На главную страницу
Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
АДДОН
TOTAL WAR: ROME II
CAESAR IN GAUL

Цезарь в Галлии

На internetwars.ru


Официальный сайт


СКРИНШОТЫ:

Сегун 2, моды

Сегун 2, моды

Сегун 2, моды

Сегун 2, моды


НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

О ХЛЕБЕ, ЗРЕЛИЩАХ И ДЕВКАХ
Как известно, Цезарь покорил всю Галлию, кроме одной деревни. Той, в которой жили Астерикс и Обеликс. Знатно было бы сейчас рассказать именно эту историю, но, к сожалению, кто-то меня опередил. Поэтому мы сочиним свою. На основе аддона "Цезарь в Галлии" для "Total War: Rome II". А чтобы быть ближе к Астериксу, сыграем не за римлян, а за галлов. За самое известное их племя - Арвернов. Воины у галлов не такие красивые, как у римлян. И не такие сильные. Что ж, тем интереснее сразиться с захватчиком.
Ремарка. Карта кампании представляет собой территорию Галлии, то есть Франции. Она присутствует и в основной кампании, но в данном случае разбита на куда большее количество регионов, чтобы было где развернуться. "Цезарь в Галлии" позволяет выбрать из четырех фракций. Первую, Арвернов, мы уже назвали. Вторая - Нервии, "отважнейшие из белгов". Расположены они в северо-восточном углу карты. По крайней мере, тыл их прикрыт морем и Рейном. Третья фракция - германские племена Свебов на среднем Рейне. Ну и конечно сам Рим. У него есть провинция нарбоннская Галлия, откуда он и должен начать покорение Галлии Волосатой. Всё-таки на первый взгляд, самое незавидное положение у Арвернов - окружены чужими землями, да и римляне близко.
Арверны, как и прочие фракции, имеют свои бонусы и малусы. +10% к атаке в ближнем бою на своей или союзной территории уравновешиваются штрафом к общественному порядку. Цель кампании - собрать 28 поселений (из них 6 - ключевые). На момент старта у нас всего один городок - Немесс. И всего одна армия Верцингеторикса - кроме генерала восемь отрядов пехоты.
Действовать надо быстро. Если упустить несколько ходов, то армии вероятных противников усилятся, и тогда без большой крови не обойтись. Поэтому берем всё, что у нас есть, и в начале апреля 58 г. до н.э. - первый же ход - бросаем на город Аварик, что к северу от нашего Немесса. Соотношение сил в бою (при большой, но не максимальной численности отрядов) 900 на 1400 не в нашу пользу. Но, во-первых, гарнизонное барахло и солдатами называть стыдно. Во-вторых, на нашей стороне: а)разобщенность двух группировок врага - армии и гарнизона; б)отряд генеральской конницы, который обязательно надо использовать; в)перевес в застрельщиках. А метатели дротиков очень эффективны. Не в пример пращникам. Кроме того, обороняя поселение, противник старается не выходить за его границу. Это тоже надо использовать. Таким образом на первом же ходу удваиваем державу и получаем повышение для Верцингеторикса.
К слову о рангах полководцев и способностях персонажей вообще. В основной кампании "Total War: Rome II" один ход равнялся одному году, и полководцы просто не успевали набрать максимум, так как старились и умирали. В "Цезарь в Галлии" на год приходится уже 24 хода. То есть персонажи, как например и в "Закате самураев", будут жить на протяжении всей кампании, а значит прокачать их до максимума - раз плюнуть. Или два раза. Важно, что плевать в одного персонажа мы сможем всю кампанию. И не возникнет ситуация, когда в разгар войны нам придется заменять покрытого шрамами полководца на зеленого новичка.

