- Вам, людям, свойственно уничтожать друг друга.
- Да, весело живем.
(Диалог Терминатора и Джона Коннора из фильма «Терминатор-2»)
ИСПОРЧЕННАЯ СИЕСТА
Морпех латиноамериканской внешности, высунувшись из-за угла, смотрел на
ту сторону мрачной лощины, огражденной бетоном, колючей проволокой и
гордо зовущейся Государственной границей. Люди «оттуда» были точно такие
же – смуглые, говорящие по-испански и с жутким акцентом по-английски.
Когда-то их небольшой островок был единым государством. А потом взяли –
и поставили эту чертову границу в самом узком месте острова, там, где
находился его родной город Коразол, разделив город на две части.
Коммунисты, обосновавшиеся на севере острова Сарани, поцапались с
монархистами с юга, и выкинули Королевские войска из всех городов,
севернее Коразола, провозгласив свое государство - Демократическую
Республику Сарани.
Вот только природные ресурсы (в основном, видимо, это банановые
плантации) остались в основном на территории Королевства. Так что теперь
морпех мог видеть на той стороне только полуразвалившиеся, мрачные дома.
Или фундаменты, где раньше стояли другие такие же дома, не достоявшие до
этого дня по причине того, что коммунисты и монархисты иногда
постреливали друг в друга через границу чем-нибудь тяжелым.
Разделенный на две части Коразол стал, словно, зеркалом всего острова
Сарани. Веселая и беззаботная, как и подобает латиноамериканской стране,
южная часть, и мрачная, угрюмая и агрессивная северная. У морпеха было
ощущение, что северяне вообще ничем, кроме военной подготовки не
занимались. Гражданские из Демократической Республики Сарани к границе
уже давно не подходили близко, только военные. Почему-то одеты они были
в форму Российской армии. По крайней мере, так морпеху рассказали
какие-то отчаянные русские туристы в баре.
Сам морпех был одет в форму натовского образца, а в руках сжимал М-16. И
тренировали его отряд американские инструкторы. Вели они себя довольно
высокомерно, но морпех терпел, поскольку выше, чем в армии, зарплату не
платили нигде. Даже на банановых плантациях. Тем более, эти проклятые
гринго скоро собираются уезжать.
Жарко. Морпех вытер выступивший на лбу пот, и вдруг заметил на другой
стороне границы пару БМП. Опять у этих коммунистов учения… Все никак не
навоюются.
Морпеха
сильно хлопнули по плечу. Это был приставленный к их взводу американский
инструктор.
- Какой-то ты вялый, Флорез! Опять ром контрабандный пил весь вечер?
Контрабандный ром «оттуда» был в разы лучше мерзкого пойла, которое
делали в Королевстве. И чертов гринго об этом знал. Уж в чем, а в
выпивке северяне толк знают! У самого гринго небось, ящик такого рома
стоит в его комфортабельной «пятизвездочной казарме». А простых солдат
КАКС (Королевского Армейского Корпуса Сарани) за распитие строго
запрещенного к продаже на территории королевства напитка (что поделаешь,
эмбарго, наложенное на торговлю с вероятным противником) могли и выгнать
взашей. Если бы поймали.
- Никак нет, сэр! Просто жарко!
С трудом подобрав непривычные английские слова, морпех Флорез
приготовился к очередному разносу. Их американские «друзья» любили
устраивать по поводу и без повода. Однако гринго вдруг пристально
уставился на БМП, как-то очень уверенно ползущие по направлению к мосту
между двумя частями когда-то единого острова Сарани.
- Эт-то еще что такое! Похоже, провокация!
БМП ускорили ход и въехали на мост. Американец выхватил рацию и втолкнул
морпеха в дом, одновременно крича в динамик по-английски. Рация что-то
хрипло прокаркала ему в ответ…
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ВОЕННЫЕ СТРАСТИ
Созданием приличного сюжета для своей игры создатели явно не
озаботились. А ведь лихо закрученный сюжет был важным звеном в цепи
факторов, которые стали ключом к успеху «Operation Flashpoint» – первой
игры серии. Увы, создатели игры не нашли общего языка друг с другом, и
серия разделилась на две части. Права на брэнд остались у одних, а
«славные традиции» - у других. Codemasters сделали (причем, много позже)
игру «Operation Flashpoint: Dragon Rising», о которой я уже рассказывал.
А чехи из Bohemia Interactive назвали свою часть серии ARMA: «Armed
Assault».
Местом действия был выбран вымышленный остров Сарани в Атлантике,
разделенный на две части – коммунистическую и монархическую. Что
интересно, топографические названия, и имена людей в основном испанские.
Что заставляет предполагать местонахождение острова Сарани в Латинской
Америке. Остров огромный, площадью порядка четырехсот квадратных
километров. Нарисован вручную, и нарисован просто шикарно. И реки, и
леса, и мосты, и города, и горы, и луга, и дороги… Все настолько
реалистично, что порой там даже не хочется воевать. В городах по вечерам
включаются фонари, в лесах жужжат насекомые, в небе парят птицы.
Единственная критика здесь может быть связана с тем, что природа острова
в разных частях очень сильно различается. Слишком сильно, это все же
остров, а не континент. Если на юге – чистой воды тропики, то на севере
– практически Скандинавия, не меньше. В остальном прицепиться тут больше
не к чему.
А сюжет – просто ахиллесова пята игры. Даже не шаг – скачок назад по
сравнению с первой частью. Разработчики сподобились лишь на глобальные
штрихи в этом плане. Мол, есть злые коммунисты, есть мирные монархисты,
которых поддерживают еще более мирные американцы, и хватит на этом.
