"Когда на смерть идут, - поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв – и умирает друг.
И значит, смерть проходит мимо…"
Семён Гудзенко, "Перед атакой"
КОГДА ИГРА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ИГРА
Как-то
раз, компания "Nival Interactive" решила отойти от
фантастических проектов рубежа веков (серий "Аллоды" и "Демиурги") и выпустила весной 2003-го военно-историческую
стратегию. Да так выпустила, что теперь когда говорят
"Блицкриг" - подразумевают "Нивал", а когда "Нивал" - думают
о "Блицкриге". Наверное, только кроме самых закоренелых
поклонников фантастики.
Рокот двигателей военных машин. Пылающие дома и техника.
Дьявольские залпы вражеских гаубиц, после которых округа
превращается в прах. Бесчисленные боевые операции и в дождь,
и в снег, и в жёлтых песках пустыни, и зелёных лесах. И,
конечно же, множество смертельных схваток с неприятелем в
рамках самого кровавого конфликта в истории человечества.
Наверняка именно такие ассоциации вызовет слово "Блицкриг" у
любителей данной игры. "Блицкриг" в своё время собрал
приличный круг почитателей, как и положено незаурядной
стратегии. В неё с одинаковым задором играли как корифеи
подобных игр, знающие историю Второй Мировой не понаслышке,
так и люди, благодаря ей заинтересовавшиеся темой.
В чем же секрет подобного успеха? В том, что "Блицкриг" -
это эпическое повествование о самых важных и драматичных
эпизодах Второй Мировой войны. Пройти их предлагалось за три
нации, которые задавали тогда тон. Понятно, что это были
СССР, Союзники и Нацистская Германия.
Большую часть времени в игре приходилось проводить на поле
боя – оно и понятно, применительно к тактической стратегии.
Перед каждым заданием обрисовывалась ситуация и помечались
точки на карте, которые необходимо было поочерёдно
захватывать. Условие победы – проехаться по всем отмеченным
местам и навестить неприятельские укрепления (реже – не дать
порезвиться над своими). Игрок имел определённый выбор,
поскольку обычно жёстких ограничений в направлении атак не
ставилось. Но бывало, что противник сам лез на рожон и
вынуждал поворачивать наши войска на свои конкретные
позиции. К примеру, такое случалось, если "набили" прицел
вражеские гаубицы или дерзкие "Тигры" повадились сминать
нашу пехоту с фланга.
В "Блицкриге" больше всего подкупало дотошное внимание к
деталям всего, что двигалось и воевало на карте и самой
карты. А всего в игре 200 типов военной техники и 40
разновидностей пехоты. Каждый юнит представлял собой точную
копию оригинала, только в миниатюре и насколько это
позволяла двухмерная графика, а также разрешение мониторов
того времени.
Крайне ярко любовь к мелким составляющим разработчики
продемонстрировали во встроенной "Энциклопедии вооружений".
Туда занесли всю информацию о боевых единицах (бронетехника,
авиация, транспорт, артиллерия…), кроме лёгкого стрелкового
оружия.
Возьмём, к примеру, описание советского танка Т-70. Его
характеристики, кроме лаконичной справки, расписаны по
множествам параметров: вес, двигатель, скорость, экипаж.
Потом, броня делилась ещё: на бортовую, кормовую, верхнюю, а
также наносимый ущерб и бронепробиваемость. По схожему
лекалу построены и остальные описания.
МАЙОР, БЕРИ КОМАНДОВАНИЕ!
Кроме
основного, тактического элемента, в игре имелась ролевая
часть. Вначале каждой кампании давались майорские погоны и
несколько подчинённых, а то какой офицер и без подопечных.
Они, в свою очередь, руководили подразделениями в битвах
(например, старший сержант Лукин – командир гаубичного
расчёта) и могли повышать уровни, добавляя частички опыта. В
случае особых заслуг высшее командование награждало
медалями, не несущих практического толка. В ситуациях
безалаберного разбазаривания людей и техники, сиречь полного
провала, они применяли кнут и понижали в звании.
Планирование составляло основу игры. Начинать его необходимо
было с перевооружения, диктуемого временем. Новую штатную
технику предоставляли перед началом глав, а также в качестве
приза – по результатам прохождения побочных заданий. Это ещё
один интересный момент в "Блицкриге". Ведь Вторая Мировая –
не только Сталинград, Курская Дуга или Корсунь-Шевченковская
операция. Это ещё и захват определённого моста, охрана
грузовиков снабжения, очистка крошечного посёлка – серия
безвестных операций, которые, как мозаика, выстраивали
цельный сюжет. Плохо, что это всё вскоре надоедало.