Total War: Rome II. Caesar in Gaul, Цезарь в Галлии

После освобождения Аварика (от коренных жителей) ходов пять мы занимаемся строительством, вербовкой и развитием технологий. Технологии из синих веток изучаются быстро, за один-два хода, эффекты от них полезные, поэтому я бы налегал в первую очередь на них. Красные ветки тоже важны, и наверное даже важнее, так как дают новые войска и постройки, но изучаются дольше.
Тем временем сформирована вторая армия Сеговакса. Вербовка, как и прежде, возможна по три отряда за ход на провинцию. В июне 58 года обе армии выдвигаются к границам города Дуротинкон, что строго к западу от нашего первого города Немесса. Это третий и последний город провинции Герговия. Так что он нам остро необходим для округления владений. В августе две армии (20 плюс 12 отрядов) идут на штурм и берут городишко. И тут же проводим в провинции Герговия эдикт "Хлеба и зрелищ". Может быть это чересчур по-римски звучит, ну тогда переименуем его в "Эля и девок". В любом случае нам это дает прирост правопорядка и продовольствия.
Порядок - это по-прежнему то, что существенно сдерживает раш, то есть быструю экспансию. Сразу после захвата поселения порядок во всей провинции падает на двадцать с хвостиком единиц, при этом идет ежеходный, пусть и уменьшающийся со временем, штраф. Например, на десятом ходу в Герговии при размещении в городах гарнизонами двух армий, при эдикте и незадранных налогах мы имеем порядок -69, но ежеходный прирост пошел +9. Но если вывести армии, мы впадаем в без малого -10 за ход. То есть без гарнизонов восстание начнется хода через три. Приходится сидеть в городах, потреблять эль и девок.
Оно и к лучшему - в октябре в Галлии наступила зима. Войска в поле несут небоевые потери. Воевать зимой нельзя. Можете об этом почитать у Наполеона. Он кстати тоже из нашей Галлии. Что делают галлы длинными зимними вечерами? Про девок и эль мы всё поняли, а что еще? Еще они строят конюшни, называемые в данном случае левадами, и мастерские бронзовых изделий. Первые нужны для найма кавалерии, вторые для формирования подразделений мечников.
Такой выбор приоритетов определен наличием в рядах армий ИИ большого количества легких копейщиков и стрелков. Против копейщиков будут наши мечники, против стрелков кавалерия. Более того, отсутствие собственных кавалерийских отрядов у ИИ определило и нашу тактику. Если говорить просто, то мечники связывают врага с фронта, стрелки выбивают сильные отряды, а кавалерия совершает захождение во фланг и тыл армии врага. Практически всегда этот рецепт даёт победу.

Прохождение Цезарь в Галлии

ВЕСНА. БУРЛЯТ ГОРМОНЫ МОЛОДЕЦКИЕ
На следующий 57 год назначено покорение провинции Пиктавии, также состоящей из трех городов, подвластным трем разным племенам. Что ж, римляне были правы - разделяй и властвуй. К весне у Арвернов было уже три армии. В каждую мы постарались включить легкую конницу и мечников, отряда по три пращников, по три-четыре метателей дротиков, пополам мечников и копейщиков. Я особо не вдаюсь в детали: какие именно копейщики, какие именно метатели дротиков. Тут все просто - чем выше характеристики, тем лучше. Слабые, но массовые отряды мы будем включать позже в гарнизонные армии.
В феврале 57 года на 22-ом ходу последовала стремительная атака двумя стеками - Верцингеторикса и Сеговакса - на город племени Сантонов Медиолан Сантонский. Это к западу от нас на атлантическом побережье. 4 тысячи арвернов против 3,5 тысяч сантонов. Итог: с потерей полутысячи бойцов мы захватываем 4-ое поселение. Ежеходный доход казны при трех армиях под ружьем... то есть под копьем переходит за две тысячи галльских денег.
Четыре хода на пополнение войск и восстановление порядка в новой области, и мы готовы двигаться дальше. А дальше у нас второе поселение в Пиктавии - столица провинции Лемонум, племя Пиктонов. Ровно как и в основной кампании лишь столицы провинций обнесены стенами. Поэтому решено не размениваться на штурм Лемонума, а осадить и ждать вылазки. Пиктоны отсиживались два хода, но когда эль и девки у них кончились ринулись отбивать наше имущество в осадном лагере. Видимо, главное - замотивировать бойцов. Натиск изголодавшихся пиктонов был так страшен, что несмотря на значительный численный перевес (3,5 тысячи против 2,5) мы потеряли в бою свыше девятисот воинов. Тем больше эля осталось выжившим... девкам.
Таким образом на 29-й ход (июнь 57 года) Арверны имеют уже 5 городов, 10,5 тысяч в казне и ежеходный доход до трех тысяч. Бросаться сразу на третий город Пиктавии мы сочли неразумным из-за того, что правопорядок упадет ниже, чем в борделе. Войска отошли на летние квартиры, которые плавно перетекли в зимние. Сформирована четвертая армия.

