ЗАКАЛЕННАЯ
СТАЛЬ БЬЕТ РЕКОРДЫ
Stainless Still (что переводится как,
нержавеющая, или закаленная сталь) - один из наиболее популярных модов к
MTW-2, сделанный автором из Германии под
псевдонимом King Kong. Он поставил себе задачу
выжать максимум из движка MTW-2.
И верно,
в моде все по- максимуму : 500 юнитов, 200 регионов, 30
исторических фракций (больше в MTW -2 создать
невозможно). Как и все моды SS развивался от малого к
большому. С каждой новой версией добавлялись юниты, текстуры, идеи и
скрипты. Большинство юнитов King Kong
нарисовал сам, прочие взял из других модов. Использовал он и большое
число популярных мини-модов. Добавлены чудеса света, ресурсы и
географические элементы, что придает моду свой уникальных облик. Это
самый большой мод, когда либо создававшийся в серии
Total War: по сравнению с прошлой версией (6.1)
новая (63) увеличилась более чем в двое! Полное описание
изменений можно посмотреть
здесь.
КАМПАНИИ И КАРТА
Основу МОДа «Stainless Steel» составляют две кампании –
Главная и компания более позднего времени.
И основная, и дополнительная кампании отыгрываются на одной и той же глобальной карте (Европа, Ближний Восток и Северная Африка), и различаются в основном только временем начала игры. Основная кампания, как и в оригинальной игре, стартует в 1080 году, а дополнительная – в 1220-м. В зависимости от выбранной кампании изменяются и стартовые условия для отдельных стран. Кроме того, в дополнительной кампании для игры доступны три новых фракции, государства-прототипы которых появились в XII – начале XIII века.
Другим важным отличием дополнительной кампании от основной является более высокий уровень развития поселений – уже на старте игры вы получаете города с 8-10 тысячами жителей и каменные замки. А некоторым городам для большей историчности разработчики присвоили и еще более высокий уровень. Так что теперь и на стратегической, и на тактической карте Париж и Лондон выглядят действительно крупными городами, а не окруженными частоколом деревеньками.
Кстати о картах… Разработчики МОДа использовали карту из модификации «Road to Jerusalem». По сравнению с оригинальной эта карта расширена на юг и восток (восточная граница карты теперь проходит по линии Южный Урал – восточный берег Каспийского моря, а южная – по южной границе Сахары), и включает в себя большее количество провинций. Число провинций в основном увеличилось в Европе (так в Скандинавии, например, их число возросло с двух до шести), но и восточные регионы обделенными не остались – теперь, играя за Киев или Новгород, вы уже не будете повелевать десятой частью территории карты, владея на деле двумя-тремя маленькими городками.
Еще один плюс карты «Road to Jerusalem» – исторические названия провинций. Географические ляпы старой карты с ее «окрестностями» теперь можно забыть – в МОДе «Stainless Steel» Париж, как ему и положено, является главным городом Иль-де-Франса, а Иерусалим – Палестины.
