О СУТИ
Существует ли различие в подходе к модификации игры у отечественных мододелов, и мододелов зарубежных? Мне кажется, что существует. Отыграв почти сотню компаний в десятке МОДов для «ROME – TOTAL WAR», заметил одну характерную закономерность – если забугорные мододелы всегда (или почти всегда) полностью перерабатывают игру, оставляя от оригинала разве что один движок, то мододелы бывшего СССР владеют уникальным на мой взгляд умением. Даже при серьезной переработке игровых процессов наши умельцы ухитряются сделать так, что все изменения органически вписываются в игру. И если о иностранном МОДе чаще всего думаешь, как о новой игре, то, играя в отечественные МОДы, не раз и не два ловишь себя на мысли, что играешь в оригинальный «РИМ». Такой «РИМ», каким мы хотели бы его видеть.
СИЛА СИЛЬНЫХ
МОД, который я хочу представить вам, относится как раз именно к таким вот шедеврам отечественного модостроения. Созданная командой мододелов с форума Империал, модификация «Macedon Expansion» для «ROME – TOTAL WAR» заставила меня, ветерана тоталваровских войн, по-новому взглянуть на эту уже казалось бы досконально изученную игру.
На первый взгляд МОД «Macedon Expansion» ничем от своих собратьев не отличается – глядя на стандартный набор фракций в меню имперской кампании, поневоле начинаешь думать, что радовать нас разработчики будут исключительно новыми юнитами и обширными территориями карты Mundus magnus. Что тоже, конечно, хорошо, вот только уже пресыщены игроки и тем, и другим. Но тут нас поджидает первый сюрприз МОДа – в корне измененный игровой баланс. Если оригинальный «РИМ» был сбалансирован под игру исключительно римскими фракциями, то «Macedon Expansion» ставит все имеющиеся в игре народы и государства в примерно равные стартовые условия. Это конечно не исключает присутствия в игре сильных и слабых фракций, но теперь при прохождении кампании за тех же иберийцев вам не придется перезагружаться через каждые три хода из-за того, что слишком сильный сосед вторгся своими ордами в пределы вашего государства и быстро захватил его.
КАЗНА-МАТЬ РОДНА
Выправление баланса в сторону уравнивания шансов достигнут в МОДе при помощи двух параметров: стартовой казны и лояльности населения. Помните как в оригинальном «РИМЕ» приходилось считать каждую копейку (сестерций, статер и т. п.) на старте, и удивляться, куда это правители казну повытаскали? Так вот, в «Macedon Expansion» этого уже нет – там даже самые бедные фракции меньше, чем 50 000 золотых казны не имеют. Так что строиться и нанимать войска без ощутимых потерь для бюджета можно уже с самого начала. Да и потом в процессе игры опасность бюджетного дефицита вам тоже не грозит – города исправно приносят прибыль и в «минус» не впадают. Что опять же выгодно отличает «Macedon Expansion» от оригинального «ROME – TOTAL WAR» и многих других МОДов – ну скажите мне, как может Карфаген, бывший богатейшим торговым городом Западного Средиземноморья, не только не приносить прибыль, но и стать, говоря современным языком, «дотационным регионом»?
Лояльность населения тоже стала заметно выше. Теперь даже при максимальной ставке налога и отсутствии в городе губернатора и гарнизона лояльность редко опускается ниже 110%. Секрет достижения такой сверхпопулярности прост – прибавку к лояльности в МОДе дают не только традиционные дворцы и храмы, но и другие здания. Например, казармы.
Однако, оценивая стартовые условия фракций, не стоит думать, что «Macedon Expansion» - легкий в прохождении МОД. На стратегической карте ИИ ведет себя теперь не в пример агрессивнее. Теперь напасть на вас могут даже повстанцы. Про фракции и говорить не приходится – ИИ грамотно маневрирует армиями, быстро развивает поселениями, активно пользуется дипломатами (те в основном специализируются на подкупах – благо денег у всех фракций хватает), шпионами и убийцами.
