IMPERIUM ROMANUM: РИМЛЯНЕ ПРОТИВ РИМЛЯН
Среди модов для Total War
на римскую тематику уже встречались такие, где главным сюжетом была
тема гражданских войн в Древнем Риме. Кстати, самым первым таким
модом был " The First Triumvirate", еще для
того, первого RTW. Буквально недавно вышел
другой мод, уже для второго Рима -
Conflictus Antiquarum Culturarum, где был сценарий борьбы за
власть между Гальбой, Отоном, Вителлием и Веспасианом.
И вот снова один из
талантливых моделистов (никнэйм - KEA) обратился к тематике римских гражданских
войн, вернее войн за императорскую власть, а таких во время Империи,
а еще раньше - Ресспублики,
было немало, что и нашло отражение в его кампаниях. Вообще надо
сразу сказать, что Imperium Romanum это не
классическая игра в RTW-2, только с разной
расстановкой карт.
Он даже не на движке второго Рима, а на более
демократичной к моддингу MTW - 2 и в целом
базируется на эпическом моде
De Bello Mundi
- единственном крупном моде на медиавельской платформе. Но
это это именно кампании, а не привычная нам схема - развивай империю
(или провинцию) прокачивай экономику и и завоевывай Рим.
В моде 14
(!) кампаний и все так или иначе связаны с борьбой за трон
императора.
Тут нет цели завоевать мир, а есть цель - стать
императором, единственным и
неповторимым, повергнув в прах всех
остальных претендентов, будь их несколько или всего один - как в
случае первой такой войны между Антонием и Октавианом, а именно она
и открывает список этих имперских войн. Вам надо лишь выбрать в
какой именно междоусобице поучаствовать. Их же всего, как уже
говорилось - 14 и они охватывают период, который начинается
в 88 г. до рождества Христова и завершается
275 г. уже
нашей эры. Мы их кратко опишем, заметив в предисловии, что весь мод
нацелен за игру за римские фракции, за редким исключением - все
остальные не играбельные, для игры за греков галлов и прочих надо
играть в обычный Рим или тот же DBM.
1-я кампания. Марий против Суллы (Marius vs. Sulla)
Тут еще даже Цезарь- никто, а борьба идет между сторонниками Мария и
Суллы. Рим даже еще не империя, а все еще республика, как известно
Сулла, который вышел победителем, правил как диктатор, но не решился
взять одеть на себя имперский венок.
2-я кампания: Помпей Великий ( Pompey the Great)
Это тоже еще не война Помпея против Цезаря, а восхождение самого
Помпея. Напомним, что в этот период ему пришлось подавлять в Испании
мощное восстание тамошнего римского наместника Сертория (как ни
крути, а тоже гражданская война), а кроме того на это же время выпадает
восстание Спартака и мятеж консула Лепида, который тоже подавлял
Помпей. 3-я кампания,
Первый Триумвират (The First Triumvirate) Классический треугольник, когда Красс, Помпей и Цезарь сформировали
Первый триумвират. Тем нее менее война могла бы начаться, но она
началась уже без Красса, который сгинул вместе с армией в битве при
Каррах. Опять таки мы еще во временах формальной республики.
4-я кампания:
Цезарь против Помпея (Caesar vs. Pompey) А вот это уже борьба за Империю. Цезарь против Помпея - главная
кампания гражданской войны, превративший Ресупулику в Империю.
5-я кампания: Пришел. Увидел. Победил. (Veni Vidi Vici) Краткий период правления Цезаря, отмеченный подавлением последних
очагов сопротивления республиканцев (мятеж Кассия Лонгина в Испании,
битва при Мунде и т.п., ну помним историю с Клеопатрой,
которую Цезарь посадил на египетский трон.
6-я кампания: Триумвиры против республиканцев (The Triumvirs vs. the Liberators)
и Гражданская война последователей
Цезаря (Антоний, Октавиан и Лепид), против армий
республиканцев, Брута и Кассия. К слову, первыми за Цезаря поднял
меч Кассий Лонгин, а не будущий император Октавиан или агрессивный
Марк Антоний, первые же активные действия повели республиканцы.
Конечно, это одна из наиболее интересных кампаний мода, поскольку
военные действия охватили все Средиземноморье - Азию, Афику, Грецию
- огромное поле деятельности для игрока.
