На главную страницу
сайта
Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
COMPANY OF HEROES: TALES OF VALOR
На internetwars.ru

Игра вышла в 2009 г.

Официальный сайт


СКРИНШОТЫ:

Company of Heroes: Tales of Valor - игра для PC на internetwars.ru
Внимание, Тигр!

Company of Heroes: Tales of Valor - игра для PC на internetwars.ru
Приготовится к броску!

Company of Heroes: Tales of Valor - игра для PC на internetwars.ru
Штурмовик

Company of Heroes: Tales of Valor - игра для PC на internetwars.ru
Виллер-Бокаж

Company of Heroes: Tales of Valor - игра для PC на internetwars.ru
Тигриная премудрость

Company of Heroes: Tales of Valor - игра для PC на internetwars.ru
«Гочкисс» атакует

Company of Heroes: Tales of Valor - игра для PC на internetwars.ru
Враг сдаётся


В наступлении

Company of Heroes: Tales of Valor - игра для PC на internetwars.ru
Позиции гаубичной артиллерии

Company of Heroes: Tales of Valor - игра для PC на internetwars.ru
На весь экран



НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира


Их жизни. Ваша слава. (надпись на коробке с игрой)
Их прибыль. Ваши деньги. (впечатление от игры)

НОВЫЙ АДДОН
Выход аддонов к удачной игре – вещь весьма обыденная, из любой успешной игры разработчики стремятся выжать максимально возможную прибыль. И это вполне естественно. Более того, сами игроки всячески поддерживают подобные начинания – в любимую игру хочется играть снова и снова, особенно, если в неё добавляется что-то новое, если что-то улучшается, что-то изменяется.
Другое дело – на сколько ответственно разработчики подойдут к созданию аддона, на сколько качественно он будет сделан.
Игра «Company of Heroes» выпущенная фирмой Relic в 2006 году была вполне успешной. Закономерно было ожидать появления аддонов. Первый из них, «Company of Heroes: Opposing Fronts», появившийся в 2007 году ни в чем не уступал «оригинальной» игре, более того, практически вытеснил и заместил её. (Вспомним пример с отечественными играми «Завоевание Америки» и «Завоевание Америки: В поисках Эльдорадо» компании GSC, да и их же «Казачью» серию). В своём обзоре посвященном «Opposing Fronts», я даже писал что-то вроде «Разработчики! Вот как надо делать аддоны, за такое не жалко деньги отдать».
В Relic решили одним аддоном не ограничиваться и выпустили в этом году второй аддон «Company of Heroes: Tales of Valor». С ним, увы, далеко не всё так радужно.

НЕСКОЛЬКО ОТВЛЕЧЁННЫХ СЛОВ
Но с начала – немного отвлеченных слов. (Если вам не терпится перейти непосредственно к описанию игры – просто пропустите эту главку и читайте следующую).
Напомню тем, кто забыл (и расскажу тем, кто сам не сталкивался), что у игры «Company of Heroes» есть забавная техническая особенность – если запустить игру при подключенном соединении с Интернет, даже если вы не собираетесь собственно играть по сети, игра не пустит вас даже в главное меню, если не установлены все патчи и обновления. Если нет желания что-либо скачивать – надо следить за тем, чтобы Интернет не был подключен. Зато при подключенном Интернете можно запускать игру без диска. В принципе, система удобная – не надо лазить по сайтам, следить за обновлениями – игра при запуске сама скачает и установит всё, что надо.
Далее. На Западе игра вышла еще в начале апреля, локализация же от «Буки» (отечественный издатель) задержалась аж до июня. (Как уверяют в «Буке» - не по их вине, а из-за каких-то несогласованностей с западным издателем – THQ). Однако патчи, тем не менее, появлялись регулярно. И, благодаря описанной выше технической особенности, благополучно устанавливались на «Opposing Fronts». Что в итоге?
Ну, то, что задержка российского релиза пошла на пользу только пиратам – об этом пусть голова болит у издателей. Я, как законопослушный налогоплательщик, дождался выхода лицензионной игры. Вопрос в другом – надо ли было это делать?
Ведь вместе с полуторагиговым апрельским патчем, на мой «Opposing Fronts» был практически полностью установлен новый аддон «Tales of Valor»! Лицензионный диск требовался только для того, чтобы ввести с него код и получить доступ к новым кампаниям и юнитам – непосредственно устанавливать с диска ничего уже было не надо.
Другая какая фирма, у которой есть совесть, для купивших предыдущий аддон и установивших этот гигантский патч предоставила бы возможность пользоваться новинкой бесплатно, и продавала бы второй аддон на дисках только тем, кто не покупал предыдущие игры серии. Но разве загнивающий капитализм может себе позволить такое прекраснодушие? Разумеется, компания THQ, борющаяся за существование в жестоком западном мире наживы и чистогана, на такое не пошла. Ну и ладно.
Зато у меня появилась возможность посмотреть на каждый компонент аддона по отдельности, так сказать, незамутненным взглядом. Сначала ознакомится с изменениями в «движке и балансе», а затем – собственно с нововведениями.
Всё, отвлечённые слова кончились, перехожу к разбору игры «по винтикам».

