно, что Всеслав повержен и опасности не
представляет, двинул Олег конную рать против него: ворвались
конники в уже частично разрушенный город врага, уничтожили
уцелевшие башни, принялись замок разрушать. Но Всеслав решил
изменить хозяина, и наобещал Олегу много всякой дани, если
только тот его оставит в покое. Олег великодушие проявил и
погнал конницу свою кочевников бить. Легкую пехоту врага
всадники просто затаптывали на смерть, тяжелую мечами
рубили. Добрались до ханского шатра, разрушили его и, на
карте временно наступил мир.
ВСТРЕЧА СО СТАРЫМ МАГОМ
Уцелевших всадников решено было отправить на
исследования карты, и, как выяснилось, сделано это было не
зря. На одном из островов наши разведчики встретили старца,
одетого в длинный балахон и опирающегося на посох.
Оказалось, что это отшельник, сведущий в магии. Правда
отшельник никаких секретов не поведал – и Олег решил задать
старику трепку, чтобы тот сговорчивее стал. Побили его –
правда старик сильный оказался, из посоха своего молниями
стрелял – не мало воинов погубил, но не выдержал, пощады
запросил. В обмен на жизнь обещал древний свиток отдать.
В свитке было описано, как дойти до легендарного города
Вореж и про то, как повелевать отрядом бессмертных. Правда,
текст был не весь – старик объяснил, что это лишь часть
древнего манускрипта и что остальные части нужно искать
где-то в других местах, а где – он не знал.
Как видим, действие в "Орде" развивается не в реальной
древней Руси, а в Руси мифологической. Семиречье – это
огромная карта, поделенная на 9 равных участков.
По всему Семиречью обитают отшельники, злые колдуны,
своенравные и жестокие князья, драконы и кочевники.
Жизнь Семиречья не стоит на месте! Пока игрок сражается на
одном участке карты, на других, не видимой его взору, так же
развиваются другие князья. Воюют между собой, заключают
союзы, отстраивают города.
На долю нашего игрока выпала задача, достигнуть города Вореж.
Сделать это не просто: ведь нужно собрать все части свитка,
добыть различные артефакты, которые разбросаны по всему
миру! А колдуны и отшельники вовсе не всегда будут такими
покладистыми как, уже знакомый нам старый маг. Они могут
требовать от игрока в обмен на магические свитки выполнения
трудного задания, или просто из-за зловредного характера
отказываться говорить, натравив на нас своих слуг.
ВОИНЫ И КОЛДУНЫ
В распоряжении игрока будут несколько видов солдат: конница,
лучники, поджигатели, мечники и рыцари. В игре присутствует
мораль – если собрать большую армию и долго держать ее без
дела, боевой дух упаде и войска могут предать игрока, избрав
нового князя. Воины с течением времени набирают опыт: если,
к примеру, новобранец при попадании в него горящей стрелы
сгорит как спичка, то опытный ветеран потушит пламя и может
даже вовсе не пострадать из-за высокой регенерации жизни.
Элементарная дипломатия позволяет заключать союзы, объявлять
войны, предлагать перемирие и капитулировать. Капитуляция –
вовсе не плохо. Пусть часть доходов с налога будет
пересылаться победителю, но игра не проиграна и в любой
момент можно отказаться платить дань и вновь сражаться и,
возможно, даже покорить недавнего сюзерена.
Переход между картами осуществляется достаточно просто:
необходимо подвести князя к краю карты и тогда, если проход
есть – он перейдет на соседний участок, и после короткой
загрузки, игрок окажется в новой локации.
Едва игрок выходит за пределы родного города, тот попадает
под управление ИИ и будет управляться им до тех пор, пока
его владелец снова не вернется на эту карту. С собой князь
уносит часть ресурсов, так что на новом месте будет попроще,
чем в самом начале игры. Однако все же рекомендуется перед
князем отправлять хотя бы небольшой отряд. Во-первых,
неизвестно, где выйдешь – можно напороться на врагов, а
во-вторых, порой проходы защищены ямами с кольями. Что бы
пройти там нужно побить хорошенько местного колдуна, причем
возможно не один раз, что бы он открыл проход. Когда из
колдуна выжаты все соки и он больше не нужен, его вполне
можно убить, завладев его магическим посохом. Но убить колдунов
довольно трудно. Свою жизнь они продают очень дорого.
Игра достаточно атмосферна, здесь и вправду чувствуется
русский дух, веет преданиями старины глубокой. Звуковое
сопровождение под стать: в городах слышны крики петухов и
мычание коров, мерный перестук топоров лесорубов и пение
птиц.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В СЕМИРЕЧЬЕ
После успеха игры "Орда: Северный Ветер", разработчики
выпустили следующую часть, прямое сюжетное продолжение -
"Орда 2: Цитадель". Механика игры, а так же графика остались
практически на том же уровне что и в первой части, поэтому
не буду лишний раз описывать ее, и перейду к тому что было
добавлено. А добавлено было не мало.
Если в первой части все строения были из дерева и имели
соответствующую визуализацию, то теперь появились новые типы
зданий, которые заменяют старые: каменные замок, казарма,
лаборатория, мельница и так далее. Появились и принципиально новые здания – например голубятня
и на службе у игрока теперь могут быть боевые голуби.
Добавились новые типы пехотинцев и конников: воин
вооруженный дубиной с шипами, копейщик, лучник вооруженный
мечом, конный арбалетчик и ряд других. Кроме того, на одной
из карт игроку удастся покомандовать драконами, которые в
новой части не только воюют с людьми, но и склонны вступать
с ними в союзы.
MEMORIES
Иногда они возвращаются. Старые вещи, старые
игры, воспоминания. Все то что оставило после себя
положительные эмоции, однажды вернется. Так и
"Орда"
вернулась ко мне. За десять лет, что прошли с момента ее выхода,
свет увидели десятки стратегий, в том числе таких титанов
жанра, как Total War, Age of Empires, StarCraft-2. Однако
ветеранам рано уходить на покой. Разработчики теперь все
больше и больше стремятся к графическим шедеврам, порой
забывая про атмосферу и наплевав на сюжет. Во
многихиграх последнего поколения вовсе убраны функции строительства, в некоторых
они сильно купированы. Другие не предоставляют игроку особой
свободы, ведя его на коротком поводке вдоль линии сюжета.
Но есть пантеон золотых стратегий и "Орду: Северный Ветер",
вместе с ее продолжением "Орда 2: Цитадель", можно смело
поставить в него, наряду с "Варкрафтом", "Эпохой Империй" и
другими, действительно удачными и популярными
представителями жанра.
К сожалению, на сегодняшний момент, первая часть этой игры
уже не запускается на современных машинах. Вторая часть пока
стабильно работает на современном компьютере с установленной
OS Windows XP SP3.
Так что для всех, кто ценит классические игры, любит антураж
княжеской Руси - Семиречье по-прежнему ждет своих героев! |
|