Карта кампании Цезарь в Галлии Рим-2

К зиме возникла неожиданная проблема - стало некуда девать деньги. Всё, что можно было построить, мы построили, поэтому казна начала бессовестно распухать, достигая 22-23 тысяч. Пропить такие деньжищи не смогли даже четыре стека бравых арвернских выпивох. Прослышав о вечно пьяных и непредсказуемых галлах, в сентябре 57 года Юлий Цезарь предложил им пакт о ненападении. Пробормотав что-то вроде "знаем мы ваших риббентропов" вождь в моем лице дал свое согласие.
По нашей старой традиции после заключения пакта о ненападении надо обязательно на кого-нибудь напасть. Весной уже 56 года Арверны нападают на третий город провинции Пиктавии, на Амбатию, племя Туронов. Опять же отличились два самых титулованных и прокачанных стека - Верцингеторикса и Сеговакса. Вообще эти звери уже достигли такого уровня мастерства и сбалансированного состава, что избивали прочих галлов как птичий грипп китайцев. На 45-ом ходу (февраль 56-го) Арверны имели шесть поселений и полных две провинции.
Между прочим с этой весной связан неприятный эпизод. Как оказалось, мы слишком быстро покорили Туронов, пропустив засевший в кустах их стек. Что Туроны делали целым стеком в кустах, мы не знаем, проверять не ходили - уж больно из кустов пахло сильно. Но этот стек выскочив из своего вонючего укрытия припустил бегом прямо на наш Аварик. Видимо, рассчитывая, что мы там уже построили полноценные выгребные ямы. Выковыривать вонючек из Аварика пришлось лучшему полководцу галлов Верцингеториксу. Только на 47-ом ходу с беспокойными Туронами было покончено. В память о них остались лишь те самые кусты под Амбатией.

Обзор Цезарь в Галлии Рим-2

УДВОИМ ВВП И ИМПЕРИЙ
Для удвоения жизненного пространства у нас есть несколько направлений. На юг. Но тамошние племена ведут войну с римлянами. Не будем им усложнять жизнь или, соответственно, облегчать ее римлянам. Мы пойдем на север. Точнее, на северо-запад, на полуостров Бретань, провинция Арморика. Первый на нашем пути город Намнет - однопровинчатое племя. Тем не менее это - столица провинции, то есть поселение со стенами. Его в мае 56 года осадил Верцингеторикс, дождался вылазки в сентябре и захватил город. Сразу же здесь начинаем формировать флот. Воевать на море особо не с кем. Блокировать тоже. Роль этого флота простая: он должен выполнять роль гарнизона, следить за порядком.
За Намнетом наконец-то открылся первый достойный противник - племя Осисмов с четырьмя поселениями, три из которых относятся к Армиорике. Четвертое - Лютеция (Париж). Мы-то с вами знаем, что парижи берутся блицкригами. В январе 55 года в приграничные области выдвигаю флот и три армии. Далее последовал классический блицкриг. Конец января - армии Верцингеторикса и Адкоро берут штурмом поселения Дариорит и Кондат. Третья армия прикрывает тыл от внезапных нападений врага. Нападения последовали в начале февраля. Две армии Осисмов разгромлены. В конце февраля они идут на отчаянный штурм прибрежного Дариорита. Отбиты силами флота. В марте последовал штурм последнего поселения Арморики, Воргиона. После этого у нас изрядно вырос империй, а волосы стали пушистыми и шелковистыми... то есть тьфу, я хотел сказать: мы имеем 10 поселений в трех провинциях.
Блицкриг в "Total War: Rome II", как известно, имеет негативную сторону. В Арморике резко упал общественный порядок. Пришлось срочно набирать две армии-пустышки из плохих солдат, в задачу которых входит не война, а сидение по городам, по кабакам и прочая тяжелая служба. Одновременно формируется уже пятая полноценная полевая армия.

