НАСЛЕДНИК ТРОНА И ЕВРОПЫ
Европа 3 вышла в свет в начале 2007 года. С тех пор она приобрела
как неофициальные моды, так и официальные игры-аддоны («Войны
Наполеона» и «Византия»). Обе эти игры-аддона (особенно последний)
по популярности встали рядом с оригинальной Европой, а кое в чём,
если не сказать «во многом», и превзошли её. Но в «Парадоксе» решили
на этом не останавливаться, и вот через почти 3 года после первого
релиза выходит новая игра-аддон - Europa Universalis III: Heir to
the Throne (в локализованном варианте «Наследник трона»).
«Наследник трона» продолжил политику шведов по постепенному
совершенствованию игры. В нем появились новые «фишки». Для начала
поменяли интерфейс как в главном меню, так и в самой кампании.
Причем нельзя сказать, что это нововведение однозначно хорошо. В
кампании нелегко привыкнуть к по-новому расположенными кнопками
управления (особенно типы карты). Например, иконки карт вместо
вертикальной колонки правее карты стали располагаться над картой. Да
и другие клавиши расположены непривычно. То ли так, по мнению
разработчиков удобнее и эстетичнее, то ли не хотят, чтобы у игроков
выработался рефлекс собаки Павлова, тем не менее факт остаётся
фактом – нам придётся переучиваться, а на первых порах слегка
ошибаться, нажимая не туда.
Появились новые иконки в кампании. В дополнении к старым (престижу,
деньгам, стабильности и кол-ву рекрутов, кол-ву купцов, колонистов,
миссионеров, шпионов и дипломатов) появились такие, как легитимность
(законность правительства), дурная слава (чем ее больше, тем больше
вероятность восстаний и ухудшения отношений с другими странами),
кол-во магистратов.
В меню управления державой появился новый раздел: Культура. Он
интересен прежде всего тем, что в нем можно нанимать самостоятельно
советников. Кстати это одно из самых главных нововведений аддона.
Ранее советники давались случайным образом, и игрок никак не мог
повлиять на эту случайность. А так иногда хотелось! Так вот, теперь
чтобы нанять советника, нужно иметь определенный процент культурных,
армейских или морских традиций. Они зарабатываются с помощью военных
действий (армейские и морские) или же событий(культурные).Чтобы
произошло событие, нужно иметь определенное кол-во магистратов:
Кроме интерфейса изменили еще и карту. Текстуры, добавили несколько
новых стран, таких как Смоленск, Иерусалим (возможно воссоздание его
любой католической державой, овладевшей святой Землёй), Ганзейская
Лига и др.
КАКОЕ ОНО, НАСЛЕДСТВО?
Есть
конечно и другие новации. Касающиеся уже не эстетики, а
непосредственно геймплея. Причём радикально. Это, прежде всего,
торговые лиги и сферы влияния. Торговая лига - это торговый союз
стран (не имея своего ТЦ, можно решать, где торговать и с кем),
который даёт существенную прибавку к доходу от торговли. Кроме того,
можно привлекать новые страны в лигу. К чему это приводит? К тому.
Что новые члены лиги начинают продавать товары из своих провинций
через торговый центр данной лиги, делая его и его владельца более
богатым. Однако очевидно, что это идея еще сыровата и требует
некоторой доработки. Например, те страны, которые привлекаются в
лигу, быстро из нее выходят. Зачастую без всякой логики, хаотично.
Другая «идея» - сферы влияния. Она проявляется в том, что
государства, которые распространяют сферы своего влияния на другие
страны, могут в какой-то мере ими распоряжаться. Эти страны
становятся зависимыми. Если с ней заключить договор, то государство,
в сфере влияния которого находится та страна, получает повод к войне
против нее (как минимум).
В разделе «провинция» появилась новая функция - национальный центр:
По замыслу разработчиков это провинция – фокус ваших национальных
интересов. Ну как например «Киев – мать городов русских» или «Киев –
ноги, Петербург – голова, а Москва – сердце России» (товарищ
Наполеон Бонапарт, если что). Эта «фишка» дает небольшие плюсы к
доходу, обороне, порядку в провинции, облегчает создание торгового
центра. Минус состоит в том, что такой национальный центр может быть
только один в стране. Кроме того, национальные центры могут служить
поводами к войне.
Систему бэдбоя также усовершенствовали. При высоком бэдбое
определенной страны, другие страны получают «casus belli»,т.е повод
к войне против этой державы. Напомню, что прежде этот показатель
сказывался на практике только в отношении ИИ-стран к державе игрока.
Также возросла роль династических браков (если навести курсор на
короля другой страны, там будет написано, к какой династии он
принадлежит, таким образом династические связи стали очень важны. И
опутывание Европы и занятие престолов своими родичами очень
увлекательное занятие. Недаром аддон получил название «Наследник
трона». Династические взаимоотношения тоже становятся немаловажной
составляющей поводов к войнам.
Ну и что мы всё «поводы к войне» да «казус белли»? Давайте вот прямо
так и поговорим про эти казус белли. Тем более что их реорганизация
– это тоже нововведение, бесспорно спорное. Во-первых, их стало не
просто больше, а на порядок больше. В игре появилось два-три десятка
всевозможных поводов к войнам. Дают они по-прежнему снижение штрафов
за объявление войны, за захват территорий. Легче изучить в игре их
все, нежели перечислить. Сюда войдут и старые (отложившаяся
провинция, отказ в выплате займа и др.) и новые (поводы по заданиям,
повод к войне со странами, владеющими провинциями с вашей культурной
группой из-за колониализма и многое другое).
Почему новая система казус белли спорная? Да потому, что отныне
получить повод к войне довольно легко, и уже на первых десятилетиях
кампании мир погружается в пучину войн. Карта перекраивается с
пугающей быстротой, новые границы держав пугают абсурдностью,
вытянувшаяся узкой полоской от Архангельска до Крыма Московия
нагнетает тоску. Игра становится ещё более альтернативной и всё
менее историчной.
Сами войны стали более кровавыми, от былого ленивого обмена ударами
противоборствующими войсками остались одни воспоминания. Сейчас
остаться без армии по итогам сражения легче лёгкого. Воевать надо,
как и полагается, с особой осторожностью.
Кроме всего прочего, наряду с замечательными нововведениями
появились и новые эксплойты, то есть возможности малой кровью
добиться больших результатов. ИИ, как правило, этим пользоваться не
умеет, а вот игроки… Да, игроки быстро сообразят что к чему.
И пару слов про колонии. Африку наконец-то можно колонизировать
почти полностью! На карте появились пару провинций в центре
континента. Замечено, что стало гораздо выгоднее основывать свои
колонии, чем захватывать дикарей. От национальных провинций доход
значительно выше.
Итак, удачна ли игра? С одной стороны в ней появилось много новых
нововведений. Однако они или еще немного сыроваты или не очень
полезные. Но это можно изменить. Патчи многое исправят. Что ж,
недаром говорят, что парадоксовские стратегии становятся
играбельными только после второго-третьего патча. Будем ждать,
верить и надеяться. |
|