ИСТИННЫЙ TOTAL WAR
Что есть Средневековье? Это и крах античного уклада жизни, исчезнувшего
после падения Западной Римской империи. Это и мир, постепенно
выплывающий из болота междоусобиц и феодальной раздробленности. Это
величественные готические соборы, уходящие острыми шпилями к небесам, и
рыцари, облагороженные временем и легендами. Средние века – это мир
магии в видении людей и господства религий.
Правда, по представлениям разработчиков мода «Battle Axe», в те времена
правила только война, всеобщая и постоянная (тут каждый изначально воюет
со всеми сразу). Рим, «святой город» и средоточие великолепных храмов,
теперь не просто не столица, не существующей здесь, Папской области, а
один из многочисленных разбойничьих городов без Папы Римского.
Священники, изгоняющие дьявола из одержимых и инквизиторы, по
велению
которых сжигали еретиков (кстати, эти «товарищи» изредка попадаются на
карте), также исчезли с мировой арены. Религия, конечно же, осталась,
только роль её стала до предела минимальной.
Дипломатию тоже убрали совсем, чтобы подчеркнуть бескомпромиссный
характер мода – только лязг мечей, грохот пушек и свист стрел, никакой
формальной болтовни, «и вечный бой, покой нам только снится…»
Форты строятся за кругленькую сумму в 90000 золотых монет, видимо, чтоб
совсем не появлялись и не закрывали переходы. И правда, кому теперь
сдастся этот хилый частокол за огромную гору кровных? Отсутствуют и
торговцы, а вот шпионы и ассасины остались. Данные ребята всегда были
полезней тех, кому «указали на дверь», ведь тайной войны чурается очень
редкий любитель стратегий.
СЦЕНАРИИ НА ЛЮБОЙ ВКУС
При всём при том, первое, на что обращаешь внимание – это количество и
разнообразие кампаний в моде, которых здесь целых 12 штук. Они
различаются размерами карт, количеством фракций, продолжительностью в
ходах и, конечно же, определённым периодом истории. Хотя последнее
действительно ощутимо лишь в трёх гранд кампаниях.
Начало первой – 1140 год, вторая перенесёт нас в середину 13 века, в
1240 год, а последняя будет освещать период, когда на полях сражений
стал потихоньку громыхать порох. Третья кампания стартует с 1401 года.
Как же всё это напоминает старенький первый «Medieval Total War».
Огромная карта, 30 фракций – есть из чего выбрать, есть с кем повоевать
и где разгуляться. Если заглянуть во вкладку «Дипломатия», то запросто
может захватить дух от издержек политики «истинного Total War’a»: с
начала кампании иметь три десятка врагов доводится впервые. В принципе,
нечто подобное и случается в долгих, плодотворных кампаниях, когда
захватываешь огромное количество территорий и граничишь с десятком
стран. ИИ очень любит объявлять тебе войну только за то, что ты подошёл
к их границам, даже если сами находятся на последнем издыхании. Но это
одно, а вот чтобы так сразу и таким скопом…
Карты
кампаний
Хотя если подумать – получается настоящий абсурд, при всей своей
эпичности и необычности. Например то, что Ирландия является врагом
Уэльса – тут спору нет, даже если Ирландия в войне с Португалией – ещё
куда ни шло, но то, что у неё в неприятелях числятся какие-нибудь
болгары с монголами – это уж слишком лихо. При том не факт, что они
вообще когда встретятся на стратегической карте.
А вот что и правда пошло на пользу, так это введение новых фракций,
чтобы, как говорится на форуме разработчиков, соединить разрозненные
регионы и обеспечить войной каждый клочок земли на карте.
Пустую зону в Северной Африке закрыли Хафсиды, которые занимали
территории вокруг Туниса. Главной целью их должно стать нагнетание
давления на мавров на западе и на египтян на востоке, чтобы те не
расслаблялись и не атаковали на одно направление. Не секрет, что Африка
является не самым интересным регионом в Total War, ввиду положения «на
отшибе», небольшому количеству фракций и огромных пустынных расстояний.
Бывало, добиваешь Мавританию, а пойти вглубь африканского континента и
уничтожить их окончательно желание невелико. Безусловно, стоит признать
внедрение Хафсидов полезным ходом, только больше от этого получила
Италия, заимев крепкого врага на юге.
На Кавказе в качестве «связки» монголов и Анатолии удачно расположилась
Грузия. Интересна единая фракция крестоносцев, имеющая территории и в
Прибалтике, и в Святой Земле.
Троицу средних кампаний составляют балтийская, британская и
крестоносная. Берут начало в середине 13 века. За власть над «картой» в
каждой из них борются около десятка сторон. По сути, это не что иное как
улучшенные сценарии «Кингдомса», разбавленные новыми странами и
непререкаемой политикой вечной войны.
6 маленьких кампаний дарят нам следующие театры военных действий:
Италия, Иберия, Британия, Балтика, Балканы и Ближний Восток. Также как и
средние, начинаются с середины 13 века.
Как ни странно, к этим крошечным сценариям политика «истинного Total
War’a» подошла просто идеально. Подобные кампании проходятся за 1
(максимум 2) вечера, ни о какой эпохальности и говорить не приходится,
но именно из-за маленьких размеров они и приобретают мощный размах.
Парадокс? Отнюдь…
Во-первых, война всех со всеми здесь никак не выглядит глупостью. Сразу
видно, что страны нацелены на один и тот же регион, имеют одну и ту же
цель и никто не хочет уступать, а не как в гранде – Кастилия хочет
завоевать Испанию, а Болгария – Балканы, но в то же время успевают люто
ненавидеть друг друга. Во-вторых, на компактных территориях разместилось
довольно приличное количество фракций (вот вам, пожалуйста, и подлинный
динамизм войны, за который очень радели разработчики). Вот уж
действительно в схватке смертных живым должен остаться только один.
