На главную страницу
Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
АДДОН
TOTAL WAR: ROME II
EMPIRE DIVIDED

На internetwars.ru


Часть 2

Часть 3

ИМПЕРАТОР АВГУСТ. ПРОХОЖДЕНИЕ КАМПАНИИ ЗА ОКТАВИАНА (Часть-1)

Total War: Rome II. Empire Divided

РИМ 2 РАЗДЕЛЕННАЯ ИМПЕРИЯ
Дополнение «Empire Divided» для игры «Total War: ROME II» тематически посвящено эпохе перед императором Диоклетианом. Во второй половине III века нашей эры империя сыпанулась так, что на карту смотреть страшно. Однако общий культурный фон и отсутствие по-настоящему сильных внешних угроз позволили склеить эту разделенную империю.
Мы переносимся в 270 год н.э. и можем оказаться в шкуре лидера одного из осколков империи. Разумеется, перед игроком стоит цель собрать государство под свою руку, уничтожив всех конкурентов. Этим могут заняться фракции:

Рим
Галльский Рим
Пальмира

Но авторы не забывают, что рассматриваемая эпоха хронологически располагается аккурат перед великим переселением народов. То есть перед вторжением в Рим варваров. Соответственно, любители варваров могут выбирать из германцев:

Саксы
Готы
Маркоманны

Доступны и иные племена:

Аланы
Каледонцы

Замыкают многообразие разрушителей римского наследия народы Востока:

Сасаниды
Армения

Разработчик, кроме новой хронологии и новых фракций, обещает обновленные дерево технологий, навыки персонажей, постройки, религии, стратегические эффекты. Если говорить предельно честно, то большого влияния всех этих фишек на ход кампании я не обнаружил. Есть они? Хорошо. Но кампания развивается без фокусировки взгляда на этих новшествах.
Далее я рассмотрю ход игры на примере описания прохождения «Total War: ROME II - Empire Divided». Надеюсь, многое станет более понятным, обретя конкретику.

Total War: Rome II. Empire Divided
Римская империя и ее соседи в 270 году

ВЕЧНЫЙ РИМ
Обычно для первого прохождения я выбираю Рим. Не стал исключением и этот случай. Правда, доступных для выбора «римов» тут три. Но только один из них носит наименование «Истинный». Это римская фракция императора Аврелиана.
В августе 270 года Рим не владеет ни Римом, ни хотя бы кусочком Италии. Аврелиан имеет 23 региона и 6 полных провинций. Большая их часть сосредоточена на Балканском полуострове. Так же во владения Аврелиана входит север Африки от Карфагена (включительно) до Египта (исключительно).
Имперский статус подчеркивается наличием большого количества протекторатов:

Галатия
Лидия
Египет
Мавретания
Нумидия

Таким образом, полностью подконтрольные Риму территории включают Балканы, Африку и значительную часть Малой Азии.
Аврелиан находится в состоянии войны с кучей окрестных фракций. Наиболее значимыми врагами являются:

Римляне-узурпаторы (Италия)
Галлский Рим (Галлия, Британия и Испания)
Пальмира (Ближний Восток)

Какие же войска со старта может выставить Аврелиан? При его империи можно иметь до 10 армий и до 5 флотов. Имеется же в наличии:

I флот – 7 кораблей, у берегов Ливии
I легион (Аврелиан) – 8 отрядов, в Дакии
II легион (Маркиан) – 6 отрядов, в Карфагене
III легион (Кекропий) – 6 отрядов, в Иллирии

Прямо скажем: негусто. Не то что вести наступление, но и просто прикрыть все границы этими силами нельзя. Ну что ж, будем вести найм и строительство. Из стартовых 10 тысяч талантов в первый же ход на это доброе дело пущено 8,5 тысяч.
Для поправки бюджета первым дипломатическим действием является тотальное заключение торговых соглашений со всеми, кто может торговать. И не просто может, но еще согласится. Мне удалось заключить 7 торговых договоров в добавок к тем двум, что имелись по умолчанию. Прогнозируемый доход на следующий ход сразу дошел до 5,6 тысяч талантов.
Да, о ходах. В «Empire Divided» один ход равен одному месяцу. То есть игровой год проходит за 12 ходов. Начинается кампания в августе 270 года. Закончится же когда мне просто надоест. Сам себе я поставил целью уничтожение вышеперечисленных трех римских конкурентов.
С этим согласуется и поставленная разработчиками цель первой главы – захват Рима.

