ЛИЛИЯ И ЛЕВ - В ПОГОНЕ ЗА
"TOTAL WAR"
"Great Battles - Medieval" – игра, выпущенная студией Slitherine
Software, стала второй и, похоже, последней в серии History Channel. Еще
в 2007 г. была выпущена "The Great Battles of Rome". Тогда ее восприняли
в игровом сообществе достаточно прохладно, однако разработчики решили
повторить попытку завоевать сердца и умы игроков. По скриншотам и даже
по видео игра больше всего напоминает знаменитый "Medieval
2: Total War".
Так уж повелось – с тех пор, как Creative Assambly
поразила игровой мир своей "Total War", почти все стратегии сравнивают с
ней и многие разработчики стремятся создавать что-то похожее, часто при
этом, увы, теряя. Ведь начав подгонять свое творение под стандарт, они
отказываются от тех идей, которые могли бы привнести в жанр стратегий
свежую струю и, быть может, даже раздвинуть существующие рамки.
Так, увы, произошло и с игрой "Великие сражения - Средневековье"!
СНОВА СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА
Едва запустив игру, получаем первый сюрприз. Речь, оказывается, идёт о
Столетней войне.
А как же тогда название: "Великие сражения: Средневековье"? Оно служит
лишь для привлечения более широкой аудитории. Никаких других фракций,
кроме Англии и Франции, в игре нет. Схожесть с серией "Total War"
заканчивается, пожалуй, одновременно с закрытием экрана загрузки игры.
До этого я имел весьма скудное представление о том, с чем столкнулся:
знал, что в игре будет глобальная карта, красивые отряды и управление,
схожее с управлением в Mediewal’e.
Выбрав на старте "Кампания", попадаю в небольшое меню, где мне
предлагается выбрать компанию, которую я хочу играть. Всего в игре их
четыре: обучающая (обязательная к прохождению), английская, французская
и… еще одна французская, правда уже сложностью повыше.
Рассказывать про обучающую компанию не вижу смысла, поэтому, опуская ее
сюжет, расскажу лишь, что же интересного из нее я узнал.
А узнал я многое! К примеру – перед каждым сражением разработчики
включили видео ролики, посвященные предстоящей битве. В казарме можно не
только нанимать юнитов, но и модернизировать старых: по мере того, как
солдаты набираются опыта, на них можно надеть более прочный доспех или
усиленное оружие. Деньги на апгрейды выдаются за успешно пройденное
сражение. Еще в казарме можно прикупить различные перки для полководца:
повышение морали, усиление натиска и т.п. Строительства в игре нет
вовсе. Графика же достаточно мила… для 2008 г., но ровно до того
момента, пока солдаты не сойдутся в рукопашной. Увы, анимация вас вряд
ли порадует, друзья.
Другой особенностью "Great Battles - Medieval" является то, что полки
не могут проходить друг друга насквозь. То есть, к примеру, если перед
вашей пехотой стоят лучники и на них уже несется вражья сила, что бы
встретить ее пехоте придется сначала обойти строй лучников. Это можно
рассматривать и как плюс (исторический реализм), и как минус - свои
неудобства вносит.
Но главным разочарованием стала глобальная карта! Сразу возникает только
один вопрос: "Зачем!?". Зачем почти в каждую стратегию разработчики
втискивают красивую карту Европы или Мира, если она совершенно не
функциональна? Работает как приманка: игрок, увидев в магазине красивые
скриншоты на коробочке с непременной стратегической картой, обязательно
купит. А что дальше? Его ждет разочарование и сожаление о потраченных
деньгах, но тут уже ни разработчика, ни издателя сей факт за душу не
берет.
ПОД СЕНЬЮ АЛЫХ ЗНАМЕН
После завершения обучающей кампаниии, я решил воевать на стороне старой,
доброй Англии. Попав на карту, обнаружил единственное "кликабельное"
место на ней – возле самого побережья. Первое сражение - высадка
англичан во Франции. Командуя крошечной армией, нам предлагается разбить
не менее малочисленных французов. Сделать это весьма просто –
пространство для битвы сильно ограниченно, так что после короткой
схватки стенка на стенку мои воины смяли оборону врага и битва была
выиграна.
Следующая миссия преподнесла сюрприз: после прохождения первой, мне на
выбор предложили миссии на выбор. Я выбрал Битву при Морле (имевшую
место быть в 1342 г.). Каково же было мое удивление, когда я увидел
соотношение сил: если в моем распоряжении была все та же крошечная армия
в 5 отрядов, то французам разработчики выделили огромное (в сравнении с
моим) войско. Тут были и рыцари (пешие и конные), и арбалетчики, и
копьеносцы. Словом, шансов на победу у меня просто не было. Впрочем,
битву я провел и даже сумел на короткий миг опрокинуть левый фланг
французов – однако это мне не помогло. Численный перевес решил все.