На карте сражений ИИ также не пасует - Sinuhet's AI Battle Formations Version 7.0 неплохо подкручивает нашему железному визави мозги. Теперь такие тактические приемы, как охват, обход и ложное отступление, компьютер использует довольно часто и умело. Особую притягательность битвам в «Macedon Expansion» предает также то, что ИИ обычно набирает в свои армии по преимуществу тяжелую пехоту и кавалерию – сражения от этого становятся более напряженными и зрелищными.
КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ
Неотъемлемая составляющая любого хорошего МОДа – графика. С ней у «Macedon Expansion» тоже все в порядке. Не упоминая графических изменений юнитов (о них будет отдельный разговор), скажу лишь, что все изменения в графике скромны и неброски. Единственное сразу же бросающееся в глаза новшество – новые загрузочные экраны (в их качестве использованы современные рисунки на сюжеты из античной военной истории). Изменился в МОДе и значок Македонии – вместо принадлежащей Спарте «Лямбды» из оригинальной версии игры македоняне получили свою историческую эмблему – шестнадцатилучевую звезду Аргеадов.
А теперь собственно о юнитах… Линейки войск фракций в «Macedon Expansion» представляют собой пеструю смесь из оригинальных юнитов, юнитов, созданных непосредственно для МОДа «Macedon Expansion», и юнитов, созданных для других модов. Но, несмотря на всю свою разнородность, все линейки смотрятся на редкость органично. Немаловажной деталью, приближающей «Macedon Expansion» к оригинальному «ROME – TOTAL WAR», является то, что цветовая гамма юнитов по фракциям в МОДе сохранена. Так что на карте битвы македоняне, как и в оригинале игры, будут облачены в черное, греки – в песочно-желтое, а Юлии – в красное.
Типов войск у каждой стороны много, но обязательно присутствуют 1-2 элитных пехотных и кавалерийских подразделения. Ведены также региональные типы войск, доступные для найма каждой фракции. Серьезным новшеством является также возможность вербовки наемников в городах, хотя новшество это, на мой взгляд, спорное – на вербовку каждого наемного отряда в городе требуется почему-то вдвое - втрое больше времени, чем на наем «собственного» отряда такого же типа. Или может живущие за городскими стенами крестьяне имеют склонность к наемничеству, которой лишены горожане?
Завершая свой обзор «Macedon Expansion», хочется упомянуть о еще одной этого МОДа, превносящей небольшую частичку реализма в игровой мир «ТОТАЛ ВАР». Поскольку с 277г. до Р.Х. по 150г. от Р.Х. (а именно в этих временных рамках и разворачивается действие МОДа) античный мир населяли не только политики и полководцы, но еще и ученые и писатели, вполне уместным смотрится включение некоторых из них в свиту к тоталваровским генералам и дипломатам. Так, играя, за Македонию, я несколько раз обнаруживал в свитах своих подчиненных различных малоизвестных математиков, астрономов и философов. Видимо в «Macedon Expansion» можно встретить и Архимеда вместе с Титом Ливием, но я до них в своей кампании так и не добрался…
УСТАНОВКА
Как справедливо было замечено ранее, одним из признаков хорошего мода является простота его установки. МОД «Macedon Expansion» в этом отношении исключением не является – скачанный и разархивированный файл МОДа надо просто установить в коренную директорию «ROME – TOTAL WAR» версии 1.5. В ходе же самой игры нужно запустить скрипт, активирующий систему «4 хода = 1 год». Делается это так: после загрузки кампании нужно нажать клавишу F1. На экране появится подсказка Советника. Щелкните по портрету Советника, а потом по кнопке «Покажи мне как» - это активирует скрипт. Вот в общем и все. Приятной игры!
СЕТЕВЫЕ ВОЙНЫ(хот-сит патч)
Этот мод, из-за удачной стартовой комбинации и неплохой сбалансированности фракций стал излюбленным выбором всех ценителей сетевых сражений. Порой, на нашем форуме идет одновременно две три компании хот-сита на базе этого мода. Для новичков поясню: хот-сит - это режим игры, в котором после хода одной из фракций (за которую играет человек), следует другая. То есть, все стратегические манипуляции на карте ведут люди, играющие в одну компанию. Сражения между игроками отыгрываются по разному - или в режиме сетевой битвы, или по правилам «ань-янь» или просто авто боем. Подробную информацию об игре в хот- сит режиме вы найдете на нашем
форуме . Создатели мода не оставили пристальное внимание сетевых рыцарей к их детищу и выпустили патч, которой еще лучше адаптирует игру к этому режиму. Его можно скачать с нашей левой колонки! Все что остается, после установки этого патча, на версию мода 1.0, так это сгенерировать HotSeatScript.txt. Как это сделать читаем на страничке нашей модной энциклопедии !