ГДЕ МОИ ВИНТИКИ?
Начну с того, что волновало умы поклонников серии с самого выхода первой игры: СССР в аддоне так и не появился. (Хотя танк Т-34 в одной из миссий фигурирует, но об этом – позже). Вообще, новых «фракций» в аддоне нет. Остались всё те же четыре: «Вермахт» и «Американцы» из оригинальной игры, и «Британцы» и «Танковая гвардия», добавленные в «Opposing Fronts». Это, конечно, не есть хорошо. Бог с ним, с СССР, но по одной фракции за «Ось» и за «Союзников» за два-то года можно было сделать? Пусть и не такие самобытные (по отношению к оригиналу), как фракции из «Opposing Fronts», но хоть какие-то? Увы. Наверное, в Relic бросили все силы на «Warhammer 40k: DoW2», результат весьма сомнителен и неоднозначен, но сейчас разговор не о том.
В «Tales of Valor» вместо новых «фракций» разработчики решили ограничить всё введением нескольких «особых» юнитов каждой стороне. О юнитах я ещё расскажу, а пока посмотрим на новые кампании.
Во всех анонсах гордо звучало: «В игре будут представлены три новые кампании»! Для одного аддона – весьма немало. Особенно, если учесть, что в изначальной игре была всего одна, «американская», кампания, а в первом аддоне добавили еще две – «британскую» и «немецкую».
В «Tales of Valor», для выравнивания общего счета, добавили еще две «немецкие» и одну «американскую» кампании. Я начал игру по порядку, а первой в списке новых стояла кампания «Сердце Тигра» (это постарались переводчики, вообще-то кампания называется «Tiger Ace»).

УТРО ТУМАННОЕ, УТРО СЕДОЕ...
Итак, СССР, Ленинград, 29 сентября 1942 г., 07:23 утра… Непроходимый русский бурелом, заваленный снегом...
Не удивляйтесь. Просто разработчики в своей давнишней, мультипликационной, манере нам рассказывают о «предыстории» действующих лиц. Собственно, в предваряющем кампанию ролике и «засветился» Т-34, которым я вас интриговал. Хотя то, что этот танк – именно Т-34, я понял только из пояснительного текста. Внешне он больше всего походил на «Шерман» из поздних серий, на котором вместо белой, зачем-то нарисовали красную звезду. Да и сам «Тигр» был похож на изрядный гибрид – башня от «Tiger II» на шасси обычного «Тигра». Но, будем считать, что я придираюсь. Или, может быть, иронизирую. Мультик всё-таки. (Хотя нарисовано и вправду ужасно). Впрочем, истерический смех может вызвать уже сам факт – «Тигр» в сентябре 1942 г. под Ленинградом уничтожает полчища Т-34.
Но всё это – предыстория. А наша история разворачивается в июне 1944 года, в Нормандии. Дорога на Виллер-Бокаж, английский конвой, «Крысы пустыни»… Ничего не напоминает? Разумеется, напоминает! Одно не пойму, зачем надо было прятать самого распиаренного немецкого «танкового аса №1» под псевдонимом «Максимилиан Восс»? Это притом, что ключевое словосочетание «бой у Виллер-Бокаж» присутствует во всей красе? Кстати, в отечественной игре «В тылу врага», одна из кампаний которой посвящена тем же самым событиям, скрывать ничего не стали и честно назвали немца по имени – Михаэль Виттман.

