На главную страницу


DIPLOMACY
На internetwars.ru

   

 

 


СКРИНШОТЫ:

 Diplomacy, Дипломатия - игра для PC на internetwars.ru
Так выглядела натольная дипломатия

 Diplomacy, Дипломатия - игра для PC на internetwars.ru
А так - компютерная

 Diplomacy, Дипломатия - игра для PC на internetwars.ru
Предлагаем немцам
поддержать наш флот против
Франции. Немцы, как всегда,
откажутся.



НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы, 
и новинки игрового мира



 

 

DIPLOMACY
Рассказу о настольной “Дипломатии” можно посвятить отдельную статью в нашем разделе “Вне компьютера”. Эта игра, появившаяся еще в 1959 году  (ее создал молодой выпускник Гарварда Allan B. Calhamer ) , стала настоящим хитом масштаба “Монополии” или “Колонизаторов”. Представьте себе Европу накануне Первой мировой. Семь мировых держав: Российская Империя, Великобритания, Австро-Венгрия, Германия, Франция, Италия, Турция. Каждая — со своими провинциями, со своей армией и флотом, а также со своими немереными амбициями. Но в одиночку господином мира не станешь: войны теперь выигрывают не на полях сражений, а на кончике дипломатического пера. Правила по сложности лежат где-то между шашками и шахматами. Настоящее веселье, впрочем, начинается, когда игроки отвлекаются от маневров и сражений, поднимают взгляд от карты Европы и принимаются заключать временные соглашения, вечные альянсы, пакты о ненападении, тактические перемирия и прочая, прочая, прочая. И уж в дипломатической части правила нисколько не ограничивают воображение — договаривайся о чем хочешь! Именно это и сделало настольную “Дипломатию” бестселлером, который не сходит с магазинных полок и по сей день. Даже ушлые отечественные пираты, особо не увлекающиеся настолками, выпустили ее клон — “Тайную дипломатию”.
Так или иначе, но “официально” познакомиться с игрой сейчас можно двумя способами. Либо заказав ее на Западе — это влетит в копеечку. Либо сыграв в одну из компьютерных версий. Например, в Diplomacy от компании Paradox Interactive.

ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ, ТЯЖЕЛО В БОЮ
Понятное дело, что в области игровой механики ничего нового сказать было нельзя: правила движения юнитов и ведения боев остались неизменными с 1959 года. У каждой стороны имеются армии и флоты. Первые ходят только посуху, вторые бороздят морские просторы и заплывают в прибрежные области. В провинции может находиться только один юнит. Силы войск всегда равны. При нападении на какую-либо территорию назначается захватывающий юнит и поддерживающие его; противник аналогичным образом строит свою оборону. Сторона, набравшая больше сил, побеждает. Играют до тех пор, пока кто-нибудь не подомнет под себя почти всю Европу.
Но главное, как говорилось выше, — сама дипломатия. Договариваясь с соперниками, вы можете обезопасить тылы, провести совместную атаку или разделить сферы влияния. Именно полноценную реализацию этой составляющей и обещали нам разработчики. Что, согласитесь, не шутка: следующим шагом можно было бы заменить компьютерными программами всех дипломатов и сотрудников министерств иностранных дел.
Главное, что здесь надо сделать, — заставить компьютер понимать предложения живого игрока. Чтобы разобраться с этим (а заодно освежить в памяти правила “Дипломатии”), мы выбираем в меню волшебный пункт “Tutorial” и — отдельная песня! — надолго здесь увязаем. Наше обучение состоит из семи немаленьких глав и занимает в целом около трех часов личного времени. Это при том, что правила настольной “Дипломатии” объясняются на пальцах за пятнадцать минут!
Чему мы учимся за эти три часа? Тому, как реализовано общение между игроком и компьютером (а в мультиплеере - между всеми игроками). Сначала мы вызываем одного или нескольких дипломатических партнеров на приватную беседу. Сразу формируется отдельная папочка, куда мы можем складывать свои предложения. Они бывают двух видов: краткосрочные и, соответственно, долгосрочные. Первые обозначаются стрелочками на карте Европы: вот, например, твои войска помогают мне выгнать фрицев из Силезии, а взамен мой флот перевозит твоих гвардейцев через Адриатическое море. Вторые включают в себя пакты о ненападении, альянсы, объявление демилитаризованных зон и т. п. Каждое из долгосрочных соглашений влечет за собой громадный перечень того, что можно и чего нельзя делать, заключив его, причем досконально в этом перечне способен разобраться, пожалуй, только компьютер.
Впрочем, поиграв полчасика (после чашки кофе и плотного завтрака, чтобы опомниться от трехчасового tutorial’а), понимаешь, что все эти долгосрочные и краткосрочные гроша ломаного не стоят. Причина тому — неистребимый искусственный интеллект виртуальных партнеров. Девять из десяти твоих предложений отправляются в мусорную корзину безо всякого объяснения причин (последнее, надо сказать, в игре вовсе не предусмотрено). Зато время от времени на тебя сыплются совершенно безумные депеши об оказании (тобой, разумеется) безвозмездной помощи. Если пытаешься сделать их взаимовыгодными, на тебя смотрят с выражением “мальчик, ты чей?” и отправляют бумагу в корзину. Если набираешься наглости отклонить “великолепное предложение”, компьютер обижается и присылает его снова. И снова. И снова. И еще три раза снова. Если же все-таки удается о чем-то с кем-то договориться, то рано праздновать — при первом же удобном случае этот кто-то нарушает договор. Ну вот просто из принципа. Наверное, бравый девиз “Не доверяй никому” разработчики очень крепко вбили в мозги искусственному интеллекту.
При всем при этом нет-нет, да заметишь: сам компьютер дипломатию активно использует. Вот лягушатники поддержали своих извечных врагов англичан, а вот австрияки пришли на помощь макаронникам... И, глядя на это, чуть ли не хнычешь: “Ну дяденька Франц-Иосиф, ну чего тебе стоит помочь мне выбить турок из Болгарии, у тебя же в Сербии армия без дела стоит, а там братья-славяне под гнетом мусульманским страдают!”. Молчит дяденька Франц-Иосиф, не дает ответа. Ибо — дипломатия. Ибо — не доверяй никому. Вот и приходится освобождать Балканы самостоятельно, ностальгируя по старой доброй настолке.

ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ...
Помучившись некоторое время в одиночной игре (а надо сказать, даже без дипломатической составляющей победить искусственный интеллект несложно), решаешь попробовать силы в мультиплеере. На выбор предлагаются игра по локальной сети или через интернет-сервер. В чем подвох? Правильно: нет хот-сита. А ведь он более чем необходим! “Дипломатия” — игра пошаговая, и реализовать хот-сит таким, каким, например, он был в любой части Heroes of Might and Magic, здесь несложно. Однако Paradox (вот уж действительно парадокс!) распорядился по-другому.
Ну что же? Выбираемся в сеть, находим партнеров. Вот, думаем, сейчас пообщаемся, разделим Европу кончиком пера. И тут — снова незадача: вести переговоры придется все на том же ломаном языке значков и стрелочек, который предлагают нам для общения с компьютером. И тонкости которого известны, опять-таки, только искусственному интеллекту. Чата, имеющегося даже в “Героях”, — нет. Ни текстового, ни тем более голосового. В качестве аргумента нам поясняют: конечно, рисовать стрелочки и выбирать однотипные соглашения это не живой язык с его безграничными возможностями, зато такая символьная система доступна игрокам со всего земного шара. Скажем откровенно: ничего подобного. Чтобы освоиться в этой новопридуманной системе, требуется несколько дней вдумчивого изучения всех ее нюансов. Это не интуитивно понятный интерфейс, а этакий дипломатический эсперанто. Непродуманный, нелогичный и необязательный к исполнению.
Достаточно слабо игра выглядит и внешне: даже фишки на поле не анимированы, а по краям карты идет характерный коричневый бордюр. Единственный луч света — аватары. Они очень разнообразны (более двадцати лиц), но ведут себя удручающе одинаково. Довольная улыбка в случае победы, ахи и вздохи при поражении, истошный вопль, если какая-то страна стерта с лица Европы. Обещали, что выражение лиц будет изменяться в зависимости от расположения противника к тебе — но на автора этой рецензии все соперники смотрели одинаковыми буками. Возможно, из-за попыток хоть о чем-то с ними договориться.

* * *
Несмотря на все вышесказанное, есть в “Дипломатии” и позитивные моменты. Например, музыка — она вполне передает дух милитаристского двадцатого века, а некоторые треки даже западают в память. Или режим Sandbox, в котором игроку позволено управлять всеми семью сторонами сразу. При желании его можно приспособить под отсутствующий хот-сит — или оттачивать на нем тактические приемы. Ну и, наконец, компьютерная Diplomacy может стать для вас стимулом заказать-таки настольную версию и провести с друзьями множество часов, заполненных полноценными дипломатическими интригами.
 
© Автор: Петр Тюленев
©Печатается с разрешения редакции журнала "Игромания"