ПАТЧ 1.3
Основные изменения следующие:
1. Добавлено два иностранных мода - Ску мод и Реалистик трее мод.
2. Внедрено новое здание для всех фракций - я его называю "предказарма" - без него не строятся все военные здания. Такое здание есть на каждом уровне постройки, серьезно изменяет игровой процесс.
3. Добавлены некоторые новые здания различным фракциям - например фракийцам добавлены таверны, Селевкидам порты и т.п.
4. Изменены некоторые шкурки, добавлены некоторые отряды - например Парфия получила лучника - катафракта.
5. Есть изменения в характеристиках отрядов, поправлены описания и т.п.
6. Внедрена новая анимация римлянам - фс_гладиус.
7. Сделана первая англоязычная версия мода в патче 1.3. eng.
Более полный список изменений в описании патча.
МАКЕДОНСКАЯ КАМПАНИЯ
Ниже я предлагаю вам свое небольшое описание короткой кампании, которую я отыграл за Македонию. Выбор фракции объясняется очень просто – само название МОДа «Macedon Expansion» говорит о том, какой фракции следует отдать предпочтение. Кто-то с подобным подходом к выбору фракций может и поспорит, а я же, установив МОД, и посетовав на медленно загружающийся вступительный ролик, сразу ринулся в пучину войн и дипломатических интриг, которые, в конце концов должны были привести к возрождению былой славы Македонского царства.
В игре Македония стартует со средних позиций, что вполне объяснимо с исторической точки зрения – ведь в реальности со времени смерти Александра Македонского и его наместника Антипатра страна в течение почти сорока лет управлялась из рук вон плохо. Многочисленные цари и временщики-диадохи сменяли друг друга как в калейдоскопе, а в конце этого периода в стране вообще установилась полная анархия. И только приход к власти в 277г. до Р.Х. Антигона II Гоната положил конец смуте и дал начало относительно стабильному правлению Антигонидов.
В начале игры Македония владеет шестью провинциями. Три из них составляют собственно Македонию, а четвертая провинция со столицей в Коринфе образует македонский анклав на Пелопонесском полуострове. Последние две провинции располагаются на островах Эвбея и Лесбос. Македонская армия поначалу слаба, и состоит по преимуществу из фалангетов-новобранцев. Квартирующие в Пеллах два отряда кавалерии кентофоров являются единственными более-менее серьезными соединениями. Ближайшими соседями Македонии являются жаждущие отомстить наследникам Аргеадов за пятьдесят лет рабства греческие города и претендующее на ведущую роль на севере Балканского полуострова Фракийское царство. Единственным светлым пятном на фоне этой серости и посредственности служит македонская казна – 150 000 статеров. Такой солидный капитал позволял сразу же вербовать армии и начать войну с греками и фракийцами за гегемонию на Балканском полуострове, но с войной я решил немного промедлить, а вместо этого принялся развивать экономику царства. Отдав приказы о постройке мощеных дорог и морских портов, я завершил первый ход.
Но моим планам мирного строительства не суждено было сбыться. Уже на втором ходу на меня напали греки. Достойные потомки хитроумного Одиссея прислали ко мне дипломата, который своими бесконечными переговорами о торговых привилегиях только морочил голову моим советникам, а сами тем временем осадили Коринф. Оставлять инициативу в руках противника, даже если войну начал именно он, никогда не входило в мои привычки, и поэтому вместо попытки деблокады Коринфа я приказал своей наскоро составленной полевой армии (большую ее часть составляли войска гарнизона Лариссы) осадить Афины. Сложившуюся вследствие этого моего маневра ситуацию очень точно характеризовал шахматный термин «размен фигур» - я был готов «обменять» свой Коринф на греческие Афины.
