На главную страницу
Крупнейший сайт о стратегиях. Обзоры новинок.Активный ФОРУМ и встречи с разработчиками. Большая качалка МОДов для RTW и не только. Родной дом «Империи» и «Бонапарта».

ИСПОВЕДЬ МОДЕРА
На internetwars.ru

   

Исповедь модера на internetwars.ru
Русь: Total War

Исповедь модера на internetwars.ru
Русь II: Total War


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ




MODЫ
для RTW


MODЫ
для M2TW


Обсудить эту статью на нашем форуме



НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы, 
и новинки игрового мира



 

КТО ТАКОЙ МОДЕР?
Собственно, кто такой модер? Это слово происходит от «модерировать», то бишь улучшать. Но это не то же самое слово, что и «Модератор».
Модер (мое определение) - это тот, кто улучшает или изменяет уже готовый продукт, в нашем случае, игры. Конкретно игры серии Total War от СА. Как правило, бесплатно, так сказать из своих интересов. Альтруизм, одним словом. Вот, я тоже один из них. Модер.
Я являюсь основоположником серии модов на тему домонгольской Руси. Первый выпущенный мод назывался Русь: Total War. Он охватывает период Восточно-Европейской истории с упором на Киевскую Русь с 1015 до 1204 годы. Данный мод был выпушен на движке адона Barbarion Invasion к игре Rome Total War.
В настоящее время идет работа над вторым модом по данной теме, но уже на движке Medieval 2 Total War. В декабре прошлого года была выпущена бэта версия, в которую можно поиграть и сегодня. Релиз не за горами.
Естественно, в моде Русь 2 примерно тот же период. Правда, мы заметно расширили географию на юг и восток, а также кардинально переработали концепт фракций участвующих в игре с упором на еще больший историзм, насколько это вообще возможно в рамках компьютерной игры. С одной стороны, это все тот же самый концепт, однако уже не тот же самый мод. И те кто играл в Русь ТВ ранее увидит, что в новом моде только старые названия многих фракций и имена их лидеров, а в остальном - это совершенно новый «продукт».
Вторую модификацию я делал и делаю не один, но об этом немного ниже. И само собой все, что мы делали и делаем совершенно бесплатно. Хотя, конечно, все распространяется через интернет, а сам интернет стоит денег. Поэтому пользователи платят за трафик. Но мы совсем ничего не получаем. А иногда в этот проект вкладываем и свои средства. Короче, один убытки.
Многие могут сразу задаться вопросом, а зачем это надо? Понятно, игроки поигрались и получили удовольствие, но а зачем это тем, кто занимается моддингом? На этот вопрос каждый, кто является модером, отвечтит сам. И таких, как ни странно, множество, возможно сотни. Могу сказать только за себя

