Мод Diplomacy не отнесёшь к шедеврам
современного модостроения для Warband, он не
добавляет новое оружие и доспехи, не правит характеристики бойцов и
никоим образом не улучшает графическую составляющую игры, но ведь не все
же игроки, в конце концов, любят исключительно моды – есть и такие, кто
уважает и оригинальную игру. А данный мод, хоть и не блещет
традиционными достоинствами, ожидаемыми от модов, зато добавляет в игру
целый ряд возможностей, которые разработчики либо позабыли, либо
поленились вставить.
Начинался он с попытки «допилить» дипломатический функционал
оригинальной игры, но со временем пополнился целым рядом возможностей
управленческого свойства, что, разумеется, пошло ему только на пользу.
ДЛЯ ВАССАЛОВ
Судите сами, ну какой из вас средневековый феодал, если вы, даже
будучи славнейшим и
известнейшим
владетелем в государстве, не можете ни управлять, как следует, своим
владением, ни повлиять на своего сюзерена, ни даже откупиться от врагов,
а став королём, только и можете, что воевать да раздавать земли? В этом
моде подобные досадные неточности исправлены. Набор доступных для
феодала действий заметно пополнился, и многие из них могут прийтись
весьма кстати.
Любой феодал начинается с феода, а потому первое, что переработано в
моде – система управления своими владениями. Помощь главному герою в
этом деле теперь могут оказать три чиновника, которых он может назначить
из числа местных жителей или своих спутников: казначей, сенешаль и
канцлер – каждый со своими обязанностями.
Казначей (в русском переводе его
почему-то обозвали камергером), как и следует из его названия, ведает
казной. Пожалуй, это самый важный ваш чиновник. Уже само его наличие
уменьшает потери при сборе налогов на 10%, что, при наличии во владении
городов, уже само по себе может вылиться в немалую сумму. Но кроме этого
казначей выполняет также целый ряд других важный функций, важнейшими из
которых являются изменение ставки налогов по приказу феодала (всего 4
уровня, от очень низких, до очень высоких) и сбор налогов со всех
владений последнего – вам более не придётся мотаться по всей Кальрадии,
дабы доложить в свой кошель пару десятков золотых от удалённой
деревушки, пожалованной вам эксцентричным монархом (как знать, быть
может, не без происков ваших врагов при дворе?) – вам достаточно лишь
навестить казначея и забрать у него всю сумму разом.
Кроме того, казначей способен осведомить вас о балансе ваших платежей –
совокупных доходах и расходах от владений – и размерах вашей казны (не
изъятых вами средствах, поступивших от ваших владений), из которой вы
вольны почерпнуть в свой собственный карман или же, наоборот, доложить в
неё из своей мошны. А равно как и о состоянии ваших владений – их
благосостоянии, лояльности и уплачиваемых ими налогах.
Через казначея же осуществляется строительство всех сооружений в ваших
владениях – попутно слуга даст отчёт обо всех имеющихся строениях в
любом из ваших владений, на ваш выбор.
Помимо этого, казначей заведует кладовой лорда, куда тот волен помещать
любые предметы, добытые в боях или же на рынках, и откуда его спутники,
в случае его соответствующего распоряжения, смогут брать оружие и
снаряжение по своему выбору.
За военные дела отвечает сенешаль
(английский вариант мода именует его констеблем), который появится, как
только у вас будет собственный замок или город. В его ведении находятся
наём рекрутов для господина, их тренировка (прокачка) до более-менее
полезных бойцов и рассылка патрулей по владениям сеньора, согласно его
указаниям. Также он способен предоставить вдумчивому лорду детальную
информацию о составе его армии, а также сведения о численности армии его
фракции и гарнизонов всех её городов и замков, что бывает весьма полезно
при просчёте обороны земель своего государства от врагов.
За собственно дипломатию отвечает канцлер.
С его помощью можно поддерживать переписку с другими лордами и посылать
им дары. Первое пригодится для согласования вашей политики, второе – для
улучшения отношений.
