На главную страницу

ИГРА
ИМЕНЕМ ГОСПОДА
DEUS VULT

На internetwars.ru

СКРИНШОТЫ:

Именем Господа, Deus Vult - игра для PC на internetwars.ru

Именем Господа, Deus Vult - игра для PC на internetwars.ru


В РАМКАХ ПРОЕКТА
"НАСЛЕДНИКИ ЕВРОПЫ"
читайте на internetwars.ru


КРЕСТОНОСЦЫ
Krusaders Kings


ВИКТОРИЯ:
ИМПЕРИЯ ПОД СОЛНЦЕМ

Victoria: Empire
under the sun


ВИКТОРИЯ. РЕВОЛЮЦИИ
Victoria.Revolutions



ДЕНЬ ПОБЕДЫ-2
(Hearts of iron-2)



ДЕНЬ ПОБЕДЫ: 2
НОВАЯ ВОЙНА
Hearts of iron-2


"ЕВРОПА-3"


КТО ПОСЛЕДНИЙ?
- Простите, а кто последний? – крикнул с лошади высокий молодой человек в блестящих доспехах.
- Не знаю, кто последний, но просили больше не занимать, - ответил пожилой мужчина стоящий поодаль от толпившихся людей.
- Как так? – удивился всадник.
- Ну, вот так, - опустил голову старик, - его величество сегодня примет только трех человек, после чего желает отдыхать.
- Это неслыханно! Я проехал неделю, а тут такое безобразие!
- Чего орешь? – к всаднику подошел солдат с красной повязкой «Дежурный» на рукаве.
- Почему сегодня больше не принимают? - осторожно спросил всадник.
- А ты кто есть вообще? – солдат прищурился.
- Гийом, герцог Тулузский, - высоко подняв голову, ответил всадник.
- Много вас тут герцогов разных, - нисколько не впечатлившись, солдат отошел в сторону.
Гийом спустился с лошади и направился к толпе.
- Следующий граф Гийом де Невер! – послышалось с другого конца очереди, по которой тут же прокатился неодобрительный шепот.
Герцог начал протискиваться сквозь очередь, расталкивая разряженных баронов.
- Осторожно! – слышалось со всех сторон, - куда прешь?
- Без очереди нельзя!
- Вы за кем, товарищ?
- Да я только посмотреть! – оправдывался герцог, и продолжал продираться через толпу.
- Все вы только посмотреть, а потом смотришь, уже с документом выходите! – преградил путь Гийому здоровенный рыцарь.

Так начал свой рассказ о последнем адд-оне Paradox’ов 2007 года камрад Gen (форумы Snowball). Речь об игре «Крестоносцы» («Crusader Kings»), которые долго оставались самой обделённой вниманием разработчиков игрой серии. Даже патч 1.05, фактически доведший игру «до ума», получил лишь полуофициальный статус. И это в то время когда студия выпускала новые стратегии, адд-оны и патчи к старым. Однако справедливость (или коммерческие соображения) упорная штука, она (или они) всегда торжествует. Поклонники придворных интриг получили-таки долгожданное обновление своей любимой стратегии. Собственно, для них мы с Gen'ом и решили написать этот обзор. Тот, кто не знаком с самой игрой, тому лучше сначала почитать подробное описание "Крестоносцев" на нашем сайте. Потому эта статья предназначена главным образом для фанов, уже знакомых с Crusader Kings.
Ну, а если вы примкнете к этому славному сообществу, мы будем только рады.

