НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира
GLORY OF THE ROMAN EMPIRE
Прошедший сезон ознаменовался каким-то неожиданным наплывом духовных наследников стародавней градостроительной стратегии Caesar 3, которую в безнадежно далеком 1998 году соорудили граждане из Impressions Games. За последнее время на наши с вами головы почти одновременно рухнула
CivCity: Rome, получившая строгий выговор где-то неподалеку, а также виновница сей статьи- Glory of the Roman Empire. Удивительно, но различия между этими двумя играми настолько незначительные, что впору и запутаться.
ХИЖИНА ДЯДИ ТОМА
Как ни крути, а основа Glory of the Roman Empire (точно так же, как и CivCity: Rome) взята именно из того самого Caesar 3, вышедшего черт знает сколько лет назад. Увы, но за последние восемь лет веселые ребята из Haemimont Games, авторы довольно милой стратегии Tzar: The Burden of the Crown (по российскому паспорту «Огнем и мечом») и очень спорной RTS Celtic Kings не смогли изобрести ничего нового. Снова нам предлагается примерить на себя роль римского губернатора, которого римский же император постоянно засылает поднимать из пепла какие-то глухие деревни, превращая их в процветающие города, строить на задворках мира величественные
амфитеатры и т. д.
В Glory of the Roman Empire довольно много заданий (миссий) — начиная с Карфагена и заканчивая Лондинием (ныне Лондон). Радует, что деяния, совершаемые нами во славу Римской империи, довольно разнообразны и, в принципе, наскучить не успевают: то приходится обеспечивать колбасой оголодавших жителей Сиракуз, то спасать Карфаген от постоянных пожаров, то строить Колизей где-нибудь в Кельне. В общем, дел невпроворот.
Во время развития подопечного города приходится, конечно, неусыпно следить за тем, чтобы все и везде было стабильно. Самое главное — жители, которые должны быть сыты, одеты и всячески довольны жизнью. Сделать это не то чтобы сложно — модель развития в игре примитивна до безобразия и доступна почти каждому. Даже если вы вчера познакомились с таким чудо-устройством, как компьютерная мышка, или всю жизнь играли в нечто вроде Warcraft III, то очень быстро сообразите, что к чему.
Основа любого города — все те же жители, которые вкалывают на местных предприятиях и обладают множеством разнообразных потребностей. Впрочем, разработчики избавили нас от лишней головной боли - в Glory of the Roman Empire, например, не приходится ломать мозги над тем, какими пряниками заманить народ в город. Тут у нас все просто: строим дом, и - бац! - в нем уже прописалась пара человек, с радостью топающих занимать свободные рабочие места. Причем количество населения практически не зависит от качества жизни. Неважно, есть ли у вас в городе еда, вода и сколько золота добывает местная шахта, - в построенных домах всегда живут граждане, а все рабочие места заняты. Удивительно, но, обитая в трущобах, где нет колодцев и хлеба, не говоря уже о зрелищах, максимум, на что способны горожане, - ворчать и шуметь. Убегать из города никто даже и не подумает!
Временами вообще доходит до абсурда — в Glory of the Roman Empire можно доиграться до того, что ваши жители будут пухнуть с голода, страдать от страшных болезней и ходить, пардон, в одних трусах (ибо одежды на складах нет), но зато всем коллективом строить какой-нибудь гигантский Колизей, необходимый для выполнения миссии. Так что, в принципе, реально необходимо только одно здание — префектура, где обитает местная пожарная команда и по совместительству милиция. Дело в том, что если бравых огнеборцев окажется вдруг недостаточно, то ваше поселение в считанные минуты превратится в горящие развалины. Кроме того, когда на улице нет префектов, то очень быстро появляются озверевшие граждане, бегающие по городу и размахивающие факелами, грозя спалить все вокруг.
ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В РИМ
Впрочем, если вы все-таки хотите отстроить действительно процветающее поселение и не мучить бедных граждан бесчеловечными экспериментами, то к вашим услугам богатый набор всяческих построек, призванных удовлетворять нужды жителей и повышать их благосостояние. Все знакомо. Разбиваем пшеничные поля, откуда мука отвозится в пекарню. Там из нее выпекают хлеб, который попадает на рынок и уже оттуда — на столы жителей. Чтобы граждане не озверели от хлебной диеты, не помешает построить свиноферму и домик мясника, где хрюшки превращаются в жареные колбаски. Кроме того, не стоит забывать и о колодцах — какая же жизнь без воды?
Чем выше уровень города, тем, понятно, больше запросов предъявляют жители. Если обитателям жилищ первого уровня вполне хватает хлеба и колбасы, то поселенцы рангом повыше начинают требовать одежду и сады, ну а обитатели дорогих вилл в обязательном порядке хотят мыться в бане, вечером созерцать в местном театре спектакли, а между делом потягивать дорогое вино из ваших погребов.
Отметим, что создатели Glory of the Roman Empire не просто упростили, а, можно сказать, безжалостно кастрировали всю экономическую часть игры. Вам не придется думать о повышении или понижении зарплаты рабочим, можно смело забыть о налогах и вообще о деньгах (в игре их попросту нет). Да и докучливый император не станет мучить вас заданиями типа обеспечить поставку в Рим двадцати корзин оливок в течение месяца. Все элементарно — домики строятся из вами же добытых материалов вроде дерева, камня и глины, а то же золото в неограниченных количествах извлекается из шахт и тратится исключительно на закупку свежих партий рабов, миссия которых заключается в транспортировке товаров между ключевыми строениями вашего города. Рабы здесь непонятно с какого перепугу играют роль почти такую же важную, как и жители города. Мало того, что от количества невольников зависит функционирование вашего города (ибо если рабов станет мало, то все производство остановится — товары будут лежать мертвым грузом и до жителей ничего попросту не дойдет), так еще эти, пардон, негры постоянно качают права и грозят восстанием, требуя снизить им нагрузку и построить бараки. В итоге количество невольников должно стабильно превышать количество жителей как минимум раза в два, иначе кризис неизбежен.
Кроме мирного развития подотчетного поселка можно еще и вести боевые действия. Все, что необходимо для крестового похода против местных варварских племен, — построить кузницу и казарму, где каким-то чудесным образом рождаются грозные легионеры в количестве не более 25 штук. Как только отряд древнеримского спецназа будет готов, его можно смело отправить на разгром вражеских поселений. Причем вы сами решаете, что делать с захваченной деревенькой: либо предать огню, либо захватить всех жителей в рабство и таким образом сэкономить десяток-другой золотых на, так сказать, официальной покупке невольников. Сражения, правда, выглядят вяло и уж точно не способны удовлетворить нашу страсть к разрушению и битвам: смотреть, как одна невнятная толпа мужиков лениво дубасит другую толпу мужиков, не шибко, знаете ли, весело.
***
Как ни грустно, но пока что-то разработчикам не удается повторить триумф Caesar 3.
И СivCity: Rome, и Glory of the Roman Empire — неплохие игры, но при этом они бесконечно далеки от упомянутого выше идеала. Тут вроде бы все хорошо, но совсем уж детская «облегченность» геймплея и множество недостающих мелочей (например, отсутствие денег и вообще экономики как таковой), сильно огорчает. Да и, если честно, просто непонятно, какой смысл мучиться, развивая город, если жители могут вечно жить в хибарах и при этом вкалывать как проклятые, обеспечивая вас всеми необходимыми ресурсами для выполнения задания? Зачем удовлетворять постоянно возрастающие потребности населения, если это самое население ничего страшнее грозных воплей и проклятий изобрести не может? Увы, но Glory of the Roman Empire всего лишь очень простая, неплохая игрушка на пару вечеров и средство от скуки в ожидании Caesar 4.*