А за удачную оборону позиции или удержание моста полагалась
изюминка – образец новейшей техники, чтобы накостылять
неприятелю в будущих сражениях.
МЫЛЬНАЯ БЛИЦ-ОПЕРА
Феномен под названием "аддоны Блицкрига", в игровой среде,
подобен киношной "Санта-Барбаре". За те два года, что
функционировал этот "конвейер", вокруг серии было сломано
немало копий. И если бабки на скамейках, в своё время,
любили шутить, что мол, вот помрём и не узнаем, сыграли ли
свадьбу Родриго с Хуанитой, то утомлённые поклонники
"Блицкрига" интересовались: а сколько ещё поделок выпустят
сторонние компании для "срубания бабла"? Увы, но мрачные
впечатления по праву затмевали положительные отзывы.
***
Стать первопроходцем выпала честь "Смертельной схватке". Она
вышла в ноябре 2003-го, когда воспоминания о сражениях в
оригинале ещё оставались свежими, шокировав своей
неорганизованностью. В дополнении не хватало армейской
стройности, поскольку разработчики не удосужились "упаковать" миссии в аккуратные кампании (это стало бичом и
части следующих дополнений), а раскидали их вразброс.
Из достопримечательностей - единственная миссия за японцев,
а также задание (читайте - издевательство), в котором для
победы требовалось затратить час (!) реального времени.
***
В начале 2004-го на прилавках оказалось дополнение,
полностью посвящённое боевым операциям на Восточном фронте.
Но вряд ли это событие могло доставить радость. "Операция
"Север" жутко страдает в плане историчности. Дело в том, что
временной отрезок в аддоне – с лета 41-го до весны 43-го. За
вполне логичными, при таких условиях, боями за Прибалтику и
Смоленщину, кроются… военные действия на чешской территории!
Вопиющее неуважение к страницам истории, после которого
достаточно сложные миссии с преодолением многочисленных
оборонительных редутов представляют мизерный интерес.
***
С третьей попытки поклонники, ещё не потерявшие веру в выход
достойного аддона к "Блицкригу", вдохнули, наконец, глоток
свежего воздуха. "Пылающий горизонт", вне всяких сомнений,
превосходит два первых блина, которые вышли комом. Основа
сюжета – 18 миссий за Германию в различные периоды войны –
от Восточного фронта до Нормандии. Довольно много сражений в
Северной Африке за "Лиса пустыни" Эрвина Роммеля. Особенно
заметен, в ряде случаев, внушительный перевес противника в
артиллерии, которую легко наводят самолёты-разведчики,
вылетающие в вашем тылу.
В иных миссиях подконтрольная авиация, вкупе с артиллерией,
решала любые задачи. Словом, баланс – не пример для
подражания, но всяко лучше безобразий "Смертельной схватки".
***
"Смертельная схватка" 2 вобрала в себя недостатки, убивавшие
стройность миссий ещё в первой части, – беспорядочные
подкрепления и сновавшие стайки авиации. Вылеты самолётов
очень ценились в "Блицкриге" и то, как уничтожили одно из
достоинств оригинала, вводило в тоску. Чем действительно
выделяется аддон – так это нестандартными заданиями. Есть
возможность зачистить Сицилию, побегать по перевалам Карпат,
штурмовать либо оборонять Рейхстаг…
***
Аккурат под наступление нового, 2005-го года, появился
"Рокот бури". Качественное дополнение, исполнение которого,
как минимум, не хуже "Пылающего горизонта". Аддон посвящён
операциям Союзников с 1942 по 1945 годы. Артиллерия здесь –
настоящая царица полей. С её помощи можно устранить многие
отчаянные сопротивления – было бы терпение, а остальное, как
говорится, приложится. В такт пушкам и гаубицам подыгрывала
авиация. Занятно смотрелся организованный отход вражеских
сил после захлебнувшейся атаки.
***
Следующим выпустили "Восточный фронт", который стал
знаменательной вехой серии "Блицкрига". Первыми бросались в
глаза обширные карты, увеличенная дальность стрельбы для
танков и орудий, а также очень достойный баланс в сражениях.