ВНЕШНИЙ БЛЕСК
С внешней стороны, игра вроде бы преобразилась значительно, что является приятным исключением в серии парадоксовских адд-онов. qweПервое, что бросается в глаза – разработчики украсили различные закоулки нашего дворца зелёными ветвями неизвестного растения. Мелочь, но мой глаз почему-то радует. Вообще я всегда воспринимал подобные украшения как атрибуты погребальной церемонии, но «крестоносные» веточки такой ассоциации не вызывают.
Видоизменились практически все экраны игры, загрузки и выхода. Причем не только за счет зеленых насаждений. Например, при выходе из игры несправедливая надпись «Вы сдались» появляется на фоне каких-то истлевших скелетов. Брр, жуть какая. Возлежавшее раньше на этом месте тело покойного правителя если и не добавляло оптимизма в жизни, то хотя бы не пугало так. Изменилась окантовка портретов персонажей. Честно говоря, мне это не понравилось. Я уже привык боковым зрением отличать герцога от графа, а теперь приходится переучиваться. Также претерпели изменения значки придворных советников, обозначающих маршала, канцлера и т. д. То есть графические нововведения коснулись даже таких мелочей, что, повторюсь, несвойственно адд-онам от Paradox.
Среди всего многообразия бросающихся в глаза новшеств есть откровенно полезные. Назову такие: окно советников, журнал игры, иконки подсказок. qweЕсли раньше запамятовавший игрок должен был ползать по пулу придворных в поисках своего маршала или епископа, то теперь все должностные лица при дворе представлены в отдельном окне советников. Здесь же их можно сменить.
Совершенно непонятно, почему «Крестоносцы» не обзавелись журналом раньше. Во всех играх серии присутствует этот полезный статистический справочник. Как будто средневековые правители ущербные или неграмотные. Адд-он исправляет несправедливость, добавляя в игру журнал аж с четырнадцатью закладками. Здесь есть всё: двор, династия, армия, постройки, провинции и – самое главное – все благородные девицы на выданье с возможностью отсортировать их по нужному навыку. О, теперь не придётся правителю великой (или не очень) империи подобно свахе шнырять по замкам в поисках подходящей невесты. Достаточно открыть на нужной странице журнал, отсортировать претенденток по нужному столбцу, выбрать приглянувшуюся и слать предложение руки, сердца, денег, титулов… Впрочем, хватит с неё просто руки и сердца.
Иконки подсказок реализованы так же, как в третьей «Европе». Упала лояльность вассала – появляется иконка, ваш персонаж может создать титул – появляется иконка и т. д.
Ещё одна мелкая, но очень важная деталь – выделение знаком «капелька крови» на портрете персонажа представителей одной династии, то есть родственников по крови. Тут вспоминаются кошмары работы типичным феодалом на Руси в оригинальной версии игры. Толпа Рюриковичей при дворе – поди разберись, которые от Мономаха, а которые из враждебных нам Ольговичей. Перепутаешь при сватовстве и получишь ребенка, «рожденного от близких родственников».

ВНУТРЕННИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
Для перешедших сразу с «Крестоносцев» 1.04 на «Именем Господа» перемены в игре покажутся значительными. Однако освоившие версию 1.05 отметят, что адд-он вобрал в себя из неё практически всё и немного добавил нового. Вот о новом и пойдёт сейчас речь.
Прежде всего, появилась заимствованная из других игр серии система отношений между государствами. Как и в «Европе» отношения характеризуются числами от -200 до +200. Естественно, чем выше отношения, тем благожелательнее к вам настроен соответствующий двор. Можно считать и эту деталь запоздалым появлением того, что должно было возникнуть в самой первой версии игры.
Больше новизны имеет система «друзья-враги». По ходу игры любой персонаж может приобретать друзей и врагов в других персонажах. Даются они вследствие событий, при этом зачастую можно повлиять на выбор. Думаю, здесь тоже всё понятно. Друзья – хорошие отношения между персонажами, враги – плохие. Недостаток у этого я нашёл лишь один. Парадоксы как всегда парадоксальны, иногда во враги могут попасть самые неожиданные пары. Либо малолетний сын к своей матери, либо муж к жене за то, что не дал денег на шпильки.
Серьёзной переработке подверглась «крестоносная генетика». Способности ребенка не видны с самого его рождения, кроме того, нет связи между значениями характеристик родителей и детей. Это – удар по всем селекционерам, любителям вывести династию гениев. На мой взгляд, так реалистичнее и логичнее. Странно видеть в грудном младенце будущего великого полководца или хитроумного канцлера. Дети есть дети, и что из них вырастет, покажет жизнь. Кстати, появилась возможность отослать ребёнка на воспитание к соседнему двору.
Ещё одна заимствованная из «Европы» черта – стабильность, варьирующаяся от -3 до +3. Однако в «Крестоносцах» этот параметр не оказывает такого же заметного влияния на игру. Напрямую от неё не зависят доходы с провинций, риски восстаний, дипломатические способности двора и т. п. Насколько я понимаю, стабильность влияет лишь на частоту положительных или отрицательных событий в игре. То есть это некий фактор, повышающий или понижающий вероятность срабатывания того или иного ивента. В то же время и игрок напрямую не может влиять на стабильность. Она также регулируется ивентами. Можно отыграть сто лет и не получить изменения этого параметра, а можно попасть в ситуацию, когда стабильность будет скакать то вверх, то вниз. Утверждается, что это зависит от политики, проводимой государством. Цитата из руководства: «Богатый, но набожный правитель с хорошими чертами, живущий в мире с соседями и правящий небольшим личным леном и несколькими вассалами, не будет знать хлопот со стабильностью в своих владениях, тогда как его полная противоположность будет обречена на бесконечные восстания и смуту». Не знаю, не знаю, отыграл добрую сотню лет, но как был на нуле, так и остался. Неявное и какое-то бестолковое нововведение.
Отдельного упоминания заслуживает система начисления бедбоя (показателя, отвечающего за репутацию государя). Важно: отныне бедбой начисляется и за захват иноверческой провинции. То есть прикрылась лавочка с возможностью поправить свою репутацию путём разгрома какого-нибудь эмирата.
weqСистему войн с иноверцами разработчики также подлатали в полном соответствии с пожеланиями трудящихся феодалов. Мало того, что за захват языческих и мусульманских земель начисляется бедбой, так теперь ещё и оккупированная территория не отходит автоматически захватчику – приходится заключать мир по тем же правилам, что ранее распространялись лишь на единоверцев. Сделано это для того, чтобы государства не раздувались непомерно и нелогично, чтобы не захватывал влегкую султан Ибрагим Швецию, а герцог Фердинанд Египет.