Третий ход прошел относительно спокойно, но на четвертом греки не выдержали и отправили осаждавшую Коринф армию на помощь своим соотечественникам в Афины. Блокада Коринфа была снята, но мои войска под Афинами оказались перед лицом соединенных сил греческой полевой армии и афинского гарнизона. Поскольку в грядущей битве греки обладали двукратным перевесом, то я счел за лучшее отступить. Греческий полководец принял мое отступление за трусость и малодушие, и, оставив войска афинского гарнизона в городе, начал преследовать мою армию. А поскольку войск у моего противника после этого стало вдвое меньше, то я решился дать первое в этой кампании сражение.
Особых сюрпризов битва не принесла. Мои фалангеты и продромийцы довольно быстро расправились со всем греческой армией, потеряв при этом около четверти своего состава. Единственным достойным упоминания моментом в этой битве была атака греческой фаланги. Эллинские гоплиты не атаковали мои боевые порядки в лоб, а немного приняли влево, выстроились напротив правого фланга и атаковали его под острым углом. Правый бок плохо прикрыт даже у воина с ростовым щитом, что уж говорить о сариссофорах… Мои воины начали падать один за другим, и только вмешательство продромийской кавалерии склонило чашу весов в мою сторону. Подобный тактический изыск со стороны ИИ тем более приятен, что этим нехитрым приемом время от времени пользовались и реальные античные полководцы.
Несмотря на победу в полевом сражении сил на осаду Афин у меня не было, и поэтому я отвел свои войска в Лариссу на переформирование.
На следующем ходу я попытался взять Спарту. Гарнизон этого не имевшего стен города составлял отряд гоплитов и телохранители какого-то знатного грека. На штурм Спарты я легкомысленно отправил всего два отряда фалангетов-новобранцев и один отряд лучников. Но скоротечная битва на улицах столицы Лаконии показала, что резерв лишним никогда не бывает…
С телохранителями я расправился достаточно быстро – знатный грек и его «спутники» расстались со своими жизнями в безумной лобовой атаке на пики моих фалангетов. А вот гоплиты преподнесли мне сюрприз. Вместо того, чтобы охранять главную городскую площадь, они бросились на застрявших на тесной улочке солдат, а уж в рукопашном бою лицом к лицу эти вояки были явно сильнее моих новобранцев. Всего за две минуты оба отряда моих сариссофоров потеряли половину своего личного состава и бежали с поля боя. Поняв, что битва проиграна, я приказал опустошившим свои колчаны, но все еще готовым к бою лучникам отступать.
Следующие 5-6 ходов прошли без особых происшествий. Я регулярно высылал войска к Афинам. Греки же каждые раз высылали из Спарты отряд на помощь афинскому гарнизону. Объединенные силы греков всякий раз пытались навязать мне бой у стен Афин, но я каждый раз отступал, попутно громя преследовавшие меня греческие войска. Такое положение дел стало тяготить меня своей однообразностью, и поэтому я решил напасть на Фракию. Конечно, война на два фронта ничего хорошего обычно не предвещает, но для меня Фракийская кампания сложилась вполне удачно.
Собрав в северных городах Македонии довольно сильную армию, я атаковал фракийцев. Первыми под удар македонского войска попали два отряда дийев – воинов, вооруженных традиционными фракийскими мечами-фалькатами. Не имевших копий дийев попросту растоптала моя кавалерия кентофоров. Победа над этим отрядом открыла мне дорогу к столице фракийского царства.
Следующее сражение я дал фракийцам неподалеку от их столицы Лисимахии. В том бою мне противостояла почти вся армия фракийского царства. Враг обладал почти трехкратным численным перевесом, и меня спасло только то, что на поле боя фракийские армии действовали разрозненно, и мне удалось разгромить их поодиночке. Неоценимый вклад в победу в этом сражении внесли мои кентофоры – на счету этих тяжелых кавалеристов было больше двух третей всех уничтоженных в той битве отрядов врага. Сами кентофоры потеряли тогда до половины своего личного состава.