Прохождение кампании Разделенная империя
Карта к описанию операций близ Косентии

УКРЕПИТЬ БАЗУ
Прежде чем кинуться на Рим, требуется укрепить внутреннюю базу. Деньги в развитие поселений вкладывать следует с умом. Слишком велика вероятность потери пограничных земель или владений в Африке. Поэтому первоначально деньги вкладываются только во внутренние провинции Паннонию, Македонию, Ахею.
Уже на рубеже Дакии и Фракии стоят враждебные Роксоланы. С них-то мы и начали наводить порядок с целью обезопасить базу. Стаскиваю в кулак I и III легионы. Перемещаю их на восток к границе с Роксоланами. Заодно, конечно, пополняю.
Система комплектования войск в «Empire Divided» близка к AOR-системе. То есть к региональной. У нас есть базовый набор отрядов типа римских легионеров. Имеются и региональные вспомогательные войска. В Италии италийские, в германских землях Германские и так далее.
Первый удар по врагу наносится в октябре 270 года. III легион с марша атакует и захватывает город Дробета, что в провинции Дакия. Городок обороняется только гарнизонными войсками. Так что победа 13-отрядному легиону дается легко.
Далее оба легиона, соединившись, маршируют на Пискул (Дакия). В городе, кроме гарнизона, окопалась армия Росксоланов. Ну что ж, очень любезно с их стороны, не придется бегать по всей Дакии. На месте и положим.
Этот штурм дается тяжело, хотя превосходство в численности у нас заметное: 4,5 тысячи человек против 2,8 тысячи. Город взят, Роксоланы уничтожены, но потери велики – 800 человек. Причина, конечно, в том, что я слегка поспешил, пренебрег обходным движением, а в узких городских улочках численное превосходство скрадывается.
Итак, в декабре 270 года меем усмиренную восточную границу: Росколаны уничтожены, а с Готами заключен мир. Они сами предложили его. Поскольку мне и Аврелиану необходимо высвободить войска для похода на Рим, а завоевание нищих восточных окраин не входит в первоочередную задачу, мир был принят.
Забегая вперед отмечу, что в «Empire Divided» дипломатия работает так же как и в прочих версиях второго «Рима». То есть если уж с тобой заключили мир, можешь быть надежен – без ивента (или скрипта) его не нарушат. Поэтому оба легиона смело снимаются и перебрасываются на северную границу, которую пробуют на прочность племена Квады и Бари.
I легион (Аврелиан) воюет с Бари, III легион спешит к Аквинкуму (Паннония), который в январе 271 года захватили Квады. Бари же тем временем осадили Сармизегетузу (столица Дакии, а раз столица, то имеет стены). Право же, отдыхать римлянам некогда.
Но к маю 271 года северная проблема разрешилась. Не сама собой, конечно, пришлось помахать мечами, но в общем, глотку германцам заткнуть удалось. Осадная армия Бари была уничтожена совместной атакой гарнизона Сармизегутузы (кто только придумал такое название?) и I легиона. Полевая победа при численном превосходстве далась легко.
Хуже пришлось III легиону, столкнувшемуся сразу с двумя стеками Квадов. Вот это была эпохальная битва. Римляне устояли каким-то невероятным чудом. Чуду во многом поспособствовало своевременное убийство вражеских генералов. А что? Дротики, они не разбирают генерал ты или так, хвост собачий.
Обычный состав легиона на этом этапе у меня вполне классический (для меня же):

2-3 конных отряда
5-6 мечников или просто тяжелой пехоты
5-6 копейщиков
4-5 метателей дротиков
1-2 дальнобойных отряда, лучники или пращники

Костяк построения – тяжелая пехота. Сразу за ней – дротики. Копейщики на флангах. Дальнобойные ребята нужны, чтобы эффективно выкашивать стрелковую конницу противника. Или вообще его стрелковые отряды. Но с пешими стрелками хорошо справляется обходящая с фланга конница. Ключевым элементом всё же остается связка тяжелой пехоты и метателей дротиков. Пехота должна взять на себя труд сдержать на несколько минут вал вражеской атаки, а дротики сосредоточенной стрельбой выкашивают самые важные отряды врага.
Но вернемся к стратегической обстановке. Аквинкум был возвращен, а потерпевшие поражение Квады влились в Германскую конфедерацию, исчезнув как самостоятельная фракция. Таким образом, к лету 271 года восточная и западная границы были успокоены.

