КОШМАРЫ ЭНТИТЕМА Не прельщайтесь. Картинку, чтобы
хоть как-то украсить титул этой странички я взял не из игры. Это даже не
обои. Это просто картинка на тему Гражданской войны в США 1861-1865 годов,
валявшаяся на задворках моего винчестера. К стратегии "Сражения
гражданской войны: Энитем", о которой пойдет речь, она никакого
отношения не имеет. И вообще, прежде чем заговорить о самой игре, хочу
начать совсем издалека. Напомнить, что война "Синих" и "Серых" - самый
кровопролитный конфликт в истории США, унесший полмиллиона жизней. Война
была долгой и трудной для обеих сторон, битвы кровавые и масштабные. Не
удивительно, что эта тема не раз привлекала разработчиков военных,
стратегических игр. Правда, по настоящему удачной игры о гражданской войне
в США на сегодняшний день нет. Хотя только за последние пару лет было
сделано по несколько попыток так или иначе компьютеризировать великое
противостояние Севера и Юга. Всех их вы найдете на нашем сайте. Это
"Forge of Freedom", "Take Command: 2nd
Manassas", "American Conquest: Divided Nation", American Civil War: 1861-1865 – The Blue and the Gray. Были и другие, но не заслуживающие внимания. И вот на
нашем рынке, черном ли белом ли - неважно, появляется Civil War Battles: Antietam.
Дата выхода - осень 2008 г. Как большой энтузиаст темы "синих" и
"серых" я ее спешно покупаю, запускаю и в тихом изумлении опускаю руки
перед творением студии "HPS simulations".
Заинтригованный, зашел на ее сайт и обнаружил, что "Энтитем" -
только одна из игр, выпеченных в духовке этой плодовитой кампании,
специализирующихся на военных симуляторах. Раньше были "Чикамуга",
"Викисбург", "Атланта" и другие. Делает студия и игры на тему Второй
Мировой, экспериментирует на мотивы наполеоники и Древнего Рима, создает
симуляторы морских сражений. Впрочем, загляните на сайт и сами все
поймете. До нас похоже дошел только "Энтитем". И слава богу, потому что
при ближайшем взгляде игра вызывает мягко говоря удивление. Прежде
всего шокирует графика. Назвать ее слабой - рука не поднимается. Она
примитивная, убогая! Плоская карта, на которой пошагово передвигаются с
трудом различаемые фигурки людей в синем и сером. Так делали игры во
времена DOS. Более менее узнаваемы только пушки и
фургоны снабжения. И все игры от "HPS
simulations" точно такие же, сделанные на одном движке, с одним и
тем же, под копирку интерфейсом. Зато их много и стоят они - 49$ каждая. Как какая-нибудь современная трехмерная
многокрасочная стратегия.
ДА, БЫЛИ ИГРЫ В НАШЕ
ВРЕМЯ Но цена, конечно, дело хозяйское. Раз не
снижают, значит покупают. Мне лично при знакомстве с "Civil War Battles: Antietam"
вспоминалась заря игровой индустрии, начало теперь уже безнадежно далеких
90-х, которые я застал. Застал и играл в самую первую игру на тему войны
1861- 1865 годов "Edward Grabowski's The Blue and the Gray", появившуюся в
1993 году. Игра была досовская, а какой еще она могла быть? Но в ней была
заложена удачная модель. Был стратегический режим и тактической. На
стратегическом формировались войска, их можно было перебрасывать по
железным дорогам и пароходами - по рекам. На тактических картах разворачивались
собственно сражения, с формациями, выстрелами, плотными шеренгами
стрелков, штыковыми атаками и даже серо-синими трупиками на поле боя. Для
DOS это было совсем неплохо. Игралось с азартом. Я
не поленился и раздобыл скриншот, на котором отчетливо видны юниты. Вы
найдете его в левой колонке. Так вот они прорисованы пожалую даже лучше,
чем в игре 2008 года "Civil War Battles: Antietam", о которой мы и ведем речь. Второй и тоже
удачно игрой была "The Great Civil War", выпустила ее Sierra, в то время - лидер игрового дизайна, графически
она похорошела, насколько может похорошеть графика под ранний Windows- 95, в ней тоже была стратегическая карта и
тактические сражения. Были и разные новшества. Например, можно было
формировать армию, используя "дерево" подчинения, цепляя бригады - к
дивизиям, дивизии - к армиям, назначая им командиров и т.п. Была и
кое-какая примитивная экономика. В стратегическом режиме строились
призывные пункты, госпитали и другая инфраструктура, хотя и
немногочисленная. Конечно же, существенную роль играли железные дороги. Но
подлинной жемчужиной игры были тактические битвы, с марширующими
формациями, пушечный огонь, строения и пейзаж на поле боя - словом все,
что может доставить удовольствие игроку, тяготеющему к войнам времен
мушкета и нарождающегося нарезного оружия. До сих пор вспоминаю эти
две стратегии, как большую удачу, скрасившую мне в то время, когда игр
было раз-два - и обчелся, немало часов свободного времени. Я уж не
упоминаю шедевр 1997 г. - "Геттисбург" Сида Мейера, с его полномасштабной
анимацией, прекрасной графикой и стратегической схемой. Если бы в то время появился Civil War Battles: Antietam, тоя
я неверное тоже был в восторге. Но он вышел в 2008 году, с графикой
досовской эпохи и никакие его достоинства не могут искупить этого
убожества. Хотя достоинства есть. И о них - два слова.
