ВЕЧНЫЙ
РИМ
Риму, который первый, закат предрекают уже как минимум 8 лет. При том,
что игре в 2016 году исполняется 11 лет(!), неудивительно. Но сообщество
поклонников игры не только продолжает проводить долги часы, передвигая
фигурки персонажей по карте и планируя войны, но и стабильно выпускают
новые модификации (моды).
Сейчас с уверенностью можно сказать, что Rome: Total War будет жить,
пока делаются всё новые и новые моды. И если для оригинальной игры с
патчем 1.5 сделано уже более двух десятков эпичнейших, исторически
достоверных, интересных геймплеем и графикой, модов, то аддоны, на мой
взгляд, обделены вниманием. Нет, движки аддонов используются как
платформы для моддинга, но историческая эпоха Великого Переселения
народов или завоеваний Александра Македонского не могут похвастаться
таким же количеством качественных модификаций.
На Вторжение Варваров моды, безусловно, имеются. Это культовые моды из
серии Invasio Barbarorum, Arthurian TW и отечественный Pax Barbarica. Но
во все эти моды играть за Рим становится проще, чем в ванили ("vanilla"
- оригинал, в данном случае – Barbarian Invasion). А это, строго говоря,
не соответствует тогдашней действительности. Не хватало модов, где за
Рим играть сложнее, где были бы отражены реальная расстановка и баланс
сил в мире. Где игрок мог бы почувствовать себя бессильным перед
варварами, где Империя неуклонно шла к гибели.
ЗАКАТ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Так в конце 2013 года родилась идея создания мода Amissum Imperium
Romanum ("Закат Римской империи").
Разработчики, одним из которых являюсь я сам, постарались отобразить
бессилие равеннских и константинопольских "императоров" и их "власть"
над всеми провинциями некогда огромной и сильной Римской империи. Но обо
всем по порядку.
События мода начинаются с 451 г. н. э., со знаменитой битвы на
Каталаунских полях. Там, как известно потерпело поражение воинство
Аттилы.
За военную (так сказать, юнитную) основу была взята отечественная
модификация
Pax Barbaricа от камрадов Dick и AlxCruel. Юниты выполнены
очень качественно, впрочем читатель всегда может ознакомиться с данным
модом на его собственной странице у нас на сайте. Разработчиками мода
AIR (Amissum Romanum Imperium) были лишь увеличены/уменьшены некоторые
статы (параметры в бою) юнитов в сторону усложнения геймплея. А также
пересмотрена стоимость найма юнитов.
Так, играя за варваров вы получите много дешевой пехоты и конницы. Но
играя за Рим, вы сможете нанять самое простое ополчение не раньше, чем
отстроите казармы второго уровня, и не получите других войск ранее
казарм последнего уровня. Да и ополченцы эти нанимаются от 2 и более
ходов. Сделано это для того, чтобы показать, что в середине V века н.э.
у римлян уже не было сил быстро восстанавливать свои войска.
Нет, несомненно, деньги у римлян еще были. Поэтому в моде просто
огромное количество различных наемников, но все они дороги. Так что если
вы выступили из города на встречу с вторгнувшейся варварской ордой, вы
сможете набрать армию из наемников различных племен-федератов или
отставных легионных ветеранов. Но такую армию нельзя восстановить в
городе. А отразив вторжение, следует распустить наемников, иначе их
содержание введет вашу казну в долги очень быстро.
Отдельно хочется сказать о флоте. Новых кораблей нет, но те, что были,
теперь нанимаются от 2 ходов и от 1000 денариев за бирему. Дорогое
удовольствие, не так ли? У варваров все проще, их кораблики остались
дешевыми, да так, что вандалы теперь хозяйничают в Средиземном море,
саксы и кельты - в Атлантическом океане, и римляне совершенно бессильны
против них.
Теперь о строениях. Римлянам и в этом "перекрыли дыхание", увеличив в
разы стоимость постройки храмов, портов и всех зданий от третьего
уровня. У вас теперь не будет возможности построить Верфи, Христианские
базилики, Имперские казармы или Большой Цирк. Все они стоят примерно 10
ваших годовых доходов. Варварам цены на здания не меняли, они теперь
развиваются заметно быстрее римлян и к 30 ходу создают огромные стеки (полнофлажковые
армии) из первоклассных юнитов и становятся абсолютно неудержимыми для
Римской Империи.
Да что, собственно, осталось от самой Империи? Западная ее часть уже
потеряла контроль над более чем половиной своей прежней территории.
Свевы хозяйничают в Испании. Римлянам тут остались верными только
прибрежные города Средиземноморья. Африка полностью в руках вандалов и
туземцев-берберов.
В Галлии и вовсе винегрет - на Юго-Западе, в Аквитании со столицей в
Тулузе, расселились вестготы, пока союзники-федераты, Центральная Галлия
и Арморика охвачена восстанием багаудов (принадлежат повстанцам со
стеками войск), Северо-Восток оккупировали франки. В добавление ко всему
сам Аттила "Бич Божий" стоит со своими ордами под Орлеаном. Бургунды
кочуют со своими ордами севернее Септимании. Комит Галлии Афраний Эгидий
создал независимое государство со столицей в Суассоне.
Дунайские провинции все захвачены гуннами Аттилы, империя которого
простирается теперь от Рейна до Волги. Иллирик занят расселившимися тут
остготами Теуды и Теодориха (в будущем "Великого"), федератами Восточной
империи.
И когда все эти варвары придут в движение и развяжут с империей войны,
Рим погибнет полностью, будьте уверены.