Кампания начинается с того, что два американских джипа с бойцами
контингента, обучавшего КАКС (Господи, ну и аббревиатура) были вызваны
по тревоге в пограничный город Коразол, где началась перестрелка. Там на
Вас, одного из бойцов этого контингента нападают люди, одетые в военную
форму, крайне похожую на форму Российской армии, вооруженные всякими АК,
РПК и СВД, разъезжающие по острову на БМП-2 и Т-80. Это войска северного
диктатора, который решил, наконец, покончить с монархией наиболее
радикальным способом. Причем, монархия в Южном Сарани постоянно
называется демократической. Термин в игре такой - «демократическая
монархия». Я, честно говоря, даже не могу придумать к этому термину
подходящее определение, настолько он колоритный.
Никаких персонажей вроде рядового Армстронга, или спецназовца Гастовски,
ни даже злобного Дмитрия Лукина, как в первой части Вам под управление
не дается. Игрок здесь в некоторой степени обезличен. Обычно можно даже
выбирать, в какой роли Вы желаете проходить ту или иную миссию. Помимо
основных миссий есть еще миссии второстепенные, проходить которые
необязательно, однако они могут облегчить выполнение основных. Например,
чтобы при выполнении основной миссии не встретить на поле боя конвой
вражеской бронетехники, есть возможность устроить этому конвою засаду.
Такие второстепенные миссии отличаются совершенно садистской сложностью.
Попробуйте в одиночку уничтожить конвой из пары танков и пары БМП. Мне
это удалось сделать, только взорвав вместе с конвоем еще и городок,
через который этот конвой проезжал. Взорвать пришлось вместе со всем
мирным населением, жилым фондом, бензозаправкой (она горела особенно
живописно)… То есть, пришлось совершить военное преступление чистой
воды. Или теракт.
Другую побочную миссию мне пройти совсем не удалось, там была задача
уничтожить пару машин с пехотой «северосаранцев» (ну как их еще
называть!). Так вот, когда я начинал стрелять в них издалека, из
навороченной снайперской винтовки, с шикарной позиции, из этих машин
вываливала толпа бойцов с «Калашниковыми», которые начинали стрелять из
них на огромное расстояние гораздо более метко, чем я. И они неизменно
побеждали, поскольку баллистическая траектория пуль и снарядов
совершенно не мешала им раз за разом попадать снайперу в голову.
Иногда занятными бывают ролики между миссиями. Они сделаны в виде
новостных выпусков. Их ведет диктор с профессионально-скорбным лицом и,
контрастирующим с таким лицом, бодрым голосом. С линии фронта на связь с
ним выходит американская журналистка, любящая позировать на фоне горящей
бронетехники советского производства и нескольких трупов. Она
рассказывает зрителям об ужасах войны и героизме защитников демократии.
В конце концов, ее наконец-то случайно убивают, о чем бодрым голосом
сообщает диктор.
Геймплей со времен «Operation Flashpoint» почти не изменился, как и
система управления, довольно сложная, но, в целом, вменяемая. Из
значимых нововведений я бы отметил, разве что, артиллерию, и возможность
плавания. ИИ умом отличается не всегда, зато отличается какой-то
сатанинской меткостью, даже по ночам в лесу. Это делает прохождение
часто очень затруднительным. Вражеская бронетехника иногда видит сквозь
заросли, что печально. Тем не менее, современный локальный военный
конфликт в игре отражен довольно полно.
Огромную роль играет поддержка с воздуха. Впрочем, освоить этот аспект
полностью не так-то просто, поскольку управление летающей техникой
заметно усложнилось. Теперь нельзя, сев в ударный вертолет, безраздельно
царить на поле боя, не помучавшись при освоении. Не будем забывать и о
том, что на земле тоже появились некие продвинутые виды вооружений,
призванные устроить новоявленным пилотам более близкое знакомство с
дамой по имени Гравитация.
Разумеется, не обошлось без проблем, так называемых «багов». Большинство
из них относятся к области физики, но бывают и весьма забавные. К
примеру, солдат может заблудиться в городке, где всего две-три улицы.
ВСЁ НОВОЕ - ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
В общем, компания Bohemia Interactive выпустила ту же самую «Operation
Flashpoint», но на улучшенном графическом движке, позволяющем завернуть
то же самое содержимое в красивую, цветастую и более современную
графическую обертку. Оригинальная игра неспособна надолго увлечь.
Разумеется, определенная реиграбельность присутствует за счет некоторой
нелинейности сюжета, но все равно слабовато. Однако назвать эту игру
однодневкой нельзя.
А ларчик просто открывается.
Как и в игре-предшественнице, в «Armed Assault» встроен удобный
редактор. «Operation Flashpoint» имеет модов и дополнений не меньше, а
гораздо больше, чем ставшая легендарной в этом плане «Rome – Total War».
Так что от разработчиков для появления нового поколения модов
требовалось только дать новый движок, и редактор для него, что они и
сделали. Разумеется, игра «Armed Assault» тут же обросла огромным
количеством модов, охватывающих как вымышленные, так и реальные военные
конфликты и содержащих много нового оружия и техники. Умельцы даже
кампании «Operation Flashpoint» на новом движке в деталях воссоздали,
включая даже острова Аверон, Малден и Колгуев.
Резюмируя, можно сказать, что по-настоящему Вам эта игра откроется
только через редактор. |
|