Стоит отметить и почти одинаковое финансовое положение участвующих
сторон, лишь заведомые аутсайдеры (как византийцы в итальянском
сценарии) получают в качестве поблажки пару лишних тысяч золотых. По
равенству занимаемых земель также соблюдено относительное равенство, но
здесь бывают явные исключения (к примеру, огромными территориями владеет
Египет в крестоносной кампании).
Total War подкупает возможностью творить собственную, зачастую крайне
экзотическую историю. Отхапать пол-Британии сицилийцами или покорить
датчанами Грецию – что может быть интереснее и оригинальней? Видимо,
авторы руководствовались теми же соображениями, когда на окраины карт в
маленьких кампаниях помещали нетипичные для данной местности фракции.
Таким образом, по старым историческим маршрутам (допустим, освобождение
Испании от арабов) можно пройтись совершенно новыми силами. Покорить
Иберию англичанами, Италию – Хафсидами, а Прибалтику с запада французами
– малые сценарии предоставят даже такое. Поэтому, если Вы любитель
нестандартных сюжетов – эти кампании Вам наверняка придутся по душе.
Если по правде, кампаний в Battle Axe 13. Но приплюсовывать последнюю к
остальным ой как рука не поднимается, и совсем не потому, что чёртова
дюжина – несчастливое число, а потому что она (псевдокампания) конкретно
вводит в состояние ступора.
Сценарий под странным названием «WIP CA» предлагает на выбор девять
фракций (Милан, Польша, Дания, Шотландия, Сицилия, Португалия, Венгрия,
Ирландия.), расположенных на девяти территориях. Вся карта покрыта
дремучими лесами, полностью отсутствуют моря, а каждая страна имеет по
замку в наличии. Провинции названы по сторонам света (например, Милан
расположен в северо-западном регионе и город его называется Northwest).
В центр поместили почему-то неиграбельную Византию (некий Horsham – их
столица). С чего вдруг византийцам такая привилегия, чем вызван такой
набор фракций, что это за карта такая и вообще – что всё вышеописанное
означает? Без бутылки в этих «дебрях» явно не разобраться.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДИНАМИЗМЕ
Для ускорения перемещения войск и по причине упразднения флота на карты
добавлены несколько так называемых «зелёных переходов». Количество их
действительно впечатляет – в гранд кампании я насчитал 13 штук. Правда,
это далеко не везде пошло впрок, поскольку цель не всегда оправдывает
средства и истину, что надо знать меру, никто не отменял.
Мало того, что некоторые земли специально притянуты друг к другу ради
«переходов» (Тунис примыкает к Сицилии, Ирландия и Уэльс тоже чуть ли не
соединены). Так ещё и добавлены новые полоски земель (Шотландия с
Норвегией сливается полоской земли в Норвежском море, а между Швецией и
Финляндией и вовсе отсутствует Ботнический залив). В средней
крестоносной кампании остров Родос почти перерос соседний Крит, о его
кривом положении на карте говорить даже не хочется. И опять виновен
«зелёный переход».
При всём благом намерении задумки такой хоккей нам точно не нужен.
Вполне можно было бы пожертвовать динамизмом в этих местах, зато карта
осталась бы картой, а то смотрится ей-богу уродливо. Да и
стремительность армий никуда бы не подевалась, поскольку вражеских
земель в округе навалом. Поэтому никто не уйдёт обиженным, коли воевать
способен.
Кстати, наёмный флот нанять генералом всё же можно, мне этот сюрприз
очень помог, когда я перебрасывал войска из Африки на Сардинию. Также
полезно в подобных случаях отгонять заблудших пиратов от своих гаваней.
КРЕСТОНОСЦЫ ПРАВЯТ БАЛ
А вот уж с чем с чем, а с юнитами в «Battle Axe» всё в полном порядке. У
каждой фракции – более двух десятков юнитов (почему-то обделили только
монголов - у них на несколько единиц меньше). Даже Богемия с Хафсидами
представляют собой боеспособные фракции с разнообразным составом юнитов,
среди которых имеются хорошие пешие, конные и стрелковые отряды.
Самая интересная фракция – Крестоносные Ордена, которая может
похвастаться почти четырьмя десятками боевых единиц. И это не мудрено,
поскольку фракция объединяет под своими знамёнами и тевтонцев, и
тамплиеров, и госпитальеров в «одном флаконе». Это не считая отличных
нерыцарских отрядов и фанатиков с пилигримами.
Набор рыцарей зависит от вида представительства, которое построено в том
или ином поселении: тевтонское, тамплиерское или госпитальерское.
Сооружать их позволяется как в городах, так и в замках, только
допускается в единственном виде. Таким образом, тамплиеров можно набрать
можно даже в Прибалтике, нужно лишь разрушить «Тевтонский Дом» в городе
и построить тамплиерский alma mater. «Дома» абсолютно одинаковы в цене,
времени на строительство и нанимаемых воинах, так что выбор
представительства – дело сугубо личного вкуса.
УСТАНОВКА
Мод ставится на M2TW-Kingdoms 1.5. Мод «Battle
Axe» устанавливается сам: запускаем инсталлятор, путь для файлов
установщик найдёт сам, да вдобавок ещё и вытащит на рабочий стол ярлык.
Пара минут и пожалуйста, добро пожаловать в мир «истинного Total War’a». |
|