ПЕРВЫЕ ШАГИ
Собственно, модером я стал где-то в конце 2005 года. В то время у меня было достаточно много свободного времени, что было связано с проблемами со здоровьем. Поначалу я его использовал, играя в игры либо пялился в телевизор, но все очень быстро надоело. А от телевизора просто сплошная тоска. К тому же он сильно подавлял морально. Оказывается, телевиденье очень вредная вещь в больших количествах.
Вот тогда-то и захотелось полазить во внутренностях самой игры. Сразу скажу, что мое образование очень далеко от компьютерных тем. Я не имею вообще никакого специального образования в данной области. То бишь я был обычным юзером. До недавнего времени я понятия не имел о существовании программы 3Д Макс и ей подобных. О фотошопе только слышал, но никогда им не пользовался и даже не видел вживую. Ну и все прочее в том же духе. Короче, знаний никаких, уж не говоря о навыках. Все как у обычных «чайников».
Естественно, все началось с того, что я зарегистрировался на одном в то время известном ресурсе в Рунете посвященном играм данной серии. Поначалу читал, смотрел и редко сам писал, в конце концов набрался смелости и стал задавать интересующие меня вопросы. Для многих «жителей» данного ресурса они были примитивными, а зачастую глупыми. Часто на них соответственно реагировали. Обычно отвечали мне так: «Данный вопрос уже обсуждался, поищи. А поиск на что дан – воспользуйся. Ит.д.» Иногда ответы, на мой взгляд, были грубоваты. Иногда с подтекстом, а не пошел-ка бы ты... Или просто игнорировали – это в лучшем случае. Конечно, сейчас с высоты моего опыта смотрю на все это и думаю, в чем-то они правы. Приходит каждый новый никому не известный юзер и спрашивает всякую чепуху, на которую уже множество раз отвечали или даже всякие инструкции писали (туторы). Но мне тогда от этого было не легче. А очень хотелось приобщиться к "тайным" знаниям.
Многих такое отношение отпугивало и отпугивает. Но я уж очень хотел покурочить игру своими руками. К тому же у меня уже стали получаться некоторые вещи, так как кое-что мне удалось добыть в смысле нужной информации/инструкции к действию и применить все это на практике. Первые удачи меня раззадорили, а неудачи отошли на задний план, хотелось большего.
Естественно, если не получаешь нужного на одном месте начинаешь искать везде, где только можно. Через поисковик вышел на только что открывшийся форум «Империал». Немногочисленные «жители» этого форума к моим вопросам отнеслись с внимание, стали оказывать помощь в решении тогда еще не таких сложных проблем модинга – для моего уровня и моих задач на тот момент. Хотя, возможно, это объясняется тем что форум был не большой и всякие «неучи»-юзеры еще не надоели, да и народ на ресурс надо было завлекать. Сегодня многих из тех на «Империале» уже нет. Да и сам «Империал» очень сильно изменился.
Как бы там не было, но о своей идее о создании мода Русь я заявил именно на «Империале». Мою идею встретили доброжелательно и поддержали морально, а главное поделились знаниями. Поначалу собственно никакой ощутимой помощи не поступало. Дело, как правило, ограничивалось советами, рекомендациями, чаще критикой. Иногда кто-нибудь подкидывал нужную информацию. Но очень часто она была противоречивой и приходилось во все это вникать самому. Искать умные книжки, статьи и читать их.
Имея некоторый жизненный опыт, я особо и не рассчитывал на помощь, надеялся только на себя. Да и планы мои не были «наполеоновскими». Все было спланировано по минимуму, изменить в игре только основные вещи. К примеру, карту, внешний вид юнитов и поменять текст на более соответствующий. Вот собственно и все. Время шло, дело двигалось. В первую очередь была сделана карта нужной местности, потом ряд моделей воинов, т.е. получились первые осязаемые результаты. Можно сказать, запахло русским духом. Вот тут-то из простого сочувствия появились первые интересующиеся и что-то умеющие в моддинге. Начали помогать уже практически, делиться материалом, к примеру, 3Д моделями или рисунками. Дальше больше, некоторые в последствие уже основательно взялись мне помогать, так возникла небольшая команда. Дела пошли быстрее, да и планы значительно расширились. С этого времени ко мне стали уже серьезно относиться и «мэтры» моддинга, помогать и делиться материалом.

