«Господа, внимание сюда!», - Корнелис де Хауптман развернул на столе большую карту. Семнадцать богачей, потирая руки от жадности, склонились пониже, чтобы рассмотреть территорию.
«Гоа, Мадрас, Сурат, Бомбей, Калькутта!», - восхищенно читал названия городов Якоб Ван Некк, предвкушая добычу.
«Это же богатейшие районы Востока!», - воскликнули братья Де Витты, поднимая повыше полы своих огромных черных шляп.
«Да, господа!», - ответил Корнелис де Хауптман. – «Самая настоящая Ост-Индия, которая по праву должна принадлежать Голландии! Мы построим самую могущественную колониальную империю в истории, которая будет управлять финансовыми потоками мира… Но сначала…»
Великий Пансионарий вытащил из стола текст договора.
«Сначала, господа, мы создадим торговую компанию. Ост-Индскую торговую компанию. Она-то и станет нашим инструментом по покорению этих далеких земель. Однако конкуренты не дремлют! Заносчивые испанцы, чопорные англичане, ершистые французы, португальцы с немцами, и даже датчане со шведами – все рвутся в те земли! Они уже построили свои фактории в Африке и Аравии! И теперь они стремятся в Индию… В нашу Индию… А потому, господа, мне понадобятся ваши деньги»
Хауптман взглянул на банкиров. Те кивнули в ответ.
«И ваши, господин адмирал, пушки».
Теперь кивнул в ответ адмирал де Рюйтер.
В тот день семнадцать богачей скрепили своими подписями договор. Так появилась на свет Голландская Ост-Индская компания, которой предстояло покорить мир…
ДЕРЖАВА-КУПЕЦ
Очень долго значительная часть участников нашего форума ожидала выхода в свет компьютерной игры «Ост-Индская компания», посвященной покорению европейскими торговыми компаниями Востока в эпоху колонизации. Итак, мы дождались!
Игра, выпущенная компанией «Paradox», посвящена реальным историческим событиям, происходившим в XVI-XVIII вв. в Индии, Индонезии, Африке и других регионах мира, а именно – колониализму. Но, в отличие от большинства игр на эту тему (например, той же «Колонизации» Сида Мейера), игроку не придется осваивать ресурсы, воевать с местным населением, строить города и форты. Колонизация Востока в Новое время происходила совершенно по другим правилам. Индия, Персия, Индонезия и другие восточные земли были подчинены экономически. Рынки этих стран подверглись захвату со стороны агрессивных торговых («Ост-Индских») компаний, которые завалили европейскими товарами все лавки пронырливых восточных купцов. За одну из таких компаний предлагается сыграть и нам.
Нужно сказать, что авторы не слишком искривили историчность сюжета, когда ввели в игру не только классический набор – английскую, французскую, испанскую, португальскую и голландскую компании, но и представителей других стран – Швеции, Дании, Священной Римской империи. Как ни странно, эти государства тоже создавали свои торговые компании. Только они не выдержали конкуренции со стороны соперников, и быстро сошли с исторической арены.
Главная цель игры – захват и удержание 12 богатых портов на территории Индии. Нам предлагаются также Африка и арабские территории, но только Индия является истинной целью любого «ост-индского» проекта. Важным моментом является также то, что мы играем не за государство, а только лишь за торговую компанию, представляющую в игре интересы своего государства. Нам назначают порт приписки наших кораблей, который далеко не всегда может быть столицей (например, главный город Франции в игре – Марсель, а вовсе не Париж). Именно поэтому вторая главная цель игры – процветание нашей торговой компании.
По замыслу «Ост-Индская компания» очень напоминает старые добрые «Патриций» (он же «Негоциант») и «Порт-Рояль». Но, на первый взгляд, игра представляется гораздо проще своих предшественников. Мы не строим зданий и предприятий, не регулируем цены, не участвуем в политической жизни своих стран и городов, не занимаемся судьбами персонажей. Торговля и только торговля – вот главная задача игрока в «Ост-Индской компании». Однако всё так просто только на первый взгляд. На самом деле игра гораздо сложнее.
Совет Директоров избранной нами Ост-Индской компании с самых первых дней её существования присылает нам директивы с требованиями и заданиями, которые нужно выполнить к определенному сроку. Опоздание или неподчинение грозит крахом компании и её ликвидацией. И вот мы уже в поте лица доставляем сквозь пиратские заслоны на другой край света важные документы, продаем в порту метрополии тонны чая, и сражаемся с конкурентами. А конкуренты, нужно сказать, не дремлют и стремительно вытесняют друг друга (и нас заодно) с лакомой территории. То и дело в нижнем углу экрана появляется сообщение: «До нас дошли слухи, что Испания захватила такой-то порт». Мы торопимся занять «ничьи» города, но те хорошо защищены, а у нашей компании постоянно нет денег на большие эскадры, солдат и пушки. Так «Ост-Индская компания» из простенькой игрушки превращается в сложный и интересный экономический проект, на который уходят дни и ночи.
Простым, пожалуй, в этой игре является лишь система управления. Она сделана столь удобно, что игрок осваивается уже в первые полчаса. В режиме «реального времени» мы можем контролировать всех наших капитанов и получать сообщения (как в «Порт-Рояле»). В конце декабря каждого года (а основная игра занимает период 1600 – 1750 гг.) нам предоставляется отчет по различным параметрам (как в «Тропико»).
