На главную страницу
сайта

Крупнейший сайт о стратегиях. Обзоры новинок.Активный ФОРУМ и встречи с разработчиками. Большая качалка МОДов для RTW и не только. Родной дом «Империи» и «Бонапарта».
MOUNT and BLADE
"ОГНЕМ И МЕЧOМ"
На internetwars.ru



Сайт разработчика


СКРИНШОТЫ:

Mount and Blade :
На стратегической карте

Mount and Blade :
В кабаке

Mount and Blade :
Багаж героя

Mount and Blade :
Европейские пикинеры


Великолепные крылатые гусары

Mount and Blade :
Вагенбург

КАРТА
Mount and Blade :


НАШ ФОРУМ ПО
MOUNT and BLADE


НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

КОВАРСТВО ПАНА ВОЛОДЫЕВСКОГО
Полковник Володыевский был один к одному, как актер в фильме Ежи Гофмана "Огнем и мечом". Он хмуровато смотрел на меня, а я, вопросительно, - на него.
- Нет ли у вас для меня задания? - спросил я, хотя бы для того, чтобы просто спросить.
Не стоять же вот так рядом со знаменитым Володыевским и играть с ним в гляделки.
- Есть, - ответил полковник. - Надо спалить деревню Маслов Брод.
- Вот как, спалить?!, - удивился я, вернее мой герой, Алексашка, которого я выбрал для своих похождений в аддоне "Огнем и Мечом" для Mount and Blade.
На что Володыевский, все также хмуровато ответил, мол если послать коронные войска, бла.. бла .. бла, то это плохо, а вот если за дело возьмется такой авантюрист, как я, без роду и племени, то бла...бла...бла - это хорошо. Он, пане полковник, этого мне не забудет и его благодарность будет безмерна, как в финансовом, так и в политическом плане.
Зря все таки послушал его мой Алексашка, поперся в самый центр казачьей вольницы, где и находилось село Маслов Брод. Было у Алексашки 22 европейских наемника и два проходимца, литовский рыцарь Ольгерт и Федот-стрелец, а еще были у него жупан не первой свежести, хромоногий конь, ржавый пистоль, казачья шапка и сабля. Самая обычная. Он бы предпочел сбалансированную или зазубренную, но что делать - другой не было.
И поехал со всем эти Алексашка выполнять поручение пана полковника.
Но не все сказал хитрый лях. Кое-что он утаил. Маслов Брод оказался сущим осиным гнездом. Жили в нем казаки, а у каждого казака, даже самого оседлого, пистоль под подушкой и шашка на стене. Только мы начали грабить и жечь их дома, как целая свора обозленных запорожцев, вооруженная до зубов, кинулась на нас. Их было этак с полсотни, по два, а то и три на каждого нашего. Сеча была лютая, но короткая. Последнее, что помнил Алексашка, это - как его, отчаянно отбивавшегося саблей, подняли на копья.
Очнулся мой герой в придорожной канаве. Задание было провалено и про дружбу с паном Володыевским, а следовательно, про то, чтобы снискать расположение Речи Посполитой, можно было забыть.

ОГОНЬ, МЕЧ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ
Положа руку на сердце, признаюсь, что, подобно тому, как Марк Твен "не без опасения взялся редактировать сельскохозяйственную газету" (Не читали? Почитайте!), так и я не без опасения взялся за рецензию на "Огнем и Мечом" - официальный, от "1С" аддон к супер-пупер популярной игре Mount and Blade, к числу фанов которой принадлежу и я, что позволяет мне говорить о ней столь фривольно. Но "Огнем и Мечом" - все таки особый случай. Почему-то поймал себя на мысли, что писать как то стремно. Покритикуешь - горячие украинские хлопцы (создавшая его студия "Сiчъ" - это украинская команда, да еще наши давние соседи по интернету) закидают гнилыми помидорами. Расхвалишь - скажут, заказная реклама, да и опять же, против совести выйдет. Есть в нем что похвалить, но и для критики поводов хватает.
А что хуже всего, вокруг "ОиМ" вдруг в интернете разгорелись нешуточные страсти. Главным образом вокруг того, аддон это или мод, коих к Mount and Blade существуют уже десятки. Если мод, то почему - платный, в то время как все другие моды - "за так". Если же это аддон, то чем он отличается от мода, но - бесплатного?
Знаете что я вам на это скажу? Не буду я лезть в этот спор. По моему разумению и по щучьему закону, если в магазине есть товар и на него есть покупатель, то значить этот товар де факто имеет право быть, а "Сiчъ" достигла профессионального уровня, позволяющего создавать продукты для игрового рынка. Это ясно, как то, что подсолнух - желтого цвета, и в нем есть семечки, из которых можно делать подсолнечное масло.
А можно и просто грызть семечки и играть бесплатные моды. Кому что нравиться.
Вы спросите, к чему это я? Да к тому что, называйте "Огнем и мечом" хоть модом, хоть аддоном, хоть сиквелом суть от этого никак не не меняется - перед нами очередное дополнение к Mount and Blade. Поэтому и писать я о нем буду, как сочту нужным, опираясь на личные впечатления и, как если бы делал очередной обзор, коих, обзоров, за моими плечами уже множество.

КАК АЛЕКСАШКА В ТАВЕРНЕ ПОДРАЛСЯ
Mount and Blade :
Как всегда, начиная свои похождения в МиБ я создаю своего героя. В этот раз я изобрел "Алексашку". Почему Алексашку? А что, трудно догадаться? Не Федьку же. Не Вовку. И вот мой Алексашка выскочил на карту ОиМ где-то на границе между Речью Посполитой, Швецией и Московией. Поразмыслив, Алексашка повернул коня к славному городу Кенигсбергу, и как, положено, почти сразу наткнулся на шайку разбойников славянского типа. Их было аж восемь, а мой герой - один. Но он был конный и у него был самопал с 15 пуль, а разбойники, все как один, с вилами да дубинами и все - пешие. Стал Алексашка ездить на коне кругами и не торопясь их отстреливать.
И, представьте, отстрелял - всех. Даже кое-какие трофеи собрал. И вскоре уже без приключений добрался до Кенигсберга.
Первые впечатления от самой карты были самые приятные. Как и следовало ожидать, платный проект изначально имеет плюсы. Для каждой державы здесь (кроме Крымского Ханства) нарисованы свои города, что внутри, что снаружи. В русских - деревянные срубы, в шведских и польских - европейские "пирожные", в украинских - белостенные хаты и церковки. В Москве есть даже Кремль. Даже фигурки скачут по карте разные: у русских - в русских доспехах, у шведов - в европейских и т.п.
В Кенигсберге Алексашка столкнулся с первой важной новацией ОиМ - кабаком.
В "ваниле" он был таверной. Но здесь появился новый постоянный персонаж - "посетитель кабака". Ну не одному же вам хочется горло промочить. Решив поговорить с посетителем, мой Алексашка обнаружил несколько опций и понял, что таким образом нам предлагается вариант "арены", которой в ОиМ нет. Есть посетители кабака. С ними можно: просто подраться (для этого их надо оскорбить), можно вызвать на кулачный бой, можно предложить посостязаться в стрельбе из пистоля или вызвать на фехтование. Но они просто так с вами состязаться не пойдут. Только за деньги. Делайте ставки, а потом идите на улицу и там фехтуйте. В случае победы получите небольшую прокачку и деньги, смотря, сколько поставили.
Разбойнички, уж коли мы о них упомянули в этой главе, в ОиМ разные. Самые слабенькие - в России. Да и понятно - дети крепостного права, без оружия и доспехов. Чем дальше к югу, тем разбойный люд суровее: конные "татарские налетчики", "бунтари", "дезертиры" и ... пожалуй все. Самые неуловимые - и самые, пожалуй, опасные (пока вы не окрепли) - ловкие татарские налетчики. Шайки не многочисленные - по от 4 до 20 сабель. А вот дезертиры - разные. Могут быть и русские, и шведские. Однажды мне встретился беглый отряд лейб-гвардейцев. Еле справился. В моем понимании, дезертиры это босой, голодный, плохо вооруженный сброд. А тут пеший отряд лейб-гвардии! Ну да ладно. В Mount and Blade такие дезертиры уже традиция.
И о фракциях. Их всего пять: Московия, Речь Посполитая, Казаки, Крымское Ханство и Швеция.

