На главную страницу
сайта

Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
ИГРА
AGEOD's AMERICAN CIVIL WAR
На internetwars.ru



Игра вышла в 2008 г.

Сайт разработчика


СКРИНШОТЫ


НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

ПОСЛЕДНЯЯ ВОЙНА ДЖЕНТЛЬМЕНОВ
Из войн посленаполеоновской эпохи наибольшую популярность в любящих историю массах вне всяких сомнений завоевала Гражданская война в США. Отчего, почему – обсуждать можно долго. Возможно, все дело в массовости сражений на рубеже эпох, при переходе к нарезному, казеннозарядному, а значит скорострельному и убийственному, оружию. Или дело в каком-то джентльменстве при соприкосновении противников. Можно найти много примеров красивых жестов на поле боя, свойственных, скорее, наполеоновским временам, нежели поздней эпохе.
Со второй половины XIX века войны становятся все более ожесточенными, отношение к противнику все более непримиримым. Основная цель – уничтожить врага. Пришлось даже принимать различные конвенции, ограничивающие жестокость на поле боя. Да и в тылу. Апофеозом и контрастом служат войны XX века – Гражданская война в России (свирепое уничтожение своих своими) и вторая мировая (целенаправленное истребление целых народов). Где уж тут было обмениваться поклонами и жестами на поле боя, а раненых и пленных переставать считать врагами по окончании сражения? Да и мушкеты с джентльменством вяжутся куда легче, чем пулеметы и отравляющие вещества.
Как бы там ни было, а Американской гражданской войне посвящены отличные фильмы, популярные книги и, разумеется, стратегические игры. Ну вот, все выше – присказка, а как заговорили об играх, так и пошла сказка наша, стратегическая.
Предлагаю поговорить сегодня об уже старенькой игрушке «AGEOD’s American Civil War» или «Гражданская война от AGEOD». Возраст играм от студии AGEOD не помеха. Правила игры в любую из них с годами практически не меняются. Что взять относительно свежую, уже рассмотренную нами «Гражданскую войну в России», что старшую тремя годами «Американку» - ни суть, ни игровая механика не меняются. Меняется лишь тематика, стратегическая карта и настрой игрока. Так что, кто играл хоть в одну стратегию от AGEOD, может смело ограничиться следующим определением: то же самое, но на карте США, синие против серых. Ну а кто не играл, вперед, к следующему разделу.