БОГАТЫРИ - НЕ ВЫ! Civil War Battles: Antietam, так
же как и предыдущие игры серии построен на кампаниях, моделирующих
сражения гражданской войны и связанных между собой. Заканчиваешь одно
сражение и попадаешь в другое. В промежутках появляется экран статистики,
показывающий потери в пехоте, артиллерии и кавалерии, и набранное число
очков. Понятно, что после прохождения всего сценария, из этих цифр
складывается общий результат - победа или поражение. Сама миссия
(сражение) ограничена числом ходов. Малые - по 20-30, а Второй Булл-Ран -
аж 81. После чего калькулируется результат и ты переходишь к
следующему этапу кампании. Юниты - это полки и бригады. Щелкнув на одну из них, вызываешь
окно информации в левой колонке, которая показывает количество солдат в
отряде, уровень боезапаса, морали. кто командир - и т.п. По большому счету
главное значение имеет мораль, все остальные факторы второстепенные. Даже
"высокоморальное" подразделение, нарвавшись на внезапный огонь и понеся
большие потери, впадает в панику и ретируется на несколько клеток в тыл,
пока не придет в себя и снова сможет вступить в бой. Перед началом
сражения ваши войска обычно на марше или частично - на боевых позициях, а
вот вражеские не видны, за редким исключением авангарда. Это создает
элемент внезапности - полки и бригады противника выдвигаются неожиданно и
часто совсем не там, где вы ожидали их встретить. Приходиться
перестраивать боевые порядки уже под огнем. Есть еще генералы, пешие или
конные, их можно "пристегнуть" к какому -нибудь отряду, "для
храбрости". Признаюсь, самым сложным было заставить себя просто сыграть
в этот графически-убогую кампанию. Убедил себя словом "надо", хотя бы,
чтобы написать этот обзор. Однако когда игра началась и было сделано
несколько ходов, стал понятен алгоритм сражения, то появился даже интерес.
По возможностям, опциям, концепции "Энитетм" оказался неплохо продуман, и
если бы не допотопная графика игру даже можно было бы даже считать
удачной. Особенность сражения здесь заключается в том, что ты только
передвигаешь свои отряды, но сам огнем не управляешь. Огонь обе стороны
ведут в "слепую фазу", когда нажимаешь кнопку "конец хода". В этот момент
свои юниты начинает двигать противник и происходит обмен залпами. Плюс
игре, что при этом есть примитивная, но все же анимация - видно, что
солдаты действительно стреляют, а пушечные ядра находят цель. Если бы итог
боя свелся к "экрану потерь", то есть, примитивному счетчику, то "Энтитем"
можно вообще сразу было бы бросить в помойку. А так сражение похоже на
сражение: хлопают выстрелы, гукают пушки, всплывающие циферки над юнитами
показывают, сколько солдат погибло во время обстрела. ИИ неглуп и
периодически сдваивает и утраивает свои отряды, создавая что -то вроде
ударной группы, остановить которую очень сложно. Эта толпа начинает
двигать на тонкую цепочку твоих войск и прорывает их как паутину.
Сложность сражениям добавляет тот факт, что ружейный, а тем более
артиллерийский огонь ведется на больших дистанциях. Если подразделение
может за один ход пройти 3-4 клетки, в зависимости от характера местности,
то противник уже поражает его с расстояния в 10 клеток, а то и более. Пока
доберешься до него, чтобы ударить в штыки, его огонь может совершенно
деморализовать твоих солдат. Словом, играть в "Энитетм" оказалось
интереснее, чем разглядывать скриншоты с графикой позавчерашнего дня.
Наверное, в этом и секрет, почему так живуча выпустившая его "HPS simulations". Глядишь, со временем из ее
лаборатории и выйдет что-то более современно, яркое и зрелищное. А пока,
не хотите сыграть в досовских солдатиков? Тогда - вперед... |
|