Галлы и римляне

Однако ВВП еще не удвоен, самолюбие не потешено. Перебрасываем две лучшие полевые армии (Верцингеторикса и Адкоро) на восток к границам племени Свебов. Лучшие - в смысле наиболее прокачанные войска, наиболее продвинутые командиры плюс уже неплохие личные свойства армий. Это наша гвардия. Или, если угодно, эквивалент ударных армий прорыва. Тем временем мы изучили такую полезную для войны технологию как Стратегические маневры. Это дает плюс 15% к перемещению на карте.
Что такое Свебы? Свебы - это минимум пять поселений у нашей восточной границы. Что с ними надо сделать? Поменять им хозяина. Пять поселений да еще наши приграничные - это уже обширнейший театр войны. Двух полевых армий, чтобы перехватить всех врагов (а они к этому времени уже развились) не хватит. Выдвигаем к границе три армии. В конце августа 55 года следует мощный и как всегда подлый удар. Армия Кельтилла (все бойцы уже с золотыми лычками) штурмует Вену (не ту, что на Дунае), а Адкоро осадил обладающую стенами Бибракту. Верцингеторикс патрулирует территорию между Бибрактой и остальной Свебией. В сентябре он перехватывает свебов, спешащих на выручку Бибракты. Победа. Следом - штурм Бибракты. И провинция Лугдунская Галлия вся наша! В конце октября армия свебов атакует Бибракту. Довольно идиотская затея, надо сказать: их потери 2141, наши 158. После этого они согласились на мир.
Именно здесь, в Лугдунской Галлии, мы наконец получаем общую границу с римлянами и начинаем ждать в гости Юлия нашего Цезаря. Что сейчас с нашими активами? 12 поселений, 8 армий (6 полевых и 2 оккупационные), 1 флот = 11,5 тысяч денег в казне и 2,1 тысячи ежеходного дохода. В принципе нормально, но для отражения римлян маловато. Впрочем насчет денег ситуация резко улучшилась. Именно в это время созрело выполнение многих заданий, и деньги буквально засыпали нашу казну, едва не погребя в ней казначея. Общая сумма скакнула к 50 тысячам.