Вражеские орудия и воздушные силы ничем не уступают
собственным и отвечают мобильными выпадами. Как видим,
схожие тактические признаки предыдущих "собратьев" тут
оказались не у дел, заставляя придумывать новые ходы. Также
ИИ любит действовать "с огоньком", переходя в бойкие контрвыпады, что выглядит внушительно при неплохом динамизме
битв. Аддон охватывал начальный этап Великой Отечественной:
от боёв под Брестом, через Белоруссию и до Смоленска.
Искренне жаль, что воевать приходилось только за войска
Вермахта.
***
Первое полугодие 2005-го ознаменовалось чрезмерной
плодовитостью "Смертельных схваток", коих вышло аж 3 штуки.
Естественно, данные продукты игростроя вышли хуже по
исполнению, чем пара предыдущих дополнений, но в них порой
проблескивали оригинальные идеи. Так, в третьей части
разработчики внесли ночные битвы, а в четвёртой уделили
внимание событиям первых двух лет войны. Театр военных
действий составляли Польша, Норвегия, часть сражений
проходила на территории СССР. Ещё дальше зашли создатели
"Смертельной схватки" под номером 5. Дополнение предлагало
перенестись… в современность, где нацисты и Красная армия
сменяются войсками ООН и арабами. Как следствие, это
повлекло за собой внедрение соответствующих систем
вооружения (к примеру, вертолётов).
***
Последующий аддон – "Дьяволы в хаки" - не внёс ничего
революционного. На выбор предлагались две кампании: про
немецких парашютистов – "зелёных дьяволов" и про 9-ую
танковую армию. Ни новой техникой, ни подправленным балансом
создатели побаловать игроков не смогли. Да и времена уже
менялись – вышел второй "Блицкриг".
Блицкриг 2: неудавшаяся сказка про белого бычка.
Чем он встретил жаждущих игроков, так это старыми добрыми
тремя кампаниями (с включением тихоокеанского ТВД).
Естественно, в них охватывались события всей Второй мировой
войны в целом. Каждая глава в кампании содержала главную
миссию и несколько второстепенных. На полях сражений
появлялось около 300 типов техники и 60 разновидностей
пехоты.
Игра с первых минут боя радовала прекрасно прорисованными (в
целом) картами. Разработчики отказались от так называемого
"генератора карт", и местность создавалась "вручную". В
разгар битв ощущалась недюжинная подкованность вражеской
артиллерии, а частое преодоление многоступенчатой обороны
привносило в миссии некое напряжение "выжидания": сколько
ещё редутов скрывается на пути? После успешных попыток
планомерного уничтожения неприятеля "раздавались" командиры,
ускоряющие развитие подчинённых.
Юниты в процессе прохождения с охотой обучались. К примеру,
пушки приобретали способность устраивать засады или
удерживать определённый сектор, что давало плюс к убойности.
Войска изобиловали техникой, но танки, чтобы их не подбили
вездесущие штурмовики, приходилось постоянно перемещать.
Зато, боевые машины обладали достойными характеристиками.
Все, кто играл в первый "Блицкриг", наверняка помнят
ситуации, когда бойцы в траншеях безропотно позволяли танкам
неприятеля подъезжать и расстреливать их из пушек и
пулемётов. Увы, этот тир с живыми мишенями перекочевал и во
вторую часть. Ещё из недостатков можно выделить изъяны в
анимации солдат.
Второй "Блицкриг" не имел такого успеха, как первый. Самым
лёгким было бы свалить всё на погрешности игры, как,
например, невнятная мораль подчинённых, но и достоинств
имеется немало. Кроме вышеназванных припишем сюда интересные
ночные миссии (как вариант - сопровождение танками
инженерных грузовиков).
Возможно, главная причина в том, что "Блицкриг", в своё
время, не имел мощных конкурентов. А ведь когда выходила
вторая часть, ниши качественных стратегий о Второй мировой
заполняли игры вроде "В тылу врага" и "Company of Heroes".
***
Памятуя о былой эпопее, практически не оставалось сомнений в
выходе официальных дополнений теперь уже для второй части.
Спустя год свет увидело "Возмездие", посвящённое событиям
заключительного этапа войны. Туда включались операция "Багратион", Курляндский котёл, бои за Венгрию. В остальном
продукт вышел пресным и ничем особым не запомнился.
***
Над
"Освобождением" провели более основательную работу. Аддон вовлекает в то время, когда немецкие войска раз за
разом начали терять стратегические позиции. Там был и прорыв
линии "Густава" в Италии, и заезженная бойня 44-го во
Франции, и даже небольшое германское контрнаступление в
Арденнах. Плохо, что кампания за СССР (в который уже раз)
обошла сюжет игры стороной.
