КОВАРСТВО
ПАНА ВОЛОДЫЕВСКОГО
Полковник Володыевский был один к одному, как актер в фильме Ежи
Гофмана "Огнем и мечом". Он хмуровато смотрел на меня, а я,
вопросительно, - на него.
- Нет ли у вас для меня задания? - спросил я, хотя бы для того, чтобы
просто спросить.
Не стоять же вот так рядом со знаменитым Володыевским и играть с ним в
гляделки.
- Есть, - ответил полковник. - Надо спалить деревню Маслов Брод.
- Вот как, спалить?!, - удивился я, вернее мой герой, Алексашка,
которого я выбрал для своих похождений в аддоне "Огнем и Мечом" для
Mount and Blade.
На
что Володыевский, все также хмуровато ответил, мол если послать коронные
войска, бла.. бла .. бла, то это плохо, а вот если за дело возьмется
такой авантюрист, как я, без роду и племени, то бла...бла...бла - это
хорошо. Он, пане полковник, этого мне не забудет и его благодарность
будет безмерна, как в финансовом, так и в политическом плане.
Зря все таки послушал его мой Алексашка, поперся в самый центр казачьей
вольницы, где и находилось село Маслов Брод. Было у Алексашки 22
европейских наемника и два проходимца, литовский рыцарь Ольгерт и
Федот-стрелец, а еще были у него жупан не первой свежести, хромоногий
конь, ржавый пистоль, казачья шапка и сабля. Самая обычная. Он бы
предпочел сбалансированную или зазубренную, но что делать
- другой не было.
И поехал со всем эти Алексашка выполнять поручение пана полковника.
Но не все сказал хитрый лях. Кое-что он утаил. Маслов Брод оказался сущим
осиным гнездом. Жили в нем казаки, а у каждого казака, даже самого
оседлого, пистоль под подушкой и шашка на стене. Только мы начали
грабить и жечь их дома, как целая свора обозленных запорожцев,
вооруженная до зубов, кинулась на нас. Их было этак с полсотни, по два,
а то и три на каждого нашего. Сеча была лютая, но короткая. Последнее,
что помнил Алексашка, это - как его, отчаянно отбивавшегося саблей,
подняли на копья.
Очнулся мой герой в придорожной канаве. Задание было провалено и про
дружбу с паном Володыевским, а следовательно, про то, чтобы снискать
расположение Речи Посполитой, можно было забыть.
ОГОНЬ, МЕЧ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ
Положа
руку на сердце, признаюсь, что, подобно тому, как Марк Твен "не без
опасения взялся редактировать сельскохозяйственную газету" (Не читали?
Почитайте!), так и я не без опасения взялся за рецензию на "Огнем и
Мечом" - официальный, от "1С" аддон к супер-пупер популярной игре
Mount and Blade, к числу фанов которой
принадлежу и я, что позволяет мне говорить о ней столь фривольно. Но
"Огнем и Мечом" - все таки особый случай. Почему-то поймал себя на
мысли, что писать как то стремно. Покритикуешь - горячие
украинские хлопцы
(создавшая его студия "Сiчъ" - это украинская
команда, да еще наши давние соседи по интернету) закидают гнилыми помидорами. Расхвалишь - скажут, заказная
реклама, да и опять же, против совести выйдет. Есть в нем что похвалить, но и
для критики поводов хватает.
А что хуже всего, вокруг "ОиМ" вдруг в интернете разгорелись нешуточные
страсти. Главным образом вокруг того, аддон это или мод, коих к
Mount and Blade существуют уже десятки.
Если мод, то почему - платный, в то время как все другие моды - "за
так". Если же это аддон, то чем он отличается от мода, но -
бесплатного?
Знаете что я вам на это скажу? Не буду я лезть в этот спор. По моему
разумению и по щучьему закону, если в магазине есть товар и на него есть
покупатель, то значить этот товар де факто имеет право быть, а "Сiчъ"
достигла профессионального уровня, позволяющего создавать продукты для
игрового рынка. Это ясно, как то, что подсолнух - желтого цвета, и в нем
есть семечки, из которых можно делать подсолнечное масло.
А можно и просто грызть семечки и играть бесплатные моды. Кому что
нравиться.
Вы спросите, к чему это я? Да к тому что, называйте "Огнем и мечом" хоть
модом, хоть аддоном, хоть сиквелом суть от этого никак не не меняется - перед нами
очередное дополнение к Mount and Blade. Поэтому и писать я о нем буду, как сочту нужным, опираясь на
личные впечатления и, как если бы делал очередной обзор,
коих, обзоров, за моими плечами уже множество.
