ЕВРОПА И ТЁМНЫЕ ВЕКА
Европа III, без сомнения, шедевральная игра и сидеть за ней
можно не один месяц и все равно она не надоест, настолько
она нелинейна и интересна. Но в этом обзоре речь не совсем о
ней. Иногда даже самая хорошая игра приедается, в нее
по-прежнему играешь, но понимаешь что нет уже того интереса,
признайтесь – наверняка это со всеми случалось, когда
хочется играть в то же самое, но немного другое, чтобы игра
была узнаваемой, но в ней было что-нибудь этакое. Тут нам на
помощь и приходят моды, которые так любезно выложены на
просторах сети. Я видел немало модов, малых и больших, но
все они крутились вокруг одного и того же временного периода
– начинались в 1399 и заканчивались в 1821, или продолжались
и дальше, вплоть до современности, но ограничения геймплея не
позволяли полноценно реализовать 19 и 20 века. В общем,
многие из этих модификаций были качественны, добротны, но по
большому счету они были одинаковы, ибо несмотря на все
различия посвящались той же самой эпохе что была
представлена в оригинальной игре. Наверняка многим из вас
хотелось отойти от столь знакомых веков и окунуться в более
раннее время. Есть один великолепный мод Civilization
Universalis, но в нем предлагается проделать путь от
простого племени до империи, где почти весь мир заселен
дикарями, поэтому назвать его историческим язык не
поворачивается. Мне же хотелось поиграть в мод, повествующий
о ранних эпохах, где все было бы как можно более приближено
к реальной истории. В своих поисках я набрел на мод The Dark
Years, и надо признаться, он оправдал мои ожидания.
ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
Прочитав о временных рамках мода на форуме разработчика, я
обрадовался и мигом стал скачивать этот мод. А радоваться
было чему – игра начиналась в 900 году нашей эры, а
заканчивалась в 1399. Вес мода тоже вселял надежду на полную
конверсию – 272 МБ.
Первое, чем меня встретил этот мод – новый фон в главном
меню. Мелочь, а приятно - к тому же старый фон с мушкетером
смотрелся бы несколько странно в моде о раннем
средневековье. Когда я зашел на экран выбора фракции, то
увидел перед собой практически достоверную, насколько это
вообще возможно в Европе, карту мира образца 900 года. На
ней расположены и ободриты(племена, населяющие территорию
Мекленбурга), и испанские королевства, и Киевская Русь(а
куда ж без нее), даже Восточную Римскую Империю, называемую
византийской, не забыли... и немудрено – здесь она все еще
является великой державой, под контролем которой находится
вся Малая Азия и Балканы, а также несколько земель в Италии.
Кстати о землях – я заметил что их стало намного больше:
авторы не поленились добавить множество новых провинций где
необходимо, а где их слишком много, объединили некоторые. В
общем, карта оставила приятное впечатление как своей
практически исторической достоверностью, так и количеством
провинций.
К сожалению, в игре присутствует всего один сценарий,
собственно 900 года, а вплоть до 1399 года все границы
остаются на своих местах, разве что рядом с Византией они со
временем изменяются, впрочем, не слишком сильно. Скорее
всего авторы просто не успели еще ввести новые стартовые
даты с историческими границами в моей версии мода под
номером 1.02. Будем надеяться, что они доделают их в
следующих.
ВСЁ ИЗМЕНИЛОСЬ, НО ДО БОЛИ
ЗНАКОМО
Решив ознакомиться с этим модом, я выбрал Восточную Римскую
Империю(ту, которая Византия). Решив, что пауза мне не
потребуется, я сразу нажал кнопку начала игры и мод радостно
встретил целым ворохом сообщений.
Первое не несло никаких событий, просто оповещало о том, что
настали темные времена и что дальше меня ждет еще 2
оповещения. Первое не могло порадовать: в нем говорилось
что-то про всеобщий денежный коллапс и вследствие этого
постоянно растущую инфляцию или что-то вроде того, в общем,
он включал какой-то модификатор, о котором будет рассказано
позднее и единовременно прибавлял 10 процентов инфляции!