Однако, взаимодействуя с управителями, следует помнить, что их
наличие – не единственная особенность мода. В частности, перегибание
палки во внутренней политике может дорого стоить: повышение налогов
может привести к бунту в ваших владениях, с которым придётся разбираться
вооружённым путём, либо идти на переговоры.
Иметь собственного казначея, конечно, лестно и удобно, но необходимо
помнить, что казна, которой он управляет, и ваш карман – не одно и то
же, и если забывать вовремя перекладывать из одного места в другое, то
можно внезапно оказаться без на мели посреди военной кампании при
ломящейся от золота казне. Это, кстати, может оказаться куда хуже, чем в
нативе: бойцы с неуплаченным жалованием теперь имеют склонность к
дезертирству, а не только падают духом, как ранее.
Тратиться же теперь приходится не только на полевые и гарнизонные войска
и на управляющих (да, и они тоже требуют оплаты, а вы как думали?), но и
на домашних слуг, обслуживающих все ваши города и замки с вашей
супругой/супругом, если таковая имеется.
Впрочем, от спутницы/спутника жизни теперь есть и дополнительная
практическая польза: помимо организации пиров и пассивного улучшения
отношений с её/его родственниками, она/он способна закупать
продовольствие для вашей твердыни, что будет весьма невредно, если не
желаете оказаться без куска хлеба в случае внезапной осады. Также
благоверная может перемещать вашу официальную резиденцию, каковую
отмечает своим пребыванием, и в которой вас будут ждать все ваши
управляющие. Само собой, услуга тоже платная: переезд – дело недешёвое.
Ну а если подыскать себе достойную пару не удаётся, разработчики ввели
возможность присоединиться к знатной и влиятельной семье из политических
соображений (механику этого дела автор обзора не изучал – не пришлось
как-то).
Военные опции также были дополнены. Теперь любой вассал короля может
попытаться убедить его начать войну с другим государством. Результат,
как нетрудно догадаться, будет зависеть от его влиятельности, навыка
убеждения и отношений с сюзереном.
В случае провала, теперь можно и хлопнуть дверью, сдав королю все ваши
владения, полученные от него ранее. Само собой, это не придётся ему по
вкусу, так что если вы намерены создавать своё королевство, от проблем с
вашим бывшим сюзереном вас это не избавит.
При подготовке же боевых действий можно рассылать в чужие поселения
шпионов, могущих предоставить информацию о противнике.
Но ежели вы всё-таки не рассчитали и нарвались на превосходящие силы
противника, победить которые сразиться с которыми опасно или невыгодно,
то можно попробовать от них откупиться – денег на это уйдёт немало, но
оно может того стоить.
В осадах же можно попытаться добиться от гарнизона досрочной капитуляции
или же, наоборот, выговорить себе почётные условия сдачи города/замка
(без попадания в плен), если стало ясно, что удержать его не выйдет
(хотя мне лично что-то такие опции не попались, возможно, моя армия была
слишком мала, чтобы с ней стали считаться).
ДЛЯ КОРОЛЕЙ
Однако самые «вкусные» особенности мода становятся заметны только после
коронации главного героя. Будучи королём, он получает в своё
распоряжение ряд дополнительных возможностей, существенно расширяющих
пространство для манёвра.
Начнём
с того, что, подобно тому, как лорд может управлять своим поместьем,
монарх может повелевать своим государством. В распоряжении
новоиспечённого сюзерена есть набор опций, регулирующих степень
централизации государства, закрепощения крестьян в нём и качества армии
(т.е. внимания, уделяемого военной подготовке в ней), а также того, на
чью выгоду будет ориентирована государственная система – знати или
богачей (дихотомия аристократия/плутократия). Каждый сделанный выбор
окажет влияние на ситуацию в государстве и положение его главы лично:
так, ужесточение крепостничества повысит доходы короны, но в
долгосрочной перспективе чревато бунтами крестьян и обеднением деревень.