КАК АЛЕКСАШКА В ТАВЕРНЕ ПОДРАЛСЯ
Как
всегда, начиная свои похождения в МиБ я создаю своего героя. В этот раз
я изобрел "Алексашку". Почему Алексашку? А что, трудно догадаться? Не Федьку
же. Не Вовку. И вот мой Алексашка выскочил на карту ОиМ где-то на
границе между Речью Посполитой, Швецией и Московией. Поразмыслив,
Алексашка повернул коня к славному городу Кенигсбергу, и как, положено,
почти сразу наткнулся на шайку разбойников славянского типа. Их было аж
восемь, а мой герой - один. Но он был конный и у него был самопал
с 15 пуль, а разбойники,
все как один, с вилами да дубинами и все - пешие. Стал Алексашка ездить
на коне кругами и не
торопясь их отстреливать.
И, представьте, отстрелял - всех. Даже кое-какие трофеи собрал. И вскоре
уже без приключений добрался до Кенигсберга.
Первые впечатления от самой карты были самые приятные. Как и следовало
ожидать, платный проект изначально имеет плюсы. Для каждой державы здесь (кроме
Крымского Ханства) нарисованы свои города, что внутри, что снаружи. В
русских - деревянные срубы, в шведских и польских - европейские
"пирожные", в украинских - белостенные хаты и церковки. В Москве есть
даже Кремль. Даже фигурки скачут по карте разные: у русских - в русских
доспехах, у шведов - в европейских и т.п.
В Кенигсберге Алексашка столкнулся с первой важной новацией ОиМ -
кабаком.
В "ваниле" он был таверной. Но здесь появился новый постоянный персонаж
- "посетитель кабака". Ну не одному же вам хочется горло промочить.
Решив поговорить с посетителем, мой Алексашка обнаружил несколько опций
и понял, что таким образом нам предлагается вариант "арены", которой в
ОиМ нет. Есть посетители кабака. С ними можно: просто подраться (для
этого их надо оскорбить), можно вызвать на кулачный бой, можно
предложить посостязаться в стрельбе из пистоля или вызвать на
фехтование. Но они просто так с вами состязаться не пойдут. Только за
деньги. Делайте ставки, а потом идите на улицу и там фехтуйте. В случае
победы получите небольшую прокачку и деньги, смотря, сколько поставили.
Разбойнички, уж коли мы о них упомянули в этой главе, в ОиМ разные.
Самые слабенькие - в России. Да и понятно - дети крепостного права, без
оружия и доспехов. Чем дальше к югу, тем разбойный люд суровее: конные "татарские налетчики",
"бунтари", "дезертиры" и ... пожалуй
все. Самые неуловимые - и самые, пожалуй, опасные (пока вы не
окрепли) - ловкие татарские налетчики. Шайки не многочисленные - по от 4
до 20 сабель. А вот дезертиры - разные. Могут быть и русские, и
шведские. Однажды мне встретился беглый отряд лейб-гвардейцев. Еле
справился. В моем понимании, дезертиры это босой, голодный, плохо
вооруженный сброд. А тут пеший отряд лейб-гвардии! Ну да ладно. В Mount and Blade
такие дезертиры уже традиция.
И о фракциях. Их всего пять: Московия, Речь Посполитая, Казаки,
Крымское Ханство и Швеция.
ПОКУПАЕМ НАЕМНИКОВ - ОПТОМ И В РОЗНИЦУ!
Как
вы знаете шастать по градам и весям в Mount and Blade
в одиночку - опасно. Нужно как можно быстрее собирать
отряд. И уже воевать по полной. В "Огнем и Мечом" мой Алексашка быстро
обнаружил такую новинку: набирать войско по деревням... нельзя! А где
же? Остаются наемники. Они, как и в оригинале Mount
and Blade нанимаются в кабаках.
Но есть и другие источники найма.
Тренировочных лагерей в ОиМ нет, вместо них есть центры (лагеря)
вербовки наемников. В зависимости от того, на территории какого
государства находится лагерь, определяется и тип наемников: русские,
польские, европейские или - азиатские. Вы можете нанять пеших или
конных, с холодным оружием или огнестрельным.