М-да, хорошенькое начало, подумал я и открыл следующий
свиток – там писалось про гильдии. Дословно вспомнить не
могу, но смысл был примерно таким: “с наступлением
средневековья начинается расцвет городов, а в них появляются
гильдии, способствующие их росту и процветанию”(о них будет
рассказано потом). Следующие пара свитков были весьма
благосклонны ко мне: Патриарх Константинопольский, дающий
некоторые поблажки и фемная система, дающая бонусы,
связанные с сухопутными войсками. Ну а на десерт мне выдали
задание завоевать небольшое итальянское княжество. К слову
сказать, для каждой страны созданы задания, отвечающие ее
возможностям. К примеру небольшим Ободритам даются задания
по заключению брака или союза с соседними племенами, тогда
как Римлянам – захват стран или принуждение их принять
вассалитет - ни больше, ни меньше.
Разобравшись наконец со свалившимися на меня сообщениями, я
таки смог обратить внимание на оформление экрана и ахнул: от
знакомых иконок торговцев и шпионов не осталось и следа-
теперь их место занимают почтенные господа из второго
медиевала(Medieval II: Total War), естественно иконки левее
и те что в окне провинции также подверглись изменениям.
Признаюсь честно, первые несколько минут я постоянно путался
и вместо того чтобы построить здание все время жал то на
наем солдат, то на строительство кораблей. Хотя с вами
такого случиться не должно – на иконках отчетливо видны и
корабль и здание и воин, надо быть просто немного
внимательней чем я.
ЧУМА X
ВЕКА или ДА ЗДРАВСТВУЮТ МОДИФИКАТОРЫ!
Закончив с иконками, я решил пройти на экран общего вида
страны и сразу же увидел кучу модификаторов, и это со
старта. Причем большинство из них, кроме упомянутых
выше фемной системы и патриарха были отрицательные. Например
штраф около 100% в морскую технологию и 50% на количество
судов и их мораль – ну не морская фракция Византия, что тут
скажешь. Есть пара положительных модификаторов торговли –
похоже что они даются за владение определенными
городами-портами, например Трапезунд, а в Константинополе
построена цитадель, которая также дает определенные
положительные эффекты. В общем, здесь роль некоторых городов
очень велика и контроль над ними может дать ощутимые бонусы.
Рассматривая модификаторы и их влияние я дошел до
модификатора со звучным названием “инфляция” и при взгляде
на его эффект я ощутил некоторый дискомфорт и беспочвенный
приступ беспокойства, а беспокоиться было чему: при нулевых
отчислениях в казну инфляция росла в год на 0,4 процента и
это при том что у меня было уже 10% инфляции! Поистине, это
чума 10 века. Так вот о чем говорилось в том сообщении…
Кстати – в этом модификаторе написан и размер нации,
Византию этот размер обозначал как “Гаргантюа”. Позже, при
игре за ободритов, я выяснил, что чем больше размер страны,
тем больше и инфляция. Например для маленького племени она
составляет 0,05% в год.
Но оказалось что не все так ужасно – инфляцию можно победить
и даже довести до нуля. Надо лишь принять меры по борьбе с
ней. Как ни странно, но находятся они в разделе религиозных
решений. Всего существует 4 степени борьбы: небольшие меры,
средние, сильные и экстраординарные, понижающие инфляцию на
0,5, 0,10, 0,15 и на 0,20 процентов соответственно, ввести
их можно хоть все сразу, причем есть возможность их отмены.
Однако для их введения необходимы некие требования, а именно
единовременная выплата денег от 50 до 500 дукатов и уровень
управления монарха от 4 до 8. Но учтите, что за уменьшение
инфляции придется заплатить дорогую цену – вплоть до 50%
снижения налогов и 45% торговли. Я не сказал про
стабильность и про то что она повышается на 100%? Ну так для
Империи это особо неважно. Почему? Следуйте за мной…
ВСЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НУЖНЫ, ВСЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА ВАЖНЫ
Так как играл я немного, то не дошел до того момента, когда
можно сменить форму правления, хотя что-то подсказывает мне,
что сделать этого нельзя, по крайней мере для Византийской
империи. Есть несколько четких разделений по формам
правления:
Мусульмане например в подавляющем большинстве имеют
Деспотическую Монархию, главной особенностью которых
является +50% стабильность и +3 к риску восстаний, есть даже
особая деспотическая империя, Аббасидский Халифат с такими
же показателями, но чуть большим бонусом в размере
пополнений рекрутов. С католическими, да и вообще
христианскими странами не все так печально: феодальное
Королевство, герцогство и графство. И если королевство и
герцогство имеют +1 к восстаниям и +25% к стабильности, то
модификаторы графства и вовсе мизерны – как отрицательные,
так и положительные.
У скандинавов есть своя собственная форма правления – Ярл.
“За что, боже, покарал ты нас, наслав ужасных норманнов!”.
Бойтесь их, ибо викинги и в самом деле могут причинить много
неприятностей. У них много модификаторов и все положительные
- чего стоит хотя бы +200% к максимальному количеству
пехотных подразделений.
Есть на востоке примитивные племена, у которых вообще нет
почти никаких шансов(шутка ли – стоимость технологий +100%,
мораль армий -3 и дисциплина -40%) – ими являются Киргизы,
Татары, Сельджуки и половцы, а также все остальные кочевые
народы, живущие от границ Киевской Руси до Китая, который
кстати говоря представлен в моде, также как и индийские, а
также среднеазиатские государства. В основном там правят
деспоты.
Но вернемся к Византии – у нее единственный и неповторимый
стиль правления: Централизованная Империя. Звучит гордо, а
бонусов не дает – лишь терпимость к еретикам да язычникам, а
в минусах -50% размер флота и +150% стоимости стабильности.
А если иметь в виду еще и размер империи, то получается что
стабильность копится около 30 лет, так что не дай бог
напасть на кого-нибудь необдуманно и потерять ее….
В общем и целом, единственный, кому форма правления приносит
выгоду это викинги. Получается, что она у них самая
прогрессивная, власть Ярлов-то….
Но несмотря на первый взгляд нелогичность, вскоре понимаешь
что все на своих местах – авторы пытались передать яростные
набеги викингов, нестабильность в Европе и мусульманском
мире, а также увядающую Империю. Надо признаться, что
отчасти им это удалось.
МНОГО РЕЛИГИЙ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ
Что
до религий, то ими мод не обделен – в одной Европе их более
десяти. Православие, Католицизм, автохтонная православная
церковь, а также множество других верований: религия
финно-угорских племен, Славянская, Скандинавская, иудаизм и
прочие. Причем в некоторых случаях есть возможность перехода
из одной веры в другую путем принятия решения в религиозном
разделе. Авторы опять-таки попытались показать колоритность
той эпохи, представив множество религий и их смешение,
например Восточная Европа и часть Центральной населены
язычниками, но часть племен уже подчинена католическим
государствам. Единственное, что меня неприятно удивило, это
то что в Новгороде и Киеве официальной верой является
Скандинавская, а в самой провинции Новгород она еще является
и родной.
Кстати, для любителей экзотики – в моде присутствует
зороастризм.
Чуть не забыл: ранее я обещал рассказать вам о гильдиях
поподробнее. На пятый год игры они и начали показываться –
их около 7 видов(Военная, торговая, лесорубов, теологическая
и другие) и все приносят неплохие бонусы, например
уменьшение риска восстания. Появляются они рандомно, поэтому
никогда не знаешь, где и какая гильдия у вас будет
расположена, но, естественно, чем у вас больше провинций,
тем больше вероятность появления в одной из них какой-либо
гильдии.
Также под стать эпохе немного изменен экран дипломатии,
совсем чуть-чуть, но и он придает атмосферности и
способствует более глубокому погружению в мод.
ЭТОТ БЕСПОКОЙНЫЙ МИР
Весьма вероятно, что вам время от времени будут присылать
дипломатическую ноту, которая будет выводиться в виде
всплывшего сообщения, это означает что какая-то страна
недовольна вашей политикой. Дает единовременно -10 в
отношениях и кроме этого небольшого ухудшения ничего не
происходит, но на всякий случай приглядывайте за этой
страной, если она ваш сосед – неровен час и напасть может.