НЕ ОТСУТПАТЬ И НЕ СДАВАТЬСЯ
Как оказалось, главное в этом деле, в моддинге, да и наверное вообще в любом начинании – это делать то что ты задумал несмотря на отношение других к этому делу. Всегда появятся те, кому твое дело будет интересно. А если еще и появятся вполне ощутимые результаты, то и вполне возможно и примкнут к твоей «свите». Главное дело. Потому как если ждать кого-то кто поможет тебе с реализацией твоей идеи, то толку вообще никакого не будет. Так как многие люди не идут на пустое место, и на мой взгляд, справедливо считают, что если сейчас ничего не делается, то вполне возможно эта идея вообще не будет реализована. А тащит на себе чужой груз – дураков нет.
Сколько я видел различных идей и начинаний, которые гибли в самом начале «пути», так как «генераторы» этих идей, или другими словами «отцы основатели» не вложили должного труда в свое детище и/или хотели взвалить груз по развитию и реализации своего детища на кого-то другого. Но в виртуальном пространстве таких «дураков» найти практически не реально – за бесплатно/ за идею. Либо начинаешь делать сам и на полном серьезе либо все это идет ко дну. Из всех тех задумок или начинаний, что мне приходилось видеть сети в области моддинга по Total War`у – примерно процентов 90 умерли еще в зачаточном состоянии. Из оставшихся 10-ти примерно около четверти были закрыты на полпути или уже не очень далеко от завершения. Часто для этого были объективные причины, к примеру: распад коллектива или выход М2TW, что сделало для некоторых продолжение работы на старом движке бессмысленной.
Исповедь модера на internetwars.ru Карта провинций из первого мода Русь: Total War для RTW-BI Все это чисто мои наблюдения. И я признаю, что не проводил специальных исследований в сфере моддинга по Total War`у, но я точно знаю что такие люди есть и они могут точно сказать что и как! Но не суть важно. Главное – что если ты не двигаешь свою идею своими же ручками, то она зачахнет, а потом совсем умрет.
Если кто-то, один из тех, кто начинал один подобный проект попытается вновь реализовать новый, но теперь уже на полном серьез и будет для этого многое делать, то он все равно будет восприниматься «виртуальным сообществом» через призму того что сделал. Вернее того что не сделал и относиться будут с недоверием.
Это конечно же все для тех, у кого имеются мысли что-то предпринять в области моддинга.
Лично я сам пришел в ужас когда осознал объемы и уровень сложности стоящий передо мной. Первым порывом было бросить все это к такой-то матушке. Так как все сложности казались колоссальными и просто-напросто непреодолимыми. Под такими впечатлениями просто руки опускаются. Особенно когда необходимые знания и навыки отсутствуют и поначалу нет даже элементарного понимания логики работы необходимых для моддинга программ.
Но все же у меня было достаточно большое желание хоть что-то сделать, поэтому я поступил следующим образом. Я не стал обращать внимание на всю задачу в целом, на ее неподъемность. Я брал какую-то отдельную проблемку/часть ее и занимался ее решением. Полагая на тот момент, даже если я не сделаю в целом все, что задумал, но зато я сделаю часть, которую можно будет «пощупать» ручками или просто полюбоваться на плоды трудов своих. К тому же это была абсолютно моя идея, я был сам себе начальник и сам себе штрафник. Мне не надо было пред кем-то отчитываться под кого-то подстраиваться или кому-то угождать. К тому же я не ставил цели, понравиться многим юзерам играющих в Rome: TW или им угодить. На первом месте стояло просто желание сделать, то что мне хотелось. Вот и все.
К примеру, работа в фотошопе. Для меня это было поле не паханое, а без него в моддинге Total War`а далеко не уедешь. Открыв эту программу, я понятия не имел, что там делать, куда жать и зачем все эти кнопочки и окна. Огромной проблемой для меня было просто скопировать один элемент в одном и том же окне. Я спрашивал тех, кто владел этой программой среди «жителей» форумов, но их ответы были зачастую абсолютно не понятны. Один мне даже сказал, вернее написал в приват: «ну и нафиг ты лезешь в моддинг если ни хрена не понимаешь в этом и ни фига не можешь». Я никак не отреагировал (хотя было желание послать его туда же) и искал ответы на мои простецкие и для кого-то элементарные вопросы дальше. Так как к тому времени уже отдавал себе отчет, что не понимание и не знание это временное состояние. И как написано в Библии, ищете и найдете, стучите и вам откроют... Но это так, к слову.
Пытался я освоить фотошоп и через книги. Но, что я понял, книги пишутся не для того что бы они помогали, а для того что бы продавались. Чем толще книжка, тем дороже будет. Не надо говорить, что в таких книгах очень много лишней воды, за всей их нужностью и компетентностью, и я не отрицаю того факта, что они профессионально написаны и содержать нужную и качественную информацию. Однако для меня все то, до чего я мог дотянуться было очень сложным в освоении, так как правило требовали пошагового изучения следуя логики заложенной в них авторами. Многое из этого меня просто не интересовало и в целом требовало много времени для обучения, что опять же меня не устраивало. У меня были сугубо свои и очень конкретные задачи, которые требовали скорейшего решения. В общем, книги как основной источник изучения, мне пришлось отбросить.
К счастью, в сети можно найти множество видеотуторов. Для этого нужно было только достаточно шустрый интернет, что у меня имелось. Видиотуторы, в основном кустарного производства и сдвинули с мертвой точки. Так как в них все действия показываются, даже если автор и не удосуживается пояснять «очевидные» вещи. Их просто можно рассмотреть на повторе и столько раз, сколько нужно для постижения. В конце концов дело пошло, появились некоторые знания и первые навыки. Естественно я стал и экспериментировать, иногда эксперименты заканчивались довольно плачевно, но тем не менее появлялись знания и навыки добытые уже на основе моих экспериментов.
Так же параллельно я обнаружил форумы на которых выкладывались туторы и уроки по фотошопу. Уроки я старался добросовестно исполнять, так как они были написаны пошагово и для достижения одной небольшой но конкретной цели, в отличие от книги. К тому же знания и навыки приобретенные в процессе исполнения урока пригодились и в моддинге, повышая мой «профессионализм».
Постепенно я перестал мучить «знатоков» своими глупыми вопросам, а через какое-то время не заметно для себя самого стал помогать и им в решении каких-то проблем, что-то подсказывать.
Примерно так же я поступал и при изучении 3Д моделинга, но здесь я больше экспериментировал и примерно половина моих знаний в 3Д получена методом тыка. Короче, я самоучка чистой воды.
Тут очень уместно вспомнить уже заезженное и возможно ставшее банальным выражение. Кто хочет - тот ищет способы решения, кто не хочет – тот ищет отговорки.
Таков вкратце мой путь в моддинге. Какой я «специалист» мне трудно судить непредвзято. Это видно только со стороны. То, что я делал в Русь ТВ на порядок ниже того что я уже делаю в Русь 2 ТВ, а то что я делаю для Первой Эпохи – это уже совсем другое. И каждый день повышает мой уровень. Даже есть вещи, которые я делал в самом начале работы на второй частью, которые так же уровнем ниже чем те, что я делаю сейчас. И иногда у меня возникает желание все это переделать, но тут существует опасность попасть в «водоворот», так как «профессионализм» растет и то, что ты делал ранее всегда хуже того, что ты делаешь сейчас. Такое у меня ощущение.