Рим-2 аддон длс
Карта на 18-й ход, январь 272 года

ПОХОД НА РИМ
Поход на Рим начался задолго до усмирения варварских границ. Первыми на Римлян-узурпаторов двинулись пополненные I флот (10 кораблей) и II легион (16 отрядов) из Карфагена. В декабре 270 года комбинированным ударом они берут на Сицилии Агригентум.
Поскольку атаковавшим считался флот, а легион только вспомогательным атакующим, флот на остаток хода замер гарнизоном в Агригентуме. Но легион смог продолжить движение и в том же декабре захватил второй городок на Сицилии, Панормос. Так, потеряв всего 220 человек, одним ударом мы утвердились на острове.
В январе 271 года наступление продолжено. Флот и легион совместным ударом берут Сиракузы. Да, город для обороны располагает только гарнизоном, но его окружают стены. Благо флот по умолчанию имеет два корабля с баллистами. Они способны открыть дорогу сухопутным отрядам. Да и десант с кораблей можно высадить прямо в гавани, внутрь стен.
Дальше война за Италию потребовала хитрости и маневрирования. Римляне-узурпаторы располагают на юге «сапога» полностековой армией. Хорошо бы поймать его, не дать уйти за стены Брундизия. И желательно уничтожить с минимумом энергетических затрат. Для того чтобы поймать врага был задействован следующий план.
II легион в марте 271 года переходит на носок «сапога» и захватывает городок Косентия. В апреле легион отступает на Сицилию. В мае вражеский стек торжествуя вступает в Косентию. В июне II легион возвращается и осаждает в Косентии стек Римлян-узурпаторов. На штурм пока не идем, предоставляем действовать голоду.
Голод делает свое черное дело, здорово ослабляя осажденную армию, и в августе 271 года следует штурм. При соотношении численности 2,5 тысячи на 1,7 тысячи победа дается неожиданно легко. Закономерной вишенкой на торте такого маневрирования стал захват Брундизия, последовавший в сентябре 271 года.
Сейчас же мы отмотаем несколько месяцев назад и отметим, что в апреле 271 года Римляне-узурпаторы переплыли Адриатическое море и высадили добрый стек в Иллирии, захватив городок Ядер. Тем же месяцем мы начали формировать в Паннонии IV легион (ибо другие два балканских легиона находились еще очень далеко, занимаясь Бари и Квадами). В июле IV легион уничтожает десантную армию врага, в августе возвращает Ядер, осенью вторгается в Италию с севера.
Таким образом, осенью 271 года наступление на Италию велось силами II и IV легионов (с юга и с севера), города вдоль побережья завоевывал I флот. Нужно было спешить, поскольку с другой стороны в Италию вступили армии Галльского Рима. Они уже захватили Геную и Медиоланум в Цизальпинской Галлии.
Октябрь 271 года. Захвачены Беневент и Аускул.
Ноябрь 271 года. Захвачены Ариминум и Патавий.
Декабрь 271 года. Отбит у галлов Медиоланум и у Римлян-узурпаторов Рим.
Цель главы достигнута, получена заслуженная награда, поставлена следующая задача. На всё про всё ушло 17 ходов и время от августа 270 года до декабря 271 года.

Рим-2 аддон длс

ТЫЛОВЫЕ ДЕЛА
Экономический обзор «Empire Divided» начнем с рассмотрения технологий. Наконец разработчики задумались, что старое наименование «технология» как-то странно применять к кампании, хронологически охватывающей несколько лет.
Теперь под это дело подводится другая идеологическая база. Мы имеем дело не с технологиями, а с политикой императора, с указами, с мероприятиями, направленными на достижение того-то и того-то.
Период изучения, по крайней мере, первых технологий краток. Поэтому очень правильной стратегией будет сосредоточение на определенных группах, позволяющих достичь некоего интегрального бонуса. За рассмотренный период изучены следующие техи:

2 ход. Поход на Рим (боевой дух +5%)
3 ход. Реформы оплаты (доступны казармы 2-го уровня)
4 ход. Опытные кораблестроители (верфи 2-го уровня)
6 ход. Улучшенная физическая подготовка (2-й уровень ряда околовоенных зданий).

С этим же изучена группа техов Наем I (ранг всех новобранцев +1).

7 ход. Восстановление имперского правления (пища +2, порядок +1, доход +5%)
8 ход. Местное производство (2-й уровень ряда экономических построек)
9 ход. Восстановление рынков (2-й уровень торговых зданий)
13 ход. Захватить имперскую казну (+300 талантов каждый ход)

С этим же изучена группа техов Экономика I (доход +3%).

Что касается уровня доходов, то здесь всё у нас было в порядке. Кризис так и не подкрался. Ежемесячный доход от изначальных 5,5 тысяч постепенно снижался, но всё равно на конец 17 хода составлял 4 тысячи талантов. Хлеба тоже хватало. Во многом благодаря массовому применению эдиктов «Хлеба и зрелищ».

(Продолжение, часть 2)

© Обзор подготовил Владимир Полковников, специально для Internetwars.ru
© Любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru запрещается.