Подытоживая, стоит сказать, что этим "грешила" львиная доля
дополнений. В основном приходилось видеть, набивших
оскомину, немцев да союзников, а вот Советский Союз был
здесь нечастым гостем и захаживал лишь по большим
праздникам. На том и завершилась, без преувеличения,
грандиозная по размаху официальная история серии.
За рубежом, кстати, выпустили несколько дополнений, которые
не локализовывались в России (Desert Fox, Panzerkrieg:
Пылающий горизонт 2 и др.). Ещё можно вспомнить игры,
которые очень активно использовали "блицкриговский"
"движок", такие как "Карибский кризис", "Первая мировая", "Сталинград" и т.д.
Неумирающий ветеран
Нельзя не упомянуть и энтузиастов из числа фанатов,
мододелов. Они выжимают из старенькой стратегии все соки (в
хорошем смысле), стремясь подвести любимую игру до пределов
возможного совершенства. И это происходит даже спустя семь
лет после выхода – получается, "Блицкриг" проверен временем.
К игре сделано очень много модов, но зачастую они не несут
каких-то глобальных разработок. Как правило, они делаются
чисто для "своих", преданных фанатов. Изменения носят
точечный характер и вряд ли будут интересны широкому кругу
игроков.
Из более-менее интересных выделим "Миссию Курск" (понятно
про что); мод "HRA" - об действиях венгерской армии,
включены также Словакия, Италия, Югославия; мод "rok1950" –
о корейской войне; "Косово 2012" - попытка моделирования
вымышленного албано-сербского конфликта.
СЛАВНАЯ ГИГАНТОМАНИЯ
Но, словно небоскрёб, над ними всеми возвышается мод-гигант
"GZM". По сути, мы окунаемся в старый оригинал, поскольку
здесь также присутствуют три большие кампании за СССР,
Союзников и Германию. Но он как бы разросся вширь, причём во
всех компонентах. Команда работает над своим детищем уже
несколько лет и делает это на совесть.
Разработка началась примерно после выхода первого "Блица".
На тот момент он считался лучшей платформой для эпических
боёв в масштабах Второй мировой.
В 2005 году вышла первая доступная широкой публике версия
мода под индексом 3.07. Перемены не несли всеобъемлющий
характер: правились характеристики юнитов, изменялась
дальность стрельбы и прочее в том же духе.
Продукт 2006 года (версия 5.55) уже по праву мог зваться
конверсией. Что интересно, украинские "пираты" выпустили мод
на дисках под названием "Total Conversion". Были введены
новые карты, юниты, звуки, награды – изменений на несколько
страниц текста.
Летом 2007-го команда разработчиков, вдохновлённая свежими
идеями, решила продолжить творчество и дальше. Следующей
целью являлась версия 7.0. В уже выпущенной, к тому моменту,
6-й версии добавлено около полусотни новых юнитов, а также
убраны спорные.
Титаническая работа в 2010-м родила-таки "GZM-7.0". В мод
вставлено около 1000 юнитов, доработаны старые единицы. Пара
сотен видов солдат, кавалерия для советской армии и Войска
Польского. Огромные силы были затрачены на приведение ТТХ
юнитов в соответствие с историческими реалиями. Эффекты,
текстуры, здания - легче найти то, что изменениям не
подверглось – настолько вездесущий труд провели создатели.
Созданы новые главы и отличные карты. Особенно стоит
отметить Гражданскую войну в Испании (известную ещё с версии
5.55). Много ли игр, где она есть вообще? А здесь этот
конфликт освещён очень подробно - в нескольких миссиях с
обеих сторон.
Из примечательных юнитов: советские бронекатера,
танки-тральщики, боевые собаки, камикадзе. Выделяются отряды
специального назначения – диверсанты НКВД, американские
рейнджеры, группа "Бранденбург" и др. При игре встречаются
занимательные виды оружия – напалм, морские мины…
И да – играть стало очень сложно. Стоит пройти на пролом – и
всё станет понятно. А ведь сколько раз такая тактика
"сходила с рук" в оригинале и дополнениях.
"GZM" продолжает активное развитие. Периодически на сайте
разработчиков выкладываются свежие файлы, в которых
воплощаются очередные улучшения. Вся работа по прежнему
ведётся на основе первого "Блицкрига", уже более семи лет
показывающего нам гибкость своего "движка". Но, как это ни
печально, время идёт и требуются не только усилия мододелов,
а ожидаемые потуги от компаний по созданию "Блицкрига 3". |
|