ФРАКЦИИ
Одним из недостатков оригинального «MEDIVAL II: TOTAL WAR» был слишком маленький выбор фракций. В результате на старте кампании большая часть государств оказывалась окруженной поясом из мятежных провинций, покорение которых и занимало большую часть начального периода игры. О настоящих межгосударственных войнах на этом этапе, понятное дело, не могло быть и речи. Разработчики МОДа учли этот момент, и дополнили список фракций новыми государствами, часть которых они позаимствовали из официальных дополнений к игре, а другую часть – придумали сами. Также в целях большего исторического соответствия разработчики переименовали большую часть оригинальных фракций. Полный список фракций МОДа таков:
Фракции, доступные для игры:
Англия
Шотландия
Ирландия
Франция
Священная Римская Империя
Датское королевство
Королевство Норвегия
Республика Венеция
Лига Ломбардии (Милан)
Сицилийское королевство
Королевство Леона и Кастилии (Испания)
Королевство Арагон
Португалия
Византийская империя
Королевство Венгрия
Кордовский Халифат (Мавритания)
Сельджукский Султанат (Турция)
Халифат Фатимидив (Египет)
Орден рыцарей Храма (фракция доступна только в основной кампании)
Королевство Польша
Киевская Русь
Господин Великий Новгород (Новгородская республика)
Великое Княжество Литовское
Иерусалимское королевство (фракция доступна только в дополнительной кампании)
Тевтонский Орден (фракция доступна только в дополнительной кампании)
Золотая Орда (фракция доступна только в дополнительной кампании)
Закрытые фракции:
Престол Святого Петра (Папская область)
Тимуриды
Вольные Люди (Повстанцы)
Подобное увеличение количества фракций пошло игре только на пользу – теперь даже на начальном этапе кампании существует большая вероятность начала межгосударственных войн. А некоторые регионы (например, Британские острова и Пиренейский полуостров) вообще превратились в своеобразные банки с пауками – мятежных провинций в этих регионах очень мало и местным фракциям уже с начала кампании приходится расширять свои владения в основном за счет соседей.
Неоспоримым преимуществом МОДа является возможность игры в большой кампании за те фракции, которые до того присутствовали только в региональных кампаниях официального дополнения «KINGDOMS» (такие, например, как Ирландия и Литовское Княжество) или за недоступную для игры в оригинале Золотую Орду. Кстати, Золотая Орда и Тевтонский Орден в основной кампании МОДа все же появляются – орды этих фракций возникают в 1220 году в Месопотамии, и в 1225 году в Прибалтике соответственно. Орды Тамерлана появляются в конце XIV века в обеих кампаниях.
ЮНИТЫ
Величина карты и количество фракций – несомненные плюсы любого МОДа, но все-таки в первую очередь все игроки ждут от каждой новой модификации новой графики юнитов. МОД «Stainless Steel» и здесь оправдывает наши ожидания. Основа линеек юнитов стандартных фракций, и фракций, взятых из дополнения «KINGDOMS», по большому счету остались без изменения. Но это совсем не значит, что в процессе игры на тактической карте вам придется созерцать до боли знакомые унылые цвета одежды и непонятные геометрические фигуры на щитах ваших солдат. Ведь в МОД «Stainless Steel» включена графическая модификация «Композитный МОД GRIFa»
. А это значит, что ваши воины будут носить на своих доспехах и одежде символы государств, под знаменами которых они сражаются. Также композитный МОД заменил в игре и фигурки офицеров – вместо смотревшегося анахронизмом рыцаря в доспехах позднего Средневековья командовать вашими отрядами будут вполне историчные бойцы в кольчугах, островерхих шлемах и длиннополых накидках-супервестах.
Но все-таки некоторые изменения в основные линейки были внесены. Так например большинство европейских стран получило в свое распоряжение легких мечников – эти одетые в кольчуги и вооруженные одноручными мечами воины рекрутируются в замках и появляются уже на раннем этапе развития. Аналогом легких мечников в мусульманских странах служат налетчики пустыни. И мечники, и налетчики являются хорошей и довольно надежной пехотой, которой как раз и не хватает на ранних этапах игры.
Другим нововведением в ряду юнитов стандартных фракций стало появление орденской пехоты. И если раньше при постройке здания того или иного ордена в своем городе вы получили возможность рекрутировать только орденскую конницу, то теперь к кавалерии добавляются на выбор 2-3 вида пехоты (обычно это спешившиеся рыцари и оруженосцы) или, в некоторых случаях, стрелков. Датчане кроме этого могут нанимать пешее воинствующее духовенство. Аналогичным нововведением для мусульманских стран стало появление в тамошних армиях спешенных гулямов.