А теперь самое неприятное – слегка переделанная система вассалитета. Что я имею ввиду? В «Крестоносцах» 1.05 графы и герцоги набивались в вассалы в основном к носителю своего старшего титула. То есть граф Шампани предпочтет иметь сеньором короля Франции (так как исторически Шампань приписана к Франции), но ни за какие коврижки короля Хорватии. В адд-оне разработчики обещали, что потенциальные вассалы больше не будут связаны принципом территориальности, но будут оценивать престиж, репутацию, веру нового сеньора. Звучало заманчиво, но к чему привело на деле? Обратимся к окончанию истории о похождениях герцога Гийома в изложении камрада Gen’a.

ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ СПУСТЯ
- Много их там еще? – король Вратислав зевнул и заерзал на троне.
- Да еще пара сотен, рыцари, бароны, графы, герцоги, - ответил канцлер.
- А может ну их? – с надеждой посмотрел на канцлера король.
- Никак нельзя, ваше величество, им без короля грустно становится, да и традиция-с.
- Ну ладно, давай перерывчик сделаем, а то я что-то утомился уже подписывать.
- Сию минуту сделаем, ваше величество!
У входа во дворец выстроилось три солидных очереди. Люди шептались, спорили, толкались.
- Свободный стол, свободный стол! – вопил глашатай.
- Товарищи герцоги и графы, прошу не толпится у входа, ждите своей очереди на улице, - возмущался управляющий.
- Да сколько же можно ждать! – кричал пожилой герцог, - мне скоро свое герцогство по наследству передавать надо.
- Я вообще неделю назад записался! – кричал второй вельможа.
- У вас, простите, какой номер? – сощурился старик.
- Тихо! – громко произнес канцлер, - король Вратислав изволил вздремнуть, так что соблюдайте тишину, а то на сегодня прекратим запись!
Очереди моментально стихли.
- Надо было к Рожеру Борсе ехать, - сокрушался старик.
ewq- А что толку, ему Папа отлучение выписал, у него теперь лет десять не будет приема, так что вассальные грамоты теперь только Вратислав принимает.
- А что же нам мешает вообще при себе их оставить, эти грамоты? – не унимался старик.
- Да как же так! При себе! Да нельзя этого делать! Традиция!
- Простите, где очередь можно занять? – спросил Гийом, слезая с лошади.
- Да за мной и занимай, - ответил старик, - не видел, много еще сюда едет?
- Да кажись я последний, - ответил Гийом.
- Ну и славно, - старик посмотрел на небо, - к вечеру, поди, все вассалами Вратислава будем.

Комментарий Gen’a:
Здесь я выдержал солидную паузу до 1097 года, как раз до того момента, когда Вратислав отправился на постоянное место жительство к Богу, и прекратил играть.
qweУже даже и не знаю, что сказать, в качестве комментария к вышеизложенному. Думаю, вам и так понятно, что к 25-ти летию с момента начала игры, король Богемии Вратислав, не объявив ни одной войны, ни принудив к вассалитету ни одного дворянина, получал доступ сразу к четырем коронам: Французской, Бургундской, Германской, Итальянской. За какие-то два года, после начала развала Германии и Франции, Вратиславу принесли клятву верности 22 герцога и полсотни графов с ними. Казна с 7-8 золотых, поднялась до 120 ежемесячного дохода, а армия с 15000 до 150000. И все это произошло после того, как я решил сыграть партию за Богемию без войн и захватов, просто посидеть в своих границах и ловить только добровольцев. Я думал, ну король, ну и что? Не буду воевать, а просто посмотрю, что будет. И вот… Сложилось такое ощущение, что как бы вы за короля не играли, все равно станете властелином мира…

Вот такая массивная ложка дегтя. Исправив одно, разработчики безбожно поломали другое. Удовольствие игры за короля сведено к нулю, «Крестоносцы» опять нуждаются в патче, официальной версии которого, скорее всего, не последует.

©Обзор - Владимира Полковников и Gen. Специально для Internetwars.ru
©Запрещается любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru