Они близки - подать рукой,
И если кто рванет домой,
Мой нож его прикончит как собаку!
И ярости девятый вал, здесь нужен профессионал
Кто поведет весь этот сброд в атаку.
Вскрывает строй двуручный меч булатный,
Ему сегодня верно благодать.
Милорд сюда пришел на подвиг ратный,
А нам приказ: «Погибнуть, но держать!»
(Реконструкторский фольклор)
TOHLOBARIA
Хадвогские ветераны шли в атаку в своей традиционной манере:
неспешно, сомкнув щиты, до самого последнего момента сберегая тяжелые
метательные топоры. Огромные круглые щиты их образовывали сплошную
стену, о которую не один полководец разбил свою армию. Благородный сер
Рихтхофен, прибывший в Тохлобарию из Кальрадии, с ненавистью взирал на
подступающих северян. И причина для ненависти у него имелась: только
въехав в новые для него земли, сер Рихтхофен, по старой привычке, набрал
в местных деревнях людей. Получился солидный отряд в сорок человек.
И
пересеклись как-то на лесной опушке пути дружины благородного сера и
ватаги хадвогских дезертиров. Не пристало рыцарю бегать от бандитов, и
сер Рихтхофен повел своих людей в бой. И впервые столкнулся с хадвогской
стеной щитов. Норды Кальрадии сильно напоминали этих угрюмых бойцов в
кольчугах, с длинными топорами в руках, но никогда норды не наступали
так организовано. За считанные минуты пятнадцать пехотинцев-дезертиров
вырубили сорок ополченцев и свалили самого рыцаря.
Сер Рихтхофен попал в
плен. Само по себе позорное событие дополнительно усугубилось потерей
существенной доли наследства, с которым наш герой появился в землях
Тохлобарии…
Поток неприятных воспоминаний иссяк, и рыцарь самодовольно ухмыльнулся.
За проведенное в здешних краях время, он успел выработать тактику,
позволяющую успешно бороться практически со всеми возможными в
Тохлобарии противниками. Перво-наперво, навсегда прекратились наборы
воинов в деревнях – крестьяне, в большинстве своем, гибли в первом же
бою, даже не особо затупив своими тушками мечи вражеских солдат. Только
наемники и вызволенные военнопленные могли составить достойную
конкуренцию регулярным отрядам Тохлобарийских владык. Центр армии сера
Рихтхофена составляли арбалетчики, набранные в городах Имифирской
конфедерации, фланги держали наемники норды и тяжелые пехотинцы
Бороводского княжества. Последние, вооруженные огромными бердышами, в
равной степени хорошо рубили как хадвогские щиты, так и тяжелую конницу
королевства Правар. Но решающей силой в дружине была легкая кавалерия,
набранная в землях султаната. Молниеносный удар в тыл наступающих
северян разрушал их строй, делая уязвимыми для арбалетных болтов.
Сер Рихтхофен поудобнее перехватил в руке кавалерийский топорик на
длинном древке и подал сигнал своим всадникам. Двадцать наездников,
выстроившись в две линии, с боевым кличем врезались в тыл надвигающейся
армии северян, смешав их ряды.
В тот же миг арбалетчики дали залп, а
затем в бой вступили бойцы с бердышами. Хадвогские солдаты бились
ожесточенно, но были уничтожены, лишившись главной своей силы – боевого
порядка…
Мод для
Mount&Blade
Warband
под названием
Tohlobaria
переносит нас в одноименную географическую область. Собственно, ничем
особым от Кальрадии мир не отличается: те же шесть королевств, что и в
оригинальной игре, правда с несколько переработанными древами юнитов и
иными названиями. Другие очертания мира и две минорных фракции: Старая
империя и Западная торговая компания – этого, если честно, маловато для
оригинального мода. Прилавки магазинов завалены предметами из других
работ, порой даже не переименованными, например, у торговцев можно найти
килотонны «русских» доспехов из мода «Русь
XIII
век». Но, собственно, зачем играть в мод
Tohlobaria,
если это та же Кальрадия, только в профиль? Смысл поиграть определенно
имеется. Как я уже сказал выше, переработано дерево юнитов для каждой
фракции, а значит привычный нам баланс нарушен. Начнем с того, что
теперь кавалерия осталась только у трех фракций: династия Афиридов (Сарранидский
султанат), Гухулайское ханство (Кергиты) и королевство Правар (Свадия).