Восточная империя, менее пострадавшая от вторжений, чем Западная,
сохраняет за собой почти все прежние владения, за исключением
предоставленных остготам Мёзии и Фракии. Настоящей проблемой для
правителей Константинополя будут усиленные персы-сасаниды и
туземцы-берберы, которым были добавлены армии и города в пустыне. Все
идет к завершению римской эпохи во Всемирной истории.
Но усложнен в какой-то мере геймплей и за Сасанидов. Во-первых, бежавшие
от гуннов Аланы и Роксоланы поселились в Предкавказье, и в случае чего
они могут совершать набеги на Закавказские сатрапии персов. Если же вы
захотите поставить их земли по свой контроль, готовьтесь встретить их
орды на своей территории. Даже если войны между вами не случится, она
произойдет между этими двумя племенами и рано или поздно приведет в
переселению одного из них на вашу территорию. Но не только в этом беда
Сасанидов. Теперь по их территории распространяется христианские ересь -
несторианство, которое заставит вас держать немалые силы внутри городов,
особенно, в Приевфратских землях.
О религиях следует сказать отдельно. В моде их 5. Вместе с привычными
тремя добавлены Арианство, распространенное в Африке и Галлии, и
несторианство, на Востоке. Это христианские ереси, имевшие большое
влияние на политику государств в V веке и даже позднее.
Общая картина мода такова, что здесь теперь нет явных лидеров (если не
считать гуннов, что исторически вполне оправдано) и аутсайдеров (их
вообще нет). Саксы расселились в Британии на бывших римских землях, за
исключением территории Уэльса, который достался пиктам. Лангобарды еще в
Северной Германии и ждут своего часа. Остготы, в случае потери своих
земель, сразу же двинутся в пределы Италии. Берберы в Африке отнюдь не
мальчики для битья - как уже сказано выше, им добавлены города и армии,
разнообразна и их линейка юнитов - от нубийцев до туарегов и прочих
пустынных племен. Они будут совершать систематические вторжения в
Египет, Киренаику, Африку, Триполитанию. А в скором времени, даже в
Испанию и Сардинию.
КАМПАНИЯ
Выбирать пришлось недолго - Рим и только Рим. Попытаться восстановить
былую славу и величие Империи. На первых ходах следует решить три
проблемы - вытеснить Аттилу из Галлии, разбить вторгшихся бургундов и
отвоевать закрытую от вторжений благословенную Испанию.
Для начала об Аэцие. Он с армией стоит невдалеке Аттилы, рядом с ними
Теодорих Вестготский. Римляне и гунны имеют полные стеки войск. Вот-вот
должно произойти сражение на Каталаунских полях. Но будьте внимательны,
не забывайте о бургундах, если вы проиграете битву или понесете
значительные потери, как получилось у меня, бургундов бить будет некому,
так как боеспособных сил у вас больше не останется.
Я постарался сохранить свои силы, но допустил гибель самого Аэция. В
битве погибли также Теодорих и Аттила. Оставшиеся гунны ушли за Рейн.
Первая проблема решена, подумал я, и набрал в поредевший стек наемников,
заперся в Орлеане, переподготавливая войска. На первом же ходу бургунды
блокировали Орлеан, вскоре при штурме города, римляне потеряли самые
боеспособные силы.
Я решил, что в первую очередь оборонять следует свою колыбель - Италию.
В Альпийских проходах построил много фортов, нанял наемников и пару
кораблей. Но в Испании, где на первых ходах битвы развивались с
переменным успехом, дела шли от года к году все хуже, и к 458 году я ее
окончательно потерял. Зато на время удалось вернуть Африку, основные
силы вандалов в это время вели войны с берберами. Африкой владел не
больше года. Сил не было ее удерживать. И вандалы снова завоевали
Карфаген.
Одновременно я вел кампанию против гуннов на Дунае, но всякий раз после
удачного штурма города, его приходилось сдавать обратно, у гуннов
слишком уж много армий и очень сильны их конные лучники.
К этому времени я потерял всю Галлию, за исключением прибрежной
полосы. Но восстанавливать там римское правление я не спешил, зная о
переселении бургундов. А теперь еще и лангобардов. Тем более что войну
мне объявили Остготы, захватившие Далмацию и Иллирик. Против них я
бросил свои последние силы, Далмацию временно удалось вернуть, но уже
через год под у правлением Валентиниана III осталась только Италия и
близлежащие острова. Вот это хард, подумал я! Ни в одном моде мне не
было так сложно играть за Рим, и это на среднем уровне сложности!
Всем заядлым игрокам в RTW, знающим все секреты игры и легко побеждающим
во всех кампаниях, рекомендую играть за Западный Рим. Уверяю, будет
интересно. Если не хотите Рим, сыграйте за Суассон на сложном уровне.
Врагами вам станут все в округе - вестготы, франки, бургунды, гунны,
саксы, кельты, и даже Западный Рим.
Любителям играть за варваров советую сыграть за франков или гуннов на
самом сложном уровне. Или же за Берберов и Вандалов на уровне выше
среднего. Разнообразие линейки Сасанидов тоже привлечет внимание
опытного игрока, однако следует в настройках выбирать сложность выше
средней, иначе кампания против римлян станет скучной.
УСТАНОВКА
Модификация Amissum Imperium Romanum требует чистую версию BI 1.6. Мод
ложится поверх аддона. При распаковке получите папку bi, ею следует
заменить папку аддону в главной директории, где находятся папки Data,
preferences и файлы RomeTW.exe и RomeTW-BI.exe. Приятной игры!
С наилучшими пожеланиями, команда разработчиков мода. |
|