Это в принципе меняет систему комплектования войск, привычную вам по
Mount and Blade и многочисленным модам. Не
буду говорить хорошо это или плохо, удобно или не удобно, а скажу, что
таким образом обеспечивается относительная однородность вашей армии, а
это есть хорошо. И это, пожалуй, главная особенность ОиМ, придающая
исторический реализм, а перед нами именно исторический мод (или, аддон
- достали своими дискуссиями). Это время становления молодой династии
Романовых, расцвета казачества под предводительством Хмельницкого и эпоха, когда Швеция и Польша достигли
пика своей военной мощи. Так что система набора армий в ОиМ очень даже
способствует погружению в эту самую эпоху.
Но вот дальше начинается то, что не способствует игровому интересу. Разработчики предложили нам
систему апгрейда ваших наемников. Для этого опять таки надо заехать в их
лагерь (напомню - бывший тренировочный центр) вызвать капитана и выбрать
опцию, что вы хотите вооружить ваших солдат.
Но эта опция плохо проработана. Во первых, апгрейдить можно только по
одному, а не, скажем, всех однотипных солдат разом. По одному покупаем
шлемы, кирасы, огнестрельное и холодное оружие, "чоботы", коней...
Но не это самое неудобное. Вы не видите, то есть, представления не
имеете, какого наемника вооружаете: конного ли, пешего ли. Загадка.
Визуально процесс апргейда на мониторе не отражается. Он остается как бы
за кадром. Как сказали бы на той же Украине: "Це не дило!"
Вот, к примеру, взял я 6 копейщиков. Решил купить им 6 черненых (самых дорогих)
кирас. Купил. По логике, больше кирас мне нельзя покупать. Куда там -
хоть 10 купи хоть 20. Кому, какому юниту они достались? Непонятно! При этом, когда
смотришь картинку наемника в окне своего отряда: эта кираса или шлем "марион"
на нем не видны. Они видны только, когда начинается тактическое сражение.
Это прямо скажем, большущий минус.
Еще упомяну, уже не как минус или плюс, а как просто деталь - чем чаще
заказываешь апгрейд у капитана, тем доспехи стоят дороже. Если при
первых апгрейдах упомянутый черненый доспех стоил моему Алексашке по 80
монет, то потом уже цена доходила до 800!
Словом, система комплектования армий в ОиМ остается спорным моментом, а
система апгрейдов нуждается в радикальной доработке.
Есть, конечно, в игре и национальные войска, но они становятся доступны
только, когда вы станете вассалом одной из фракций. А добиться этого в
ОиМ труднее, чем в "ваниле" и других модах. Мой Алексашка сражался уже
сотый день и более, а шведский король все отказывал ему в вассалитете:
мало, де, врагов Швеции убил.
ВРАГ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
Знакомьтесь
- Алексашка, слегка разбогатевший.
И начались странствия моего Алексашки, чередовавшиеся торговлей,
вербовкой наемников и выполнением поручений "лордов", которые в ОиМ
превратились в князей, бояр, курфюстов и иных властителей. Поручения,
оказалось, тоже претерпели некоторые изменения. Старые, типа "отвезти
письмецо за 30 монет" остались, но появилась опция - "выполнить особое
поручение". Такое можно заполучить далеко не всегда и дает его не
каждый. Именно такого сорта было поручение Володыевского (впрочем, его
может выдать и другой знатный шляхтич) - выжечь село Маслов Брод.
Получив от казаков по носу и рассорившись с сечевиками, я вскоре
рассорился и с поляками. Русский боярин Трубецкой предложил мне стать
"сухопутным корсаром русского царя" и сжечь 3 польских деревни. Эти не
сопротивлялись. Алексашка лихо сжег все три, и ясный перец, после этого
стал лютым врагом Речи Посполитой. Эта система "особых поручений" -
оригинальное новшество в "Огнем и Мечом", я его однозначно записываю в
"плюс". Тем более, что тут ни багов, ни "непоняток", как с
перевооружением наемников не замечено.
Любопытно, что уже не по своему выбору, а по логике сюжета, Алексашка
стал склоняться к тому, чтобы служить Швеции. А что: передовая держава,
хорошие войска, удобное расположение, культурные лорды в закрученных
белых париках. К ней он и записался в "капитаны".
Было много походов и битв. Воевали вы и с гордой Московией, и задиристой
Польшей, и даже с далекими татарами в Крыму. Алексашка по своей
инициативе воевал еще и с казаками, не простившими ему нападение на
Маслов Брод.