Гай Юлий Цезарь

РИМ ИДЕТ...
Война с римлянами началась весной 54 года, на 97-ом ходу. С января этого года мы обратились к завоеванию юга - Аквитании. Дело в том, что туда активно наступали римляне. Надо увести у них из-под носа как можно больше земель. Здесь в январе мы успеваем захватить Бурдигалу и упираемся в Рим!
Первыми атакуют Арверны. Армия Верцингеторикса врывается на улицы городка Сотия и целиком вырубает VI легион Рима. Правда, легион оказался так себе - наполовину из наемников галлов да еще всего 1000 человек. Верцингеторикс имел 2 тысячи и все равно понес ощутимые потери - без малого 700 человек. Воевать с римлянами, даже такими не очень настоящими, тяжело. Выигрывать можно только на маневре, используя преимущество в коннице. Очень неприятно стоять под обстрелом их артиллерии, поэтому маневрирую обычно так, чтобы оттащить врага подальше от нее, забежать конным отрядом в тыл и вырубить всю прислугу.
С началом римской войны те племена, которые уже находились в состоянии войны с Римом начали вступать в нашу Конфедерацию. Просто "Вперед на Вашингтон!" какой-то. Здесь на юге сосредоточены, кроме VI легиона, еще три - I, II и III. Кстати, очень приятно следить за номерами легионов, отслеживать их перемещения и подсчитывать, сколько уже истреблено.
В апреле 54 года II легион вступает в нашу провинцию Герговия. С этим вторжением связан самый интересный эпизод войны - практически битва в Тевтобургском лесу. Армия Кельтилла смогла устроить засаду. На растянутую колонну римлян (13 отрядов в стеке) из кустов бросились вопящие галлы. Основная ударная сила - два отряда тяжелой конницы и еще пара легкой. Пехота старалась держаться на расстоянии, забрасывать врага дротиками. Разве что мечников я отважился свести с легионерами, чтобы задержать их до подхода всадников. Потери галлов 148 человек, II легион (1277 бойцов) уничтожен полностью. То есть в засадах римлян можно ловить без большой крови с нашей стороны.
Тем же ходом мы опробовали лобовой удар по элитному I легиону. Элитному в том смысле, что в его составе не было наемников варваров - сплошные граждане Рима. Бить такую армию я отважился лишь имея более, чем двукратный перевес в численности: 4300 против 1950. Для этого вывел сразу две армии, в том числе и армию ветеранов Верцингеторикса. I легион мы конечно уложили полностью. Но наши потери при этом зашкаливают - 1386 человек, почти равно общей численности римского легиона. Звери конечно эти легионеры.
Тем не менее. Итогом уничтожения трех легионов стал захват в мае двух римских поселений в Нарбоннской Галлии - Сегодун и Толоса. Если приплюсовать захваченный у других галлов Элимберрис, то всего регионов под властью Арвернов на 99-ом ходу станет 18. И максимальный империй. Честно говоря, в этот момент я немного обнаглел. Из римлян лишь где-то в окрестностях Дивона прятался III легион половинного состава. Победа в кампании выглядела более, чем реальной. Хе-хе, надо бы знать скрипты, чтобы не смешить богов своими планами. На сотом ходу грянул ролик о наступлении римлян, и в окрестностях Генуи нам показали такое количество полностековых легионов, что в Галлии такого числа еще друиды не придумали. Настроение резко просело.
На 100-101 ходах мы ринулись сосредотачивать все силы на легионоопасном направлении, а заодно зачищать тылы от пятой, шестой и последующих колонн. Хахвачены еще два городишки в Нарбоннской Галлии, провинция полностью покорена. Уходящий III легион угодил в засаду и был полностью уничтожен.

Прохождение кампании Цезарь в Галлии

...ГАЛЛЫ БЕГУТ
Последующие события с июня по декабрь 54 года можно описывать либо очень длинно и путанно, либо очень коротко и ясно. Я избираю второй путь. В целом легионы постепенно наступали, сжимая клещи вокруг приграничных городов Арвернов. При этом римляне ходили пачками минимум по три легиона в кучке. Если бы ими играл человек, то раздавил бы галлов в несколько ходов, но пути ИИ неисповедимы. Он то наступал, и я содрогался. То отступал и исчезал в тумане войны, и меня отпускало.
Несколько раз я подловил отбившиеся от стада отдельные легионы. Так полегли VIII, XII и XIV легионы. Наступила зима, и некоторые глупые римляне принялись нести небоевые потери. Появилась надежда провернуть то, что русские сотворили с нашим земляком Наполеоном. И тут выстрелила Массилия, до которой у галлов в свое время не дошли руки.
Коварные греки ударили нам в тыл приблизительно тремя-четырьмя стеками крепких гоплитов. Этот прорыв на фоне маячащих перед фронтом полутора десятков стеков римлян сокрушил мою волю к достижению заслуженного поражения. Я дрогнул и бежал из-за компьютера.

© Обзор подготовил Владимир Полковников, специально для Internetwars.ru
© Любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru запрещается.