7-я кампания, Второй Триумвират (The Second Triumvirate) Римские владения поделены между победителями
республиканцев: Октавианом, Антонием и не столько могущественным и
не столь популярным Лепидом. Войны между триумвирами не было - но вы
можете попробовать. Почему бы Лепида не сделать Цезарем?
8- кампания:
Октавиан против Атония (Octavian vs. Antony) Комментарии не требуются.
9- кампания: Год 4-х императоров (The Year of the Four Emperors
- 69 г. н.э.)
После смерти
Нерона вспыхнула скоротечная война между 4 претендентами на трон: Гальба, Отон, Вителлий и Веспасиан (последний и победил)
10-я кампания: Год 5-и императоров (The Year of the Five Emperors
- 193-194 гг. н.э. ) Смутное время в Римской империи:
после убийства
императора Коммода (известен по фильму "Гладиатор")
на трон в
короткое время предъявили претензии сразу 5 претендентов: наместники
провинций Септимий Север (германские легионы), Песце́нний Ни́гер
(Сирийские легионы), Клодий Альбин (британские и испанские легионы),
префект Рима Пертинакс, и богатейший патриций Рима Дидий
Юлиан, попросту купивший титул Цезаря, озолотив преторианскую
гвардию. Вот такое времечко и, соответственно, карта.
12-я кампания:
Филипп против Деция (Philippus vs. Decius) В 245 г н.э. император Марк Филипп посылает одного из наиболее
влиятельных политиков и префекта Рима Траяна Деция подавить
восстание наместника дунайских приграничных провинций. Но легионы
провозглашают Деция императором и он занимает трон цезаря.
В это
время на римской сцене появилась новая сила - готы, в битве с которыми Дециус впоследствии и погиб.
13- и 14- кампания: "Год трех императоров" и "Кризис
III столетия)
The Year of the Three Emperors и The Crisis of the Third Century
Смутное время, которое историки называют "военной анархией":
235–284 Сценарий относят нас к распаду империи на воюющие провинции, появились
галльские, иллирийские и прочие "императоры", а также новые враги:
вандалы, вестготы и т.п. Период заокнчился приходом к власти
Доклетиана, который установил "тетрархию" -
совместное правление 4-х наиболее влиятельных наместников под
своим формальным царствованием.
11: Год шести императоров (The Year of the Six Emperors) После отречения от власти состарившегося Диоклетиана возникло
многовластие, когда образовалось сразу шесть "императоров" или
полагавших себя таковыми: Константин, Максенций, Галерий, Лициний,
Даза и отставной Диоклетиан. Самыми серьезными претендентами были
Константин и Максенций. В 312 г. состоялось знаменитое сражение на Мульвийском мосту, когда располагавший гораздо меньшими силами
Константин одержал верх. Накануне битвы Константин увидел знамение и
заставил своих воинов начертать на щитах новый знак - "лабарум". Он
же начал вводить христианство.
Возможно я и допустил некоторые неточности в переводе и
последовательности миссии
(по логике 11 должна идти за 14-й, так я ее и поставил в списке, но даже в Википедии нет некоторых гражданских
войн в римской истории, которые вошли в мод и этим он уникален. Ни
один мод о Древнем Риме не дает такого обширного выбора исторических
миссий и карт.
Однако мод Imperium Romanum интересен не
только этим. Это не только набор карт и каждый раз новая расстановка
легионов. Выделю некоторые, наиболее оригинальные идеи, которые внес
автор и которые не встречались ранее ни в каких модах. Прежде всего -
это как достигается победа. Чтобы взойти на трон Цезаря вовсе не
обязательно уничтожить всех вражеских полководцев и конкурентов на столь
престижное место и не нужно захватывать каждое поселение, еще оставшееся
у противника. Важно добиться, чтобы враг понял, что дальнейшая борьба
бесполезна и потерял веру в себя, а войска - свой боевой дух.
Каждый из возможных императоров и его
фракция начинают игру со 100% боевым духом, однако потом все будет
меняться. Боевой дух, или, как принято говорить, "мораль" будет
меняться в зависимости от соотношения числа побед и поражений,
захваченных и потерянных провинций. Носителями боевого духа являются
также ваши генералы, у которых мораль отражена в трейтах. Чем меньше
боевой дух всей фракции, тем менее надежны и склонны к изменам ваши
полководцы. На мораль влияют также персональные качества наместников
ваших провинций и военачальников.