КИЕВСКАЯ РУСЬ И ЛИТВА
Из вновь добавленных фракций наибольший интерес в плане новых юнитов вызывает Киевское княжество. Можно с уверенностью утверждать, что линейка войск этого государства насыщена новыми юнитами как никакая другая в этом МОДе. Старых юнитов у Киевского княжества не более трети от общего числа, и почти все они – базовые типы войск, доступные для найма уже на начальной стадии игры. Из новых же юнитов следует упомянуть ополчение бердышников, варяжских стражей и копейщиков (тяжелые топороносцы и копьеносцы соответственно), дворцовую стражу (элитные копейщики), киевскую знать (тяжелая копьеносная кавалерия) и очень колоритного юнита – конных казаков с мушкетами.
Армии остальных же вновь добавленных фракций по сравнению с Киевским княжеством выглядят намного беднее. Они либо полностью почти скопированы с армий аналогичных стран дополнения «KINGDOMS» (Ирландия, Норвегия, Тевтонский орден), либо представляют собой компиляцию из различных юнитов оригинальной игры и официального дополнения (по такому принципу созданы линейки войск тамплиеров и Иерусалимского королевства).
Немного особняком в этом плане стоит Литовское княжество – тамошняя линейка войск дополнена и переработана за счет юнитов, взятых из мода «LITVANIA: TOTAL WAR».
Сравнительную небольшое количество новых юнитов у фракций разработчики МОДа с лихвой компенсировали обилием новых наемников. Их разновидностей в «Stainless Steel» около тридцати. Небольшая часть из них – это юниты из оригинала игры и дополнения «KINGDOMS», но в основном это совершенно новые типы войск. Наемников в МОДе можно найти на любой вкус – тут есть и воины с палицами (наемный аналог легких мечников), и англо-саксонские хускарлы, и прусские копейщики, и многие другие типы войск. Как и в оригинале игры, в «Stainless Steel» существуют зоны вербовки наемников. Так что состоящую из мавров андалусскую пехоту вы можете нанять только на Пиренейском полуострове, а валлийских стрелков – в горах графства Карнарвон. А вот наемников-викингов можно встретить не только в Скандинавии, но и на Руси, и даже в район Константинополя – уж очень велика была у варягов тяга к странствиям.
СНАБЖЕНИЕ АРМИИ И ТИТУЛЫ
Графические новшества входящего в «Stainless Steel» композитного МОДа одним только ретекстурированием юнитов не ограничивается. Графическая модификация GRIFa обогатила МОД еще и новыми текстурами грязи, крови и порохового дыма. Грязь и кровь теперь выглядят вполне реалистично, а вот пороховой дым подкачал – как и в оригинале игры при стрельбе перед строем стрелков держится едва заметное белесое облачко, которое ну никак не походит на ту пелену тумана, которая, по свидетельствам очевидцев, буквально окутывала боевые порядки после трех-четырех залпов.
Однако хватит о графике. Перейдем к новшествам, которые авторы мода ввели в игровой процесс.
Основным «ноу-хау» от авторов МОДа «Stainless Steel» стала уникальная система логистики (т.е. снабжения армий), которая отображается посредством изменения определенных характеристиках генералов. Если открыть список характеристик любого полководца, то в конце списка можно обнаружить такие характеристики, как: «Армия полностью снабжена», «Масштабное фуражирование» или им подобные. Каждая из этих характеристик отображает состояние продовольственного снабжения армии. Характеристика «Армия полностью снабжена» показывает, что провианта у этого войска достаточно, чтобы провести «в поле» как минимум один ход. Характеристика «Масштабное фуражирование» указывает на то, что находящиеся вне городских стен войска добывают себе провиант, обирая близлежащие деревни данной провинции. За счет фуражирования войско может жить 12 ходов на своей территории, и 6 – на чужой (предполагается, что местное население относится к иностранным войскам враждебно, и кормить оккупантов/интервентов не намерено). Когда возможности фуражировки иссякают, в войсках начинается недостаток продовольствия, следствием которого является снижение морали. Так что не удивляйтесь, если ваша многочисленная, но голодная армия при первом же столкновении с неприятелем попросту разбежится.