Тут надо заметить, что помимо регулярных войск и
разбойников, в ОиМ есть еще одна "третья сила". Это мелкие, 10-20
сабель, отряды "разведчиков" и "фуражиров". Большой разницы между ними
не заметил, разве что передвигаются "разведчики" быстрее, да и
в бою покрепче будут. Эти ватаги
охраняют пограничную территорию от бандитов, а иногда могут быть опасны,
поскольку оказывают помощь друг другу, сливаясь в довольно крупный
отряд. Но именно на них, пока ты слаб и тебе не по зубам мощные ватаги
панов, атаманов и воевод, лучше всего прокачиваться, набирая себе славу
и очки. Ох и много же порубал Алексашка таких казачьих разъездов.
Только не надо бросать в меня гнилыми помидорами. Не вина это Алексашки,
что он рубал свободолюбивых казаков, это все он, вредный Володыевский
подстроил. В игровом мире это называют нелинейностью сюжета, что для ОиМ
я бы опять таки записал в плюс.
ЭХ, НАРОДЕЦ НЫНЧЕ ХИЛЫЙ - ДРАТЬСЯ С ЭТИМИ
ЛЮДЬМИ!
О
чем мы еще не рассказали? О том как наш Алексашка заболел.
Уж не помню чем, вроде как водянкой. Или какой-то лихорадкой.
А от него заразился весь отряд и пошла в нем прямо таки дикая
убыль. А почему? А потому что в обозе было мало продуктов. Да нет,
собственно, соленой рыбы и капусты хватало. Но в "Огнем и мечом"
наемники, да и и герой стали очень привередливы. Вспомнилась по этому
поводу песня
Миронова:
"Эх, народец нынче хилый - драться с этими людьми". В ОиМ
вашему отряду подавай полный рацион, чтобы там и масло, и колбаски
копченые, и особый солдатский паек, а не только хлеб с селедкой.
Приходится половину всего багажа забивать этой провизией и таскать ее
повсюду за собой. Иначе, упаси боже, у всех животы начнет пучить, отряд
сократиться до числа ваших "неписей", и пучить будет до тех пор, пока вы
не накроете своим орлам царский стол и не просидите несколько дней в
кабаке какого- нибудь города.
А что такое - сидеть в кабаке? Это вынужденная пауза в игре, которая
закончиться, пока лекарь в вашем отряде радостно не объявить, что "Отдых
и хорошее питание помогли вылечить лихорадку".
А теперь спросите себя или кого хотите, нужна ли вам пауза в игре? Одно
дело - нажал кнопку на клавиатуре и пошел пить чай. Другое дело, когда
тебя вынужденно заставляют прервать игру и уныло смотреть на монитор,
ожидая "излечения лихорадки".
Какими бы доводами ни руководствовались разработчики, это новшество я
решительно заношу в "минус", причем в минус противный и жирный, потому что
все, что мешает динамике и азарту игры - есть минус.
Но есть и другие минусы. Скажите что это не так и можете бросить камень.
Только не в меня, поскольку этот минус отметили очень многие. И камень
надо бросить в того, кто это придумал. Почему то традиционно черная
панель багажа, оружия и снаряжения персонажа превратилась... в
светло-серую, почти белую.
Очень тяжело воспринимающуюся глазом. Ведь это все ж таки монитор, а не
скатерть на столе. Зачем такая негативная нагрузка на несчастный глазной
хрусталик? На фоне этой электронной белизны холодное оружие в витрине
торговца смотрится в виде иголочек, а не сабель и палашей. А
огнестрельное...
О нем лучше вообще не говорить - забросают же гнилыми помидорами! Но
придется.
Зачем, скажите на милость, было делать модельки пистолей, мушкетов,
самопалов - всего огнестрельного оружия "видом с верху"?!
А сверху они почти все
они сплошь смотрятся одинаково, как кухонные спички, где рукоятка -
"головка", а ствол - черенок. Покупаешь "богатый пистоль", но он все
равно выглядит как спичка. И только в бою смотришь - а ведь и вправду -
красавец, с чеканкой, узорами и т.п. Но это ж надо сбоку на себя
посмотреть. Это в бою-то, когда со всех сторон наседают.
КОНИ СТОЯТ ПЬЯНЫЕ, ХЛОПЦЫ ЗАПРЯЖЕНЫ
Ну,
насчет хлопцев и пьяных коней -это я шучу.