Низкий боевой дух: 25
Слабый боевой дух: между 25 и 74.
Высокий боевой дух: между 75 и 124.
Великолепный боевой дух: свыше 125.
РИМ ТРЕБУЕТ ХЛЕБА!
Одним из важнейших методов повысить мораль - это захватить и обладать
Римом.
Рим дает 18 очков боевого духа при захвате (и соответственно
минус 18, если вы потеряли столицу Империи). Кроме того, обладание
Римом дает + 2 к боевому духу каждый ход.
Фракция, у которой боевой дух близиться к нулю сдается, признает
поражение, даже если у нее еще остались войска. Римские фракции сдаются
другим римским фракциям, а варварские превращаются в рабов. Опять таки
напомним, что мод исключительно про-римский и все варварские государства
не играют в нем большой роли и как правило слабы, за редким исключением
(например Парфия в сценарии 3). Все кампании проходятся достаточно
быстро, за 1-2 игровых года (1 год здесь составляет 12 ходов (12
месяцев). То есть за 24 хода вы можете закончить даже саимую сложную
кампанию с большим числом противников. Ясно что при таком быстром игровом процессе нужно с умом
выбирать постройки, которые прокачивать, а то на дворе уже победа а
некоторые ваши здания еще в стадии строительства.
Набор войск тоже очень зависит от выбранного периода истории (кампании).
В ранних кампаниях у вас есть обширный выбор вспомогательных войск, но
вы не можете набирать, например, римские легионы в Египте. В
поздних кампаниях после утверждения Империи и власти Цезарей, при
унификации армий выбор вспомогательных войск уже не так богат, хотя
легионы можно набирать где угодно, были бы деньги.
И снова о Риме - обладание Вечным город дает еще пару преимуществ.
Здесь как известно сосредоточен цвет римской знати и есть Сенат. Поэтому
Рим может назначать губернаторов в подвластные провинции, что повышает
их эффективность. В зависимости от периода истории это консулы,
проконсулы, пропреторы, а в самом позднем периоде - префекты и легаты.
Причем не каждая провинция может получить своего пропретора или
проконсула. А только такая, которая реально в истории и достаточно долго
была под властью Рима (Египет, Британия и т.п.). Количество этих
наместников дано фракции на старте.
Однако, гордый властитель Рима не только имеет все эти бонусы, у него
есть еще и головная боль. Известно, что Рим получал зерно извне. В
снабжение Рима - тоже проблема. Житницами его являются
Александрия(Египет), а также следующие города:
Syracusae,
Lilybaeum,
Caralis,
Leptis
Utica/Carthago,
Chersonesos,
Crimean Neapolis,
Pantikápaion,
Hermonassa.
Нехватка зерна и потеря большей части этих городов может
привести к голодному бунту,
а если войска вашего Цезаря далеко в походе
и не смогут его подавить, то вы теряете город, а и с ним и все бонусы и
наносите огромный ущерб морали своей фракции.
Причем зерно не поступает автоматически, а вы должны оплатить
поставку.
Платы за зерно взимаются в начале года, каждая стоит 1000
золотых, так что вам надо к этому времени иметь крепкую казну, а хлебная
провинция должна принадлежать вам, а не врагу. Каждая недопоставка
лишает вас 5 очков морали, волнения в Ритме и недовольство начинаются
уже с недостатка провизии в 16%, а 80% - это уже беда, город
восстанет и отпадет от вас.
На этом, пожалуй, мы и закончим описание мода Imperium Romanum,
который заслуживает право войти в число лучших модификаций к
Medieval II: Total War
УСТАНОВКА
Мод ставиться на
Medieval 2: Total War (Kingdoms).
Хотя он
базируется на моде De Bello Mundi, это
самостоятельная модификация, не требующая, чтобы сначала устанавливали
DBM.
В архиве 8 файлов. Всех их надо сложить в папку:
...\SEGA\Medieval II Total War\mods и там
разархивировать.
Если в процессе программа спросит, надо ли переписывать
уже существующий файл, нажмите "да". У вас появиться папка Imperium
Romanum. Проверьте, чтобы она была одна, а не Imperium Romanum в такой
же папке Imperium Romanum.
Стартуйте мод, кликнув на "Play DBM - Gioca DBM" |
|