СНОВА О ВИНТИКАХ
Что первым делом привлекает внимание в кампаниях «Tales of Valor»? Первое – это «дерево технологий». Оно, конечно, не совсем «технологий» и вовсе не «дерево», но приходится пользоваться привычными терминами. Если помните, у каждой из «фракций» в игре был свой список «доктрин», между которыми можно было выбирать и развивать те или иные способности и «бонусы» для своих войск. (Например, у «американцев» можно было выбирать между «пехотой», «танками» и «авиационной поддержкой»).
Для каждой из кампаний в «Tales of Valor» было сделано своё специфическое «дерево». А точнее – набор «бонусов» и «спецумений», ибо выбирать можно лишь последовательность их изучения – выбор одних не запрещает и не открывает последующее изучение других. В кампании «Сердце тигра» мы улучшаем навыки своего «тигриного» экипажа – скорострельность и точность, например. Некоторые «бонусы» выглядят весьма забавно, например «приказать стрелку-радисту шютце Брендту перестать трепаться по рации, а вместо этого заняться делом и взяться за курсовой пулемет». Я, конечно, шучу, но без изучения этого «бонуса» у нашего «Тигра» курсового пулемета как бы вовсе и нет. Или, того лучше, «стрельба фугасными снарядами». Напомню, что в игре «Company of Heroes» (в отличие от игр из серии «В тылу врага») разделения по типам снарядов нет – есть лишь типы урона, наносимого той или иной огневой точкой. В итоге, если наш «тигр» стреляет «бронебойными» - это выглядит как обычно в игре. Если же переключить на «осколочно-фугасный» и выстрелить, то создаётся впечатление, что саданули из 152-мм гаубицы – дым и пыль до небес и воронка размером с лунный кратер. Собственно анимацию (и поражающий эффект) от игрового гаубичного выстрела и приклеили к этому тигриному бонусу.
Во второй кампании, «американской» «Дамбе», с «бонусами» еще веселее. Вы играли в «Сталкер: Чистое небо»? Тогда все эти «увеличить магазин до 30 патронов», «увеличить точность автомата», «ускорить перезарядку» и т. п. вам будут хорошо знакомы. А вот на заключительную «немецкую» кампанию пороху у разработчиков уже не хватило – все тамошние «умения» надерганы из разных доктрин старых «Вермахта» и «Танковой гвардии».
Еще в кампании реализована возможность «прямого управления». Но – весьма странным способом. Всё в той же «В тылу врага» «прямое управление», одна из главных «фишек» игры, реализовано следующим образом – «стрелками» курсора мы двигаем выбранный юнит, мышью целимся и стреляем. Эдакий шутер от третьего лица. В «Tales of Valor» реализовали только вторую половину «фишки». То есть, мы сначала кликаем мышью в нужную точку, затем включаем опцию «прямого управления», целимся и стреляем. Управлять движением и стрельбой одновременно просто нельзя. Работает эта фишка только в кампаниях и «Операциях» (новая разновидность в игры мультиплеере), на одиночных картах её нет. А даже если бы и была – какой в ней прок? Во «В тылу врага» (особенно, в самой первой игре серии) – это была основополагающая особенность. В «Company of Heroes», с её игровой динамикой, с её лайфбарами и «едиными» боеприпасами, вообще – с её физикой - такая возможность просто не нужна. Особенно в том кастрированном виде, в котором она реализована. Лично я этой возможностью пользовался исключительно для того, чтобы посмотреть – как оно там работает. Абсолютно бестолковое нововведение.

