БОГ ТРОИЦУ ЛЮБИТ
Рим, Рим, Рим!.. барабанным гулом, литаврами и горнами сигнифиров, славными победами бьётся в сердцах каждого геймера-полководца! Сколько мододелов, собравшись в интернациональные команды, ваяют моды в кропотливых трудах! Хороших модов много, но спрос на них никогда не падает. И тем более было бы удивительно, если бы тема Рима не интересовала самих итальянцев. Им само Провидение велело не ударить лицом в грязь за своих великих пращуров, и они их не посрамили. Вспомним первый итальянский самобытный Mare Nostrum, второй весьма оригинальный и интересный Casus Belli, который очень украсил череду модов своими новаторскими нововведениями. Но мало кто знает о старшем его брате-предшественнике - моде Res Gestae, который очень прилично стартовал и впечатлил своими наработками многих. Но так сложилась судьба, что он до лучших времён был положен на полку и удовольствовался несправедливым для такого красавца забвением, став базовой составляющей для других, уже вышедших, модов. Но не бывает худа без добра: ему не дали окончательно умереть несколько известных мододелов-энтузиастов, которые приняли на себя ответственность за его дальнейшую судьбу и вдохнули в этот долгострой новую жизнь. Итак, встречаем...
RES GESTAE, ЧТО ОЗНАЧАЕТ "ДЕЯНИЯ"
Этот мод был задуман итальянцами в далёком 2006-м году. Тогда ещё только стали появляться интересные самобытные моды в «полной конверсии». Автор мода (в частности, оригинальной графики) - талантливый мододел Прометеус. Изначально в модификацию предполагалось включить любопытные скриптовые наработки известного мододела Эпистолярного Ричарда - революционные для того времени, и сейчас не теряющие своей актуальности. Что и было частично сделано в последней из его версий.
О СЮРПРИЗАХ, ХОРОШИХ И ПЛОХИХ
Кампания начинается в 220 г. до н.э., во времена Ганнибала Барки, Публия Сципиона Африканского, Филиппа V Македонского и Антиоха Великого, и может длиться до 70 г. н.э. На первый взгляд мод продолжает «ванильную» основу. Люди, возродившие этого «старичка», решили не изменять проверенную временем схему и доводили мод, исходя из своих возможностей и наработок предыдущих авторов. Однако изменения тоже есть, притом значительные. Рим оставлен в «ванильной» расстановке по фракциям. Как и раньше, их четыре (три семейных клана и Сенат), расцветка тоже традиционная, а в перспективе – гражданская война. Кому-то это не понравится, кто-то уже привык к одной римской фракции в игре, но свои приверженцы есть и у этой схемы. По-прежнему идёт памятная раздача квестов от Сената. Казалось бы, мы всё это уже видели. Но тут возникает первое большое «но»: начальная расстановка городов и фракций на карте. Да-да, вы не ослышались, авторский подход заслуживает самого пристального внимания. Теперь между фракциями почти нет общих границ, у всех разные стартовые позиции. Почти все фракции в моде граничат с «вольными городами» и имеют время и оперативный простор для экспансии. Это чем-то напоминает ситуацию в моде Roma Surrectum. Такого дебюта я в других модах не видел. Например, Сенат владеет сразу тремя городами, в том числе Каралисом и новым городом на карте Италии - Перусией. Юлиям получили во владения Алерию, а Сципионы – внимание! – в довесок к Капуе и Мессане получают Сиракузы и Лилибей (что в это время исторически оправданно). И это уже интересно. Карта включает огромную территорию от Британских островов до долины Ганга; она чем-то напоминает мод Mundus Magnus, но сильно переделанную Прометеусом. Вообще, саму карту невозможно оценить однозначно: есть и крайне удачные находки, есть и спорные моменты. Так, мне, не понравилось отсутствие дорог между городами на Сицилии! А в центре этого острова расположены сплошные не проходимые области! Но зато в некоторых участках карта весьма интересна, хотя и ляпов можно найти немало, особенно с дорогами и переправами. . Грекам теперь дан всего один город, Спарта, а Афины с Коринфом отныне «вольные города» и ждут своего часа. Греческая фракция теперь называется Лакедемоном. Из безусловных сюрпризов мода можно выделить наличие новой фракции - индийского царства Маурья, с восхитительной линейкой войск. У вас есть шанс намять бока Селевкидам и привести индийских слонов в Малую Азию. Империя Селевкидов занимает гигантскую площадь от Фригии (Малая Азия) до Бактрии; сами бактрийцы, кстати, тоже есть, но как «вольная» фракция. Карфаген начинает игру, уже воюя в Испании: у города Сагунта уже стоит огромная армия во главе с самим Ганнибалом. Игра прямо-таки подталкивает вас вслед за великим полководцем разорить Сагунт, а затем идти на Рим. В общем, в моде любопытным образом сочетаются бережное отношение к «историчности» и желание сделать так, чтобы эта историчность не мешала геймплею.