КОМАНДА "МОД"ОСТИ НАШЕЙ
Каждому «отцу-основателю», да и просто лидеру команды в моддинге, к тем качествам, что я уже так или иначе упоминал ранее, необходимы еще 2 очень важных, на мой взгляд, качества. Терпение, просто огромное терпение! И дипломатичность! Так как зачастую в команду приходят очень разные и противоречивые люди, с разными характерами и темпераментами. Иногда бывает так, что некоторые ненавидят друг друга и разносят в пух и прах своей, подчас злой критикой, работы другого. Нужно их как то разводить и при этом удержать в команде. При этом нужно учитывать, что эти люди «работают» просто за Идею и денег за это не получают. Порой от них самих требуются некоторые жертвы в плане времени или даже в материальном, какие-то финансовые траты. И они идут на это. Главное тут суметь их «развести» так, что бы они не могли друг с другом пересекаться и при этом работать над проектом.
Есть, конечно, такая категория людей, скажем, болезненно обидчивых, которые очень резко реагируют на любую, даже самую мягкую критику. С такими очень трудно, даже не смотря на всю амортизирующею критику дипломатию, на все сглаживания резкостей, в конце концов они обижаются окончательно. Хотя возможно, это только повод для того что бы просто избавиться от надоевшего дела, а предлога внятного придумать не удается. Может и так.
Кто-то может задать вопрос, а зачем нужна вся это дипломатия и сюсюканье. Послать и все. Конечно можно и послать, но если всех посылать, то очень скоро останешься совсем один. Даже если пошлешь одного, его негативное отношение может быстро разойтись по виртуалу в среде модеров и к тебе уже будут относиться совершенно по-иному и твой «благородный» имидж может просто отпугнут потенциально нужных и способных людей. Да и еще один важный момент, в сети не так уж много действительно толковых людей, которые будут помогать в подобных делах «просто так». Все толковые покладистые «мастера» нарасхват. И иногда нет другого выхода, как работать с теми, кто есть. Даже если все же приходиться расставаться, то я стараюсь расстаться по-человечески, хотя возможно не всегда.
Исповедь модера на internetwars.ruТяжелая конница из мода Русь II: Total War Конечно, какой я дипломат и лидер, не мне судить, но я честно старался, насколько это было в моей власти и по моим способностям!
Были и «временщики» и однодневки, всякие пытались поучаствовать или побывать в проекте. Так сказать приобщиться к «славе»!
Всех кто желал и участвовал в проектах можно поделить на несколько категорий с, грубо говоря, общими характеристиками:
1. «Прилипалы» - категория людей которые как бы участвую в проекте, но по сути ничего не делают для него. Не выполняют поручений и не делают даже того, за что взялись, вызвались делать. Они вовсю и везде и где только можно трубят, что они чуть ли не соавторы мода либо его значимые деятели, одни из крутых модеров проекта. Для них важно быть соучастниками дела, покупаться в лучах «славы», ощутить внимание других и почувствовать собственную значимость. Но как правило они очень долго не задерживаются. Работа длится долго и им в конце концов все это надоедает. Благо таких у нас было всего несколько, так как они очень много отнимают времени.
2. «Болельщики» - это люди которые хотели бы чем-то реально помочь, но в силу каких-то причин не делают этого или просто не могут. К примеру они заняты в других проектах, просто лень - но очень бы хотелось в наше детище проиграться, не имеют технических возможностей или знаний и т.д. Иногда они все же помогают, в сборе информации, в каких-то разовых, несложных поручениях. Отчасти они следует за нашим проектом достаточно долго, есть такие которые «болели» еще когда начинался первый проект и все еще с нами уже болея за второй!
3. «Сочувствующие» - довольно пестрая группа. Многие из них появлялись на форуме и говорили – «молодцы, так держать, мы мысленно с вами, ждем» Некоторые из них больше не появлялись, ну как минимум не писали. Другие еще некоторое время бродили «вокруг», некоторые в последствие – заинтересовавшись, «переквалифицировались» в другие категории. Были такие сочувствующие, которые делились некоторыми материалами и наработками или просто информацией. Некоторые предлагали помощь если будет нужна в тех моментах в которых они могли помочь. Иногда мы к ним обращались и как правило получали обещанную помощь, но в ограниченном масштабе.
4. «Критиканы» - не очень большая группа, но довольно заметная. Они как правело, критикуют, чью-то работу. Говорят как надо и как лучше, но сами особо ничем не помогают. Пытаются казаться специалистами в каких-то вопросах, но как только их уличают в некомпетентности, в большинстве случаев исчезают бесследно. Хотя бывают и такие, которые пытаются все же доказать свою правоту либо честно признают ошибку. Некоторые из них в конце концов увлекаются и так же переквалифицируются как правило в разряд «болельщиков».
5. «Вредители» - эта группа самая нежеланная. Некоторых видно сразу. Так как некоторые из них могут просто-напросто нападать на проект и его участников, ведут себя агрессивно и иногда переходят на грубости. Они устраняются достаточно легко. Баном! Но вот другая часть может быть отнесена к любому из здесь названых групп. Но они самые опасные, они могут саботировать работу, сливать конфиденциальную информацию на сторону и/или даже воровать материалы. В конце концов они вычисляются, но главное что бы не было поздно. Был случай, кое-кто даже попытался торговать уже готовым нашим модом. Но это уже из ряда вон выходящее. Я конечно же не говорю о пиратах которые выпустили диск с Русь ТВ и торгуют. В этом есть свой плюс, не все могут, качнут через инет, не все знают о существовании модов, и т.д.
6. «Попутчики» - это как правило уже известные и матерые модеры из других проектов, которые обмениваются с нами материалами, данными, знаниями и просто информацией. Оказывают различные услуги в решение каких-то технических проблем, в обмен на наши услуги и т.д. Но не принимают полноценного участия в проекте. Они бывают очень даже полезны для нашего проекта и оказывают существенное содействие.
7. «Патриоты» - это категория, как правило интересуется нашим проектом в сугубо узком лично им интересной области. К примеру одной из стран, которую мы прорабатываем в нашем проекте. Как правило оказывают очень мощную информационную поддержку, иногда уникальными данными, касающиеся предмета их «страсти». Но иногда бывают очень эмоциональными спорщиками в вопросах касающихся их компетенции. Бывает, это выливается в конфликты, которые приходиться гасить.
8. «Сторонние» - это категория как правило состоит из представителей иноязычной среды. Которые обычно имеют к нашему проекту, особенный интерес в части получения определенной информации или к обмену конкретными материалами. Либо просят оказать помощь в решении какого-то вопроса в части моддинга.
9. «Соратники» - это самая нужная и замечательная часть. Их немного, но на них можно положиться и в основном ими делается значительная часть работы, которую не делаю я сам. Они и есть костяк команды!
Можно еще выделить несколько групп, но они вполне могут быть отнесены к любой другой из уже названных, так как это, еще раз повторюсь, достаточно грубое разграничение, но и самое типичное.