AGEOD's American Civil War - игра для PC на internetwars.ru

ВОЙНА ПО ПРАВИЛАМ
Как джентльмены придерживались в XIX веке определенных правил на войне, так и мы, естественно, должны следовать своим правилам игры. В стратегиях от AGEOD они традиционно сложные. Достаточно сказать, что руководство к игре начирикано аж на 80 страницах. Но во-первых, это с картинками. А во-вторых, игра переведена на русский язык, и тем, кто выберет русскоязычную версию, достанется и мануал на родном языке.
Сразу вникнуть во все детали не получится, поверьте набившему шишек человеку. Тут и обучение надо пройти, и несколько раз начинать кампанию не с целью игры, а с целью освоения основ управления. Трудно? Долго? Ха! А вы думали, сколько занимает обучение в Академии Генерального штаба? Ведь разработчики из AGEOD задались уважаемой целью – ни много, ни мало, а смоделировать военно-экономическую систему без аркадности, со всей возможной достоверностью. Давайте, пробежимся по основным правилам, но для игры одного чтения обзора никак не хатит. Хотя представление, надеюсь, сложится.
Начнем с того, что игра эта походовая. Но ветераны Total War будут удивлены тем, что походовая-то походовая, но не такая как они привыкли представлять. Противоборствующие стороны делают ходы не последовательно, а параллельно. То есть в фазе планирования отдают приказы на перемещение, заказывают строительство войск, формируют армии и так далее. После нажатия кнопки «Конец хода» обе стороны одновременно начинают выполнение приказов. Так что запланированная атака может и не состояться, если противник успеет выскользнуть. Или напротив, запланированный как спокойная прогулка марш может быть внезапно прерван ворвавшимся в провинцию врагом, и с ходу придется принимать бой. Смею отметить, что так-то оно куда реалистичнее будет. Да и думать надо основательнее.
Далее – бой. Исход сражения в игре рассчитывается автоматически. На него влияет масса параметров, которые следует учитывать, чтобы не задавать вопросов типа: а почему я с двадцатью тысячами не смог разбить вражеских пять? А потому что! Думать надо. Другой интересный и неожиданный момент для знатоков глобальных стратегий – две враждебные армии, находящиеся в одной провинции совсем необязательно вступят в бой. Тут все зависит от их настроя на битву, от способности ускользнуть из-под невыгодного удара, от рельефа, от погоды и так далее. И даже более того – сама провинция может принадлежать одновременно и синим, и серым: одним, скажем, 30%, другим 70%. И опять – куда как реалистичнее.
Важнейшим элементом игры является армейская структура. Минимальная значимая тактическая единица в игре – это полк или бригада, подразделение численностью от нескольких сот до пары тысяч человек. То есть в среднем тысяча с небольшим. Формально она состоит из более мелких единиц, но это уже несущественно, с ними мы дела иметь практически не будем. Из этих бригад формируются дивизии численностью тысяч до семи-восьми. Дивизии объединяются в корпуса (в одном стеке). Корпуса приписываются к армейским штабам. Только войска, включенные в иерархию, не будут иметь штрафов к своим боевым характеристикам. А корпуса, приписанные к одной и той же армии, смогут оказывать друг другу поддержку.
Характеристики подразделений, кстати, зависят еще и от личности командира. Для формирования дивизий, корпусов и армий потребуются генералы. Игроку выдается исторический набор командиров. Вполне достаточный, без дефицита. И очень разнообразный, от откровенных бездарностей с обеих сторон до генералов Ли и Гранта. 1-звездные командиры (назовем их бригадными в соответствии с историческими реалиями) командуют дивизиями, 2-звездочные генерал-майоры – корпусами, 3-звездочные генерал-лейтенанты – армиями. Выигрывая сражения, генералы могут получить повышение в ранге и перейти из дивизионных командиров в корпусные или даже армейские.
Уже одна только эта особенность – выстраивание иерархии – способна затянуть и увлечь. Но и это еще не все. Второй важный момент игры – это организация снабжения. Города, промышленные центры производят некоторое количество нужных армии припасов, разделенных на две категории: боевые (патроны, порох, ружья, артиллерия и т.п.) и не боевые (портянки, сухари, тушенка, шинели и прочее). Детализация в скобах – это для примера, в игре мы оперируем только боевыми и не боевыми припасами.
Каждое подразделение непрерывно потребляет не боевые припасы, а боевые идут в ход во время сражения. Крайне важно обеспечивать войска всем необходимым. В противном случае они попросту вымрут или разбегутся. И тут становятся стратегически значимыми для победы пути снабжения. Цепочка от центров производства к войскам. Само распределение происходит автоматически. Игрок же должен лишь следить, чтобы цепочка не прерывалась. Так как на большие расстояния от центра производства припасы могут перевозиться только по железной дороге, там, где ее нет, а снабжаться надо, строим цепочку из складов. В крайнем случае армия может тащить с собой обоз, которого хватит на какое-то время.

AGEOD's American Civil War - моды на internetwars.ru

Теперь можно обратиться и к самим подразделениям. Они нам даны в виде карточек, обозначающих пехоту, кавалерию, артиллерию, корабли и обозы. Внутри каждого класса подразделения тоже могут быть самыми разными с большой вариацией параметров. Пехотная карточка-бригада может включать и 600 человек, и 2000, может изображать легкую пехоту или линейную, партизан или ополчение. Более того бригады могут иметь определенный штат в качестве родного. Соответственно, на его территории им дается бонус. То же с кавалерией и артиллерий. Корабли тоже делятся на океанские и речные, на деревянные и броненосцы. Присутствуют и такие подразделения, как медики, инженеры, даже воздушные шары есть. В общем, возможности для формирования войск широчайшие.
Фактически третье, чем станет заниматься игрок после планирования перемещения войск и слежением за линиями снабжения, это формирование новых единиц. Часть подразделений будут даваться свыше, по историческим событиям, но большинство придется строить самим. На это тратятся людские ресурсы, припасы и деньги. В деньгах, я думаю, и та и другая сторона проблем не испытает, а вот с людьми у американцев, не имеющих всеобщей воинской повинности, проблема. Причем, как несложно догадаться, у южан более острая.
Придется идти на непопулярные меры, созывать волонтеров или объявлять частичную мобилизацию. Линкольн может призвать в армию негров. Но будьте осторожнее – все действия обязательно отразятся на моральном духе нации. Если он упадет достаточно низко, нация может и капитулировать. Поднять дух помогут громкие победы и захват ключевых городов. Соответственно, поражения негативно отразятся на настроениях в обществе.
Вообще говоря, игрок будет избавлен от большого объема экономического и политического микроменеджмента, свойственного, например, стратегиям от Paradox. Строить ничего, кроме юнитов, нельзя, пользуйтесь тем, что есть. Законы, внутренняя политика, дипломатия присутствуют лишь номинально. Но вот на планирование, перемещение многочисленных карточек по огромному количеству провинций будет отнимать много сил и времени. При серьезном подходе на поздних этапах игры один ход занимает, наверное, минут до двадцати, если не больше. И чего уж говорить, что стоит только отвлечься на сон, отложить продолжение до следующего вечера, как половина того, что держалось в оперативной памяти мозга, улетучится, словно и не бывало.
Судя по объему написанного, я не передал и десятой части руководства пользователя. Но может быть более полное представление сложится, если кратко просмотреть одну конкретную кампанию?

