БЕЙ СИНИХ, ПОКА НЕ ПОСЕРЕЮТ!
Окоп содрогался. Это били по нам пушки северян. Рядом со мной стоял в
рост солдат в серой шляпе и стрелял через бруствер. Мне запомнились его
огромные пышные бакенбарды. Вдруг в грудь ему ударила пуля и он,
согнувшись пополам, свалился замертво. Я остался один и на меня бежали
пехотинцы в синем. Один из них уже собрался прыгнуть в окоп, но я
выстрелил в него и попал. В ногу. Он шатнулся, но устоял. И тоже
выстрелил. И тоже попал - в меня. В глазах сразу все заволокло розовым
туманом. Вражеский солдат расплылся в нем в синюю тень. Но я снова
выстрелил в него - и угодил на сей раз в голову. Его словно отбросило
кувалдой, он упал по ту сторону бруствера. Наверное, это был последний
янки из тех, кто пытался атаковать нас в лоб. Остальные либо отступили,
либо пошли в обход. Туман в моих глазах скоро рассеялся и я вновь ощутил
себя тем, кем я есть - Рэем Макколлом, героем игры "Call of Juarez:
Bound in Blood (Или Call of Juarez: узы крови").
Так, собственно говоря, и началось мое знакомство с ней. С участия в
гражданской войне в США на последнем ее этапе.
Полковник
Барнсби - нехороший человек.
Если сказать, что Call of Juarez: Bound in Blood - это шутер или экшен,
значит, не сказать ничего. Начать надо с другого конца. Выпустила его
польская (!) студия Techland, основанная еще в 1991 году. За это время
кампания прошла путь от простого дистрибьютора игр к студии,
производящей собственные игры. Но все, что вышло из ее лаборатории до
Call of Juare z, можно забыть. Потому что
несомненно именно эта игра, вернее уже дилогия , обратила на себя
внимание массовой публики.
Первая часть дилогии, которая называлась просто Call of Juare z,
вышла в 2006 году и поражала высоким уровнем анимации и хорошо
поставленным сюжетом. Герои здесь, не просто реалистичные. Это не
"юниты" в привычном смысле слова. Они настолько реальны, что,
возможно,
образы создавались с реальных людей, а потом только подверглись
необходимой компьютерной ретуши. Чтобы играть в эту игру на столе нужен
железный двухъядерный монстр последнего поколения, иначе все ее красоты
просто поблекнут. Или она вообще не пойдет.
По жанру - это микс, смесь экшена, приключений, шутера,
RPG. Или, нечто совсем новое.
Потому что хотя вы и стреляете от первого лица, но рядом с вами
бок о бок воюют ваши соратники: ваш брат, ваши товарищи по оружию,
честный фермер, сражающийся против бандитов, индейцы-апачи - все, с кем
вы столкнетесь по ходу действия. Вот они - уже юниты, но при этом
- полноценные, очеловеченные образы. Из-за этого возникает ощущение, что
вы не в игре, и тем более не просто в шутере, а кино, в котором в свою
очередь смешались два жанра: военный и вестерн. Ощущение
кинематографичности дополняет длинная цепь видеороликов, которыми игра
буквально перенасыщена. Диалоги и мини-сюжеты, в которых участвуют все
те же персонажи, постоянно сменяют "боевые" миссии или внезапно
возникают прямо в процессе стрельбы. Вы как будто смотрите со стороны
кино или читаете книгу, и в то же время вы сам - ее центральный
персонаж. Добавьте сюда озвучку героев
голосами профессиональных актеров - и все станет ясно!
ХОРОШИЙ ЯНКИ-МЕРТВЫЙ ЯНКИ
Call of Juarez: Bound in Blood, как уже говорилось - вторая часть
дилогии, но сюжетно - совершенно самостоятельна. Вам совершенно не зачем
знать, что там было - в "первой серии". Вам важно знать, что будем с
вами во второй. И мы вам вкратце расскажем. Жили-были три брата. Старший
- Рэй, средний - Томас и младший - Уильям. И была у них старая матушка,
и домик в Джорджии. Такой, знаете, не просто домик, а маленький
дворец времен позднего рабства: с мраморным крыльцом, балюстрадой и
белыми колоннами. Не мудрено, что когда началась война южан с янки,
братьям было что терять. Уильям остался с больной матушкой, а Томас и
Рэй записались в армию и пошли воевать. На фронте мы с ними и
знакомимся: в первых двух главах (так здесь их называют ) действие
разворачивается в окопах.