Ориентация же на аристократию повысит расположение вассалов к сюзерену и
приток рыцарей/кешиктенов/мамлюков в ряды его армии, но ощутимо понизит
доходы от городов. И так всякий раз.
Помимо того, во власти государя установить культуру своей страны, что
наконец-то обяжет всех его вассалов нанимать и тренировать фракционные
войска. И армия страны больше не рискует превратиться в сборную солянку
из нордских хускарлов, сарранидских стрелков и кергитских кешиктенов.
Но всё же наиболее значимые дополнения, разумеется, касаются военного
времени. Ещё до её начала сильный государь может послать своему соседу
угрозу, с требованием уплатить за мир некоторую сумму денег.
Со стратегическими союзниками же можно, наоборот, заключить пакт о
ненападении, торговый или оборонительный договор, а если повезёт, то и
союз (при условии, что они признают вас законным правителем и имеют
отношения с вами не ниже 20 ед.). Однако учтите, что время каждого
договора ограничено – спустя определённое время союз автоматически
перейдёт в оборонительный договор, тот – в торговый договор, а торговый
договор – в пакт о ненападении. Так что договоры придётся перезаключать.
Но оно того стоит: у союзника можно запросить помощь против своего
врага, подкрепив её при случае солидной суммой денег. Отношения же с
другими фракциями можно поднимать ценными дарами (например, конями),
переуступкой земель и, опять же, золотом.
Что же касается тех, кто будет иметь несчастье стать вашим противником,
то, став монархом, вы сможете засылать в их государства шпионов, могущих
добыть для вас полезные сведения, а также ослаблять их, переманивая
вражеских лордов на свою сторону через гонцов.
Те же владения, которые сдадутся вам без боя, вы можете не только брать
силой, но и распределять, кому она достанутся, а равно как и военная
добыча, захваченная в ходе осады.
Попавших же в плен своих вассалов можно обменять на находящихся в вашем
(только вашем) плену вассалов противника – теперь не обязательно ждать,
покуда бедолаги сбегут и уплатят выкуп.
Ну а по итогам войны, вы сможете выдвинуть разбитому врагу требования о
передаче вашему государству земель, помимо уже захваченных вами, или
уплате контрибуции (учтите, впрочем, что если побивают вас, то и вам
самим может придтись пойти на подобные условия перемирия).
И ПРОЧИЕ ПРАВКИ
Помимо новых возможностей во взаимодействии с другими лордами, мод
вносит ряд небольших изменений и в игровую механику.
Так, в него интегрирована популярная и очень полезная функция
продолжения боя после выхода из него главного героя, сражённого врагами
– при помощи стандартного сочетания клавиш WASD и цифрового блока
клавиатуры можно управлять движением камеры взад-вперёд, в стороны,
вверх-вниз, а также вращать её, что весьма полезно. Не хватает только
возможности ускорить это перемещение камеры нажатием клавиши Shift и,
быть может, поддержки вращения камеры с помощью мыши.
Из других особенностей мода можно упомянуть замедление бега коней при их
ранении – теперь имеет смысл тыкать копьём кергитов, не помрут, так хоть
не так резво скакать будут – и привязка числа доступных герою рекрутов
от его социального статуса (никто/вассал/сюзерен), известности и
внутренней политики (для монархов), а не только отношений с данным
населённым пунктом.
Настоящий обзор сделан для версии 4.1, но уже известно, что следующей
версии 4.2 разработчики планируют добавить банковское дело. Стоит ли оно
того? Посмотрим! УСТАНОВКА
Мод ставится предельно просто: установщику, греющему душу своим
размером, следует всего лишь указать верный путь к папке Modules, что
коревом каталоге Warband версии 1.143 (хотя, если в вашем системном
реестре сохранилась запись Warband, установщик должен отыскать этот путь
сам – ваше дело только проверить). На конце пути должно быть название
папки мода: \Diplomacy. |
|