На главную страницу



"ЗОЛОТАЯ ОРДА"
На internetwars.ru


Игра вышла в 2008 г.

Официальный сайт

Игры серии:
Войны древности: Спарта
Судьба Эллады


СКРИНШОТЫ:

Золотая Орда - игра для PC на internetwars.ru
Набег

Золотая Орда - игра для PC на internetwars.ru
Дружина

Золотая Орда - игра для PC на internetwars.ru
У стен замка

 


НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

ДРУГ СТЕПЕЙ, МОНГОЛ
Золотая Орда - игра для PC на internetwars.ruКак-то уж очень резво кампания World Forge начала выпускать клоны. После игр «Войны древности: Спарта» и «Войны древности: Судьба Эллады», разработчики решили создать стратегию, посвященную событиям, более близким нам как во времени, так и в пространстве. И сделали ее меньше, чем за год.
Новая игра носит название «Золотая Орда».
Тем, кто не знаком с прежними проектами World Forge, рекомендую прочитать обзоры, которые подготовил King Augustus (не поленитесь освежить память, пройдясь по ссылкам) - у новой игры есть много общих черт с предшественницами. Ведь движок-то тот же. Радует обращение к родной истории. Огорчает, примитивизм этой истории. Существует целый ряд «стратегий в реальном времени», которые формально относятся к историческим играм, но на деле таковыми не являются. И "Золотая орда" - тому пример. Пусть здесь есть «дружинники», «нукеры», «рыцари», но замени их на «орков» или «космодесантников» - игровой принцип не изменится. И хоть на коробке написано, что «игра основана на реальных исторических событиях, происходивших в Европе в начале XIII века», на самом деле сам геймплей таков, что эту игру исторической в прямом смысле этого слова назвать никак нельзя. Это типичная тактическая стратегия в реальном времени , где историзм проявляется только в юнитах и постройках. Говорю это на всякий случай, чтобы заранее предупредить - перед нами все та же "Спарта", только местами порусевшая, местами - с тевтонским гонором и с монголоидным разрезом глаз. Для поклонников "Спарты", кто ее уже успел полюбить и стать ее фаном, это, безусловно - настоящий рождественский подарок. Для тех, кто берет в руки игру впервые - обычная, довольно простенькая, хотя и яркая стратегия в реальном времени на тактической карте. Для них, главным образом, и пишу этот обзор. Фаны сами разберуться.

ГЕРОЙСКОЕ ДЕЛО НЕХИТРОЕ
В «Золотой орде» присутствуют три игровых стороны – монголы, крестоносцы и русичи.
И соответственно – три игровых кампании, по одной за каждую сторону, и несколько отдельных «скирмиш»-карт.
Каждая сторона, как это принято в RTS, обладает своими особенностями, своими юнитами и постройками. Даже игровой интерфейс при выборе разных народов выглядит по-разному. Каждый юнит выполнен, пусть не в полном соответствии с историческим аналогом, но "в стиле" своей игровой стороны, и так, как его бы нарисовали в иллюстрациях для детской книги - умилительно и узнаваемо. Особенно мне понравились русичи - ополченцы в вышитых косоворотках и крестьяне в лаптях и фартуках, с непременной повязкой на лбу. Геймплей классический - строим небольшую "базу", набираем десяток солдат, и воюем.
Чтобы строиться и воевать нужны ресурсы. В игре их всего три – традиционные дерево, Золотая Орда - игра для PC на internetwars.ruметалл и… Нет, не еда, как в "Спарте", кормить никого не придется. Третий ресурс – «популяция», жизненное пространство для найма новых юнитов.
Такие традиционные для RTS «домики» в «Золотой Орде» отсутствуют. Вместо них есть «деревни» - те же самые домики, отдельно или группками – которые нельзя строить, но можно захватывать. На «скримиш»-карте игроку при старте дается одна собственная деревня и лимит в 15 (!) человек населения. Чтобы набрать больше войск, надо захватывать другие деревни – ничейные (если такие есть), или отбивать принадлежащие противнику. Каждая деревня дает прирост в пять человек, так что масштабных битв от «Золотой орды» ждать не следует. Это, впрочем, типично - "Спарта" отличается тем же.
Захват деревни – дело не простое. Справиться с этим может только Герой. Институт геройства – традиционный элемент подобных игр. В "Спарте" - свои герои, в "Золотой Орде" - свои. В кампаниях герои выдаются по сюжету, и их гибель приводит к провалу всей миссии. Например, у монголов в качестве героя присутствует Бату-хан, у русичей – Александр Невский, у крестоносцев – ярл Биргер. На отдельных картах герой – величина куда менее существенная. Героев, а их имеется по нескольку штук у каждого народа, можно нанимать как обычных солдат, вот только стоят они в десять раз больше. А в случае гибели героя его можно нанять снова, причем накопленный первым экземпляром опыт сохраняется и для последующих героических клонов.
Кроме способности захватывать деревни, герои обладают особыми умениями, пассивными и активными, развивать которые игрок волен по своему усмотрению. Разве что, выбор для каждого героя ограничен тремя способностями, и остается только решать – в какой последовательности вкладывать в них очки, по мере накопления героем опыта.
Пассивные умения влияют все время, либо на ближайших юнитов, либо на определенный тип юнитов, либо на всех юнитов на карте: быстрее растет их опыт, они дальше видят, увеличивается сила и т.п. Активное умение герой использует по нажатии игроком соответствующей кнопки. Например, герой русичей Евпатий Коловрат обладает умением так стукнуть булавой по земле, что от начинающегося мини землетрясения падают ближайшие враги.
Собственно, накопление опыта и обладание умениями – прерогатива не только героев, но и всех военных юнитов. Только у простых солдат и умения - простые.

