ЕВРОПА, ПОРА ВОЕВАТЬ
Наверняка кто-то скажет, что мод EUROPEAN WARS – 18 century (Европейские войны – век 18-й) устарел ещё в колыбели. Мол, вышедшая Empire: Total war, также посвящённая войнам эпохи треуголок, должна была на корню
задушить этот проект. Что ж, пусть говорит и даже так считает, но пусть не надеется, что к нему присоединятся все. Во-первых, высокие системные требования ETW грозят оставить без едкого запаха порохового дыма владельцев относительно слабых компьютеров.
А во-вторых, и первого достаточно. До сих пор понюхать пороху поклонники, или сторонники, RTW могли лишь на полях Тридцатилетней войны (мод Огнём и мечом, 16-17 века) и в Бородинской битве (мод Napoleonic: Total War). Бесхозным оставался лишь 18-й век, век линейной тактики, треуголок, париков и кружевных манжет. За реализацию этой мечты настоящего романтика взялась польская группа разработчиков, возглавляемая небезызвестным в определённых кругах моделлером King Louise Assurbanipal. И вот, несмотря на то, что проект стартовал позже своих «огнестрельных» конкурентов, несмотря на вышедшую ETW, перед нами бета-версия этого многообещающего мода. В бету вошли только пользовательские сражения. Игрокам доступны шесть фракций: Россия, Пруссия, Австрия, Испания, Речь Посполитая и Швеция. Надо отметить, что конкуренты на деле оказались партнёрами, так как часть элементов игры (карты, анимация, модели) заимствована у ОиМ и NTW. Наиболее проработаны и насыщены юнитами фракции Речи Посполитой, что понятно, и России, что приятно. Наименее интересна в этом плане Швеция, имеющая почти вдвое меньше типов войск. Пехота и кавалерия делятся на войска времён Северной войны и времён Семилетней войны – явный задел на реформу по типу марианской. Набор юнитов на примере России выглядит следующим образом. Ранние и поздние, то есть времён Северной и Семилетней войн: мушкетёр, гренадёр, гвардейский мушкетёр, гвардейский гренадёр, драгун, конный гренадёр, гвардейский кавалерист, генерал. Только ранние образцы, видимо, долженствующие исчезнуть в позднюю эпоху: бомбардир и пикинёр. На смену им в Семилетнюю войну должны возникнуть кирасиры, простой и гвардейский. Неизменными останутся три типа пушек (6-, 8- и 12-фунтовых) и разумеется русская экзотика – татары и казаки. Вообще говоря, для каждой армии предусмотрен свой особый юнит или юниты. Например, для Речи Посполитой это крылатые гусары, пешие украинские казаки и янычары.
ГРОМ ПУШЕК, ТОПОТ, РЖАНЬЕ, СТОН...
Исходя из набора фракций в бета-версии игрок может устроить либо фантастическое столкновение ранних русских войск с поздними испанскими. А может сыграть более исторично, выставив на поле шведов и русских времён Северной войны или русских и пруссаков Семилетней войны.
Любопытно сравнить механику боя Европейских войн и сражений Огнём и мечом. Прежде всего, надо отметить, что в представляемом сейчас моде кавалерия не обладает такой всесокрушающей мощью, как в Огнём и мечом. Наткнувшись на стену штыков, она обязательно будет зверски истреблена пехотой, хотя та и не умеет строиться в каре. С другой стороны, как мне показалось, и огнестрельное оружие здесь не так эффективно. То есть одного залпа в упор совсем недостаточно, чтобы уничтожить до половины несущегося на пехоту эскадрона. А вот в ОиМ такой залп мог стоить выигранного сражения. Так же в Европейских войнах на мой вкус маловато порохового дыма. Он рассеивается практически сразу после данного залпа, не застилая обзора. А жаль. Когда дым клубится то тут, то там, когда он окутывает противостоящие линии войск, когда отряд прекращает огонь из-за упавшей видимости, когда из дымки, словно из ада, внезапно выскакивает враг – вот тогда душа истинного романтика почивает в блаженстве.
Теперь о главном достоинстве мода – непосредственно о юнитах. Я не отношусь к любителям пересчитывать пуговицы и шнурки на мундирах, к знатокам камзолов и шляп различных полков всех армий Европы. Поэтому я мог пропустить какие-то неточности формы. И бог с ними. Не это важно. Важны красота и атмосфера эпохи, мастерски, на мой взгляд, воссозданные авторами мода. Яркие цвета мундиров, те самые букли и косы, из-за которых Суворов поругался с Павлом
Первым, длиннополые кафтаны, изящные треуголки – всё это здесь имеется в достатке. Полюбовавшись моделями юнитов, марширующих по полю и палящих друг в друга, надо признать, что сражения восемнадцатого века были поистине красивым, завораживающим зрелищем.
И как не воскликнуть после нескольких сражений: «Ах, дайте нам ещё стратегическую карту!» Теперь я поясню, почему предпочитал сравнивать Европейские войны с ОиМ, а не с Наполеоникой. Догадаться нетрудно – мод ОиМ был доведён авторами, несмотря на все трудности, до полноценной версии со стратегическим режимом, чего до сих пор не получила Наполеоника. Очень надеюсь, что разработчикам Европейских войн хватит упорства и трудолюбия, чтобы довести работу над столь многообещающим продуктом до победного конца. Каким будет или может быть стратегический режим для игры, посвящённой восемнадцатому веку? Не буду загадывать. Надеюсь, что он не уступит в красоте тактическому режиму.
УСТАНОВКА МОДА
Для установки мода потребуется версия RTW 1.5. Подойдёт и RTW-BI, пропатченная до 1.6. Установка мода не повлияет на возможность играть в оригинальный Рим.
1. Скачайте архив по ссылке в левой колонке.
2. Разархивируйте его. В результате должны появиться три папки: napoleonic, preferences, saves и три файла: EW2.ico, Uninstal.exe, ярлык EW- Total War.
3. Переместите распакованные файлы и папки в корневую директорию Rome Total War с заменой.
4. Мод запускается с ярлыка. В свойствах ярлыка необходимо прописать путь к экзешнику RomeTW. Например: С:\ Program Files\ Rome Total War \RomeTW.exe -show_err -nm -enable_editor -mod:napoleonic .
Ещё один момент. Данная бета-версия мода вся на польском языке. Игре это помешать не должно. Во-первых, не такие уж разные русский и польский языки. Во-вторых, любой ветеран РТВ-войн с завязанными глазами, не вчитываясь в надписи меню, сможет запустить пользовательское сражение. Сейчас речь идёт о том, что следующая версия мода выйдет уже с английским языком, а там и до русификации недалеко.
|
|