ПОКУПАЕМ НАЕМНИКОВ - ОПТОМ И В РОЗНИЦУ!
Mount and Blade :
Как вы знаете шастать по градам и весям в Mount and Blade в одиночку - опасно. Нужно как можно быстрее собирать отряд. И уже воевать по полной. В "Огнем и Мечом" мой Алексашка быстро обнаружил такую новинку: набирать войско по деревням... нельзя! А где же? Остаются наемники. Они, как и в оригинале Mount and Blade нанимаются в кабаках.
Но есть и другие источники найма. Тренировочных лагерей в ОиМ нет, вместо них есть центры (лагеря) вербовки наемников. В зависимости от того, на территории какого государства находится лагерь, определяется и тип наемников: русские, польские, европейские или - азиатские. Вы можете нанять пеших или конных, с холодным оружием или огнестрельным.
Это в принципе меняет систему комплектования войск, привычную вам по Mount and Blade и многочисленным модам. Не буду говорить хорошо это или плохо, удобно или не удобно, а скажу, что таким образом обеспечивается относительная однородность вашей армии, а это есть хорошо. И это, пожалуй, главная особенность ОиМ, придающая исторический реализм, а перед нами именно исторический мод (или, аддон - достали своими дискуссиями). Это время становления молодой династии Романовых, расцвета казачества под предводительством Хмельницкого и эпоха, когда Швеция и Польша достигли пика своей военной мощи. Так что система набора армий в ОиМ очень даже способствует погружению в эту самую эпоху.
Но вот дальше начинается то, что не способствует игровому интересу. Разработчики предложили нам систему апгрейда ваших наемников. Для этого опять таки надо заехать в их лагерь (напомню - бывший тренировочный центр) вызвать капитана и выбрать опцию, что вы хотите вооружить ваших солдат.
Но эта опция плохо проработана. Во первых, апгрейдить можно только по одному, а не, скажем, всех однотипных солдат разом. По одному покупаем шлемы, кирасы, огнестрельное и холодное оружие, "чоботы", коней...
Но не это самое неудобное. Вы не видите, то есть, представления не имеете, какого наемника вооружаете: конного ли, пешего ли. Загадка. Визуально процесс апргейда на мониторе не отражается. Он остается как бы за кадром. Как сказали бы на той же Украине: "Це не дило!"
Вот, к примеру, взял я 6 копейщиков. Решил купить им 6 черненых (самых дорогих) кирас. Купил. По логике, больше кирас мне нельзя покупать. Куда там - хоть 10 купи хоть 20. Кому, какому юниту они достались? Непонятно! При этом, когда смотришь картинку наемника в окне своего отряда: эта кираса или шлем "марион" на нем не видны. Они видны только, когда начинается тактическое сражение.
Это прямо скажем, большущий минус.
Еще упомяну, уже не как минус или плюс, а как просто деталь - чем чаще заказываешь апгрейд у капитана, тем доспехи стоят дороже. Если при первых апгрейдах упомянутый черненый доспех стоил моему Алексашке по 80 монет, то потом уже цена доходила до 800!
Словом, система комплектования армий в ОиМ остается спорным моментом, а система апгрейдов нуждается в радикальной доработке.
Есть, конечно, в игре и национальные войска, но они становятся доступны только, когда вы станете вассалом одной из фракций. А добиться этого в ОиМ труднее, чем в "ваниле" и других модах. Мой Алексашка сражался уже сотый день и более, а шведский король все отказывал ему в вассалитете: мало, де, врагов Швеции убил.

ВРАГ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
Знакомьтесь - Алексашка, слегка разбогатевший.
И начались странствия моего Алексашки, чередовавшиеся торговлей, вербовкой наемников и выполнением поручений "лордов", которые в ОиМ превратились в князей, бояр, курфюстов и иных властителей. Поручения, оказалось, тоже претерпели некоторые изменения. Старые, типа "отвезти письмецо за 30 монет" остались, но появилась опция - "выполнить особое поручение". Такое можно заполучить далеко не всегда и дает его не каждый. Именно такого сорта было поручение Володыевского (впрочем, его может выдать и другой знатный шляхтич) - выжечь село Маслов Брод. Получив от казаков по носу и рассорившись с сечевиками, я вскоре рассорился и с поляками. Русский боярин Трубецкой предложил мне стать "сухопутным корсаром русского царя" и сжечь 3 польских деревни. Эти не сопротивлялись. Алексашка лихо сжег все три, и ясный перец, после этого стал лютым врагом Речи Посполитой. Эта система "особых поручений" - оригинальное новшество в "Огнем и Мечом", я его однозначно записываю в "плюс". Тем более, что тут ни багов, ни "непоняток", как с перевооружением наемников не замечено.
Любопытно, что уже не по своему выбору, а по логике сюжета, Алексашка стал склоняться к тому, чтобы служить Швеции. А что: передовая держава, хорошие войска, удобное расположение, культурные лорды в закрученных белых париках. К ней он и записался в "капитаны".
Было много походов и битв. Воевали вы и с гордой Московией, и задиристой Польшей, и даже с далекими татарами в Крыму. Алексашка по своей инициативе воевал еще и с казаками, не простившими ему нападение на Маслов Брод.
Тут надо заметить, что помимо регулярных войск и разбойников, в ОиМ есть еще одна "третья сила". Это мелкие, 10-20 сабель, отряды "разведчиков" и "фуражиров". Большой разницы между ними не заметил, разве что передвигаются "разведчики" быстрее, да и в бою покрепче будут. Эти ватаги охраняют пограничную территорию от бандитов, а иногда могут быть опасны, поскольку оказывают помощь друг другу, сливаясь в довольно крупный отряд. Но именно на них, пока ты слаб и тебе не по зубам мощные ватаги панов, атаманов и воевод, лучше всего прокачиваться, набирая себе славу и очки. Ох и много же порубал Алексашка таких казачьих разъездов. Только не надо бросать в меня гнилыми помидорами. Не вина это Алексашки, что он рубал свободолюбивых казаков, это все он, вредный Володыевский подстроил. В игровом мире это называют нелинейностью сюжета, что для ОиМ я бы опять таки записал в плюс.