Игроки, игравшие в Рим или Медиевал 2 Тотал Вар
всенепременно узнают одну особенность этих игр, также
имеющую место в этом моде: после захвата провинции на экране
появляется свиток с тремя возможными вариантами действий:
Занять город, разграбить, или сжечь его и тем самым обречь
жителей на верную смерть. Помимо большего погружения в игру
каждый из этих вариантов имеет собственные достоинства и
недостатки: например если просто войти в город, то прибыль
будет небольшая, зато вы заработаете престиж. Разграбив
город, вы можете получить до 300 дукатов, но можете потерять
немного престижа, ну а в случае же экстреминатуса населения,
вы уничтожаете до 40% жителей, получаете каплю бесчестья и
на целых 5 лет на треть уменьшаете все показатели провинции.
Разумеется, если вы планируете после войны оставить
провинцию себе, то уничтожать население не рекомендуется…
В общем и целом, в этот мод играть довольно сложно, но
интересно… и не только потому что он погружает нас на 500
лет назад и воссоздает атмосферу той эпохи, но и потому что
в нем надо думать чуть больше, чем в других. Он не намного
сложнее, нет, просто теперь от неверного хода может
развалиться ваша держава… впрочем, как и держава ИИ.
Игроки, любящие быструю экспансию здесь могут
воспользоваться этим, ибо государства в данную эпоху и этом
моде соответственно довольно нестабильны и легко подвержены
восстаниям, но захватив большой кусок их самих может
постигнуть та же участь и они банально развалятся. Во-первых
это бедбой, а во вторых – мятежи. В этот период борьба шла
не только с внешними врагами, но и с внутренними, а их
бывает обуздать намного сложнее.
В The Dark Ages всплывающие сообщения довольно часты и
встречаться они будут постоянно: иногда они будут нести
информацию о том, что в какой-то стране произошло важное
событие: где то началась гражданская война, у кого то
наступил дефолт, а точнее банкротство, да и крестьянскую
войну никто не отменял… а иногда сообщения эти будут
включать определенные модификаторы, как хорошие, дающие
бонусы, так и не очень – например скриптовые восстания.
В общем, недальновидное правление вкупе с элементарной
невезучестью могут разрушить страну.
ИМПЕРИЯ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО!
Пока
по всей Европе и мусульманскому миру то и дело полыхают
восстания, то религиозные, то крестьянские, одна империя под
моим чутким руководством растет и можно даже сказать,
развивается. Как я уже говорил, под стать каждой стране и
задания,
поэтому без потери стабильности я за 5 лет захватил
3 государства и в придачу пол-Сицилии с ТЦ в Сиракузах. Но
даже при такой относительно легкой жизни приходилось
жертвовать: Когда мой союзник Хорватия объявила войну сразу
нескольким соседям, Император понял, что союз пора
разрывать, ибо потеря 2 пунктов стабильности это очень
много, ибо риск восстаний и восстановление ее в течении 60
лет(а вот это уже особенность одной только Восточной Империи
– стабильность втридорога). Причем даже если смириться с
этим, предстояла долгая война, а много земель разом приведут
к превышению бедбоя и многочисленным восстаниям…. Именно
поэтому истинные Римляне предпочитают использовать союзников
и бросать их, когда они становятся не нужны. Про бедбой я
сказал не зря: здесь серьезно уменьшен его лимит, например у
моей Византии он был ровно 15.
И пусть Империя уже клонится к закату, все же она еще очень
сильна - достаточно взглянуть на ее столицу, чтобы понять
это. Константинополь здесь поистине может называться
Царьградом, хотя бы потому что тогда как провинции в среднем
обеспечивают от 300 до тысячи рекрутов, он один выделяет их
11 тысяч, а при проведении в нем земельной реформы и
увеличения пахотных земель и вовсе до 20 тысяч!
И напоследок: Здесь появились новые провинциальные решения,
много нового в государственных и религиозных, причем они
зависят как от определенной страны, так и от ее религии,
гос.строя и проживающих в ней народов…. А древо национальных
решений подверглось полнейшей переработке: помяните мое
слово – вы его не узнаете, поэтому потрудитесь сначала
прочесть их бонусы, прежде чем выбирать ту или иную нац.идею.
Поиграйте в этот мод, советую от чистого сердца. Мне он
понравился, надеюсь что и на вас произведет приятное
впечатление.
Установка:
1) Скачиваем
2) Ставим бета-патч 4.1beta на ЕУ3: Наследник трона
(контрольная сумма PSOE)
3) Мод ставится распаковкой в EU3_HttT4\mod
4) Мод запускается через лаунчер из менеджера модов |
|