Разбив фракийцев в полевом сражении, я тут же принялся за осаду Лисимахии, в которую отступили остатки разбитых вражеских армий. Поскольку войск у фракийцев осталось совсем немного, то я сразу же стал готовиться к штурму. Пополнив свою армию наемными дийями и пельтастами и изготовив несколько таранов, я уже на следующем ходу взял Лисимахию, сломав по своему обычаю в трех местах городскую стену, и перебив защитников города в рукопашных схватках у стен и на главной городской площади.
Взятие Лисимахии дало мне нечто большее, чем приобретение еще одной провинции. Оказалось, что Фракия владела как раз только одной Лисимахией и владела, и, лишившись своей единственной провинции, перестала существовать как фракция. Так что мой «блицкриг» вполне удался, и я избавился от своего главного соперника на севере.
Следующей радостной новостью стало падение Афин – я наконец-то смог собрать в Ларисе такую армию, которая, несмотря на потери в полевом сражении, смогла наконец-то взять столицу Аттики. Но одновременно с этой новостью я узнал об измене Коринфа. Польстившись на греческое золото, на сторону врага перешел весь городской гарнизон и, что самое печальное, комендант Коринфа сын Антигона Дамас. «Размен фигур», который должен был произойти в начале игры, состоялся.
Главной моей заботой следующих 10 ходов было реформирование армии. Видя, что в рукопашном бою мои фалангеты-новобранцы слабее греческих гоплитов, я начал заменять их педзетайрами, бывшими ранее своего рода элитой моего войска. А место сражающейся в первых рядах элиты заняли отряды вооруженных на греческий манер астегетайров. Аконтистов и пращников заменили лучники, а продромийскую кавалерию – фессалийская. Кроме того я создал состоящий из шести отрядов корпус конных лучников-гиппотоксотов.
Сформировав таким образом новую боеспособную армию, я решил раз и навсегда покончить с греческим военным присутствием на Пелопонессе. И уже на следующем ходу македонское войско выступило из Афин в сторону Коринфа. Для встречи моей армии греки выслали из Спарты войска под предводительством предателя Дамаса. Встреча враждующих армий состоялась на Истмийском перешейке. Произошедшая следом за этим битва принесла мне еще одну победу и лишила греков их единственной боеспособной армии.
Разбив греческое войско и рассчитавшись с Дамасом (изменник погиб в схватке с моими кавалеристами), я принялся за осаду окруженного каменными стенами Коринфа. А к не имеющей стен Спарте я отправил свой корпус конных лучников. Гоппотоксоты ловко выманили из города отряд вражеских гоплитов, и попросту перестреляли их. Поскольку других войск кроме гоплитов в Спарте не было, я оказался хозяином города, который, как утверждали некоторые, еще никому не удавалось взять с боя.
Коринф я захватил уже на следующем ходу. Особых проблем мне этот город не доставил – его гарнизон составляли только два отряда метателей дротиков. Участь городов-предателей в реальности обычно была незавидна – трехдневный грабеж был в этом случае самым легким наказанием изменникам. Но я никаких репрессий проводить не стал – сознавая свою вину, жители Коринфа и безо всяких устрашающих мер проявляли к своему новому губернатору-македонцу высшую степень лояльности.
Таким образом вся материковая часть Греции оказалась под моим контролем. А греки лишились всех своих провинций за исключением острова Родос. До полной победы оставался всего один шаг, и я начал готовиться к захвату этого последнего оплота греков.
Погрузив свою армию на корабли, я уже через два хода достиг побережья Родоса. На острове имелся всего один городок, гарнизон которого составляли два знатных грека со своими телохранителями, и один отряд гоплитов в доспехах. И все эти греческие солдаты погибли в ходе штурма, который я предпринял на следующем ходу. В ходе штурма я не потерял ни одного своего воина – поскольку в экспедицию на Родос я взял всех своих лучников, неприятель так ни разу и не смог приблизиться к моим боевым порядкам.
Захватив Родос, я тем самым лишил греков последней провинции и уничтожил их как государство. Последний противник Македонии в регионе перестал существовать. Само же македонское царство вышло из череды войн сильным и окрепшим государством. И теперь богатой и располагающей многочисленной и прекрасно обученной армией Македонии для дальнейших завоеваний не хватало только одного – нового Александра Македонского. |
|