ПЛОТЬ И КРОВЬ
Название этого МОДа весьма метафорично. Переводить его стоит исключительно по смыслу: "Плоть и кровь", "Мертвые сраму не имут", "На войне как на войне" - вот что такое BareBonesWars. Сценарий, стартующий в 280 году до нашей эры, посвящен эпохе становления Рима. Времени, уже довольно избитому самим Rome: TotalWar и многочисленными модификациями. Поэтому, думал я, вряд ли он способен удивить. Думал ошибочно.
Но обо всем по порядку.
В BareBonesWars сразу несколько сценариев. Правда, все кампании отличаются друг от друга только картами, на которых предстоит решать судьбу мира.
Это:
- классическая карта RTW с тремя римскими фамилиями;
- карта среднего размера, где можно играть за единый Рим, либо за одну из римских фракций;
- хорошо знакомая большая mundus magnus карта, на которой опять можно выбрать или Рим, или любимую фамилию;
- карта «Европа 270 года до нашей эры»;
- и карта среднего размера с гражданской войной в Риме, на которой сенат, юлии, бруты и сципионы, поделившие между собой Италию, сразу находятся в состоянии войны. Каждый со всеми (внимание: если в этой кампании нажать вкладыш сената в свитке информации, произойдет вылет).
ФРАКЦИИ И ВОЙСКА В BARE BONES WARS
Перечень фракций традиционен. Рим (объединенный город, либо сенат и три семьи на выбор игрока), Македония, Египет, Селевкиды, Армения, Карфаген, Парфия, Понтус, галлы, германцы, британцы, даки, греки, нумидийцы, скифы, иберийцы, фракийцы.
BareBonesWasrs – безусловно, римский мод. Юнитов у Рима гораздо больше, чем у других фракций.
По количеству войск лишь греческие полисы могут поспорить с Вечным городом. В BareBonesWars нет именных легионов. Зато самих легионеров достаточно: ранние легионеры, «просто» легионеры, поздние городские легионеры, преторианцы, элитные легионеры. У ранних и классических легионов есть первая когорта. Естественно, других, не легионных подразделений, тоже хватает. Армии крестьян исчезли.
Юниты в моде – это часть юнитов из оригинального RTW, в основном наемники; немного своих и большое количество из разных других больших и малых модификаций, в том числе сделанных у нас. На первый взгляд, выглядит не очень привлекательно, но подобраны они в одном стиле.
Пехота в BareBonesWars нанимается за ноль ходов, а вот конница уже за ход.
Больше всего этот мод похож на SPQR. На первый взгляд их даже можно спутать. Очень много юнитов как будто перекочевали из SPQR. Изображение флотов тоже одинаковые.
ЧЕГО У BARE BONES WARS НЕ ОТНЯТЬ Начав знакомство с BareBonesWars, я не испытывал особого энтузиазма. Ну чем еще мог зацепить римский мод? Однако первая же кампания, рассказ о которой чуть позже, очень быстро и по-настоящему увлекла. Дело, конечно, не в новых юнитах, фракциях или карте – все это уже было. Дело в изменениях и новациях стратегической составляющей игры, которые заставляют по-новому планировать операции. В чем не откажешь создателям BareBonesWars, так это в интересных идеях. Есть в этом моде много своих, особенных черт. Расскажу про основные и самые заметные.
BareBonesWars предлагает новую карьерную лестницу для римских фракций и обещает агрессивный и жестокий ИИ в битвах и на стратегической карте. Замечу сразу, ИИ в моде достойный. Добавлены новые карты для тактических сражений и изменен рельеф на стратегической карте (горы заметно подросли), улучшена графика растительности и неба, фракции отличны по интерфейсу
Города ребелов не окружены стенами, что, с одной стороны, очень удобно. Можно сразу брать селение на штурм. Но потом уже ваши новоявленные города находятся под угрозой нападения лихих мятежников. Стоимость деревянного частокола 20000 динариев. Поэтому между городами всегда нужно иметь крепкий и мобильный полевой корпус для внутреннего охранения.
Очень важным является то, что армии, находящиеся за пределами городских стен требуют дополнительных трат на свое содержание. На своей территории расходуется 500 динариев, на вражеской – 1000. Проявляется это в промежутке между вашими ходами. Например, в казне 5000 динариев и положительный прогноз – плюс 2000. Однако, идущий походом легион забирает на свое содержание 1000динариев, и после нового хода, в казне не 7000 золотых, а шесть. Учитывайте это. Я вначале совершенно не мог понять, куда уходят деньги.