ЧЕГО РАДИ ИЛИ ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО НУЖНО?
А теперь снова вернемся к теме, что у кого-то может возникнуть вопрос – а зачем это вам надо, да еще бесплатно?
Лично меня во всем этом привлекает возможность творчества, какой-то хоть и частичной самореализации. Кто-то меня, правда уже давненько, спросил – что мне наверное славы захотелось.
Вот уж о чем я не думал так это о славе. Да и первая строчка в топике, в котором я «опубликовал» впервые свою идею о моде на тему Руси, было написано «за отчизну обидно». Мне тогда действительно было обидно. Так как в большинстве игр которые я видел, наша Родина была либо совсем не представлено, либо как второстепенная страна и как правило «непроработанная» должным образом, либо, скажем так, и вовсе представлена карикатурно! Даже моды, которые делались на тот момент не имели никакого отношения к Руси. Я не беру во внимание мод «Огнем и Мечем», так как там совсем другая тема, там уже не Русь.
В конце концов возможность что-то самому создавать, было и есть для меня гораздо более интересное занятие, чем просто играть в игры. Даже в Medieval 2 Total War или просто М2 я играл только в первое время после ее выхода. И то только потому, что мне нужно было знать, что это за игра и какие у нее возможности, что бы потом заняться воплощением на ее платформе нового проекта – Русь 2! А вот в Империю даже играть не стал. Но тут видимо все дело в моей нелюбви к эпохе пороха.
Что же касается причин и мотивов других участников проекта – я не могу сказать точно что ими двигало и двигает, могу только предположить.
Конечно же это в первую очередь, как и у меня – альтруизм. Может быть патриотизм. Кто-то, возможно, просто от нечего делать. Некоторые просто, что бы отвлечься после рабочего дня и поделать, что-то для души, для себя. Ведь не секрет, что многие из нас ходят на работу как на отработку барщины. Я где-то читал социологические опросы, где было написано, что примерно 90% наемных рабочих ходят на работу не имея на то желания или даже с ненавистью. Но у тех, кто занят своим делом или творческой деятельностью, картина совершенно другая, но я тут не об этом пишу. Естественно, что после 8-ми, или сколько там, часов оторванных от жизни и подаренных какому-то чужому «дяде», иногда хочется что-то сделать и для себя.
Хотя я знаю и таких, которые практически полностью делали свои моды, сидя на рабочем месте. Вот бы мне такую работу, что бы сидеть и делать, то что мне хочется, да еще получать за это дело деньги.
Есть такие, кто занимается этим с определенной целью. Ведь, наверное, уже ни для кого ни секрет, что в сети существуют и платные проекты. Правда, что из этого вышло, судите сами. Были даже случаи когда команда модеров реорганизовывалась в коммерческий проект – пример Наполеоники. Иногда некоторые особо талантливые ребята бывают замечены кокой-то организацией и их приглашают на работу, где платят зарплату. Вот некоторые естественно и пытаются посредством моддинга обратить на себя внимание, хотя это не типично.
Мне, конечно, задавали вопрос, почему бы вам самим не реорганизоваться, в какую-нибудь конторку и самим делать уже свои игрушки и получать за это денежки.
Действительно, какая малость, взяли и собрались, но для этого нужна хотя бы одна вещь – движок. Да вот нет его, ну можно еще его написать, но увы мы программированию не обучены, а что бы просить кого-то со стороны для этого иметь денежку и насколько я знаю удовольствие это не из дешевых. Вот такая мелочь для этого собственно и нужна. Я уж не говорю о других проблемах, которые неизбежны при таком виде деятельности.