Почему не пошутить. Ведь пошутили над нами создатели ОиМ, оставив в
первой версии своего творения кучу багов. У меня например после сотого
"дня" игра вообще перестала идти. Все вдруг на карте замедлилось,
затормозилось а потом вылетело. Конец пришел моему Алексашке.
Начал по новой, доиграл до 60-го дня примерно, как возник баг, описанный
на нашем форуме - мой герой утратил возможность излечиваться после
очередного ранения. И снова пришел конец моему Алексашке. Пала,
грозная в боях, не обнажив мечей, дружина. Уже дважды пала, а я даже не
успел шведскому королю в вассалы записаться.
Так что ставьте патчи, как только они выйдут, ставьте спешно,
благо на момент написания этого опуса один уже был.
Пора, однако, и честь знать, в смысле - заканчивать описание. Вы
скажите: как так, ведь я наверняка что-то не договорил. Возможно. Про "неписей" не
рассказал. Да и зачем. Сами с ними познакомитесь. Есть там илитературный пан Заглоба из классического "Огнем и мечом", и исторический
Влад Цепеш (ну да, тот самый, который Дракула), и кинематографический
Федот-стрелец, лихой удалец, и чисто игровые: Ногай, Ингри, Фатима,
Бахыт (но не который - "Бахыт-Компот"). Словом - разные. Но это уже
второстепенные детали. Как и новые товары для торговли: появился тютюн
- в
ящиках, водка - в бутылках и порох -в бочках.
И еще, очень интересная фича: разбивая лагерь, можно построить вагенбург и в
нем обороняться - это, конечно же, большой плюс!.
КОНЬ ГУЛЯЛ ПО ВОЛЕ, КОЗАК - ПО НЕВОЛЕ
Подводя же итог, я все таки хочу сформулировать и некое резюме. ОиМ ,
это сводное дитя от "Сiчь",
"Taleworlds",
"Snowball","Snowberry"
и компании "1С" (никого не забыл?),
безусловно, понравиться тем, кто любит Mount and Blade
и выражает интерес к этой эпохе. Но если кто-то ждет или
ждал повторения того успеха, который имел мод "Огнем
и Мечом" для Rome: Total War,
созданного руками той же творческой команды - "Сiчъ" - того ждет
разочарование. Возлагать такие ожидания, изначально было бы неверным
посылом.
Это другая игра, другая, скажем так, система игровых ценностей.
Нет в "ОиМ",
который
для Mount and Blade, яркости и пышности, которая
отличала одноименный мод для RTW. Тут нет массовых и грозных формаций, меньше
игровых наций и
меньше, намного меньше юнитов.
"Тот" ОиМ делался более 5 лет усилиями многочисленной команды
добровольцев, неоднократно сменившейся, но нередко являвшей нам просто
чудеса 3D моделирования. Этот, судя по всему,
делала совсем не большая группа разработчиков, подгоняемая сроками,
поставленными издателем - 1С. Тогда многое становится понятным, и прежде всего
то, что ОиМ для RTW и ОиМ для
MиБ - это принципиально разные игры. Такими их
надо рассматривать.
Ну а сроки (рынок диктует свои законы!) - всего полгода, год на такой проект не
могли не отразится на конечном результате. В итоге, вся графика в ОиМ
для Mount and Blade, хотя и выглядит внешне
безупречно (а кто бы стал платить тогда за нее и все прочее?) все же не такая
притягательная, как можно было ожидать от такого мода, аддона, игры -
называйте как хотите, лишь бы вам самому это слово нравилось. Отсюда,
уверен, из-за спешки, и грубые баги, и ляпы и недоработка многих
интересных игровых решений - той же экипировки наемников, и "спички"
вместо самопалов и пистолей.
И самое последнее. Если вы спросите, где скачать "Огнем и Мечом" для
Mount and Blade, ответ будет: только за деньги с
сайта 1С. Или купить на диске. Потому что напомню, это коммерческое
издание.
Свою точку зрения на "платные моды" я уже высказал.
Если же среди читателей этой статьи есть принципиальные, так сказать идейные
противники - не платить за то, что другие моделлеры предлагают
бесплатно, вам повезло. Это как раз тот случай, когда у вас есть
альтернатива. Вы можете поискать и скачать мод "Смутное время"
для
Mount and Blade (есть такой), по краскам и
качеству мало чем уступающий ОиМ. Он совершенно бесплатный. Но там свои баги
и свои заморочки.
На сем и ставлю точку. Как говориться, искренне Ваш - Алексашка. |
|