Год длится 4 сезона. Зимой у полководцев, армий и агентов уменьшается дальность переходов. Исключение - германцы и скифы.
После каждого хода появляется советник, рассказывающий о реальной исторической хронике, которая соответствуют вашему времени в кампании. Это оказалось очень занимательным.
Авторы BareBonesWars рекомендуют не совершать блицкригов, и дать врагам на развитие 5 летнюю передышку (20 ходов). Тогда кампания покажется не самой простой.
Намотав сие напутствие на ус, я погрузился в тотальную войну. Поскольку мод римский, то играть решил за Рим.
ВОССТАНИЕ ГЛАДИАТОРОВ И СЕВЕРНАЯ ВОЙНА
Рим на старте игры владеет еще тремя городами – Аррецием, Арминием и Капуей. К северу за рекой лежали земли галлов, с которыми был мир, а на юге Италии - три ребельских города. Пополнившись новобранцами, единая римская армия двинулась на юг. Цель – Канны, Тарент и Кротон. Можно было бы обрушиться на полнофлажковый стек ребелов, маячивший под стенами Арреция, но слабовольный предводитель мятежников не решался идти на штурм. Его пока оставили в покое.
Вначале южный поход развивался по запланированному сценарию. Три города последовательно перешли под контроль римлян. Однако потери были внушительными. Имея даже численное превосходство, количество погибших римлян в битвах составляло один к одному с мятежниками. При штурме Кротона, последнего южного города, геройски пал лидер фракции и его преемник. К концу похода от первоначальный численности легиона осталось не больше четверти воинов.
Причина тому – неверная ставка на триариев, которых предполагалось противопоставить гоплитам южных италиков. Ветераны показали свою малую эффективность на поле брани, и Рим принял решение их больше не рекрутировать.
Однако, пока в сенате шли споры о целесообразности найма триариев, банда взбунтовавшихся гладиаторов отбила незащищенный стенами Кротон, так дорого стоивший Риму. Сказалось коварство BareBonesWars. Но благодаря его же особенностям, очень скоро новый сильный корпус вернул город. Попутно были уничтожены еще два небольших войска гладиаторов. Скажу лишь, что мятежные гладиаторы показали себя яростными бойцами. Но новая ставка на принципов полностью оправдалось.
Ведомые новоиспеченным лидером фракции армия принципов восполнила в Риме потери и усилилась новыми отрядами. Полностековый легион нацелился на такую же по численности армию мятежников, что по-прежнему стояла у Арреция.
Конницы в войске не было. Кавалерия дорога, а в войнах Запада без всадников обойтись можно.
Битва с армией гладиаторов явилась самой трудной и захватывающей за всю кампанию. По её ходу чаша весов клонилась то в одну сторону, то в другую. Однако Рим победил. Правда, боги вновь затребовали высокую плату за это, вновь забрав к себе принцепса сената, главу фракции. Принявший командование армией Гней Куртий, отвел потрепанный и уже ветеранский легион на пополнение в центральные провинции.
Вовремя. Ибо с севера вторглись галлы. Вечная угроза. В этой новой войне Риму способствовала удача. Военный гений Гнея Куртия последовательно разбил основные вражеские силы и захватил все три галльских города в северной Италии.
Гней планировал развить успех, но завистники блистательного полководца убедили сенат заключить с галлами мир.
«Пусть докажет, что его успехи не случайны, - кричали отцы Рима. - Нам нужна Сицилия. Пускай Гней Куртий попробует одолеть карфагенян!»
Настоящий воин, Гней подчинился приказу столицы. Все подходы с севера во внутренние провинции он запер фортами с крепкими гарнизонами и начал готовить поход на Сицилию. Прошло достаточно времени, чтобы Карфаген смог развиться. Я жду от этой войны многого, ведь обещание авторов мода не забылось.
ПОРЯДОК УСТАНОВКИ
BareBonesWars ставится на чистый Rome: TotalWar, пропатченный до версии 1.5. После установки в корневом каталоге появится файл campaign_map_reset.bat. Запустите его. Это будет последняя стадия установки.
При старте новой кампании и после каждой загрузки сохраненной игры, появиться советник, активирующий скрипт игры. Нажмите на кружок “покажи мне как” (show me how), а затем на лицо советника. Без этой традиционной процедуры вы увидите не BareBonesWars, а что-то другое. |
|