НАБОЛЕВШЕЕ О МОДДИНГЕ И НЕ ТОЛЬКО
Какое будущее у моддинга? Моддинг будет и дальше жить, но вот ждать каких-то больших проектов, уже видимо сильно не стоит, как минимум в большом количестве. Так как сложность создания игр усиливается и какие-то глобальные переработки той или иной игры требует огромных затрат человеко-часов. А это могут себе позволить только очень большие и устойчивые команды имеющие достаточно ресурсов, знаний и свободного времени. Все рано или поздно кончается.
Что касается моего будущего в моддинге, то скажу, что это дело уже ушло на второй план, появились другие интересы не связанные с играми и моддингом. Постепенно отхожу от этого вида деятельности. Естественно продолжается работа над Русью, и параллельно я еще участвую в проекте по Первой эпохе, но все идет к тому, что на этом и закончится.
В заключение скажу пару слов о «Империале». Делаю это просто потому, что у меня с ним связаны 4 года жизни, я стоял у его истоков, я много времени и сил вложил в его развитие, и весь моддинг я осуществлял на нём. В августе 2009 года произошли некоторые события, о сути которых известно знающим людям, а кому нет, то не стоит даже заморачиваться. В той ситуации я не был согласен с действиями администрации и поэтому вышел из руководства. К сожалению, мое мнение уже стало не в счет и повлиять на ситуацию я не мог. Теперь на вольных хлебах, но вот так взять и уйти... когда в это дело столько всего вложено... Все течет все меняется!
 
© Автор статьи VIR, специально для Internetwars.ru
© Любая перепечатка и копирование без согласия  Internetwars.ru запрещается  .