ГРАФИКА, ОСОБЕННОСТИ, ПОДРОБНОСТИ
Мод сразу встречает нас красивой и атмосферной графикой. Юниты, созданные Прометеусом, - римляне, галлы, германцы, бритты, а также юниты Селевкидов и Маурья – отрисованы с использованием оригинальных текстур 512х512 повышенной четкости. В игре есть и новая анимация, воины более реалистично держат оружие. Глоссы проработаны, а доспехи прямо таки блестят на солнце. Таких римлян вы, возможно, помните по итальянскому моду Casus Belli, и неудивительно - ведь оттуда они и взяты. Собственно, и названия римских фракций тоже позаимствованы из Casus Belli – Брутов переименовали в Валериев, а Сципионов – в Корнелиев. Все юниты, по словам автора, реконструированы при помощи исторических консультантов. Например, у римлян есть именные легионы, по одному на фракцию. У Валериев это Когорта Скифика (бонусы при обороне, устойчивы к атакам стрелков), У Юлиев – Когорта Алаудэ, у солдат на щитах изображены слоны, а сами солдаты вооружены – внимание! – топорами. Авторы ссылаются на данные источников, по которым Цезарь специально выдал легионерам топоры для борьбы со слонами. Ну и, наконец, у Корнелиев – Когорта III Киреника. В римском войске остались гладиаторы (у каждой фракции свой вид). Появилась элитная пехота – антесигнаны. Вообще, римские линейки богаты на разнообразие юнитов, до - и послереформенных: италики и самниты, рорарии, городская милиция, Когорта Гравис, средняя и тяжёлая кавалерия, прима-когорты республиканского и имперского образцов… Когорта Алаудэ- киллеры слонов
Вот, правда, с метательной техникой не всё так хорошо – есть только несколько видов баллист и онагр. В моде есть возможность
рекрутировать Эквитс Консулариев(генеральская кавалерия), которые с реформой заменяются на Эквитс Сингулариев. Вот тут-то, надо заметить, присутствует интересная особенность. В мод внедрён скрипт Эпистолярного Ричарда. Заказав, к примеру, в столице фракции генерала, на следующем ходу вы автоматически становитесь обладателем целого укомплектованного легиона, стоящего лагерем возле города. Но – внимание! - легион дорого содержать, и, пока вы не разовьете свою экономику, таким образом рискуете ощутимо расстроить свои финансы. А фракции противника теперь более умно распоряжаются своей казной, что заметно усложняет игру. Кстати, нанимая легион таким образом, вы получаете и
Когорту Прима с Орлом.
Полный список фракций выглядит так: Roman Julii Рим (Юлии)
Roman Valerii Рим (Валерии)
Roman Cornelii Рим (Корнелии)
Roman Senatus Рим (Сенат)
Carthago Карфаген
Greek Cities Лакедемон
Macedonian Kingdom Македония
Tolemaic Egypt Египет Птолемеев
Seleucid Kingdom Царство Селевкидов
Parthian Kingdom Парфия
ScythoSarmatian tribes Скифы и сарматы
Germanic Tribes Германцы
Britannic Tribes Бритты
Gaulish tribes Галлы
Cetliberian Tribes Кельтиберы
Numiodian Kingdom Нумидия
Pontus Kingdom Понтийское царство
Mauryan Kingdom Царство Маурья
Dacian Kingdom and Thracian Tribes Дакия и Фракия
У нумидийцев появились гетулы и гарамантские пращники, у даков – махайрофоры, тарабосты и коммиты, у скифов и сарматов – массагетская конница, роксоланские копейщики, аланские контарии, сарматские наёмники, у германцев – маркоманнская пехота, и т.д. Отдельная история – новая фракция Маурья. Ей отдано около шести провинций, она обладает уникальной военной линейкой, имеет возможность строить буддийские храмы. Искусственный интеллект за Маурья играет пассивно; разработчики считают, что это нормально, поскольку индийское царство уже перешагнуло пик своей истории и клонилось к закату. Так что только сам игрок сможет дать Маурья второе рождение. Также в моде: новые модели лошадей, переработанные из предыдущей версии pinarius'а. Новые высокодетализированные офицеры и знаменосцы, опять-таки со своей оригинальной анимацией. Новые модели персонажей на стратегической карте! Новые, уникальные модели поселений на стратегической карте для греческой и римской культур! Новые уникальные текстуры травы на тактических картах; новые интерфейсы, загрузочные экраны и т.п. Мораль у легионеров по сравнению с оригиналом повышена, но и у врагов тоже, так что с балансом всё в порядке. На карте есть традиционно неспокойные провинции - это и Иберия, где заскриптованы восстания иберийских племён (восстание Вириата), это и Ближний Восток, и северная Галлия. Иберийцы присутствуют в моде как фракция Кельтиберы. Авторы подумывают о внедрении в мод скриптовых восстаний Спартака 73 г. до н.э., восстания Боудикки 61 г. н.э., первого иудейского восстания 66 г.н.э., но это, судя по всему, ещё в обсуждении. Есть небольшой баг с реформой: появляется свиток с реформой Мария, но самой реформы не происходит, лишь меняются генеральские отряды. Но, думаю, это исправят. Сами же реформы в моде, если верить авторам, привязаны к датам- -Марианские реформы: 107 до н.э. -Реформы Августа: 27 г. до н.э. -Имперская реформа: 0 г. н.э. Также в игре присутствует медленная культурная ассимиляция. Если, к примеру, недообращённый в вашу культуру город на какое-то время попадает в руки к врагу, его ассимиляцию нужно будет начинать заново. Также есть возможность регионального найма аутентичных юнитов по местности, своеобразный АОР. Армии формируются по территориальным признакам и пестрят разнообразием. Например, грекам можно нанимать несколько видов турефоров в одном городе, а римлянам – германскую и иберийскую пехоту, восточную конницу и массу разнообразной лёгкой пехоты. Всё это сильно разнообразит геймплей. Что касается цен и зданий, тут авторы, прямо скажем, ничем не удивили. Элита, естественно, дороже, наёмники дешевле, здания имеют четыре-пять уровней, как и в оригинале. Римские реформы позволяют в некоторых провинциях строить свои казармы и производить свою легионную пехоту.
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ "ЮЛИЕМ"
На старте кампании мой лидер фракции Гай Юлий был послан Сенатом Рима на покорение лигурийских племён. В столице был почти полный легион, который на данном этапе помог мне атаковать врагов Рима. Постепенно увеличивая и укрепляя свою власть в трансальпийском регионе, я огнём и мечом насаживал культуру на варварских землях. На северо-востоке, во владениях покорённых мною иллирийцев, я установил свои форпосты, обороняющие римский миропорядок от территориальных притязаний македонских царей. Союз с даками позволил мне успешно противостоять фалангам Антигонидов, благо когорты Валериев наносили удары в сердце империи македонян, которые воевали на четыре фронта и теряли свои земли пядь за пядью. На севере мой набранный в столице легион, потрёпанный, но пополненный отрядами наёмников и союзными войсками подвластных мне эдуев, упорно теснил галлов. А в это самое время полчища нумидийцев вышли из своих пустынь, взяли Карфаген и развязали войну с моими союзниками Корнелиями. Карфагеняне пока держались в Иберии, уже покорённой жестокими Баркидами. Несколько раз римляне штурмовали Балеарские острова, но те упорно сбрасывали власть Рима, валяя в пыли римских орлов. Их ждёт жестокое наказание в Иберии, туда уже маршируют легионы Юлиев, и нам предстоит загнать зверя в клетку. Да пребудет слава Рима вовеки!
ИТОГ "ДЕЯНИЯ"
Подведу итоги. Мод оставил двойственное впечатление. С одной стороны, видна добротная и основательная работа, с любовью к истории и с серьёзным отношением к проработке и графическому началу. В достоинства его я бы вписал не только графику, анимацию (которая, думаю, одна из лучших в череде модов), но и некоторые его особенности - такие, например, как наличие экзотической фракции Маурья, которая превосходно реконструирована и изобилует историческими аутентичными описаниями и названиями подразделений. В плюс можно занести и неплохой AI на тактической карте. Противник нанимает добротные войска, состоящие в основном из средней и тяжёлой пехоты. На поле битвы AI обходит, заходит в тыл, охватывает и конницей, и пешими отрядами. При штурме крепостей не брезгует атаковать с разных сторон. Стены штурмуют хорошо подготовленные, умелые войска. Генералы при небольших погрешностях, конечно, стараются быть позади войск и суицидом страдают в малой степени. На высоком уровне сложности компьютер ведёт агрессивную игру и атакует всегда и везде. С другой стороны, ничего революционного мод собой не представляет. Все перечисленные плюсы в той или иной степени нам знакомы по другим модам. Мод явно требует развития и доработки. Его разрабатывают известные мододелы – Сэлвор Хардин, florin80 (известные по серии - «77 BC», «58 BC», «Первый Триумвират» и теперь «Сулла»). Поэтому есть надежда, что у мода большое будущее. А пока вам решать, обойти этот мод стороной или обратить на него внимание.
УСТАНОВКА
Мод устанавливается на версию 1.5 РТВ, но также может свободно устанавливаться и на РТВ+БИ 1.6 и РТВ золотое издание. Res Gestae 4.0 является свитч-модом и свободно может соседствовать с другими модами того класа. Он создаёт собственную папку в РТВ. При инстоляции важно правильно указать директорию, где установлена сама игра! Также не забудьте скачать и установить фикс, который правит ряд мелких недоработок. Всё, ярлык на вашем рабочем столе! Вперёд, к победам! И удачи!
|
|