ЭХ, НАРОДЕЦ НЫНЧЕ ХИЛЫЙ - ДРАТЬСЯ С ЭТИМИ ЛЮДЬМИ!
Mount and Blade :
О чем мы еще не рассказали? О том как наш Алексашка заболел.
Уж не помню чем, вроде как водянкой. Или какой-то лихорадкой.
А от него заразился весь отряд и пошла в нем прямо таки дикая убыль. А почему? А потому что в обозе было мало продуктов. Да нет, собственно, соленой рыбы и капусты хватало. Но в "Огнем и мечом" наемники, да и и герой стали очень привередливы. Вспомнилась по этому поводу песня Миронова:
"Эх, народец нынче хилый - драться с этими людьми". В ОиМ вашему отряду подавай полный рацион, чтобы там и масло, и колбаски копченые, и особый солдатский паек, а не только хлеб с селедкой. Приходится половину всего багажа забивать этой провизией и таскать ее повсюду за собой. Иначе, упаси боже, у всех животы начнет пучить, отряд сократиться до числа ваших "неписей", и пучить будет до тех пор, пока вы не накроете своим орлам царский стол и не просидите несколько дней в кабаке какого- нибудь города.
А что такое - сидеть в кабаке? Это вынужденная пауза в игре, которая закончиться, пока лекарь в вашем отряде радостно не объявить, что "Отдых и хорошее питание помогли вылечить лихорадку".
А теперь спросите себя или кого хотите, нужна ли вам пауза в игре? Одно дело - нажал кнопку на клавиатуре и пошел пить чай. Другое дело, когда тебя вынужденно заставляют прервать игру и уныло смотреть на монитор, ожидая "излечения лихорадки".
Какими бы доводами ни руководствовались разработчики, это новшество я решительно заношу в "минус", причем в минус противный и жирный, потому что все, что мешает динамике и азарту игры - есть минус.
Но есть и другие минусы. Скажите что это не так и можете бросить камень. Только не в меня, поскольку этот минус отметили очень многие. И камень надо бросить в того, кто это придумал. Почему то традиционно черная панель багажа, оружия и снаряжения персонажа превратилась... в светло-серую, почти белую. Очень тяжело воспринимающуюся глазом. Ведь это все ж таки монитор, а не скатерть на столе. Зачем такая негативная нагрузка на несчастный глазной хрусталик? На фоне этой электронной белизны холодное оружие в витрине торговца смотрится в виде иголочек, а не сабель и палашей. А огнестрельное...
О нем лучше вообще не говорить - забросают же гнилыми помидорами! Но придется.
Зачем, скажите на милость, было делать модельки пистолей, мушкетов, самопалов - всего огнестрельного оружия "видом с верху"?! А сверху они почти все они сплошь смотрятся одинаково, как кухонные спички, где рукоятка - "головка", а ствол - черенок. Покупаешь "богатый пистоль", но он все равно выглядит как спичка. И только в бою смотришь - а ведь и вправду - красавец, с чеканкой, узорами и т.п. Но это ж надо сбоку на себя посмотреть. Это в бою-то, когда со всех сторон наседают.