Для того, чтобы армия опять стала полностью снабженной, нужно поместить ее на один ход в город, либо отправить в соседнюю провинцию на фуражировку. Но при этом надо учитывать, что и ваши армии, и вражеские, проводя фуражировки, разоряют провинцию, снижая ее доходы. Так что в этом случае уместно воспользоваться советом древнекитайского военного теоретика Сунь Цзы, который говорил: «Отправляясь на войну, оружие бери у себя, а провиант – у противника».
Другим новшеством в МОДе «Stainless Steel» стало возвращение знакомой нам еще по первому «MEDIVAL: TOTAL WAR» системы титулов. Титулы отражаются в списках свиты полководца в виде герба той провинции, владетелем которой данный полководец является. При наведении курсора на подобный герб рядом появляется всплывающее окно, в котором отображается полное наименование титула («Герцог Нормандии», «Великий князь Киевский», «Славный правитель Корка» и т. д.), а также бонусы, которые получает обладатель титула – чаще всего это премия при сборе налогов в своей провинции и дополнительные очки верности. Но не все титулы приносят их обладателям плюсы. Ряд титулов, реальные обладатели которых исторически были постоянными противниками усиления королевской власти, уменьшает значение верности у ваших подопечных. Таков, в частности, титул Герцога Бургундского.
Приобретаются титулы путем взятия вражеского города (титул получает полководец, командовавший атакующей армией) или тремя ходами «губернаторствания» генерала в том или ином городе или замке. При назначении нового губернатора титул сохраняется за предыдущим его обладателем, но вы можете сами передать его другому лицу – титулы, как и любые другие составляющие списка свиты, свободно передаются от персонажа к персонажу.
Помимо региональных титулов в МОДе присутствуют еще титулы-должности при королевском дворе. Появляются они у лидера фракции на третьем-четвертом году его правления. Список этих титулов в целом соответствует списку должностей при королевском дворе средневековой Англии (лорд-канцлер, лорд-хранитель печати и т. д.), хотя в отдельных странах могут быть вариации на национальную тему. Так во Франции мне однажды попался коннетабль.
ОХ И ТЯЖЕЛА ТЫ, СТАЛЬ
К сожалению МОДу «Stainless Steel» присущ ряд недостатков. И первый в их череде – нестабильность работы МОДа. Составляющие «Stainless Steel» модификации видимо еще недостаточно «притерты» друг к другу. Следствием этого являются частые вылеты. Особенно часто игра вылетает во время нахождения игрока в меню битв и кампаний. На моем компьютере МОД вылетал примерно через каждые пять минут во время нахождения в одном из этих меню. А дополнительная кампания у меня вообще загрузилась только два раза – во всех остальных случаях следовал вылет. Единственным смягчающим обстоятельством в этом случае является только то, что сохраненные игры прекрасно загружаются и работают вне зависимости от вылетов в начале игры.
Другим важным недостатком является громоздкость МОДа. Обилие скриптов, управляющих определенными событиями, существенно тормозят работу компьютера. Так что загрузка игры и переход хода в МОДе длятся где-то в полтора-два раза дольше, чем в оригинальной игре. Битвы же грузятся нормально.
Ну, и наконец последняя группа недостатков – фактические исторические ошибки. Большую часть из этих ошибок «Stainless Steel» унаследовал от своих МОДов-составных частей. Ошибок этих в общем-то немного, и появляются они редко, но все-таки, появившись, они довольно сильно портят картину. Приведу лишь два примера.
Пример первый: Геральдический МОД, входящий в состав МОДа «Stainless Steel», изменил значки некоторых фракций. Среди них оказалась и Византия. Вместо невыразительного креста оригинальной версии игры ромеи получили двуглавого орла. Спору нет, изменение хорошее – двуглавый орел действительно являлся официальным символом Византии. Но если присмотреться к значку фракции, то становится ясно, что орел-то не тот. Вместо исторического византийского разработчики поместили вМОД российского императорского двуглавого орла. И если по поводу скипетра и державы еще возможны двойные толкования, то Большая императорская корона, расположенная поверх голов орла прямо говорит нам, что это – герб Российской империи.