Зевать вам не дадут сразу. Надо отбить атаку
янки, очистить лес от "синих" снайперов, а затем найти и спасти брата,
которого отрезали на другом фланге. Вы обнаружите для себя несколько
сюрпризов. Керосиновые лампы можно хватать и бросать в противника - на
нем вспыхнет одежда. Патронов не хватает, их надо подбирать с трупов.
Летают и взрываются динамитные шашки, которые тут в роли гранат. Почти
сразу можно пострелять из "гэтлинга" (он еще не раз встретится по ходу
игры). Наконец, апофеоз бойни - вам дана возможность встать к пушке:
янки на плотах форсируют реку, а вы по ним - ядрами. Очень кстати,
сложно. Не сразу сообразишь, что дуло орудия надо наводить не прямо на
цель а намного выше ее.
Взорвав мост, братья спасают отступающих южан и мы переходим во вторую
"главу".
Чудом выжив, наши друзья вдруг затосковали о матушке и своем домике в
Джорджии.
И зачем эта война? Прощай оружие - героическая парочка дезертирует,
чем вызывает дикую ненависть своего бывшего командира - фанатичного
полковника Барнсби, который клянется найти их и повесить.
А
вот и дом, милый дом. Но его уже заняли янки. Не меньше роты. Да еще
пушку поставили на мраморном крыльце. Но что для Томаса и Рэя рота "синепузых"?
Это же все же шутер, так положено.
"Зачистив" (залив кровью до крыши) свой белокаменный дворец, братья находят его полуразрушенным,
а младшего брата Уильяма - оплакивающим тело покойной матери.
Не такого
они ждали.
Братья держат совет. "Синие" скоро вернуться и отомстят. А кроме того,
их хочет вздернуть за дезертирство злой полковник Барнсби. Надо бежать.
Но куда? Ответ один - на Дикий Запад и затеряться в его бескрайних
просторах. И они, уже втроем, устремляются туда.
Тут заканчивается военная часть сюжета и начинается авантюрная. Да и
сама война закончилась подписанием мира, о чем мы узнаем, перейдя к
следующей главе.РЕВОЛЬВЕРЫ ДИКОГО ЗАПАДА
Но прежде, чем узнать, что было дальше с братьями, разберемся с таким
важным элементов любого шутера, как оружие. Выбор его под стать эпохе. И
не слишком велик. Либо винтовка, либо револьвер, либо дробовик. И все,
пожалуй. При этом никаких там "кольтов", "смит-вессонов", "ремингтонов",
"винчестеров". Единственное оружие, которое появляется под своим
названием, это "пулемет Гэтлинга". Все остальное, это, например, "ржавый
револьвер", "хороший револьвер", "отличный револьвер". Или
"скорострельный револьвер" (с быстрой перезарядкой), и он же "отличный
скорострельный револьвер", который перезаряжается еще быстрее и стреляет
лучше.
То же и о винтовках. В военных эпизодах, когда серые сражаются с сними,
фигурирует только один тип - "ржавая винтовка", "старая винтовка". Хотя
это по виду "энфилд" образца 1853 года - какие постоянно фигурируют в
фильмах о гражданской войне в США.
В дальнейшем ваш герой сможет вооружиться чем-нибудь получше. Становится
доступна (можно купить у торговца оружием), 12-зарядня винтовка, по виду
- "винчестер". А по конструкции разных "хороших" и "ржавых" револьверов
хорошо узнаваемы и "кольты" и "смит-вессоны". Непонятно только почему их
не "представили" игроку под своими собственными марками.
Встречается
разная бесполезная экзотика, револьвер-нож, в частности. И уже в финале
мой герой купил себе какой-то убойный 12-зарядный револьвер, неизвестной
мне конструкции. Заряжался он оригинальным образом: конец ствола
отвинчивался в бок и открывался второй ствол. То ли у него было два
ствола и два барабана - так это и осталось невыясненным. Но стрелял он
без перезарядки 12 раз!