ЧТО НОВОГО НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ?
Однако, вернемся к нашему Михаэлю-Максимиллиану. Миссия первая – уничтожаем британскую колонну, громим «Пустынных крыс» в Виллер-Бокаж, теряем после поломки свой танк. Миссия вторая – «пешим по танковому» выбираемся из Виллер-Бокаж к своим. Миссия третья (между прочим, весьма в стиле игры «В тылу врага 2» и её аддонов – маленький отряд под руководством игрока и толпы компьютерных союзников и противников) – берем два новых «тигра» и захватываем Виллер-Бокаж вместе с пехотной поддержкой. Миссия четвертая… Что? А нет никакой четвертой миссии! Получаем «рыцарский крест с дубовыми листьями» за прохождение кампании – и всё! Всё!
Вот так, уважаемые игроки. Вся кампания – из трех миссий, которые развиваются на одной и той же невеликой карте. Каково?
Со всеми остальными кампаниями такая же ситуация – на каждую из трех кампаний приходится по три миссии, все три миссии каждой кампании проходят на одной и той же карте. Прониклись? Если нет – перечитайте ещё раз.
Ну и как это назвать? Есть хорошее, емкое, слово – халтура, другого на ум не приходит.
Тем более, что только в «Сердце тигра» мы хотя бы ходим по карте от края до края, из точки А в точку Б, потом наоборот, потом – ещё раз наоборот. В кампании «Ущелье Фалаис» (почему, собственно, «ущелье» и почему – «Фалаис», - надо спросить у переводчиков «Буки») мы тупо (другого слова и не подобрать) обороняем один и тот же рубеж на протяжении всех миссий. Ну да, в первой миссии ещё была попытка как-то разнообразить действо – сначала ловим американских десантников у себя в тылу, а потом не пускаем атакующие войска к своим танкам, спрятанным от союзной авиации под кустами. Но потом! Танки уезжают, и мы просто - «не пускаем». Подразумевается – держим горловину Фалезского мешка, не позволяем сомкнуться клещам окружения и даем возможность «своим» отступить. Впору присвоить этим двум миссиям премию от гейм-индустрии «Лучшая нудятина 2009»!
На прохождение всех трех кампаний в «Tales of Valor» я потратил ровно один вечер. Сначала часок покатался на «тиграх»-терминаторах, потом покомандовал другими терминаторами, уже живыми – американскими десантниками. А потом два часа зевал, отбивая волны союзников, накатывавшие беспрерывно, одна за другой, на бастион сумрачной тевтонской мощи. Вот ведь тоска.
(Даже не верится, что последняя кампания, как и вся игра, сделана на Западе. Обычно в западных играх так представляют советскую армию, но никак не свою собственную, – с голой пяткой на пулемёт. И – бесконечным потоком).