Править бал на поле боя теперь будет пехота. И не какая-то крестьянская
толпа, а хорошо обученная и тяжело бронированная, трудно убиваемая и
бессовестно дорогая. Отличительной чертой тохлобарийской пехоты является
почти поголовное вооружение двуручным оружием. Алебарды, бердыши, пики и
двуручные топоры – снаряжение любого ратника, любой фракции. И возникает
очень интересная ситуация: кавалерия не представляет больше из себя ту
страшную силу, какой она была в ваниле. Рыцари лихо налетают на
выставленные копья и, в лучшем случае, переводятся в пехоту.
Но, с
другой стороны, применение двуручного оружия исключает использование
щита.
И становятся закованные в латы пехотинцы легкими жертвами лучников
и арбалетчиков. Только хадвоги-норды не расстаются со своими щитами, что
делает их атаку очень опасной. Приблизившись на расстояние броска, они
атакуют метательными топорами, а затем переходят в ближний бой.
Начинается свалка, в которой и алебарда, и пика оказываются бесполезными
– размахнуться негде, да и одноручные меч/топор намного быстрее. В
рукопашной с нордами хорошо справляются войны бороводского княжества,
заменившие собой вегиров. Бердыши короче, чем алебарды, ими можно
успешно сражаться даже в узком пространстве при защите крепостей.
Коррективы, внесенные автором мода в экипировку армий, изменили
снаряжение и манеру поведения самого игрока. Тяжелые доспехи большинства
солдат сводят на нет применение одноручных мечей – те проскальзывают по
броне, практически не нанося урона. Никто не запрещает благородному дону
развлекаться рубкой крестьян сабелькой с седла, но для серьезного дела
клинковое оружие не годится. В магазинах особым спросом, да, если быть
честным, то и повышенным предложением пользуются топоры и булавы с
разными прочими молотами. Самой большой удачей для меня стала покупка
бронзового шестопера. Дробящее оружие, нанося меньше урона, при этом
наносит этот урон всегда, невзирая на доспехи, а в идеале еще и с ног
врага сбивает. А в жестокой схватке сбитый с ног противник равняется
убитому – встать уже не дадут. Для рубки верхом я вооружил своего героя
длинным топориком, наносящим хоть и не самый большой урон, зато хорошо
крошащим щиты, а так как кавалерия в моей армии орудовала в основном
против хадвогов, то выбор был оправдан. Против других фракций я
предпочитал действовать в пешем строю. Абсолютно нехарактерно для серии
Mount&Blade,
но зато намного надежнее. Всадников приветствовала моя верная алебарда «Гутен
таг», в ближний бой сер Рихтхофен шел с павезой и шестопером, ну а
верхом использовал топорик. Рецепт не окончательный, но у меня
срабатывало без осечек.
Изменения в моде коснулись и светской жизни. Благородные лорды теперь не
просто куртуазничают в беленьких латах, красуясь на турнирах перед
прекрасными дамами, подыскивая себе королеву любви и красоты, но и
реально зарабатывают себе на жизнь, сражаясь на арене. Ставки на себя
любимого – отличный способ сорвать солидный куш. Бугурты остались в
Кальрадии, в Тохлобарии принято сражаться на турнире один на один. С тем
оружием и доспехами, какими сумел обзавестись в странствиях. И если коня
у вас нет, то никого это не волнует, противник вполне может оказаться на
закованном в броню скакуне. Прибавим к этому достаточно высокий боевой
скилл ботов (они недурно блокируют, особенно на встречном ударе, и,
порой, даже финтят), и турнир превращается в интересное мероприятие, за
победу в котором придется побороться. Зато можно пополнить мошну на
20000 золотых. А уж восхищение прекрасных дам – просто бесценно.
Подытожим. Мод
Tohlobaria,
не поражая воображение оригинальностью, обладает несколькими чертами,
способными увлечь игрока. Измененный баланс сил, улучшенный ИИ,
использующий построения не только для обороны, но и для атаки и грамотно
сочетающий рода войск – веская, на мой взгляд, причина познакомиться с
модом. Уже виденные нами ранее предметы одежды и вооружения – недостаток
не столь существенный по сравнению с достоинством «умных ботов».
Согласитесь, намного хуже созерцать драку двух неорганизованных толп,
пусть и в оригинальном снаряжении.
Зачатки сюжета добавляют синглу интереса, но так как мод еще на уровне
версии 0.4, я полноценной сюжетной линии не увидел. Подождем обновлений,
а пока будем проламывать нагрудники шестопером ради личной выгоды, не
задумываясь о судьбах мира. |
|