OPERATION FLASHPOINT
Целую вечность назад, еще до того, как я всерьез увлекся стратегиями,
сидел я как-то вечерком за игрой Operation Flashpoint, и не заметил, как
мне за спину подкрался старший брат. Он-то вообще кроме спортивных
симуляторов ни во что не играет, и обычно, не проявлял особого интереса
к тому, что установлено на моем компьютере. Долго брат смотрел, как я
пытаюсь пройти очередную миссию, и, наконец, изрек:
- Ты чего, в армию идти готовишься?
Вопрос был "не в бровь, а в глаз". Общение с военкоматом приближалось,
как абсолютное зло из фильма "Пятый элемент". То есть быстро и
неумолимо. И, разумеется, мое отношение к призывной службе не отличалось
от отношения большинства "лиц призывного возраста", сколько бы ни трубил
зомбоящик о том, что конкурс в военкоматы скоро превысит конкурс в МГУ,
и сколько бы ни крутили там же лубочный сериал "Солдаты"...
Впрочем, к делу все это имеет опосредованное отношение, важно то, что по
утверждению моего брата, до "полного погружения в реальность" Operation
Flashpoint не хватало разве что дедовщины и чистки сортиров при помощи
зубных щеток.
Это, разумеется, гипербола. А в реальности, стрелялок "про войну"
(причем про любую, на выбор – от Великой Отечественной до войны за
независимость зомби от Конфедерации пьяных могильщиков) не счесть. И, во
всяком случае, на момент выхода Operation Flashpoint, в этих шутерах
игрок являлся неким убер-зольдатом, которому не страшно попадание из
"Калашникова" в колено, если рядом есть аптечка, и который должен пройти
из пункта «А» в пункт «Б» по четко определенной территории, за пределы
которой заходить нельзя.
Война в таком случае превращалась в непрерывный процесс переработки
вражеской живой силы в мертвую посредством огнестрельного
(колюще-режущего, либо пилящего на куски, если закончились патроны)
оружия.
Игра Operation Flashpoint не про такую войну.
НА ВОЙНЕ, КАК НА ВОЙНЕ
Это игра про войну, в которой не хочется передвигаться в полный рост по
открытой местности.
Это игра про войну, в которой один человек – песчинка.
Это игра про войну, где Ваши передвижения ничем не ограничены, кроме
здравого смысла, а жизнь – это ЖИЗНЬ, а не энное количество «хелсов» и
«брони».
На момент своего выхода, игра имела практически запредельный уровень
реализма в симуляции боевых действий. Чего стоит хотя бы дистанция
ведения боя: обычные бойцы, вооруженные AK-74 или M16 проводят
перестрелки на расстояниях 100-500 метров. Если подойти метров на 50, то
по меркам Operation Flaspoint это уже «в упор». Еще одна маленькая, но
значительная деталь: пуля попадает в человека раньше, чем тот слышит
выстрел.
Все это делает геймплей весьма сложным. Действительно, можно полчаса
ехать из одной деревни в другую, и под конец маршрута снайпер убьет Вас
«хэдшотом» с расстояния в километр, откуда-нибудь из-под неприметного
куста. После чего миссию с высокой степенью вероятности придется
начинать заново, ведь сохраниться можно только один раз. Так что
передвигаться на территории, где возможно вражеское присутствие стоит
либо скрытно, либо на бешеной скорости. А при контакте с врагом – по
кустам и ползком.
Кусты, применительно к данной игре, вообще великая вещь! В них сложно
что-либо разглядеть, так что, если приноровиться, то можно из кустов
убивать вражин пачками.
ХОРОШИЕ ПАРНИ И ПЛОХИЕ ПАРНИ
Сюжет игры довольно традиционен для игр такого жанра. Там присутствуют
Плохие русские, Хорошие русские, американцы (хорошие по определению),
мирное население, хранящее в сараях автоматы Калашникова, в гаражах -
танки времен Второй Мировой, и отбивающееся всем этим от Плохих русских.
Итак, на дворе 1985 год. На острове Колгуев крупным контингентом
советских войск руководит бравый генерал Алексей Васильевич Губа.
Колгуев – один из островов в архипелаге, куда входят еще два острова:
суверенное государство Аверон, и Малден, где расположена база НАТО. Губа
(с такой фамилией – только в генералы) весьма занимательный персонаж.
Служил в КГБ, был комендантом одного из лагерей, где получил почетную
кличку «дантист», и, видимо, изрядно расшатал свои нервы, поскольку
периодически постреливает в своих же людей. В его воспаленном мозгу
зреет план: избавиться от соседей на обоих островах и присоединить их к
Единому и Неделимому.
Сказано – сделано. Русские начинают вторжение на Аверон. Солдаты не
знают, что Губа действует, руководствуясь исключительно собственными
интересами, и думают, что воюют за Родину, а не за психопата с
генеральскими погонами.
С базы НАТО на Аверон выдвигаются солдаты США. В их числе молодой Дэвид
Армстронг (снова знаковая фамилия!), один из персонажей, за которых
игрок и будет проходить игру. Сначала американцы не знают, с кем
предстоит иметь дело, и говорят о «неизвестном враге на Авероне». Лично
мне после первого боестолкновения стало понятно, когда тело и амуницию
одного из врагов разглядел.
СПАСЕНИЕ РЯДОВОГО АРМСТРОНГА
В первом же серьезном бою, игроку в лице Армстронга приходится убедиться
в силе Советской Армии. Захватив деревеньку, американцы удерживаются в
ней буквально пару минут, а потом взвод Т-80 буквально вышибает их
оттуда. Когда я проходил эту миссию, то, услышав о танках по радиообмену
сразу, не слушая приказов командира, рванул в лес. Пулю в ногу получил,
но жив остался. В отличие от остальных американцев. Так что подобная
трусость оказалась единственно верным решением.
В дальнейшем войска НАТО так же легко выдавливают с Аверона. Армстронг
отбился от своих и в точку эвакуации не попал. Это одна из самых жутких
миссий в игре. Называется «Один в лесу». Все Ваши товарищи погибли,
войска НАТО эвакуировались, Вы отрезаны от своих, и надо как-то выжить.
По дорогам ездит советская бронетехника, в воздухе вертолеты, в деревнях
солдаты, в лесах спецназовцы (о них ниже расскажу подробно, они этого
заслуживают).
После долгих мытарств Армстронг попадает в плен к группе людей со старым
оружием, в грязном камуфляже и плохими манерами. Ими руководит некий
Слава. Выясняется, что это жители Аверона вытащили из сараев все, что
может стрелять и решили биться с оккупантами до последней капли крови. А
вот НАТО, по словам Славы, трусливо убегает, поджав хвост и даже не
попытавшись остановить русских.
Боевики переправляют Армстронга на Малден, но и там ему нет покоя. Губа
решил выбить американцев и оттуда. Малденский порт взят с применением
русскими настоящего зерг-раша. Американцы отступают, но русское
наступление постепенно выдыхается.
СПЕЦНАЗ ВЕНИКОВ НЕ ВЯЖЕТ
На этом этапе, игроку доступны иные персонажи. Вместо слегка
поднадоевшего Армстронга предлагается поиграть за матерого диверсанта
Джеймса Гастовски, молодого танкиста Дэвида Хаммера и пилота Сэма
Николса.
Эти трое участвуют в различного рода операциях и спецоперациях против
Советской Армии в качестве рядовых бойцов (кроме Гастовски, этот обычно
идет один, ночью, и непременно с задачей уничтожить кучу советской
бронетехники/вертолетов/живой силы).Их судьбы складываются по-разному.
Хаммер становится командиром взвода «Абрамсов», Николса сбивают над
Авероном и он попадает в плен, откуда благополучно бежит, А Гастовски…
Он занимается любимым делом – уничтожает тактическое ядерное оружие,
прихваченное Губой на случай непредвиденных осложнений.
А осложнения возникают. Очистив от советских войск Малден, американцы
освобождают и Аверон, затем вторгаются на Колгуев. Армстронг, к тому
моменту уже повышенный в звании, проводит один успешный бой за другим.
Однако Губа все-таки успевает привести в боевую готовность СКАДы с
ядерными ракетами, и небольшому отряду под командованием Гастовски
приходится атаковать крупную группировку русских с бронетехникой и
спецназом.
Советский спецназ в игре – страшный противник. Стреляют почти без
промаха, здорово маневрируют на местности. Долго я не мог пройти эту
миссию, наконец, все-таки уничтожил СКАДы выстрелами из РПГ с нескольких
километров, предварительно забравшись скрытно на высокий крутой холм,
где спецназовцев не было.
Напоследок Гастовски предстоит прикончить Губу, с которым, как выяснится
в продолжении игры, у него давние личные счеты, и, попутно, уничтожить
еще одну ядерную ракету.
НЕ ПОСЛЕДНЯЯ ОПЕРАЦИЯ
Все миссии пропитаны особой, ни на что не похожей атмосферой Operation
Flashpoint.
Она тревожная…
Едешь в танке, и ждешь, что либо на мину наскочишь, либо в тебя из-за
угла гранатометчик выстрелит. Летишь на вертолете, и видишь трассы огня
зениток – только успевай уворачиваться. Ну а простому пехотинцу вообще
тяжело живется, об этом я уже упоминал.
В общем, зацепила меня Operation Flashpoint. Именно этой своей
атмосферой. Именно тем, что игрок здесь – простой солдат. Песчинка. Даже
весь из себя крутой Джеймс Гастовски может достичь успеха, лишь убивая
бесшумно и скрытно – из кустов, из-за угла. Что уж говорить об
остальных.
По количеству модов Operation Flashpoint спокойно может поспорить с Rome
– Total War. Поклонники игры перенесли боевые действия в места реальных
военных конфликтов. Российские фанаты, разумеется, особенно жалуют своим
вниманием Чеченские и Афганскую войны, так что духов тоже можно
пострелять. Сделаны и новые виды оружия и бронетехники (мне особенно
американский бомбардировщик B-52 понравился, любой городок Аверона может
стереть с карты).
Игра оказалась настолько популярна, что стала родоначальником целой
серии. |
|