КОНИ СТОЯТ ПЬЯНЫЕ, ХЛОПЦЫ ЗАПРЯЖЕНЫ
Warband, Mount & Blade, моды
Ну, насчет хлопцев и пьяных коней -это я шучу. Почему не пошутить. Ведь пошутили над нами создатели ОиМ, оставив в первой версии своего творения кучу багов. У меня например после сотого "дня" игра вообще перестала идти. Все вдруг на карте замедлилось, затормозилось а потом вылетело. Конец пришел моему Алексашке.
Начал по новой, доиграл до 60-го дня примерно, как возник баг, описанный на нашем форуме - мой герой утратил возможность излечиваться после очередного ранения. И снова пришел конец моему Алексашке. Пала, грозная в боях, не обнажив мечей, дружина. Уже дважды пала, а я даже не успел шведскому королю в вассалы записаться.
Так что ставьте патчи, как только они выйдут, ставьте спешно, благо на момент написания этого опуса один уже был.
Пора, однако, и честь знать, в смысле - заканчивать описание. Вы скажите: как так, ведь я наверняка что-то не договорил. Возможно. Про "неписей" не рассказал. Да и зачем. Сами с ними познакомитесь. Есть там илитературный пан Заглоба из классического "Огнем и мечом", и исторический Влад Цепеш (ну да, тот самый, который Дракула), и кинематографический Федот-стрелец, лихой удалец, и чисто игровые: Ногай, Ингри, Фатима, Бахыт (но не который - "Бахыт
-Компот"). Словом - разные. Но это уже второстепенные детали. Как и новые товары для торговли: появился тютюн - в ящиках, водка - в бутылках и порох -в бочках.
И еще, очень интересная фича: разбивая лагерь, можно построить вагенбург и в нем обороняться - это, конечно же, большой плюс!.

КОНЬ ГУЛЯЛ ПО ВОЛЕ, КОЗАК - ПО НЕВОЛЕ
Подводя же итог, я все таки хочу сформулировать и некое резюме. ОиМ , это сводное дитя от "Сiчь", "Taleworlds", "Snowball","Snowberry" и компании "1С" (никого не забыл?), безусловно, понравиться тем, кто любит Mount and Blade и выражает интерес к этой эпохе. Но если кто-то ждет или ждал повторения того успеха, который имел мод "Огнем и Мечом" для Rome: Total War, созданного руками той же творческой команды - "Сiчъ" - того ждет разочарование. Возлагать такие ожидания, изначально было бы неверным посылом. Это другая игра, другая, скажем так, система игровых ценностей.
Нет в "ОиМ", который для Mount and Blade, яркости и пышности, которая отличала одноименный мод для RTW. Тут нет массовых и грозных формаций, меньше игровых наций и меньше, намного меньше юнитов.
Warband, Mount & Blade, моды"Тот" ОиМ делался более 5 лет усилиями многочисленной команды добровольцев, неоднократно сменившейся, но нередко являвшей нам просто чудеса 3D моделирования. Этот, судя по всему, делала совсем не большая группа разработчиков, подгоняемая сроками, поставленными издателем - 1С. Тогда многое становится понятным, и прежде всего то, что ОиМ для RTW и ОиМ для MиБ - это принципиально разные игры. Такими их надо рассматривать.
Ну а сроки (рынок диктует свои законы!) - всего полгода, год на такой проект не могли не отразится на конечном результате. В итоге, вся графика в ОиМ для Mount and Blade, хотя и выглядит внешне безупречно (а кто бы стал платить тогда за нее и все прочее?) все же не такая притягательная, как можно было ожидать от такого мода, аддона, игры - называйте как хотите, лишь бы вам самому это слово нравилось. Отсюда, уверен, из-за спешки, и грубые баги, и ляпы и недоработка многих интересных игровых решений - той же экипировки наемников, и "спички" вместо самопалов и пистолей.
И самое последнее. Если вы спросите, где скачать "Огнем и Мечом" для Mount and Blade, ответ будет: только за деньги с сайта 1С. Или купить на диске. Потому что напомню, это коммерческое издание.
Свою точку зрения на "платные моды" я уже высказал. Если же среди читателей этой статьи есть принципиальные, так сказать идейные противники - не платить за то, что другие моделлеры предлагают бесплатно, вам повезло. Это как раз тот случай, когда у вас есть альтернатива. Вы можете поискать и скачать мод "Смутное время" для
Mount and Blade (есть такой), по краскам и качеству мало чем уступающий ОиМ. Он совершенно бесплатный. Но там свои баги и свои заморочки.
На сем и ставлю точку. Как говориться, искренне Ваш - Алексашка.

© Обзор подготовил Александр Морозов (King Augustus), специально для Internetwars.ru
© Любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru запрещается.
© Использованы иллюстрации с официального сайта игры.