AGEOD's American Civil War прохождение, скриншоты

«ТАК СРАЖАЛИСЬ ДИЛЕТАНТЫ»
Буквально для первой же игры я выбрал сторону синих в Гранд-кампании (кроме нее, есть несколько более коротких сценариев). Игра начинается в апреле 1861 года и идет до начала 1866. На ход – две недели, то есть год проскакивает за 24 хода. К игроку разработчики отнеслись с пониманием. Игра сложная, параметров много, войск вообще миллион, но в тягости геймплея мы втягиваемся постепенно. Постепенно нарастает комок проблем, растут армии и флоты, не сразу противоборствующие стороны сходятся в сражениях. Это соответствует и исторической действительности. Ведь от начала войны до первого Бул-Рана прошло добрых три месяца.
Итак сразу оговорюсь: я решил пренебречь планом «Анаконда», блокадой портов южан, и задавить их исключительно в чистом поле. Поэтому флотом пренебрегал. Долго и напрасно. Но об этом позже. Первые дивизии пытался формировать без мобилизации, но людей не хватало катастрофически, а южане уже в июле 1861 года начали наступление в Мериленде. Объявил мобилизацию 50 тысяч человек (на одну бригаду уходит в среднем тысячи две). Не имея еще четко структурированной армии и памятуя исторические неудачи северян в 1861 году, я решил ограничиться обороной и формированием армии. Южане же бросили в глубокий рейд на территорию Севера сразу пару крепких корпусов. И это – не считая мелких партий мародеров. Заполыхали провинции, полетели рельсы. Снизилась добыча ресурсов, эффективность их транспортировки.
Пришлось начать погоню за рейдерами да починку железных дорог. Один корпус рейдеров ушел на свою территорию сам, а вот второй (численностью до семи тысяч) удалось окружить и прижать только осенью уже у Бруклина, где он и был уничтожен к зиме при трехкратном преимуществе северян.
Свой первый Бул-Ран я решил устроить в декабре 1861 года, когда двинул на Манассас Армию Потомака в 26 тысяч человек при 92 орудиях. Никогда, никогда не атакуйте в играх от AGEOD зимой. Нас было вдвое больше, но мы потерпели серьезное поражение, понеся вдвое большие потери. Общие потери за весь 1861 год составили почти 15 тысяч у северян и 12 тысяч у южан.
Так, давайте уже что-то менять в стратегии. Можно перенять историческую. Не такие уж глупцы были генералы северян. Формируем армии: 1) Потомака для наступления на Ричмонд, 2) Огайо для сдерживания южан в центре фронта, 3) Западную Гранта для наступления вниз по Миссисипи. Все, что к западу от Великой реки, остается за пределами нашего внимания. Там победы нет.
Уже в мае 1862 года прояснились перспективы. Дважлы была бита армия Потомака, так и не сумев перейти в наступление. Зато Грант на Миссисипи вроде как начал свое дело успешно. Все лето на Потомаке между Вашингтоном и Ричмондом генерал Ли пытался отбросить северян. Но те, несмотря на ряд поражений, смогли устоять. Более того, они осадили в самом Манассасе корпус Джонстона численностью до 12 тысяч человек. Осада выдалась напряженная. В основном из-за сложностей со снабжением. Только успевал обозы подводить. Город пал после семимесячной осады. Корпус Джонстона был уничтожен.
Тем временем Грант продвинулся по Миссисипи, несколько раз разбив армию ван Дорна. В Огайо дела шли с переменным успехом. Сами продвинуться северяне не могли, но и прорвавшихся южан уничтожили немало. Хотя один коварный рейдер смог прорваться сквозь наши редкие порядки и захватил Чикаго!
Общие потери к концу 1862 года составили по 69 тысяч с каждой стороны. Понятно, что для южан они оказались более чувствительны вследствие скудости их людских ресурсов.

AGEOD's American Civil War рецензия

ВНИЗ ПО МИССИСИПИ
Собственно, к этому времени мы (и северяне, и я) научились хоть как-то воевать. Импровизации первых полутора лет войны стали уступать место планированию. Во-первых, структура армии обрела законченный и определенный вид. Всего мы выставили пять армейских штабов. Манассас-Вашингтон удерживает Армия Потомака (командующий – Бэнкс), включающая два корпуса по четыре дивизии.
Здесь сделаем отступление как раз по поводу дивизий. У меня как-то само собой сложилась система формирования преимущественно пехотных дивизий, тысяч по 5-7 в каждой с обязательным присоединением к дивизии 1-2 батарей полевой артиллерии. Иногда в состав соединения включается и кавалерийский полк, увеличивающий уровень обнаружения (разведки). Отдельные кавалерийский дивизии также имели место быть для мобильной борьбы с рейдерами и своевременной починки железных дорог. Вообще следить за целостностью железнодорожной сети очень важно. Ведь они используются не только для снабжения армий припасами, но и для скорейшей переброски войск (одна провинция по ж/д пересекается за сутки, то есть за ход можно одолеть до 15 провинций).
Возвращаемся к армейской структуре. Вторая армия – это Армия Камберленда (названия генерируются автоматически), генерал Макклеллан. Также два корпуса, но по три дивизии. Ее задача – прикрывать правый фланг Армии Потомака. В центре (Огайо, Теннеси, Кентукки) по-прежнему действует Армия Огайо (генерал Дон Карлос Буэль). Три корпуса, 9 дивизий. В ее задачу входит оборона. На наиболее перспективном направлении – долина Миссисипи – действует Западная Армия Гранта. Три корпуса, 10 дивизий. Кроме того, крупный парк осадной артиллерии, которая однако не пристегнута ни к одному из корпусов, чтобы не сковывать его действий, а перебрасывается от точки к точке по мере необходимости. Пятая армия, Армия Западной Вирджинии генерала Макдауэлла не имеет постоянного состава. К ней по мере необходимости приписываются то одни части, то другие. Ее задача – полностью очистить тыл от рейдеров.
Итак, план на 1863 год – развивать наступление от Каира вниз по Миссисипи с уклоном на восток для соединения Западной Армии и Армии Огайо. На востоке ограничиться демонстрацией и сковыванием сил мятежников без решительного наступления.
Первые успехи засверкали в мае. Во-первых, одним из корпусов Западной Армии была разбита армия мятежников, осадившая самого Гранта в Каире. Потери врага в сражении свыше четырех тысяч. Второй корпус взял штурмом Мемфис, уничтожив две тысячи южан. Армия Западной Вирджинии освободила Чикаго. В июле пал мятежный форт Генри. Моральный дух нации скакнул сразу с 86 до 99 единиц.
А вот действия в Теннеси и Вирджинии оказались неудачными. Армия Потомака потерпела поражение в Винчестере, а армия Огайо в Луисвилле. Тем не менее, они смогли приковать к себе резервы южан.
Но дальше марш на юг, к Виксбергу, выдохся. Все дело в снабжении. Зарвавшийся корпус в одной провинции от Виксберга остался без снабжения (река контролируется кораблями южан) и банально вымер/дезертировал. Итак, прежде чем двигаться дальше на юг требуется: а) устроить сеть складов, б)контролировать течение реки, в) восполнить потери. Осень-зима ушли именно на это. То есть на создание новых дивизий и обозов с припасами, на пополнение потрепанных полков, на строительство речных флотилий. Остается суммировать потери к исходу 1863 года. Северяне – 130 тысяч, южане – 145 тысяч.
Кампания 1864 года подтвердила правильность планомерного подхода. В целом мы продолжали развивать стратегию предыдущего года с поправкой на переход в наступление и Армии Огайо. Корабли быстро очистили Миссисипи от южан, в мае пал Виксберг, Армия Огайо углубилась в Кентукки, отбрасывая противника. Зашевелилась даже Армия Потомака, вобравшая в себя все корпуса на востоке. Величайшая битва войны произошла в августе 1864 года под Фредериксбергом, где Бэнкс с 48 тысячами атаковал южан Борегарда с 69 тысячами. К сожалению, величайшую битву мы проиграли, оставив на поле 16 тысяч против 13 тысяч мятежников.
Несмотря на это, можно смело констатировать полный успех западной стратегии. Несомненно следующей же кампаний 1865-го года удалось бы выйти к Мексиканскому заливу и занять Новый Орлеан, повернуть войска на Атланту. Хотя уже сейчас становилось понятно, что с полной победой я опаздываю – времени оставалось слишком мало. Сказывались совершенно зря потерянные первые полтора года войны и робко проведенный 1863-й. Плюс пренебрежение морской блокадой.
К счастью для меня, к несчастью для кампании, убедиться в печальной справедливости вывовдов помешал ниспосланный компьютером вылет на рабочий стол, после чего решено было прекратить лить кровь братьев и сесть за написание обзора.

© Обзор подготовил Владимир Полковников, специально для Internetwars.ru
© Любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru запрещается .