Такое
"обезличивание" всего применяемого игре оружия явно не идет в ей на
пользу, но на геймплее не отражается. Играется все равно с
удовольствием, с интересом.
ТОМАС ИЛИ РЭЙ?
В
начале каждой миссии у вас есть выбор: в шкуру кого из братьев вы хотите
влезть (то есть, от чьего лица стрелять), старшего - Рэя, или помоложе,
Томаса. Младшенький, Уильям, не в счет - он пацифист, его единственно
оружие - библия и в квестах он непосредственно не участвует. Он
появляется только в роликах между миссиями или в процессе ее
прохождения, как беззащитный персонаж, которого надо вечно спасать. Он
просто таскается всюду за первыми двумя братьями и выступает в роли
рассказчика. Мы видим сюжет как бы от его лица.
Другое дело - Томас и Рэй. У каждого из них свое умение и любимый тип
оружия, который они предпочитают. Рэй "работает" с динамитом ( у него в
запасе всегда несколько шашек) и умеет стрелять из револьверов с обеих
рук одновременно. Кроме того он силен и может вышибать двери, чего лишен
Сэм.
Преимущества Сэма - ловкость. Кроме того он умеет метать ножи,
пользоваться луком (умение, которое мне пригодилось только один раз,
когда требовалось тихо "снять" часового на стене форта). И у него есть
лассо, с помощью которого он может карабкаться в разные недостижимые
места.
Однако "порулив" разок-другой Сэмом, я однозначно и навсегда влез в
шкуру Рея. Не из за того, что он выглядит поэкзотичнее в своем черном
кожаном плаще и помужественнее, из за шрама на лице. Нет, его динамитные
шашки, отлично заменяющие гранаты, его умение стрелять из двух
револьверов сразу и вышибать двери делают его настоящим
терминатором "Дикого Запада". А если играть Сэмом, приготовьтесь к тому,
что вам все время придется использовать лассо. Мало того, что не сразу
поймешь, как с ним обращаться, так все время то срываешься, то попадаешь
не туда куда надо. Так что Сэм у меня был чем то вроде ходячей отмычки
со своей веревкой, а Рей - киллером, чистильщиком и вообще, моим
любимцем. ЖЕНЩИНА НА ДИКОМ ЗАПАДЕ -
ПЛОХАЯ ПРИМЕТА
Словно
в отместку за это мое пристрастие разработчики сделали Томасу подарок -
он имеет счастье заслужить любовь единственного женского персонажа
в игре - Марисы .
А мой Рэй остается на бобах и в финале уходит в
монастырь.
Мы ее встретили в баре, в Мексике, где оказались после долгих
приключений, сопровождавших наше бегство с Юга.
Мариса - девушка с темным прошлым
Эта грудастая и знойная
брюнетка в обтягивающих джинсах зачем-то вперлась в тот же бар, набитый
всяким мексиканским сбродом. Сброд начал к ней грубо приставать, а мы
вступились, наколошматив кучу мерзких мексиканцев. И оказалось - зря.
Думали, она кинется на шею одному из нас! Как же, ждите - Мариса нам отплатила тем, что... познакомила со своим "мачо"
- местным бандитом Хуаресом. Который в благодарность разрешил нам
вступить в его шайку. А вы думаете, такая красотка будет гулять сама по
себе?
С этого момента сюжет запетлял так стремительно и так витиевато, что
успевай только поворачиваться. И братья, ставшие разбойниками поневоле,
и бандит Хуарес, разбойник от рождения, и даже Мариса - все, кроме
набожного Уильяма попадают под влияние индейской легенды о таинственном
медальоне, открывающем путь к сокровищам тайного храма ацтеков. Хуарес
снаряжает экспедицию на фургонах, чтобы пройти по землям команчей в
поисках медальона. И
берет с собой братьев. Хотя Сэм уже стал явно поглядывать на Марису, а
она на него, а Хуаресу это не нравиться, но в таком опасном путешествии
каждый ствол на счету, а два ствола, Сэм и Рей, и того лучше.