Торговля в игре проста – достаточно зайти в порт и заглянуть в факторию, а затем перетянуть из окна трюма своего корабля в окно фактории грузы, которые мы привезли здешним жителям. Кстати, удобно сделаны и сами окна – больше двух на экране не открывается, что упрощает сам процесс и заставляет нас принимать только нужные решения. В окне ежегодного отчета можно узнать мировые цены на те или иные товары, а на самих товарах во время сделки указывается еще и сумма нашей прибыли. Разработчики сделали и режим автоторговли, который (в отличие от тех же «Патрициев» и «Порт-Роялей») включается сразу, а не после прокачки капитана.
Но наша компания еще и представляет интересы своего государства на мировых рынках, а значит – может заниматься от его имени дипломатией. Дипломатические функции в игре также сведены к простоте – можно только объявлять войну, заключать мир или подписывать пакт. Пакт позволяет обеим компаниям торговать в портах друг друга, но не более того. Возможно также заключать союз и расторгать его. Вот и все функции. Но, с другой стороны, зачем в игре о торговле нужна громоздкая дипломатия? Сам процесс переговоров напоминает рыночный торг двух сторон, а для этого в игре были созданы все необходимые условия, включая выражение лица дипломатов, которое меняется в зависимости от ситуации.
НЕПОБЕДИМАЯ АРМАДА
Наиболее интересной частью игры являются, конечно, морские сражения. Создатели «Ост-Индской компании» наверняка понимали, что их проект попадет под жесткое сравнение с таким тяжеловесом игроиндустрии как «Empire Total War», в котором как раз морские сражения были отточены ювелирно. Произошло это даже на нашем форуме. И не зря.
Конечно, корабли в «Empire Total War» красивее, на них можно рассмотреть каждую мелкую деталь. И пушки стреляют красивее. И паруса с флагами симпатичнее развеваются по ветру. НО…
Так ли важно рассматривать пуговицы на камзоле капитана во время боя? Ведь нам важна эффективность, верно? И вот здесь «Ост-Индская компания» сильнее пресловутой «ETW». Каждое попадание при выстреле четко указывает параметры потерь – насколько пострадал корпус корабля, его паруса и команда. Сами корабли может и выглядят грубовато, но ходят в зависимости от ветра. Этим, кстати, часто пользуются суда AI, заставляя мои шебеки и фрегаты гоняться за ними против ветра на низкой скорости. Кроме того, на исход боя действуют также такие факторы как погодные условия (туман, например, или дождь), время суток (ночью канониры хуже стреляют), самочувствие команды и мастерство капитана. Важную роль в сражении играют волны, которые как помогают расстреливать вражеские флотилии, так и мешают этому.
Одной из изюминок игры стала система прямого управления конкретным кораблем во время боя. Вы можете лично возглавить любое из своих судов и почувствовать себя Хозяином Морей. На борта корабля как бы установлены камеры, переключая которые можно отслеживать действия противников. Вы лично командуете артиллерией и экипажем.
Капитанам в игре предназначена особая роль. Во-первых, их нужно прокачивать. Опытный командир корабля должен побывать не в одном сражении, причем лично (авторасчет сражения даже в случае успеха не даст бонуса капитану). Бонусом являются различные активные и пассивные умения, которые флот приобретает во время сражения (а вот здесь мне вспомнились «Knights of Honor» с их системой прокачки полководцев). НО – во-вторых, - капитаны не вечны: они могут погибнуть или уйти в 60 лет на пенсию. В этом случае весь свой опыт они уносят с собой, а корабли снова возвращаются к начальному уровню развития.
Так, торгуя и воюя, мы должны привести нашу Ост-Индскую компанию к полной победе.
ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ ИМПЕРИИ
Расскажу немного о своем опыте. В 1600 г. в Амстердаме мной была основана и возглавлена Голландская Ост-Индская компания. Первое время всё было отлично. Я создал много маленьких, дешевых, но быстрых суденышек, которые возили грузы из метрополии в Индию, Африку и другие регионы. Доходы увеличивались, компания процветала. Мы в срок выполняли задания Совета Директоров, активно торговали, боролись с пиратами и конкурентами, воевали…. Но позже пришлось перейти от легких, но маленьких шхун к большим неповоротливым галеонам и флейтам. Увеличение наших богатств заинтересовало другие державы, которые активно нападали на мои торговые суда и грабили караваны. Нападениям подвергались и приобретенные мной порты. Приходилось всё больше и больше средств выделять на оборону своих судов и крепостей. Итог был печальным – расходы превысили доходы, и Голландская Ост-Индская компания разорилась.
Тем не менее, данная игра не является тем проектом, который заставляет игрока жалеть о потраченном времени. Кому-то может не понравиться простота «Ост-Индской компании», кому-то – её сложность, а кому-то – графика игры. Но, в целом, «Ост-Индская компания» - интересный и очень продуманный экономический симулятор торговой организации. Неважно наблюдаете ли вы за сражением вашего флота на рассвете, или подсчитываете доходы в пакгаузе. Оба процесса принесут вам приятные впечатления. И вечером вы снова вернетесь к игре, чтобы построить свою Ост-Индскую компанию! |
|