Другой ляп я обнаружил, играя за Киевскую Русь. На старте Киевское княжество располагает двумя провинциями – собственно киевскими землями, и территориями нижнего Придонья и севера кубанских степей. Увидев эту последнюю провинцию на обзорной карте, я было обрадовался – по моим рассуждениям выходило, что разработчики МОДа знали о существовании города Тмутаракань. Размещение на карте города, который одно время был столицей одноименного русского княжества, говорило о солидной теоретической подготовке разработчиков МОДа.
Но с Тмутараканью я ошибся. Подтянув экран к нужному месту, я никакой Тмутаракани не нашел. А вместо нее я нашел в низовьях Дона город Ростов. Так что разработчики в этом случае ошиблись дважды – они не только разместили на карте город, которого в Средневековье не существовало, но и неправильно указали его название, перепутав Ростов-на-Дону с действительно старинным русским городом Ростовом.
Как видите, недостатков в МОДе предостаточно. Но, тем не менее МОД «Stainless Steel» на данный момент является лучшим МОДом в серии модификаций, осуществляющих глобальную конверсию «MEDIVAL II: TOTAL WAR». Такое мнение, по крайней мере, сложилось у меня. И я советую всем скачать и установить этот МОД – уверен, что «Stainless Steel» подарит вам немало часов приятного досуга.
УСТАНОВКА И ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Для установки МОДа «Stainless Steel» нам понадобится оригинальный «MEDIVAL II: TOTAL WAR»
c с установленным на нем официальным дополнением «KINGDOMS».
Мод устанавливается автоматически - запустите
exe файл, надо лишь верно указать директорию.Затем ставим патч 6.4.
Настройка быстродействия МОДа
За все хорошее надо платить. Как уже говорилось выше, большинство новых возможностей МОДа «Stainless Steel» реализуются при помощи скриптов. Что в конечном итоге отражается на быстродействии вашего компьютера. И если на стратегической карте с частыми подгрузками еще как-то можно мириться, то в режиме битвы подобные слайд-шоу не нужны никому. Особенно на производительность во время боя влияют неисчезающие стрелы – компьютеру приходится обрабатывать десятки новых объектов, число которых удваиваются каждую минуту. Спору нет – торчащие из земли стрелы только усиливают ощущение реализма происходящего, но, согласитесь, что динамизм в отображении битвы все-таки нужнее.
Впрочем, владельцам мощных машин беспокоиться особо не о чем. А вот тем, у кого компьютеры и обычный-то M2TW нормально тянут только на средних настройках, я могу порекомендовать рецепт лекарства от этой напасти. А рассказал мне об этом рецепте камрад Пуля, за что я ему очень благодарен.
Итак, заходим в папке data МОДа, и ищем там файл Descr_effects_impacts.txt. Открываем его, и ищем в нем строку effect_set arrow_impact_ground_set. Под этой строчкой находим строчку с символами ;play_time 5. Удаляем точку с запятой – именно она отвечает за неисчезающие стрелы. И дело здесь вот в чем: цифра, отображаемая после слов play_time, обозначает длительность эффекта (в нашем случае - как долго будут отображаться стрелы на земле). Если же перед play_time стоит ; (точка с запятой), то команда игнорируется и время действия эффекта неограниченно.
Неисчезающие стрелы мы удалили. А теперь проделаем то же самое со строчками effect_set bolt_impact_ground_set, effect_set steel_bolt_impact_ground_set и effect_set arrow_flaming_impact_ground_set – они отвечают за неисчезающие болты и горящие стрелы соответственно.
Примечание:
Этот обзор писался по ранней версии - обзор последней версии -
ЗДЕСЬ!