ЧУДО ГЕЙМ-ДИЗАЙНА
Теперь о новых юнитах. Новые юниты в игре есть, но лучше бы их не было. Не всех, конечно. Например, имеется новый отряд американских десантников и отряд немецких танкистов. Однако, доступны они только в качестве «главных героев» в соответствующих кампаниях, на одиночных картах их нет. А зря. Ладно – десантники, кроме «новых», у американцев есть и «старые». Но вот заменить солдатиков-пехотинцев в экипажах немецких машин на специфических солдатиков-танкистов было бы неплохо. Кроме того, в кампаниях, в качестве «тяжелого» вооружения пехоты было замечено английское противотанковое ружьё «Бойс». Напомню, что в «Company of Heroes» специальное, «тяжелое», вооружение выдается пехотным отрядам после индивидуальных апгрейдов или подбирается с земли. Например, немецкой пехоте можно выдать в довесок к «98k» пулемёт MG-42 или панцершрек. Так вот, присутствующее в компании новое вооружение на одиночных картах опять-таки недоступно. Спрашивается, для чего всё это делали? Как следует рассмотреть и оценить эти весьма скромные «новшества» в скоротечных кампаниях просто не удаётся, а на случайных картах их нет.
Между прочим, самих новых одиночных карт весьма мало. Боюсь ошибиться, но не более пяти-шести. И, кстати, разработчики ничтоже сумняшеся внесли в их список и карты из новых кампаний. А чего добру-то пропадать, в самом деле?
Отвлекся, возвращаюсь к новым юнитам. Реализованы они следующим образом: в особом меню настроек армии можно выбрать из списка новые юниты, которые заменят уже имеющиеся. А всего новых юнитов, - внимание!, барабанный бой, - девять. Да-да, девять. «Вермахту» повезло больше, ему достались три новые единицы. Остальным – по две.
Да и девять – это просто количество строчек в списке. Реально «новизны» гораздо меньше. Ведь новый, виттмановский, «тигр» - это просто перекрашенный старый. Британский бронеавтомобиль «Стагхаунд» и американский бронеавтомобиль Т17 – это по сути одна и таже модель. Равно как и два немецких «корыта на колёсах» - почти не отличающиеся автомобили-амфибии «128» и «166». Что там ещё в списке? Британский бронетранспортер «Кенгуру» - ну это просто «Шерман без головы», танк без башни. Еще имеется американская САУ M18 «Хэллкет» - вот уж действительно, зверь – машина, единственная толковая новая моделька.
Самое интересное я, конечно, приберег на десерт. Ведь осталось еще два юнита. Но зато каких! Из серии «хоть стой, хоть падай». Итак, на вооружение танковой гвардии поступил трофейный лёгкий французский танк «Гочкисс», а вермахту досталась САУ на его шасси – «Гешутцваген» 39Н.
И вот эти два «великолепных» образчика рассекают в неимоверных количествах по Нормандии в 1944 году!
В играх на роль «машинок и танчиков» берут, как правило, самые типичные и узнаваемые образцы (вроде Т-34 и «Тигра»), или образцы уникально-неповторимые (ну да, есть игры, в которых «Маусы» шустрят по полю десятками). Однако компания Relic сказала новое слово в игровом дизайне. Возьмем крайне малоизвестную (и малочисленную!), совершенно невыдающуюся и ничего особенного не представлявшую «в реальной жизни» модель и запихнем в игру. И ведь не в сюжетную миссию, специально для обыгрыша какого-нибудь сюжетного поворота, нет, просто так. Чтоб было.
Ко всему прочему, непосредственно замена старых моделей на новые выполнена не особенно логично. Вот интересно, с какого перепугу никчемный в игре бронетранспортер «Кенгуру» заменяет собой какой-никакой, а всё же танк – «Кромвель»? Что у них общего? Почему лёгкий «Гочкисс» призван заменить Pz.IV, пусть и с короткоствольной пушкой? А представить игрока, который добровольно откажется от цельнобронированной StuG.IV в пользу этого гроба на колёсиках, пардон, на гусеницах, «Гешутцвагена»?
Посмотрев на новые модельки я плюнул и оставил галочку только напротив «Хэллкета» - и сама машинка выглядит красивее, нежели прежняя самоходка М10, и юнит на поле боя полезный.
Что добавить ещё? Графика и физика изменений не претерпели, к тому, что было сказано в предыдущих обзорах по играм этой серии добавить нечего. Можно упомянуть изменения в ИИ. То ли я отвык и стал нерасторопен, то ли разработчики действительно подкрутили винтики, но победить ИИ уровня сложности «Экстра» за полчаса, как раньше, мне не удалось. Наоборот, ИИ победил меня. Пришлось снижать сложность и учиться заново. Одно могу сказать точно – читерство ИИ даже на нормальном уровне заметно выросло – это видно по статистике после боя. Даже если с первых минут загнать компьютерного оппонента в угол и не давать ему оттуда высунуться, по количеству добытых ресурсов он все равно превзойдет игрока. Ах да, ещё мультиплеер обзавелся новым режимом - «Операции». Операций там три. «Танковые покатушки» - у каждого игрока по одной боевой машине, пехота управляется ИИ и путается под ногами; «пехотные разборки»: эдакий недошутер от третьего лица с примесью RPG («прокачка» персонажа) - выбираем себе одного бойца из традиционного списка (снайпер/офицер/медик/штурмовик/разведчик-мотоциклист и т. п.) - и вперед, показывать ИИ где раки зимуют, союзный ИИ играет роль массовки; наконец «игра в стойкого оловянного солдатика» - удержать оборонительные рубежи вокруг штаба от атакующих волн разбушевавшегося ИИ-океана. Каждая из операций снабжена своим «набором бонусов». Количество карт на каждую операцию не то, что весьма скромное, но просто мизерное - по одной (в «Панцеркриг» - две). Количество желающих в эти «операции» сыграть - тоже колеблется в районе двух-трех человек на весь Интернет.
Про «традиционный» мультиплеер говорить нечего – он всё так же хорош и никакими новшествами его, слава богу, не испортили.

НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЙ ИТОГ
Для чего я так подробно всё расписал? В том числе и для того, чтоб самому понять – так что же дал игроку этот аддон? Ответ неутешительный – почти ничего. Подобное количество и качество «добавок» простительно любительскому моду или бесплатному модулю, скачиваемому из сети. Не более того.
Если «Opposing Fronts» можно было признать как один из образцов, как надо делать аддоны, то «Tales of Valor» - типичный образец того, как аддоны делать не надо. В Relic просто захотели заработать деньги на брэнде, не вкладывая практически ничего. Что ж, видимо им это удалось. Вот только брэнд изрядно потускнел. Если разработчики надумают выпускать еще один аддон или игру-продолжение, им стоит учесть, что покупатели теперь с большой осторожностью отнесутся к игре с названием «Company of Heroes».*
© Автор обзора -Андрей Гузенко (Erofey) , специально для Internetwars.ru.
© Любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru запрещается.