Так открылась еще одна истина: не все миссии, что открыты для запуска,
можно пройти сразу. Некоторые нужно откладывать до тех пор, пока не
накопится достаточно сил.
Так что, забегая вперед, скажу - эту битву я все же выиграл, однако это
было значительно позже. А пока же я пошел по пути, который мне уготовила
судьба в лице Slitherine Software.
Миссии сменялись одна за другой, но никакого восторга от этого не было.
И рассказывать о них смысла особого нет. Потому что они почти все
одинаковые. Только называются по-разному.
Помимо кампаний в игре есть режим сражений. Нет, никаких особенных
исторических битв или других наций тут не появится. Его отличие от
компании в том, что игрок, попав на туже самую карту, может выбрать
любое из смоделлированных в игре сражений, определить для себя, какой
армией он хочет командовать. Выбрать можно либо из довольно приличного
списка уже готовых армий, либо можно взять и свою собственную, но для
этого ее нужно предварительно создать в редакторе. Причем тут уже не
важно, кто с кем сражается - вполне можно устроить сражение "Англия
против Англии" или "Франция против Франции".
ЛУЧНИКИ, РЫЦАРИ, БОМБАРДЫ
Вот юнитов в игре довольно много, что можно поставить ей в плюс. Под
управлением игрока побывает, пожалуй, вся линейка существовавших тогда
типов войск: от крестьян до тяжелой рыцарской кавалерии. На начальном
этапе под управлением игрока будут лишь крестьяне, копьеносцы и слабые
лучники. Однако по мере похождения и набора опыта будут открываться
новые типы вооружения: ряды воинов пополнятся арбалетчиками, тяжелой
пехотой и, конечно, рыцарской кавалерией, а также неуклюжей артиллерией
того времени и аркебузирами.
При этом в казарме можно будет менять оружие солдат: к примеру, лучников
превратить в мечников, или дать рыцарям вместо копий длинные мечи.
Каждый отряд, участвуя в сражениях, получает опыт – с опытом становятся
доступны различные модернизации и специальные умения. Можно улучшить
защиту отряда против лучников или боевые качества в сражения с тяжелой
пехотой. Эта функция – лучик света в царстве мрака, то, что
действительной вызывает интерес. Однако, увы, он так и остался тоненьким
лучиком. Если бы это было более качественно реализовано, то, возможно,
дало бы больший простор для тактики.
Каждым отрядом будет командовать определенный дворянин. К вашим услугам
будут герцог Бурбон, Бертран де Лиль, Луи де Пуатье и другие рыцари.
Откровенно признаюсь, я не являюсь знатоком франко-английских войн.
Однако немного посмотрев в интернете, этих имен я не обнаружил.
Пожалуй, последней каплей стал тот факт, что по диагонали войска
почему-то бегать не умеют – наверное, настоящие рыцари ходят только
вперед или вправо-влево.
Из-за этого порой получается, что отряд нарезает внушительный круг,
двигаясь под градом стрел, вместо того, что бы пройти к цели кратчайшим
путем.
СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ
Здесь я задумался: а что еще можно сказать про эту игру? Неужели нет в
ней ничего, что стоило бы отметить? К сожалению – нет. Игра безнадежно
устарела еще до своего выхода. Невольно вспоминаешь другие игры,
посвященные средневековью: "Stronghold", "Castle Strike", "Age of
Empires". Все они вышли задолго до появления Great Battles Medieval, но
все они превосходят ее по динамике, по степени интересности их
прохождения, и уступая, и то – ненамного, ей лишь по графике. Возможно,
у создателей этой игры и были какие-то идеи и они хотели создать что-то
действительно оригинальное, но, погнавшись за "Total War", сумели
выпустить лишь слабое подражание, навевающее тоску и уныние. В конце
концов, лучше бы выпустили игру, состоящую из 5-6 исторических сражений
разного периода Средневековья, но чтобы игровой механизм был детально
проработан – чем вот так, как у них получилось. И зачем, повторюсь,
игру, которая освящает исключительно Столетнюю войну, назвали "Великие
сражения: Средневековье"? Словно не было Крестовых походов, Грюнвальда,
Вильянди и других знаменитых битв.
На вопрос – стоит ли играть в нее или нет, для меня ответ очевиден –
нет! Возможно, Great Battles Medieval и можно отнести к
играм-середнячкам, однако этот середнячок с огромным знаком минус!
Но знаете, один плюс во всем этом царстве негатива есть – когда
Slitherine Software выпустит следующую поделку (а скорее всего так и
будет), я пройду мимо и сэкономлю деньги на что-то действительно
стоящее.* |
|