Экспедиция отправляется, но тут на сцену выступает третья сила. Это
беспощадный Барнсби, бывший командир Сэма и Рея. После войны он набрал
отряд "непримиримых" конефедератов и продолжает свою личную "войну",
грабя банки северян. Он
тоже мечтает о золоте ацтеков, чтобы нанять целую армию и возродить
Конфедерацию.
Эта шайка недобитых "серых", у которых есть "гэтлинг" и
даже пушка, тайно идет по следу экспедиции.
Но и того мало. Есть и
четвертая сила. Апачи. Они, правда на вашей стороне. Медальон у них, спрятан в
священном месте, и они готовы обменять его на партию ружей, чтобы
отстаивать свою землю от белых колонизаторов. Поэтому их вождь, Быстрая
Река, посылает нам своего сына - Орлиного Глаза в проводники. И полное
опасностей путешествие по землям команчей в страну апачей начинается.
Крови, будьте уверены, будет море. Трупов - гора. Таков закон жанра.
Есть даже эпизод, который буквально срисован из романа Ф. Купера
"Последний из могикан". Будет погоня на пирогах по реке, когда команчи
будут буквально дышать нам в спину и только ваша меткость может спасти
вас. А как только от них отделаетесь, конечно же окажется, что впереди -
водопад и ваше каное ухнет прямиком туда. Да так красиво, что хочется
сказать:"Ну как в кино!" ТРЕБУЮТСЯ СТРЕЛКИ
Но
будут и передышки (промежутки между миссиями). В начале каждой новой
главы у вас есть, как говориться, возможность "остановиться и
оглянуться", прежде чем дальше слепо следовать сюжету. И тут вы
обнаружите салун, или лавку оружейника, где все очень дорого. Деньги в
процессе игры встречаются, но буквально крохи - там подобрали с
покойника 5 баксов, там в углу комнаты нашли еще 10. На эти гроши
"великолепный скорострельный револьвер" (500 "зеленых" с лишним) не
купишь. Но в салуне или в лавке висят на гвоздях разные полезные объявления. Тут
и классические " Wanted" (разыскивается некий
злодей) и разное неожиданное. Вернуть похищенное стадо скота, например.
Или загадочное: "Требуется стрелок". И за все положена награда.
В зависимости от трудностей, 100-200 $, а то и
более. Ясное дело, если вздумали добыть голову того, который
"Разыскивается живым или мертвым", то этот, который разыскивается, не в
сауне кофе пьет. Он сидит где нибудь на ранчо в окружении целой шайки
головорезов. И вам надо сначала нашпиговать их свинцом, покончить со
всей бандой, прежде, чем к вам навстречу выйдет "бос".
Главный злодей, не важно, центральный он персонаж вроде Барнсби, или
второстепенный, местный бандюган, никогда не погибает в перестрелке.
С ним надо обязательно сойтись в классической, известной по любому
вестерну, дуэли. Пустая улица, вы - и он. И кто окажется "быстрый
и меткий", а кто - мертвый, решится одним выстрелом.
При всей простоте управления любым шутером (как правило одни и те же
клавиши на движение, смену оружия и.т.п.) в Call of Juarez: Bound in
Blood дуэль - нечто особенное. Наверное, это
самый трудный элемент игры. Все зависит от ваших рефлексов. Нужно
одновременно делать две вещи двумя руками: медленно двигать своего
"стрелка" то вправо, то влево, в зависимости от таких же шагов
противника. И в то же время стараться держать руку у кобуры, но не
касаться ее, пока не ударит символический колокол. Сделали лишний шаг
или слишком рано схватились за револьвер - вам крышка. Моего Рэя (меня,
то есть), убивали таким образом раз пятьдесят, прежде чем я научился, как
выживать в дуэлях.
***
Ну вот мы добрались и до финала. Обзора, а не игры. Последняя
перестрелка в ней произойдет в
мистическом храме ацтеков и в лучших традициях похождений Индианы
Джонса. Тут и и ловушки, и грохочущие обвалы, и тайна проклятого
медальона. Будут последние выстрелы и легкое разочарование от того, что
интересная история закончилась. Но вряд ли студия Techland остановиться
на достигнутом. Возможно, мы еще встретим Томаса и Рэя, или других
интересных, подобных им персонажей. |
|