МНЕ БЫ САБЛЮ, ДА КОНЯ, ДА НА ЛИНИЮ ОГНЯ!..
Золотая Орда - игра для PC на internetwars.ruКроме деревень, на карте имеется еще одно полезное здание – конюшни. Пока конюшни стоят бесхозные, проку от них нет, но как только герой их захватит – только держись! Каждая конюшня обеспечивает возможность «найма» пяти лошадей. Причем не дорого – за несколько сотен «дерева» (люди, кстати, нанимаются за «металл»).
«Золотая орда» (как и «Спарта» и «Судьба Эллады») принадлежит к тем немногим играм, в которых всадник и его конь считаются разными юнитами, гибель седока не означает автоматическую гибель коня, и наоборот. Посадить на коня можно любого военного юнита или героя. К сожалению, самому строить конюшни или нанимать сразу конных юнитов нельзя.
Конный воин превосходит точно такого же, но пешего и в скорости передвижения, и в количестве брони и жизни, и по наносимому урону. Поэтому, свалив вражеского всадника, юниты прямо на поле боя, не теряя ни секунды, прыгают в седло трофейной лошади.
Сбор трофеев – вообще увлекательнейшее занятие. Дело в том, что в «Золотой орде» (как и в играх-предшественницах) игрок сам выбирает – как вооружить своих юнитов, солдаты и их оружие производятся отдельно.
У каждого народа есть по нескольку своих типов копий, мечей, луков и щитов. Можно сначала заказать в деревнях невооруженных ополченцев, а затем снабдить отдельно каждого оружием, а можно в соответствующей постройке заранее заказать тип воина с выбранным оружием. Кроме того, монголы могут напрямую вооружать своих крестьян и превращать их в солдат (обратный переход уже невозможен). Но, в отличие от "Спарты", оружие появляется не по апгрейду (которых в "Золотой орде" вообще почти нет), а заказывается у кузнеца поштучно. и чем опытнее кузнец - тем более совершенное оружие он может создавать.
Оружие у юнита (в отличие от "Спарты") может быть только одно – либо копье, либо меч, либо лук. Из брони – только щит. Остальные доспехи находятся вне воли игрока и напрямую зависят от количества опыта юнита. С увеличением опыта у воина появляются другие доспехи (оружие и щит остаются неизменными), и меняется название. Например, монгольский ополченец, набрав опыта, скидывает свой тулуп, одевает кольчугу, и становится тюргеном (если вооружен саблей) или нукером (если вооружен копьем).
Производство оружия требует затрат, поэтому армию (если так можно назвать группку в два десятка солдат) сопровождают крестьяне и подбирают оружие павших, прямо в гуще боя занимаясь мародерством. Ополченцы, до того как их вооружить, тоже могут подбирать оружие. Носить оружие обратно на «базу» нет необходимости – стоит оружие поднять с земли, как им тут же можно вооружить солдата на другом конце карты. В «Спарте» было сложнее – оружие надо было не только поднять, но и суметь утащить обратно.
Благодаря работе трофейных команд, вооружение получается весьма пестрым, и русский дружинник с монгольским ятаганом и немецкой павезой – явление вполне в порядке вещей. Кстати, откуда у монгол взялся ятаган – не совсем ясно.

КАТПУЛЬТОЙ ПО КРЕМЛЮ
Золотая Орда - игра для PC на internetwars.ruОсадная техника в «Золотой орде» тоже имеется, но – специфическая. В отличие от "Спарты" ее не заказывают в какой-либо мастерской, а строят крестьяне. Но, как и в "Спарте", двигаться и вообще функционировать, техника будет, только если придать ей обслугу – не обязательно воинов, сгодятся и сиволапые мужики. Так что катапульты или пушки (у монголов есть «бамбуковая пушка»), гуляющие сами по себе, в «Золотой орде» отсутствуют.
У каждого народа, кроме специфики воинской есть и специфика архитектурная. У крестоносцев, новой и поэтому - привлекательно игровой нации в серии "спартанских" клонов, сооружения вполне традиционные – замок, кузница, шахта и т. п.
А вот здания монголов (даже шахты!) могут быть собраны в тележки и перевезены на другое место. Все-ж таки кочевники. Это новшество. У русичей еще интереснее – к начальному «городу» все последующие постройки – детинец, кремль, лесопилка с церковкой – просто пристраиваются и образуют единое целое. Такого в "Спарте" не было. А главная пристройка к городу русичей – частокол – стена с башнями, окружающая по периметру и защищающая все внутренние пристройки.

Самостоятельные башни и стены ни один народ строить не может.
Кстати, на башни нужно ставить лучников – сами по себе башни стрелять не будут. Даже если провести апгрейд и установить на башне стреломет, все равно его должен кто-то обслуживать.

300 ДРУЖИННИКОВ
Кампании в «Золотой орде» вполне традиционны для подобных игр – сначала Герой (или простой юнит) носится по карте из угла в угол, выполняя всяческие задания – разведывает вражеские силы, вступает в единоборства с вражескими богатырями, защищает кого-нибудь от нападения или сопровождает в дороге. Попутно уничтожаются мешающие мелкие отряды – вражеские и «ничейные», разбойничьи.
А заканчивается все отстройкой собственной базы (или наймом и вооружением ополченцев у союзников) с последующим «вынесением» базы противника. Ничего нового разработчики тут не придумали. На малочисленных отдельных картах – то же самое, разве что заданий нет, а базу строим сразу.
С графической точки зрения, по сравнению со «Спартой», особой разницы я не заметил.
В принципе, графика миленькая, гладенькая, в самый раз для такой игры: деревья от топоров дровосеков падают, следы на снегу юниты оставляют, тени все отбрасывают. А кровь льется так, что дрожь пробирает. Птички в небе летают и медведи по карте бродят. Единственно что – нельзя камеру ни толком приблизить, ни удалить – слишком мала разница. Угол обзор не меняется, зато вокруг оси камера крутится, давая возможность рассмотреть здания с разных сторон.
В общем, мы получили ту же «Спарту» (или – «Судьбу Эллады»), упрощенную и с участием новых народов. Вместо отважных спартанцев – отважные русичи, вместо безжалостных персов – безжалостные монголы, вместо коварных египтян – коварные крестоносцы.
Приятная игра на несколько вечеров, крепкий середнячок, потратиться на приобретение которого не жаль, но вот вспомнить о нем спустя полгода – это вряд ли.*

©Обзор - Андрей Гузенко (Erofey), февраль 2008 г. Специально для Internetwars.ru
©Запрещается любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru