МОНГОЛЫ ИДУТ
В одном далёком-далёком моде на одну старую-старую игру вышел Чингизхан
в степь широкую в препоганом настроении. Подумал он, не отрубить ли кому
голову, огляделся кругом и увидел всю землю от моря до моря. Увидел он и
далёкую Индию, заморскую Японию, и Китай, и Хорезм, и таких же степняков
половцев. И решил великий хан завоевать всё, что он только что увидел.
Как решил, так сразу настроение у него и улучшилось.
Припомнил он, что у него три полных стека войска и даже засмеялся от
удовольствия. «Гей, вы мои слуги верные, слуги мои скверные! Седлайте
коней, доставайте сабли острые! Идём мир покорять». Оглядел Чингизхан
свои войска и ахнул. В каждом отряде было по 13 человек, только в
некоторых число свирепых воинов доходило до 20. «Да что ж такое, то, –
огорчённо подумал Чингизхан, – Вроде и не воевали в последнее время, а
народ куда-то делся. Спросить, что - ли у сотника?»
А сотник уже тут, как тут. Пал на колени и просит денег. Да ни много, ни
мало, а как за нормальные отряды, по полсотни человек. Хан брови
нахмурил. «За что столько денег?» «Великий хан! Ты же сам говорил, что
наши воины лучшие в мире. А лучшие в мире воины и берут лучшую в мире
плату!» Вздохнул Великий Хан, призвал счетовода-китайца и повелел выдать
лучшим в мире воинам золото. А ещё приказал поднять налоги до небес. Как
ни странно, монголы последнее решение встретили радостно. Косясь на
недовольных, чьи пятки торчали из котлов, подданные Чингизхана
аплодировали и кричали: «Ура!» Хан удовлетворённо вздохнул и начал
покорять провинции этого мода.
Доброго времени суток граждане и гражданки! Как вы понимаете, речь
пойдёт о моде, посвящённом периоду монгольских завоеваний. Mongol Total
war: at last sea. Давайте начнём с карты государств:
Начинающим Чингизханам стоит знать тонкости мода:
С карты убран туман войны. Это несколько облегчает завоевание всего и
всюду. Но лишь отчасти. Болота, леса, реки и горы пересекают южную
половину карты, превращая её в сущий лабиринт. Кровожадный завоеватель
вполне может заблудиться по пути.
При этом северо-западная половина карты плоская как стол. Степь да степь
кругом. И по такой степи, несмотря на размеры, армии передвигаются
быстрым маршем. Пара переходов и из столицы выходишь в сердце враждебной
провинции. Это хорошо, когда ты ведёшь наступательную войну, но при
обороне уже не так весело. По морям корабли шастают так же шустро.
Особенно пираты любят выскочить с другого края галактики. Кстати говоря,
на тактической карте отряды бегают также довольно быстро, всегда есть
возможность оперативно подтянуть резервы. Это раз.
Войска не отступают с поля боя. Вообще никак. Если же вы по времени не
уложились и вынужденно отступили, ваша армия будет поголовно уничтожена.
Это мотивирует всё время атаковать, всё время наступать, не давать врагу
ни секунды передышки. В каждом бою, каждой стычке решается судьба
отряда. Никаких компромиссов – победа или смерть! Это два.
Подкупы, как я понял, невозможны. Может быть повстанцев и нейтралов
возможно переманить за звонкую монету, но врагов точно нет. Буддизм
запрещает подобное коварство, не иначе. Это три.
Время от времени происходят события, которых не было в предыдущих «Римах».
Так, в кампании за половцев, когда всё только стало складываться,
внезапно разлилась вода, затопила землю, разрушила постройки, нанесла
урон экономике. Да ещё и несколько человек утонуло. Это четыре.
Отряды какие-то малочисленные, чтобы сколотить приличную орду нужно
набрать пару стеков. Тринадцать человек в отряде. Тринадцать! И это не
элита, это первый уровень! При этом кушают они прилично, почти как
элита. Отряды наёмников несколько крупнее и соответственно несколько
дороже. До полутора тысяч доходит стоимость найма. Это пять.
По карте разбросаны пустующие города повстанцев. Без никакого гарнизона
– покоряй, не хочу. Над такими городами обычно висит чёрный флаг, почти
пиратский, только вместо костей и черепа белые надписи. Единственное,
что эти города так спрятаны в лабиринтах географии, что совсем уж с
наскока к ним не подойти. Это шесть.
С грязью бороться бесполезно. Хоть ваши жители лопнут от недовольства,
хоть заболеют поголовно, баньку, даже самую захудалую, построить не
удастся. Это семь.
А теперь про графику. Хотя она не имеет никакого отношения к покорению
мира, но грех про такую красоту молчать. Перерисовано, кажется, всё, что
можно перерисовать. Значки отрядов, значки событий, загрузочные экраны
заменены на средневековые китайские, индусские рисунки или стилизацию
под них. Выглядит очень атмосферно. Переделаны все фигурки на
стратегической карте. Кипчаки в масках-наличниках, воины-индусы в
набедренных повязках, дипломаты в шёлковых халатах. Даже сторожевые
башенки и те обзавелись характерными изогнутыми углами. Изменены все
советники (особенно мне понравилась афганская советница, а также
советники-генералы у степняков) Архитектура городов тоже переделана и на
общей карте, и на карте битв. Изменены все карты быстрых битв, что также
идёт моду в плюс. Да что я распинаюсь! Тут лучше один раз увидеть, чем
сто раз услышать. А ещё здесь возможны морские сражения. Да-да, в первом
«Риме» можно воевать на море. Правда только в исторических битвах, но
зато есть. И они бегут по волнам, и лучники осыпают друг друга стрелами.
Всё как надо.
Но всё-таки не обошлось без недочётов. Из мелких отмечу, что на страт
карте ресурсы порой плавают посреди моря. В городах кое-где остались
ванильные здания. Встречаются здания-призраки, которые вроде как есть,
но ничто не мешает пройти их насквозь. Из бумаги что ли сделаны? Есть
недочёты покрупнее. Так, не всем отрядом посчастливилось с атмосферными
значками. Корейцев, например, обделили, их отряды представлены скринами
из игры. Иконки восточных отрядов при выделении слегка меняют оттенок,
что неудобно в бою. Отряды умудряются жить без описания. То есть
параметры защита-атака-стоимость есть, а что за отряд, и что он из себя
представлял неизвестно.
Но это ещё сухопутным крысам повезло. Моряки вообще неизвестно на чём в
море ходят. Кораблям не дали названий! То есть, может и дали, но игра их
не находит. Потрясающая небрежность для мода с морскими битвами! Кстати
о морских исторических битвах – иногда (чаще всего при абордаже)
включается какая-то слоновая анимация, и корабли начинают крутиться
вокруг оси. Просто они прописаны в игре как кавалерия, вот и ведут себя
соответственно. Из-за морских сражений выбор быстрой битвы привёл меня в
центр озера, где генералы тут же и утонули. Это уже серьёзный
недостаток. И уже готовясь отправлять обзор в свободное плавание, зашёл
напоследок в игру. И проиграл город. А всё потому, что подкрепления из
этого города рванули по озеру (шли из-за пределов карты, так что
помешать им утопиться я не смог). Не припомню, чтобы в оригинале ИИ вёл
себя так же глупо. Ну и самая большая несправедливость, то, что нельзя в
компании выбрать государство Ядава (Yadavas) В одиночном сражении,
впрочем, можно покомандовать и этими индусами, так что всё не так уж и
плохо.
В общем, есть некоторые огрехи, но в основном они простительны и игре не
мешают. Ну и что, что анимация у кораблей слоновая? Зато они есть, и это
здорово. Графические недочёты, отсутствие описания и ванильная музыка
несколько портят картину, но жить не мешают. На четвёрку с плюсом мод
уверенно потянет.
Ну и лирическое отступление. Редкий случай, когда в игре совпадают
устремления игрока захватить весь мир, и устремления подвластных ему
монголов. Ведь в серии Total war неинтересно заниматься торговлей и
дипломатией. Всё, как ни крути, заточено на захват мира, что несколько
неправильно. Сколько мирных наций мы знаем, сколько правителей, вялых и
нечестолюбивых. Но total war диктует свои условия. Ни личность
правителя, ни развитие нации не влияют на стиль игры. Но в Mongol TW
такой подход полностью оправдан личностью Чингизхана.
Чингизхан возлежал на подушках в крайне мрачном настроении. Не могли его
развеселить ни прекрасные наложницы, ни горы серебра, ни даже связанные
враги, жалобно скулившие у его ног. Покорение мода подходило к концу, и
это злило Великого. Пал Хорезм, Кара-Китай, просто Китай и просто Корея.
Покорились горные тибетцы и дикие кипчаки. Хан тяжело вздохнул и не
глядя махнул саблей. Покатилась по ковру голова посла, осмелившегося
назваться Чингиз Ханом. Не развеселило. «О великий хан!» – услышал он
чей-то острожный шёпот. Чингизхан хмуро посмотрел вниз. Там распластался
один из его лучших полководцев, Берке. «Чего тебе?» нехотя спросил
повелитель. «Дошли до меня слухи, что есть в этом моде города, которые
никто не может покорить» «Врёшь» оживился Великий. «Так люди говорят.
Эти города спрятаны в дремучих лесах, на заоблачных высотах, в
непроходимых болотах. Никто не знает к ним дороги» «Люди говорят? –
Протянул насмешливо Чингизхан, и на губах его заиграла недобрая усмешка.
– Так то люди, а мы дети неба» Хан упруго вскочил с подушек. Апатию как
рукой сняло. «Готовьте армию, – прошипел Великий. – Мы идём в поход!»
УСТАНОВКА
Установка мода немного отличается от обычной. Для начала мы аккуратно
распакуем файл В ПАПКУ BI. Распаковали? Всё только начинается, не
расслабляйтесь. Переименовываем новую папку в папку MONGOL. Теперь мы
уже в папку мода кидаем патч. Но и это ещё не всё. После установки патча
выносим ярлык Rome TW BI на рабочий стол и в свойствах прописываем: -nm
-mod:bi \mongol -show_err. Должно получится примерно так: Rome TW-BI.exe”
-nm -mod:bi\mongol -show_err Будьте внимательны к пробелам, ставьте их
после exe, после nm, после mongol. Всем удачи и радости в жизни! |
|